Революция - это полное или комплексное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя. До недавнего времени революция рассматривалась как всеобщий «закон перехода» от одной общественно-экономической формации к другой. Но ученым никак не удавалось обнаружить признаки социальной революции при переходе от первобытнообщинного строя к классовому. Приходилось настолько расширять понятие революции, чтобы оно годилось для любого формационного перехода, но это приводило к выхолащиванию первоначального содержания термина. «Механизм» же реальной революции удавалось обнаружить только в социальных революциях нового времени (при переходе от феодализма к капитализму).
Согласно марксистской методологии, под социальной революцией понимается коренной переворот в жизни общества, изменяющий его структуру и означающий качественный скачок в его прогрессивном развитии. Наиболее общей, глубинной причиной наступления эпохи социальной революции является конфликт между растущими производительными силами и сложившейся системой социальных отношений и учреждений. Обострение на этой объективной почве экономических, политических и иных противоречий в обществе приводит к революции.
Революция всегда представляет собой активное политическое действие народных масс и имеет первой целью переход руководства обществом в руки нового класса. Социальная революция отличается от эволюционных преобразований тем, что она концентрирована во времени и в ней непосредственно действуют народные массы.
Диалектика понятий «реформа - революция» весьма сложна. Революция, как действие более глубокое, обычно «вбирает» в себя реформу: действие «снизу» дополняется действием «сверху».
Сегодня многие ученые призывают отказаться от преувеличения в истории роли того социального явления, которое именуют «социальной революцией», от провозглашения ее обязательной закономерностью при решении назревших исторических задач, поскольку революция далеко не всегда была главной формой общественной трансформации. Гораздо чаще изменения в обществе происходили в результате реформ.
Реформа - это преобразование, переустройство, изменение какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной структуры, оставляющее власть в руках прежнего правящего класса. Понимаемый в таком смысле путь постепенного преобразования существующих отношений противопоставляется революционным взрывам, сметающим до основания старые порядки, старый строй. Марксизм считал эволюционный процесс, консервировавший на долгое время многие пережитки прошлого, слишком мучительным для народа. И утверждал, что поскольку реформы всегда проводятся «сверху» силами, уже имеющими власть и не желающими с ней расставаться, то и результат реформ всегда ниже ожидаемого: преобразования являются половинчатыми и непоследовательными.
Сегодня великие реформы (т. е. революции «сверху») признаются такими же социальными аномалиями, как и великие революции. Оба эти способа решения общественных противоречий противопоставляются нормальной, здоровой практике «перманентного реформирования в саморегулирующемся обществе». Дилемма «реформа - революция» подменяется выяснением соотношения перманентного регулирования и реформы. В этом контексте и реформа, и революция «лечат» уже запущенную болезнь (первая - терапевтическими методами, вторая - хирургическим вмешательством), в то время как необходима постоянная и возможно ранняя профилактика. Поэтому в современном обществознании акцент переносится с антиномии «реформа - революция» на «реформа - инновация». Под инновацией понимается рядовое, однократное улучшение, связанное с повышением адаптационных возможностей социального организма в данных условиях.
Конец работы -
Эта тема принадлежит разделу:
Развитие человеческого общества представляет собой сложный и многогранный.. по проблеме единства и многообразия истории выделяют по меньшей мере две точки зрения..
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Философия истории
Экзаменационные вопросы № 42-44, 57
Общество – это исторически развивающаяся система, изучение которой является предметом комплекса социально-гуманитарных наук. В философии
Формационный подход
Всемирно-исторический прогресс был представлен К. Марксом как естественноисторический процесс смены общественно-экономических формаций.
Общественно-экономическая формация – общество, наход
Цивилизационный подход
Философия Арнольда Тойнби
А.Тойнби выдвинул две гипотезы:
1. Не существует единого процесса развития человеческой истории, эволюционируют лишь конкретные локальны
Культурологический подход
Данный подход к истории широко использовал немецкий философ Освальд Шленглер.
Каждая культура существует изолированно и замкнуто.
