Анастасия Быкова
Занятие в подготовительной к школе группе по экономике «Деньги»
Занятие в подготовительной к школе группе по экономике .
Тема : «Деньги » .
Цель : создание условий для активного исследования темы, формирование у детей представления о деньгах , как об универсальном средстве обмена.
Задачи :
1. Формировать у детей понимание, что каждый товар имеет свою цену, представления о разнообразии денежных знаков в разных странах. Формировать представление о значении труда как способе зарабатывания денег. Закреплять знание сказок о деньгах , умение решать экономические задачи .
2. Развивать умение рассуждать, образное мышление. Развивать речевую активность, коммуникативные навыки, умение выполнять операцию по существенным экономическим признакам . Формировать навыки работы в коллективе, взаимодействуя со сверстниками и взрослыми. Формировать интегративные качества старших дошкольников – любознательный , активный, эмоционально отзывчивый, овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками, способный планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, способный решать интеллектуальные задачи, адекватные возрасту, имеющий первичные представления о себе, овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности (умениями работать по правилу и образцу, слушать инструкции и выполнять их).
3. Воспитывать уважительное отношение друг к другу. Воспитывать самостоятельность в высказываниях, при ответах на вопросы; чувство взаимопомощи и желание оказывать помощь товарищу, умение договариваться, работая в небольших группах .
Материалы : схема-карта с изображением места, где лежит и задания для его поиска. Шкатулка с денежными купюрами, заготовки листов А5 и цветные карандаши, кошелек, пластиковая карточка, математические карты – схемы задач. Карточки со словами : здоровье, дружба, солнце, совесть, игрушки, туфли, рыбка.
К. И. Чуковский «Муха - цокотуха» , А. Н. Толстой «Приключение Буратино» , брать Гримм «Выгодное дело» , Г. -Х. Андерсен «Огниво» и «Серебряная монета» , русская народная сказка «Умный работник» ;
Решение логических задач, экономических задач по математике ;
Знакомство детей с денежными купюрами и монетами;
Сюжетно – ролевые игры «Продуктовый магазин» , «Почта» ;
Дидактические игры : «Угадай название» , «Закончи предложение» , «Найди лишнее» , «Выбери верно предложение» .
Структурный
деятельности
Организа - ционный момент.
Воспитатель : Находит в группе лист бумаги формата А 4, на котором нарисована схема-карта и написаны задания.
Воспитатель : Спрашивает у детей, что нарисовано на этом листе бумаги?
Воспитатель : Предлагает детям отправиться на поиски клада, используя карту.
Кинезиологи - ческая гимнастика
Дети, я думаю, что для выполнения такого серьёзного дела мы должны быть внимательными, да?
Давайте, вспомним и выполним упражнение, которое нам поможет быть внимательными в работе.
Чтоб ни чего не упустить, внимательными быть – нужно на ладонь давить.
И еще одно упражнение : нарисуйте в воздухе цифру 8 одной рукой, а потом другой, а теперь обеими руками вместе.
Вы теперь стали очень внимательными, сосредоточимся на нашем занятии .
Пройдем к доске, и приступим к заданию.
Интеллектуальная разминка.
А кто может напомнить, что мы должны будем сделать?
Воспитатель :
Да, правильно! Обращаюсь к коллективной беседе с детьми.
Что мы должны сделать в начале? Как вы думаете, с чего начинать? Подсказываю. (первое задание) . А что нам следует сделать после этого? (После ответов детей в соответствующем порядке выполняем) .
Педагог :
Вот мы и выстроили с вами план действий. Начинаем действовать по намеченному плану.
(Но прежде чем приступить к действиям, обговариваем с детьми все еще раз.)
Самостоятель - ная деятельность детей.
Воспитатель : Зачитывает задание №1 : для того чтобы приблизиться на один шаг к заветному кладу вспомните как можно больше сказок, где говорится о деньгах…
Воспитатель : Хвалит детей за проявленную эрудицию и хорошие знания сказок.
Зачитывает следующее указания по карте : от места, где вы находитесь, сделайте 7 шагов прямо, там вас ожидает следующее задание.
Воспитатель : Предлагает одному из детей зачитать задание №2.
Воспитатель : Благодарит детей за сообразительность и предлагает посмотреть карту, для определения дальнейшего движения.
Воспитатель : Зачитывает следующее указания по карте : от места, где вы находитесь, сделайте 8 шагов вперёд и повернитесь на право. Перед вами лежит задание №3.
Воспитатель : Предлагает одному из детей зачитать задание №3.
Воспитатель : Знакомит детей с условиями задач для каждой из групп :
Задача для 1-й группы :
Мама дала Кате 4 рубля и Диме 4 рубля. Могут ли ребята купить карандаши по цене 10 рубля? Почему?
Воспитатель :
Задача для 2-йгруппы :
У Оли были такие монеты : 5 рублей, 2 рубля, 1 рубль. Она купила пирамидку за 5 рублей. Сколько рублей осталось у Оли?