Таких культур восемь: индийская,
Смысл проблемы источника развития общества заключается в следующих вопросах: почему возможна историческая динамика общества? Что в обществе является объективным источником, порождающим исто
Проблема субъекта и движущих сил исторического процесса
В краткой формулировке сущность поставленной проблемы можно выразить: «Кто является творцом истории?». В связи с этим в философии истории используется два близких,
Концепции элит (элитаризма)
Данная концепция оформилась в конце 19- начале 20 в. (В.Парето, Г. Моска). Общество подразделяется на две неравные части, меньшую из которых составляет элита. Ее главный признак - способность к соз
Феномен толпы
Данный подход связан с анализом феномена толпы (массы), негативное воздействие которой на общественные события просматривается на всем протяжении всемирной истории и являлось предметом обсуждения е
История понятия
Сама идея прогресса зародилась еще в античное время. Авторы данного времени приходят к выводу о наличии только умственного прогресса, в нравственном отношении человечество регресси
Критерии прогресса
Особую сложность представляет проблема критериев общественного прогресса. В отношении общества следует применять комплексный критерий прогресса. Фактически каждая сфера общества требует своего спец
Урок по обществознанию, 11 класс.
Тема: «Революция и реформы. Проблема общественного прогресса и его критериев»
План урока:
1. Дать определение понятиям: революция и реформа.
2. Понятие прогресса. Общественный прогресс.
3. Проблема общественного прогресса и его критериев. Противоречивость прогресса
4. Цена прогресса. Проблема смысла и направленности исторического процесса.
Основные понятия : реформа, революция, прогресс, общественный прогресс регресс.
Цели и задачи урока:
1. В результате урока учащиеся должны познакомиться с историческими понятиями и проблемами общественного развития.
Узнать чем реформа отличается от революции;
Вспомнить какие государства прошли через революционные изменения;
Составить представления о цене прогресса;
Анализировать проблему смысла и направленности исторического процесса;
Научится аргументировать свою точку зрения;
Определять круг проблем общественного развития;
Использовать и объяснять основные понятия;
Воспитательная цель: любить и уважать свою Родину и её историю.
1. Процесс общественного развития может носить реформистский или революционный характер, отсюда производные понятия «реформизм», «реформатор», «революционность», «революционер».
Реформа – это изменение (чаще всего усовершенствование) в какой –либо сфере жизни общества, проводимые одновременно, через ряд постепенных преобразований, не затрагивающих его фундаментальные основы.
Реформы могут проходить во всех сферах общественной жизни.
Социальные реформы , осуществляемые сверху правящими кругами, - это преобразования, изменения в каких-либо направлениях общественной жизни, не уничтожающие основ существующей социальной системы (эти реформы непосредственно связаны с людьми)
Экономические – это преобразования хозяйственного механизма – форм, методов, рычагов и организации управления хозяйством станы (приватизация, закон о банкротстве, налоговые законы и т.п.)
Политические – изменения в политической сфере (изменения в конституции, расширение гражданских свобод, избирательная система и т.п.)
Степень реформаторских преобразований может быть очень существенной, даже изменять общественный строй или типы хозяйственной деятельности: реформы Петра 1, нынешние реформы в России.
Реформы могут быть как прогрессивными, так и регрессивными (реакционными).
Последствия реформ проявляются не всегда быстро, следовательно, их объективная оценка может быть дана только по прошествии времени.
Другой вид изменений – это революция (поворот, переворот), то есть коренное качественное изменение в основах каких – либо явлений природы, общества и познания. Социальная революция затрагивает основы общественного строя.
2. Сущность и критерий общественного прогресса
Прогресс - это поступательное движение, развитие, идущее по восходящей линии от низшего к высшему, от простого к сложному.
Противоположным по значению является понятие регресса. Это движение по нисходящей линии, упадок, деградация.
Процессы поступательного движения имеют место в самых разных областях действительности - в неорганической природе, в природе органической, в жизни общества. Это - процессы большого разнообразия.
Всеобщие диалектические законы бытия по-разному проявляются в различных формах движения материи, в качественно различных областях действительности, процессах. Поступательное движение получает особые, специфические черты в зависимости от качественного своеобразия тех явлений и процессов, в которых это поступательное движение осуществляется.
Прогресс в неорганической природе отличается от прогресса в природе органической, прогресс в человеческом обществе имеет свои особые черты, присущие только ему. В этом - основание для специального изучения социального прогресса, прогресса в жизни общества.
Маркс указывал, что «понятие прогресса не следует брать в обычной абстракции». Прогресс - это одна из форм развития, характеризующаяся такими необратимыми изменениями явления или целостный системы, в результате которых осуществляется их переход от низшего к высшему, от менее совершенному к более совершенному состоянию. Дав определение прогресса, необходимо в первую очередь выяснить, о чьем прогрессе - индивида, социальной группы, общества или всего человечества - идет речь? Это далеко не
праздный вопрос, потому что прогресс индивида имеет свои характеристики и свои критерии, не совпадающие с таковыми применительно к обществу или человечеству.
Общественный прогресс - это направление развития человеческого общества, рода "человек", характеризующиеся такими необратимыми изменениями человечества со всеми аспектами его жизнедеятельности, в результате которых осуществляется переход человечества от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному состоянию. Общественный прогресс - это развитие всего общества как целостности, движение к совершенству всего человечества. В обширной литературе, посвященной общественному прогрессу, в настоящее время нет единого ответа на главный вопрос: каков общий социологический критерий общественного прогресса? Относительно небольшое число авторов утверждают, что сама постановка вопроса о едином критерии общественного прогрессанеправомерно, поскольку человеческое общество - сложный организм, развитие которого осуществляется по разным линиям, что и делает невозможным формулировку единого критерия. Большинство же авторов считают возможным сформулировать единый общесоциологический критерий общественного прогресса.
Однако уже при самой формулировке такого критерия налицо существенные расхождения. Одна часть ученых утверждает, что общесоциологическим критерием общественного прогресса является производственных сил общества.
Серьезным аргументом в пользу данной позиции является то, что сама история человечества начинается с изготовления орудий труда и существует благодаря преемственности в развитие производственных сил.
Недостатком этого критерия является то, что оценка производственных сил в статике предполагает учет их количества, характера, достигнутого уровня развития и связанной с ним производительности труда, способности к росту, что весьма
важно при сопоставлении различных стран и ступеней исторического развития. Например, количество производственных сил в современной Индии больше, чем в Южной Кореи, а их качество ниже. Если в качестве критерия прогресса берется развитие производственных сил; оценка их в динамике, то это предполагает сопоставление уже не с точки зрения большей или меньшей развитости производственных сил, а с точки зрения хода, быстроты их развития. Но в таком случае возникает вопрос, какой период должен браться для сопоставления.
Другая часть авторов, учитывая те затруднения, которые возникают при использовании рассмотренного выше критерия, считает, что все трудности будут преодолены, если взять в качестве общесоциологического критерия общественного прогресса способ производства материальных благ. Веским аргументом в пользу такой позиции является то, что фундаментом общественного прогресса является развитие способа производства в целом, что при учете состояния и роста производственных сил, а также характера производственных отношений можно гораздо полнее показать прогрессивный характер одной формации по отношению к другой.
Отнюдь не отрицая того, что переход от одного способа производства к другому, более прогрессивному, лежит в основе прогресса в целом ряде других областей, оппоненты рассматриваемой точки зрения почти всегда отмечают, что при этом остается не решенным главный вопрос: как определить саму прогрессивность этого нового способа производства.
Этот двуединый критерий общественного прогресса с первого взгляда подкупает тем, что учитываются в единстве отношения человека к природе и к обществу, к естественным и общественным силам.
Однако "ахиллесова пята" этой позиции заключается не только во внутренней несогласованности элементов предлагаемого критерия, но и в ее нацеленности на анализ антогонистической формы общественного прогресса.
Четвертая группа авторов, справедливо считая, что человеческое общество – это, прежде всего развивающееся сообщество людей, выдвигает в качестве общесоциологического критерия общественного прогресса развития самого человека.
Важнейшим аргументом в пользу такого критерия общественного прогресса является то, что говорит о поступательном развитие человечества, не говоря о прогрессе человека, людей, составляющих это человечество, - нелепо. Бесспорно и то, что ход человеческой истории действительно свидетельствует о развитии людей, составляющих человеческое общество, их общественных и индивидуальных сил, способностей, задатков.
1. Ю. И. Семенов. Объективный критерий социального прогресса. «вопросы философии», 1962, № 9.