Воспитатель группах заданий : от места, где вы находитесь, сделайте 4 шага влево и 5 шагов вперёд.
Физкультурная минутка.
Раз- подняться, потянуться
Два-нагнуть, разогнуться,
Три-в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре- руки шире,
Пять-руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.
Воспитатель : Хвалит детей за умение быстро и чётко работать в группах и даёт дальнейшие указания для выполнения последних заданий : от места, где вы находитесь, сделайте 2 шага вправо и 3 шага вперёд.
Воспитатель :
Зачитывает задание №4 – перед вами находятся карточки со словами, отберите те из них, что нельзя купить за деньги (конфеты, здоровье, игрушки, дружба, солнце, туфли, рыбка, совесть) .
Воспитатель :
Хвалит детей и говорит, что именно дружба и помогла им справиться со всеми испытаниями и найти клад.
Воспитатель :
Рассказывает о существовании различных денежных купюр и монет в современном мире. Знакомит детей с названиями денег других стран.
Воспитатель :
Спрашивает у детей, что такое деньги ?
Воспитатель, обобщая ответы детей, подводит к определению : деньги – это разрешенное государством средство обмена.
Воспитатель : государством можно называть каждую отдельную страну со своей властью и порядком. Америка – это государство? Россия – это государство? Китай – это тоже государство :
Так вот в каждом государстве разрешены свои деньги : например в Германии Евро
Египте Фунт
США Доллар
Таиланде Бат
России Рубль
Воспитатель : Предлагает детям придумать и нарисовать деньги , которыми можно будет пользоваться в сюжетно-ролевых играх.
Воспитатель : организовывает выставку детских работ и благодарит детей за увлекательные поиски клада.
Подведение итогов занятия .
Воспитатель : организует выставку детских работ, вместе с детьми они выбирают самые удачные эскизы «радужки» и благодарит детей за увлекательные поиски клада. Предлагаю не скольким детям рассказать почему именно такие деньги они на рисовали , или придумать историю.
Оценка деятельности детей.
Дети, вы сегодня провели собственный исследовательский поиск, справились с серьезными испытаниями, смогли проанализировать собранные сведения и обобщить их.
Лера, твои вопросы были очень интересными!
Никита и Жанна, вам приятно от того, что вы смогли сделать, справиться с заданиями? Почему?
Егор и Варвара, у вас получились, очень интересные истории получились.
Женя, еще немного времени и у тебя все получится.
Мотивация на новую образовательную деятельность
Давайте сохраним наши деньги «Звездочки» до следующего занятия , и сравним их с деньгами ., которыми обмениваются люди в других странах.
Анализ занятия
Цель и задачи данного занятия соответствуют программным требованиям, возрастным особенностям и уровню подготовленности детей .
Образовательная работа данного занятия способствует включению ребенка в исследовательский поиск. В процессе поиска подводила детей к нужной идее – делала так, чтобы дети сами высказывали то, что требуется в данной ситуации. Таким образом, выстраивали план дальнейшего действия и договаривались о способах решения получаемых сведений. Быстрое ориентирование в пространстве детьми способствовало развитию ассоциативного мышления и творческих способностей. Во время сбора материала ребята работали как индивидуально, так и в группах , перемещались по кабинету так, как было указано в заданиях, что внесло элемент необычности в процесс работы. Сопровождая детское исследование, старалась не давать прямых инструкций, не делать за них то, с чем они справлялись сами. Анализируя собранные сведения и обобщая материал, смотрели и рассуждали : что интересного мы узнали? Что нового можем рассказать другим по результатам проведенного исследования? Для того, чтобы усилить значимость поиска и сделать игровую ситуацию более концентрированной использовались различные задания, различной трудности. Активность детей в процессе обсуждения задания, задаваемые вопросы способствовали развитию критического мышления.
На протяжении всего занятия дети были заинтересованы и активны, т. к. деятельность была разнообразной. Взаимоотношения между детьми были дружелюбными, они умели найти правильное решение, согласовывали действия, работая в группе . Игровая ситуация способствовала поддержанию у детей интереса на протяжении всего занятия .
В конце занятия была проведена рефлексия. Это дало возможность узнать
трудно ли быть учеными и проводить настоящее исследование.
Светлана Буханкова
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе по ФЭМП по теме «Деньги»
Цель : закрепить с детьми роль денег в повседневной жизни.
Задачи :
1. Познакомить детей с деньгами , их предназначением;
2. Упражнять в ориентировке на листе бумаги;
3. Учить ставить точки на пересечении линий (соединять точки по прочерченным линиям) ;
4. Упражнять детей в ориентировке в пространстве;
5. Активизация словаря : деньги , рубль, монета, купюра, штампуют, металл.
Предварительная работа : чтение сказки «Золотой ключик» , рассматривание денежных купюр, поход в магазин.