2. Более обстоятельное изложение вопроса о критерии общественного прогресса см. В кн.: а. А. Макаровский. «общественный прогресс». М., политиздат, 1970, и в статье «о критерии общественного прогресса» («философские науки», 1968, № 2). См. Также кн.: в. Мишин. «общественный прогресс». Горький, 1970.
Выберите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Социальная революция , экономическая реформа , общественный прогресс , социальная динамика , коренные преобразования .
Пояснение.
Социальная динамика - это общественное изменение, движение, развитие.
Социальная революция - качественный переворот во всей социальной структуре общества.
Экономическая реформа - переустройство, затрагивающее экономическую сферу.
Общественный прогресс - развитие, для которого характерен переход от низшего к высшему, от простого к более сложному, движение к более совершенному.
Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятии представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Пояснение.
Социальная динамика - это общественное изменение, движение, развитие.
Революционные преобразования - качественный, переворот во всей социальной структуре общества.
Социальная реформа - переустройство, затрагивающее какую-либо из сфер общества.
Прогресс - развитие, для которого характерен переход от низшего к высшему, от простого к более сложному, движение к более совершенному.
Регресс - упадок, откат назад.
Ответ: социальная динамика.
Ответ: социальнаядинамика
Предметная область: Человек и общество. Понятие общественного прогресса
1) прогресс, 2) структура, 3) эволюция, 4) реформа, 5) спад, 6) стратификация.
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
Пояснение.
Социальная динамика - движение, изменение и развитие общества. Существуют разные направления (прогресс и регресс), формы и типы социальной динамики (революция и эволюция).
Реформа - изменение, преобразование в какой-либо социальной сфере, исходящее от власти.
Ответ: 26
Источник: Демонстрационная версия ЕГЭ-2014 по обществознанию.
Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Социальная революция , политическая реформа , социальная динамика , контрреформа в области образования , общественный прогресс .
Пояснение.
Все представленные понятия - это изменения в обществе, то есть социальная динамика.
Ответ: социальная динамика.
Ответ: социальнаядинамика
Предметная область: Человек и общество. Понятие общественного прогресса
1) прогресс
2) структура
3) эволюция
4) реформа
6) стратификация
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
Пояснение.
Динамика - это изменения. Структура и стратификация не являются таковыми. Эти термины описывают общество, а не его изменения.
Ответ: 26.
Ответ: 26|62
Предметная область: Человек и общество. Понятие общественного прогресса
Евгений Жарко (Таганрог)
01.02.2013 02:06
почему стратификация не является термином изменения общества,проявление его динамики? ведь, меняться на протяжении жизни доход,удваивается или утраивается образование человека, достижение престижных потребностей-всё это примой показатель динамики,изменения в обществе
Анастасия Смирнова (Санкт-Петербург)
Сама по себе стратификация не характеризует динамику. Её наличие говорит о наличии динамики, но не более того.
· ").dialog({width:"auto",height:"auto"})">Видеокурс
Реформа и революция являются
1) проявлениями социальной динамики
2) элементами структуры общества
3) видами социальных связей
4) типами социальных институтов
Пояснение.
Социальная динамика - изменение, развитие, движение общества. Социальные изменения - это переход тех или иных социальных объектов из одного состояния в другое, появление у них новых свойств, функций, отношений, т. е. модификации в социальной организации, социальных институтах, социальной структуре, установленных в обществе образцах поведения. Социальные изменения, приводящее к глубоким качественным сдвигам называются социальным развитием.
Социальная структура - взаимосвязанные элементы, составляющие внутреннее строение общества. Ими являются социальные группы, институты и т. д.
Социальные институты - исторически сложившаяся устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе. Важнейшие институты- собственность, власть, государство, семья, религия, образование, наука и т. д.
Правильный ответ указан под номером 1.
Ответ: 1
Предметная область: Человек и общество. Понятие общественного прогресса
Петр Дмитриевич Садовский
Социальные институты - обобщающее понятие, в том числе включает в себя политические институты.
Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют социальную динамику. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
Пояснение.
К социальной динамике не относятся понятия неравенство и социальная структура.
Ответ: 2, 6.
Ответ: 26|62
Предметная область: Человек и общество. Понятие общественного прогресса
Валентин Иванович Кириченко
Реформа- это преобразование, значит, изменение, поэтому относится.