Приоритетные образовательные области : «Познание»
Интеграция образовательных областей : «Социализация» , «Коммуникация» , «Познание» .
Виды деятельности : игровая, коммуникативная, двигательная, продуктивная.
Материалы :
Для воспитателя : деньги -монеты достоинством 1,2,5 рублей; купюры достоинством 10, 50 рублей; копейки, простые предметы : ручка, карандаш, ластик (ценой до 10 руб.) .
Для детей : тетрадь, карандаш, насадка на карандаш.
I ЧАСТЬ. Работа в тетради
Воспитатель : Дети :
Дети, откройте тетради. Посмотрите, как нарисовать квадрат по клеткам : Поставьте точку на пересечении линий, отсчитайте две клетки вниз и поставьте еще одну точку. Соедините точки линией. Теперь отсчитайте от верхней точки две клетки вправо и поставьте точку, снова соедините точки линией. Отсчитайте 2 клетки вниз, поставьте точку и соедините точки линией. Теперь соедините линией 2 точки внизу, получится квадрат. Дети выполняют работу по образцу воспитателя
Какая фигура получилась? Квадрат получился
У вас черточками нарисован квадрат. Обведите его карандашом Дети обводят карандашом
Отсчитайте 2 клетки вправо и нарисуйте еще один квадрат. Дети выполняют работу.
Теперь отступите еще 2 клетки вправо и нарисуйте еще 2 квадрата. Правильно держите карандаш Дети рисуют самостоятельно квадраты
Физминутка :
Мы шли, шли, шли,
Белый гриб нашли,
Раз грибок, два грибок,
Положили в кузовок
И присели на пенек Дети шагают, присели, встали, 2 наклона, присели
II ЧАСТЬ. Сейчас мы поиграем «Найди игрушку» .
Амир выйдет за дверь, а мы спрячем игрушку, потом объясним, как ее найти : «Иди от стола до ковра, от ковра поверни направо, сделай 5 шагов и там ищи».
Что ты нашел?
Игра проводится 3 раза. Ребенок выходит, затем возвращается и ищет по объяснению товарища
III ЧАСТЬ. Беседа с детьми.
Кто из взрослых в вашей семье работает?
Кем они работают?
Что взрослые получают за свой труд?
Что такое деньги ?
Какие российские деньги вы знаете ?
Зачем они нужны?
На что расходуют деньги ? Ответы детей
Делать покупки, платят за квартиру, покупают продукты, одежду, вещи, откладывают на отдых
Правильно, значит деньги нам необходимы в жизни. Давайте рассмотрим бумажные купюры и монеты.
Сравним их и скажем, чем они похожи и чем отличаются? Что есть на сторонах и купюр и монет? Дети отвечают : с одной стороны денежного знака указана его стоимость, есть цифры, слова, а с другой стороны- герб нашей страны.
Отличаются деньги материалом , из которого их изготавливают. Купюры печатают на специальной бумаге, а монеты штампуют из металла.
Купюры бывают разных цветов, а монеты изготавливают из разного металла.
Посмотрите и скажите, сколько может стоить карандаш? А сколько стоит линейка? Видите, каждая вещь имеет свою цену, поэтому вещи нужно беречь. 3 или 4 рубля, линейка может стоить пять рублей
Сегодня на занятии мы узнали много нового. Расскажите, пожалуйста, об этом. Дети перечисляют, с чем познакомились на занятии .
Анализ занятия по формирован
Современные дети с раннего детства так или иначе сталкиваются с экономическими вопросами. Они слышат, как родители обсуждают повышение зарплаты, рост цен в магазинах. Желание обладать дорогостоящей игрушкой, которую мама и папа не могут приобрести - также соприкосновение с миром финансов. Именно поэтому в дошкольной педагогике не так давно появилось инновационное направление - экономическое воспитание. Педагог поможет создать у малыша правильное представление о деньгах, семейном бюджете, производстве, потреблении и прочих важных понятиях.
Экономические занятия проводятся в дошкольном учреждении (далее - ДОУ) в рамках образовательной деятельности по познанию окружающего мира (блок «Социализация»). Они преследуют следующие цели:
Таким образом, экономическое воспитание в ДОУ включает в себя следующие основные блоки:
Экономические занятия в детском саду целесообразно начинать со средней группы:
На занятиях с детьми пятого года жизни будут эффективны следующие приёмы:
На каждом занятии по экономике может фигурировать один и тот же сказочный герой, например, гном Эконом
В старшем дошкольном возрасте расширяется круг экономических понятий, с которыми знакомятся дети. Полученные ранее знания углубляются:
На занятиях с воспитанниками старшей и подготовительной группы актуально использование следующих приёмов:
Чтобы экономика стала для дошкольников интересной и понятной, педагог выбирает интересные формы занятий. В первую очередь это подразумевает включение в их структуру игрового компонента.
Игра - наиболее приемлемый способ обучения для дошкольника. Знания ему не навязываются: путём проб и ошибок ребёнок делает для себя выводы, а педагог его незаметно направляет. Игровые занятия могут иметь форму «путешествия» (в город Экономинск, по известным сказкам), викторины, соревнования.
Сделать экономику доступной поможет сюжетно-ролевая игра. Так, уже в средней группе малыши с удовольствием играют в магазин, кафе, воспроизводя действия взрослых, - примеряют на себя функцию продавца и покупателя. Также экономическую направленность имеют игры в парикмахерскую, такси (продажа услуг). Все эти действия можно включать в занятие. При этом крайне важно, чтобы воспитатель проговаривал все манипуляции, обогащая словарный запас детей экономическими терминами. Можно также использовать условные деньги - разноцветные бумажки.
Усвоение новой информации успешно проходит в виде сюжетно-ролевой игры
В старшем дошкольном возрасте педагог предлагает ребятам новые игры – «Аптека», «Банк», «Аукцион». Традиционная игра «Магазин» усложняется: ассортимент продуктов расширяется, их уже нужно взвешивать, вводится роль не просто продавца, а кассира, выдающего чеки, к бумажным купюрам присоединяются монетки. Детям будет интересно поиграть и в супермаркет, где продавец рассказывает покупателям о выгодных акциях. Пусть магазин будет предлагать не только продукты, но и одежду, игрушки, спортивные и канцелярские товары и пр. Чтобы сюжетно-ролевая игра максимально была приближена к реальности, воспитатель вместе с детьми может изготовить ценники для товаров.
В ходе такой игры важно периодически создавать для детей проблемную ситуацию, требующую выбора: например, потратить в магазине все имеющиеся деньги или отложить часть и постепенно накопить на более крупную покупку? Потратить определённую сумму на лекарства или на новую одежду? И т. п.
В свободное время дошкольники могут поиграть в настольные игры экономического содержания («Менеджер», «Монополия», «Денежный поток»), закрепляя тем самым экономические понятия (лучше, если они будут играть с воспитателем или под его присмотром: это довольно сложные игры, правила которых часто требуют дополнительных объяснений и комментариев). Такие игры подойдут скорее для старшей группы.
Настольная игра «Монополия» поможет закрепить экономические понятия
В занятия также стоит активно включать дидактические игры. Это многочисленные пособия на установление последовательности действий для изготовления какого-то продукта («Откуда хлеб пришёл?», «Как появляется книга?», «Строительство дома», «Как появляется платье?» и пр.). Другие же игры заключаются в том, чтобы подбирать атрибуты для различных профессий («Кому что требуется для работы», «Пятый лишний»). В зависимости от сложности их можно использовать с детьми разных возрастных групп.
Игра «Профессии» познакомит дошкольников с различными видами труда и его атрибутами
В старшем дошкольном звене можно проводить традиционные познавательные занятия. В процессе такой деятельности воспитатель доносит до детей интересную информацию, сочетая свой рассказ с мини-беседами. Такой подход актуален при знакомстве с денежными единицами разных стран и крупными предприятиями родного края. На подобных занятиях очень важна наглядность - красочные картинки и фотографии.
На познавательном экономическом занятии большую роль играет наглядность
Интересная тема для познавательного занятия - история появления денег. Старшим дошкольникам будет интересно узнать, что когда-то давно люди обходились без этого, потому что каждая семья имела всё необходимое для жизнедеятельности, не было разделения на профессии. Но со временем возникло разделение труда: при этом одни стали заниматься только разведением скота, вторые - шить одежду, третьи - молоть зерно и т. д. Возникла проблема бартера, обмена, и было очень трудно решить, сколько же мешков зерна нужно выручить за лошадь. Так и придумали деньги.
Бартер, или натуральный обмен, поначалу представлял собой проблему
Экономика - замечательная тема для развития у дошкольников коммуникативных навыков. Такие занятия проходят в форме диалога. Воспитатель формулирует чёткие вопросы, а ребята учатся корректно высказывать своё мнение. При этом совершенствуется объяснительная и доказательная речь.
Постигать основы экономики можно и в ходе коммуникативных занятий
Эффективный приём для работы - разрешение проблемных ситуаций, требующих от ребят размышления. Вот некоторые примеры:
Дети всегда с интересом и энтузиазмом воспринимают проблемные ситуации на основе известных сказок:
В ходе бесед воспитатель прививает дошкольникам уважение к представителям разным профессий, ценности любого труда. Уже в 5–7 лет дети начинают мечтать стать врачами, парикмахерами, машинистами и пр., - педагог просит их аргументировать свой выбор. Кроме того, важно рассказывать ребятам о богатых людях, которые всего добились именно своим трудом, подчёркивая, что для этого необходимо прилежно учиться в школе, техникуме, институте. Наряду с этим нужно воспитывать в детях сострадание к людям, попавшим в тяжёлую жизненную ситуацию.