Ксения Кондылева
17.11.2016 09:55
А мобильность разве как-то относится к соц. динамике?
Валентин Иванович Кириченко
Мобильность - это изменение, значит динамика
Страны с тёплым, влажным климатом, такие как Бразилия и Колумбия, находят выгодным выращивать и поставлять на мировой рынок кофе. Бразилия лидирует по производству кофейных зерен, поэтому любой погодный катаклизм в этой стране всегда резко сказывается на динамике цен на кофе. На фоне сильнейшей засухи в Бразилии 2014 года сорт арабика подорожал самыми быстрыми темпами за последние 10 лет. Какие экономические явления можно проиллюстрировать данной ситуацией? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) инфляция
2) конкуренция
3) специализация
4) монополизация
5) информатизация
6) гуманизация
Пояснение.
1) инфляция - нет, не верно, сорт арабика подорожал самыми быстрыми темпами за последние 10 лет, но ничего не сказано о динамике общего уровня цен в данных государствах.
2) конкуренция - да, верно, две страны.
3) специализация - да, верно.
4) монополизация - нет, неверно, две страны.
5) информатизация - нет, неверно.
6) гуманизация - нет, неверно.
Ответ: 23.
Ответ: 23
1) На экономическое развитие страны оказывают влияние исторические и географические условия её существования.
2) Для экономического развития разных стран не существует единых закономерностей.
3) Одним из показателей экономического развития общества является отраслевая структура экономики.
4) Для экономического развития характерны как положительная динамика экономики, так и отрицательная.
5) Объём ВВП на душу населения характеризует экономический потенциал страны.
Пояснение.
Экономическое развитие общества представляет собой многоплановый процесс, охватывающий экономический рост, структурные сдвиги в экономике, повышение уровня и качества жизни населения. Данный процесс не всегда идет по восходящей линии, он включает периоды роста и спада.
1) На экономическое развитие страны оказывают влияние исторические и географические условия её существования - да, верно.
2) Для экономического развития разных стран не существует единых закономерностей - нет, неверно.
3) Одним из показателей экономического развития общества является отраслевая структура экономики - да, верно.
4) Для экономического развития характерны как положительная динамика экономики, так и отрицательная - да, верно.
5) Объём ВВП на душу населения характеризует экономический потенциал страны - нет, неверно.
Ответ: 134.
Ответ: 134
Иван Хеорхе
Существуют универсальные экономические закономерности, которые влияют на развитие различных стран.
Афина Магеррамова
23.01.2019 11:09
Поясните,пожалуйста,почему 5 неверно?Разве не объем ВВП определяет экономическое развитие страны?
Иван Иванович
Реальный ВВП макроэкономический показатель, который определяет экономический рост государства. Но утверждение не про экономический рост или развитие, а про экономический потенциал, то есть совокупную способность экономики страны, ее отраслей, выпускать продукцию, товары, услуги, удовлетворять запросы населения, общественные потребности, обеспечивать развитие производства и потребления.
·Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют социальную динамику.
1) прогресс
2) структура
3) эволюция
4) реформа
5) революция
6) система
Найдите два термина «выпадающих» из общего ряда, и запишите в цифры, под которыми они указаны.
Пояснение.
Система и структура не относятся к динамике.
Ответ: 26.
Ответ: 26
А | Б | В | Г | Д |
Пояснение.
Микроэкономика - деятельность отдельных действующих субъектов (предприятие). Макроэкономика -экономическая деятельность в пределах страны. Показатели макроэкономики: ВВП, инфляция, безработица и т. д.
А) динамика валового внутреннего продукта - макроэкономика.
Б) поведение потребителей отдельных товаров и услуг - микроэкономика.
В) условия успешности бизнеса в определённых сферах - микроэкономика.
Г) изменение курсов валют - макроэкономика.
Д) причины экономических кризисов - макроэкономика.
Ответ: 21122.
ВЦИОМ была изучена динамика оценок респондентами степени важности ряда демократических институтов. Исследования проходили с 1997 по 2010 год. Результаты последнего года исследования представлены в таблице. Сделайте три возможных вывода на основе этих данных.