Знакомить дошкольников с азами экономики можно средствами художественной литературы. Например, многие народные сказки воспитывают в дошкольниках такие черты характера, как хозяйственность, трудолюбие и бережливость, практичность и расчётливость. Это:
Есть произведения, которые наглядно демонстрируют процесс производства (например, «Петушок и бобовое зёрнышко», «Колосок»), сущность рекламы («Лиса и козёл»). Погружение в волшебную атмосферу способствует активизации собственной деятельности, освоению знаний и умений в непринуждённой форме.
Для обучения экономике можно успешно использовать также авторские сказки:
Герой произведения - Кошелёк, в котором лежат разные купюры, крупные и мелкие. Обычно он не был очень толстым. Но иногда наступали дни, когда он так наполнялся деньгами, что его замочки и кнопочки еле выдерживали. В такой период кошелёк открывали очень часто. Но наступало и грустное время: внутри было пусто, и героя просто бросали с одного места на другое. И вот однажды у Кошелька появилась соседка - блестящая пластиковая Карточка. Она сообщила, что теперь она является хранительницей семейного бюджета. Несмотря на то, что она маленькая и тоненькая, Карточка хранит секретный цифровой код, известный только её хозяину. Поэтому он может купить всё, что хочет, даже снять купюры и поместить их в свой кошелёк. Кошелёк обрадовался, что и о нём не забудут, и предложил позаботиться о Карточке - положить её в одно из своих отделений. Карточка, подумав, согласилась и почувствовала тепло и уют в карманчике Кошелька.
Игры и сказки на экономическую тематику помогут детям научиться обращению с деньгами
Также хороший материал для занятий - стихотворения:
Помимо того, при обучении дошкольников экономике можно использовать пословицы и поговорки. Каждая из них - это маленький рассказ, аккумулирующий многовековую народную мудрость.
Занятие по экономике можно провести в форме экскурсии . Например, воспитатель приглашает дошкольников посетить магазин или банк. Ещё один вариант - отправиться на ближайшие улицы, чтобы рассмотреть рекламные баннеры или соответствующие вывески на витринах магазинов. Можно познакомить детей поближе с профессиями сотрудников детского сада, показав их рабочие места.
Экономическое занятие можно провести в форме экскурсии
Экономическое воспитание имеет тесную связь с трудовой деятельностью дошкольников. Она воспитывает в детях такие важные качества, как ответственность, хозяйственность, бережливость. При этом педагог способствует формированию у ребят полезных бытовых привычек, эффективному расходованию ресурсов (например, напоминает выключать воду при мытье игрушек).
Педагог постоянно обращает внимание детей на испорченные вещи - сломанные игрушки, порванные книги, показывает, как их можно починить (например, можно совместно заклеить книги с помощью скотча).
Трудовая деятельность - важная составляющая экономического воспитания
Нужно добиваться у дошкольников стремления продлевать срок службы окружающих предметов - тогда они научатся беречь свои и чужие вещи.
Дошкольникам с детства нужно внушать ценность вещей: ведь каждый предмет кто-то создал своим трудом. Следует искоренять в детях привычку думать, что всё, что ломается, тут же легко заменяется новым.
Занятие на экономические темы по структуре не имеет принципиальных отличий от других, но у него есть свои особенности.
Поскольку экономика - довольно сложная тема, то особенно важно создать у детей мотивацию к образовательной деятельности, заинтриговать их. Для этой цели традиционно привлекаются сказочные персонажи. Например, в группе появляется Буратино с золотыми монетами. Он хочет приобрести себе Букварь и новую куртку для своего папы Карло, но не представляет, в каких магазинах всё это продаётся.
В средней группе беседу о работе родителей можно начать с истории про гнома Эконома, живущего в лесу. Его так зовут потому, что он очень много работал и накопил много денег. На эти средства гном построил собственный магазин и трудится там. Его жена по имени Гномелла работает доктором, лечит всех лесных гномов и за свою службу получает зарплату. Вместе с Экономом ещё живут бабушка с дедушкой, но они уже старые, не работают, а получают пенсию. Гном Эконом может пригласить ребят в путешествие, а за выполненные по пути задания он будет премировать ребят жетонами.
Другой вариант - воспитатель увлечённо рассказывает детям, что есть на земле сказочная страна Экономика, где живут необычные жители, и приглашает туда отправиться. Занятие в старшей и подготовительной группе можно начать с беседы о родном городе, а затем сообщить ребятам, что есть такой город - Экономинск. Далее следует виртуальная экскурсия по нему.
В соответствии с основными целями экономического образования в ДОУ воспитатель продумывает темы занятий.