Динамика оценок респондентами степени важности ряда демократических институтов (в %)
Демократические институты | 2010 г. |
---|---|
Многопартийность | |
Важно | 41 |
Не важно | 39 |
Затрудняюсь ответить | 20 |
Наличие представительных органов власти (Совета Федерации, Государственной Думы, др.) |
|
Важно | 47 |
Не важно | 29 |
Затрудняюсь ответить | 24 |
Свобода предпринимательства | |
Важно | 65 |
Не важно | 15 |
Затрудняюсь ответить | 20 |
Свобода слова и СМИ | |
Важно | 75 |
Не важно | 11 |
Затрудняюсь ответить | 14 |
Свобода выезда за границу | |
Важно | 61 |
Не важно | 23 |
Затрудняюсь ответить | 16 |
Выборность органов власти | |
Важно | 75 |
Не важно | 10 |
Затрудняюсь ответить | 15 |
Источник: мониторинговые исследования ИС РАН.
Пояснение.
Правильный ответ должен содержать следующие выводы, допустим:
Наиболее значимыми институтами в представлении россиян являются выборность органов и свобода слова и СМИ;
Значение многопартийности оценили менее половины респондентов;
Наличие представительных органов власти затруднился оценить каждый четвертый.
Элементы ответа могут быть приведены в иной, близкой по смыслу форме.
ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ ОБЩЕСТВ
Пояснение.
Типы общества: традиционное, индустриальное, постиндустриальное (информационное).
Ответ: традиционное.
Ответ: традиционное|аграрное
Предметная область: Человек и общество. Мновариантность общественного развития (Типы обществ)
Валентин Иванович Кириченко
Сказать можно, но на экзамене этот ответ будет засчитан как неправильный.
Анастасия Бычкова
02.07.2017 20:27
почему ответ "аграрное" будет засчитан как ошибка? Потому что это слово упоминается в тексте?
Валентин Иванович Кириченко
· ").dialog({width:"auto",height:"auto"})">Видеокурс
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«В самом широком смысле культура - это процесс и продукт______(А) общества. Культура как __________(Б) представлена совокупностью институтов, областей, норм и принципов. Основополагающие принципы, образцы, _______(В) устойчиво сохраняются в динамике культуры и характерны для всех культурных форм. Это позволяет рассматривать культуру как специфический механизм преемственности различных________(Г) развития общества. Тогда индивид выступает в роли связующего звена различных элементов социума. Вне культурной среды невозможны ни межличностное общение, ни социализация, ни само существование__________(Д).
Широко распространённое разделение на материальную и духовную культуру при ближайшем рассмотрении обнаруживает свою _________(Е). Культура есть неразрывное единство материальной и идеальной, субъективной и объективной сторон».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.
A | Б | В | Г | Д | Е |
Пояснение.
Исходя из контекста, последовательность 964875 является единственным правильным ответом. Косвенными подсказками являются род, число и падеж слов.
Ответ: 9, 6, 4, 8, 7, 5.
Ответ: 964875
Предметная область: Человек и общество. Понятие культуры. Формы и разновидности культуры
Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Урал. Вариант 6.
На диаграмме отражена динамика уровней брачности, разводимости и бедности в стране Z в 2005–2007 гг.
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) В указанный период снижение уровня бедности сопровождалось снижением уровня разводимости.
2) В указанный период уровень разводимости в абсолютном выражении изменился меньше, чем уровень бедности и уровень брачности.
3) В указанный период повышение уровня брачности сопровождалось повышением уровня разводимости.
4) В указанный период снижение уровня бедности сопровождалось повышением уровня брачности.
5) В указанный период число супружеских пар с доходами ниже уровня бедности повысилось.
Пояснение.
1) В указанный период снижение уровня бедности сопровождалось снижением уровня разводимости - нет, неверно, рост одного и падение другого.
2) В указанный период уровень разводимости в абсолютном выражении изменился меньше, чем уровень бедности и уровень брачности - да, верно.
3) В указанный период повышение уровня брачности сопровождалось повышением уровня разводимости - да, верно.
4) В указанный период снижение уровня бедности сопровождалось повышением уровня брачности - да, верно.
5) В указанный период число супружеских пар с доходами ниже уровня бедности повысилось - нет, неверно, такой вывод сделать нельзя по этим данным.
Ответ: 234.