Для лучшего освоения дошкольниками финансовых понятий воспитатель оформляет в группе экономический уголок. Он наполняется:
Оформить уголок экономики можно книгами, поделками и дидактическими играми экономического содержания
Экономическое воспитание - актуальное направление в современной дошкольной педагогике. И это не дань моде, а возможность с раннего детства приобщить детей к миру финансов и его закономерностям. Задача педагога - на доступном уровне рассказать ребёнку о сложных понятиях, проявить творческий и индивидуальный подход. Для этого воспитатель выбирает интересные и эффективные формы занятий, включающие игровой компонент и разные виды деятельности.
Конспект занятия в подготовительной группе по теме «Знакомство с деньгами»
Байкалова Надежда г. Красноярск МБДОУ №63
Цель: Закрепить с детьми роль денег в повседневной жизни. Обучение детей решению арифметических задач. Обучение детей сравнению чисел (с использованием монет).
Задачи: Познакомить детей с деньгами и их предназначением.
Решать и оставлять задачи с применением монет.
Упражнять в ориентировке на листе бумаги.
Расширить словарный запас: деньги, рубль, монета, купюра и т.д.
Виды деятельности : Коммуникативная, игровая, двигательная.
Материалы: Деньги – монеты достоинством 1,2,5рублей; купюры достоинством 10 и 50 рублей, копейки.
1 часть
Воспитатель: К нам в детский сад, сегодня пришел Буратино. Он очень расстроен. Так как потерял одну очень нужную ему вещь. А какую, сейчас узнаем. Давайте откроем тетради, поставьте точку на пересечении линий (графический диктант)
Воспитатель: Давайте посмотрим, что у нас получилось? Дети: Ключ.
Воспитатель: Правильно ключ, а давайте подумаем к какой двери может подойти этот ключ. (Ответы детей) Этот ключ от двери, которая находиться в каморке у папы Карло.
Физминутка:
Мы глазами миг, миг (моргать глазами)
Мы плечами чик, чик (движение плечами вверх)
Раз туда, два сюда (руки на пояс повороты вправо, влево)
Повернись вокруг себя
Сели встали, сели встали
Руки к верху все подняли
Раз, два, раз, два
Заниматься нам пора.
2 часть.
Беседа с детьми:
Кто из взрослых в вашей семье работает?
Кем они работают?
Ч то взрослые получают за свой труд?
Что такое деньги?
Зачем нужны деньги?
Давайте рассмотрим монеты и бумажные купюры. Сравним их и скажем чем они похожи и чем отличаются? С одной стороны денежного знака указана его стоимость (есть цифры), а с другой стороны - герб нашей страны. Что есть на сторонах и купюр и монет (ответы детей).
Отличаются деньги материалом из которого они изготавливаются. Купюры печатаются а монеты штампуются из металла. Монеты изготавливаются из разного металла, а купюры печатаются разных цветов.
Воспитатель: А сейчас мы с вами отправимся в магазин. Нам надо сделать покупки. Перед нами на витрине лежат продукты: хлеб, йогурт, огурец, капуста и т. д.
3 Часть. Составление задач.
1.Ване мама дала десять рублей и просила купить хлеб за 2 рубля и йогурт за 7 рублей. Сколько Ваня потратил денег? И сколько у него осталось? (ответы детей) Составление задач детьми самостоятельно. Ответы у доски.
2.Булочка стоит 3 рубля, а пряник 5 рублей. Сколько стоит булочка и пряник вместе?
4 часть. Игра «Отвечалка»
Как играть: Кинуть мяч и задать ребёнку разные вопросы, а он пусть отвечает. Затем поменяйтесь ролями.
Примечание . Подбирайте простые и смешные вопросы, например: «У кошки пять хвостов? А сколько ушей у двух мышей?.. Собаки умеют летать? У Деда Мороза зелёная шуба? Сколько крыльев у птиц? Сколько колес у машины?…..
Подведение итогов.
Чем мы сегодня с вами занимались? Что нового узнали? (ответы детей)
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку"
Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.Задачи:·...
Сценарии праздничных концертов к Дню Матери (для средней группы, старшей группы и подготовительной группы)
Каждый год осенью, а именно в ноябре весь мир празднует прекрасный праздник День Матери. Мама - это самый родной и близкий человек, который всегда поймёт и поддержит. Данные небольшие сценарии к...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №79»
Конспект занятия по теме
«Деньги»
Вид деятельности « Познание предметного и социального мира » согласно примерной ООП ДО « Детство » под ред . Т . И . Бабаевой , А . Г . Гогоберидзе , О . В . Солнцева
Разработала:
Быкова Анастасия Германовна,
воспитатель
Бийск – 2014
Пояснительная записка
Конспект составлен в помощь воспитателю реализовать на практике содержание работы в соответствии с ФГОС ДО.
Настоящий конспект занятия по теме «Деньги» разработан и проведен в подготовительной к школе группе в рамках реализации ООП ДО, составленной с учётом примерной образовательной программы «Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева.
Интеграция образовательных областей : Познавательное развитие, Социально-коммуникативное развитие, Речевое развитие, Художественно-эстетическое и Физическое развитие.
Занятие в подготовительной к школе группе по экономике.
Тема: «Деньги».
Цель : создание условий для активного исследования темы, формирование у детей представления о деньгах, как об универсальном средстве обмена.
Задачи:
Формировать у детей понимание, что каждый товар имеет свою цену, представления о разнообразии денежных знаков в разных странах. Формировать представление о значении труда как способе зарабатывания денег. Закреплять знание сказок о деньгах, умение решать экономические задачи.
Развивать умение рассуждать, образное мышление. Развивать речевую активность, коммуникативные навыки, умение выполнять операцию по существенным экономическим признакам. Формировать навыки работы в коллективе, взаимодействуя со сверстниками и взрослыми. Формировать интегративные качества старших дошкольников – любознательный, активный, эмоционально отзывчивый, овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками, способный планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, способный решать интеллектуальные задачи, адекватные возрасту, имеющий первичные представления о себе, овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности (умениями работать по правилу и образцу, слушать инструкции и выполнять их).
Воспитывать уважительное отношение друг к другу. Воспитывать самостоятельность в высказываниях, при ответах на вопросы; чувство взаимопомощи и желание оказывать помощь товарищу, умение договариваться, работая в небольших группах.
Материалы : схема-карта с изображением места, где лежит и задания для его поиска. Шкатулка с денежными купюрами, заготовки листов А5 и цветные карандаши, кошелек, пластиковая карточка, математические карты-схемы задач. Карточки со словами: здоровье, дружба, солнце, совесть, игрушки, туфли, рыбка.
Предварительная работа:
Чтение и обсуждение русских народных и авторских сказок о деньгах:
К. И. Чуковский «Муха - цокотуха», А. Н. Толстой «Приключение Буратино», брать Гримм «Выгодное дело», Г.-Х. Андерсен «Огниво» и «Серебряная монета», русская народная сказка «Умный работник»;
Решение логических задач, экономических задач по математике;
Знакомство детей с денежными купюрами и монетами;
Сюжетно – ролевые игры «Продуктовый магазин», «Почта»;
Дидактические игры: «Угадай название», «Закончи предложение», «Найди лишнее», « Выбери верно предложение».
Организация образовательной деятельности :
Структурный
элемент
Воспитатель : Зачитывает задание №1: для того чтобы приблизиться на один шаг к заветному кладу вспомните как можно больше сказок, где говорится о деньгах…
Воспитатель:
Даёт положительную оценку ответов детей – за проявленную эруди-цию и хорошие знания сказок.
Зачитывает следующее указания по карте: от места, где вы находитесь, сделайте 7 шагов прямо, там вас ожидает следующее задание.
Воспитатель: Предлагает одному из детей зачитать задание №2.
Воспитатель:
Благодарит детей за сообразительность и предлагает посмотреть карту, для определения дальнейшего движения.
Воспитатель: Зачитывает следующее указания по карте: от места, где вы находитесь, сделайте 8 шагов вперёд и повернитесь на право. Перед вами лежит задание №3.
Воспитатель: Предлагает одному из детей зачитать задание №3.
Воспитатель: Знакомит детей с условиями задач для каждой из групп:
Задача для 1-й группы:
Мама дала Кате 4 рубля и Диме 4 рубля. Могут ли ребята купить карандаши по цене 10 рубля? Почему?
Воспитатель:
Задача для 2-йгруппы:
У Оли были такие монеты: 5 рублей, 2 рубля, 1 рубль. Она купила пирамидку за 5 рублей. Сколько рублей осталось у Оли?
Воспитатель: Хвалит детей за умение быстро и чётко работать в группах и даёт дальнейшие указания для выполнения последних заданий: от места, где вы находитесь, сделайте 4 шага влево и 5 шагов вперёд.
Ответы детей: К. И. Чуковский «Муха-Цокотуха», А. Н. Толстой «Приключения Буратино», братья Гримм «Выгодное дело», Г. -Х. Андерсен «Серебряная монета», «Огниво», грузинская сказка «Заработанный рубль», русская народная сказка «По копейке блёстка.
Выполняют указания воспитателя и находят второе задание.
Ребёнок зачитывает задание: задание №2 «Найди лишнее»: перед вами находятся 5 предметов, скажите, какой экономический признак их объединяет и какие предметы лишние (100 рублей, монета 50 копеек, кошелёк, пластиковая кредитная карточка).
Ответы детей: 100 рублей, 1 доллар, монету (50 копеек) и пластиковую кредитную карточку объединяет категория «Деньги», а лишним здесь будет кошелёк т. к. им нельзя расплатиться в магазине.
Дети: рассматривают карту и определяются с дальнейшей траекторией движения на пути к поиску клада.
Дети: следуют указаниям и приходят к следующему заданию.
Ребёнок зачитывает задание: Задание №3 - решите экономические задачи, и вы ещё ближе приблизитесь к заветному кладу (для выполнения этого задания разделитесь на две группы).
Дети: самостоятельно делятся на две равные, по числу участников, группы и рассматривают карты-схемы задач.
Ответ детей:
Нет т. к. у Кати и Димы вместе всего 8 рублей (4+4=8, а для покупки карандашей им не хватает 2 рубля (10-8=2) .
Ответ детей :
У Оли осталось 3 рубля (2+1=3) т. к. 5 рублей она потратила на пирамидку.
Воспитатель:
Даёт положительную оценку ответов детей за умение быстро и чётко работать в группах и даёт дальнейшие указания для выполнения последних заданий: от места, где вы находитесь, сделайте 2 шага вправо и 3 шага вперёд.
Воспитатель:
Зачитывает задание №4 – перед вами находятся карточки со словами, отберите те из них, что нельзя купить за деньги (конфеты, здоровье, игрушки, дружба, солнце, туфли, рыбка, совесть).
Воспитатель:
Хвалит детей и говорит, что именно дружба и помогла им справиться со всеми испытаниями и найти клад.
Воспитатель:
Рассказывает о существовании различных денежных купюр и монет в современном мире. Знакомит детей с названиями денег других стран.
Воспитатель:
Спрашивает у детей, что такое деньги?
Воспитатель, обобщая ответы детей, подводит к определению: деньги – это разрешенное государством средство обмена.
Воспитатель: государством можно называть каждую отдельную страну со своей властью и порядком. Америка – это государство? Россия – это государство? Китай – это тоже государство:
Так вот в каждом государстве разрешены свои деньги: например в Германии Евро Египте Фунт США Доллар Таиланде Бат России РубльВоспитатель: Предлагает детям придумать и нарисовать деньги, которыми можно будет пользоваться в сюжетно-ролевых играх.
Воспитатель: организовывает выставку детских работ и благодарит детей за увлекательные поиски клада.
Дети чётко выполняют указания воспитателя и приходят к магнитной доске, на которой расположено, последнее задание.
Ответы детей:
За деньги нельзя купить: солнце, здоровье, совесть, дружбу...
Дети: находят шкатулку с денежными купюрами и монетами, различных стран мира, и рассматривают их.
Дети: слушают рассказ воспитателя.
Ответы детей :
деньги – это бумажные листы, их называют купюрами, и монеты, которые мы отдаём в магазине в обмен, на какие-либо товары.
Дети: (задают вопрос воспитателю)
Что значит «разрешённое государством»?
Дети: да.
Дети: самостоятельно придумывают названия для денежек («Звездочки» т. к. наша группа называется «Звездочки», которыми будут пользоваться в группе и рисуют их).
Учебно-методический комплекс
Волчкова, В. Н. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Математика: учеб. - метод. Пособие для воспитателей и методистов ДОУ / В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004. – 91с.
Голицына, Н. С. Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении. Старшая группа/ Н.С. Голицына.- М.: Скрипторий 2003, 2007. – 32с.
Детство: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др. – СПб.: ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2013. – 528с.
Епанешникова, Т. П. Дошкольник в мире экономики. – СПб.: ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2013. – 176с. – Волгоград: Учитель, 2008. – 169 с.
Киреева, Л. Г. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые и дидактические игры/ авт. Сост. Л.Г. Киреева.
Анализ проведенного занятия
Цель и задачи данного занятия соответствуют программным требованиям, возрастным особенностям и уровню подготовленности детей.
Образовательная работа данного занятия способствует включению ребенка в поиск. В процессе поиска подводила детей к нужной идее – делала так, чтобы дети сами высказывали то, что требуется в данной ситуации. Таким образом, выстраивали план дальнейшего действия и договаривались о способах решения получаемых сведений. Быстрое ориентирование в пространстве детьми способствовало развитию ассоциативного мышления и творческих способностей. Во время сбора материала ребята работали как индивидуально, так и в группах, перемещались по группе так, как было указано в заданиях, что внесло элемент необычности в процесс работы. Сопровождая поиск, старалась не давать прямых инструкций, не делать за них то, с чем они справлялись сами. Анализируя собранные сведения и обобщая материал, смотрели и рассуждали: что интересного мы узнали? Что нового можем рассказать другим по результатам проведенного исследования? Для того чтобы усилить значимость поиска и сделать игровую ситуацию более концентрированной использовались различные задания, различной трудности. Активность детей в процессе обсуждения задания, задаваемые вопросы способствовали развитию критического мышления.
На протяжении всего занятия дети были заинтересованы и активны, т.к. деятельность была разнообразной. Взаимоотношения между детьми были дружелюбными, они умели найти правильное решение, согласовывали действия, работая в группе. Игровая ситуация способствовала поддержанию у детей интереса на протяжении всего занятия.
В конце занятия была проведена рефлексия. Это дало возможность узнать
трудно ли быть искать клад.