Ответ: 234
Динамика ВВП страны Z в 2014 году отражена на отрезке АВ на представленном графике. В какой фазе экономического цикла находилась экономика страны Z в 2014 году? Назовите три характерные черты данной фазы экономического цикла.
Пояснение.
В правильном ответе должны быть указаны следующие элементы:
1) фаза экономического цикла: спад;
2) три характерные черты данной фазы, например:
Рост безработицы;
Сокращение объёмов производства;
Снижение деловой и инвестиционной активности.
Могут быть названы другие черты.
Иван Хеорхе
На графике представлена динамика реального ВВП за определенный период. Рыночная экономика развивается циклически, что и видно из графика. Необходимо знать стадии экономического цикла: экспансия (подъем, с начала графика до А, А1 до А2), рецессия (спад, А до В), стагнация (застой, с В до В1), оживление (подъем до точки пика предыдущего цикла, после чего начинается новый цикл, с В1 до А1). Каждой стадии соответствую определенные характеристики (см. Учебник Иванова по экономики, пар. 13.1).
PS: на ЕГЭ задание уровня 27 идет без рисунка, данное задание рекомендуется использовать для отработки темы экономический цикл.
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Нормы, содержащиеся в различных ____ (А) права, а также правоотношения, складывающиеся на основе норм, призваны вызвать желаемые законодателем варианты поведения людей. Для этого предписания, ____ (Б) должны пройти через волю и сознание людей. Формирование ____ (В) сознания осуществляется в течение всей жизни человека. Сначала дети получают представление о том, что такое хорошо, а что такое плохо. Позднее эти знания трансформируются в жизненные принципы. На формирование правосознания оказывает влияние семья. Человеческие отношения в семье являются прообразом отношений в ____ (Г). Затем на развитие правосознания накладывает отпечаток окружение, в котором находятся дети. Правовое сознание воздействует на ____ (Д) людей. Для большинства индивидов ____ (Е) поведения служит именно правосознание, поскольку они не знают конкретных нормативно-правовых предписаний.
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д | Е |
ХАРАКТЕРИСТИКА БЕЗРАБОТИЦЫ | ВИД БЕЗРАБОТИЦЫ | ||||
А) возникает в результате экономического Б) связана с затратами времени на поиск новой работы В) возникает при первом поиске работы молодёжью Г) выявляет состояние экономической конъюнктуры, отражающей динамику рыночной экономики Д) обусловлена добровольным увольнением работника | 1) фрикционная 2) циклическая |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д |
Социальная революция - способ перехода от исторически изжившей себя эпохи к более прогрессивной; коренной качественный переворот во всей социальной структуре общества. Вопрос о роли революций в общественном развитии является предметом острой идеологической борьбы. Многие представители «социологии революции» утверждают, что революция как форма социального развития неэффективна и бесплодна, связана с колоссальными издержками и во всех отношениях уступает эволюционным формам развития. Представители марксизма, наоборот, называют социальные революции «локомотивом истории». Они настаивают на том, что только в революционные эпохи совершается общественный прогресс. Таким образом, в марксизме всемерно подчеркивается прогрессивная роль социальных революций:
В реальных процессах развития эволюция и революция одинаково являются необходимыми компонентами и образуют противоречивое единство. При описании социальной революции выделяются две наиболее характерные черты:
В социальной жизни к понятиям эволюции и революции добавляется термин «реформа».
Реформа (от лат. - преобразование) - изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни, которая не уничтожает основ существующей социальной структуры. С формальной точки зрения, под реформой подразумевается нововведение любого содержания, однако на практике под реформой обычно понимается прогрессивное преобразование.
Социальный (общественный) прогресс. Большинство социологических теорий XIX века испытали на себе влияние концепции социального прогресса. Представления о том, что изменения в мире происходят в определенном направлении, возникли еще в глубокой древности. При этом прогресс противопоставлялся регрессу - в том смысле, что прогрессивное движение характеризуется как переход от низшего к высшему, от простого к сложному, от менее совершенного к более совершенному. Были предприняты попытки найти лежащие в основе прогресса законы эволюции. Г. Спенсер и другие сторонники социального дарвинизма рассматривали социальную эволюцию в качестве аналогии биологической эволюции. При этом эволюция трактовалась как однонаправленный переход общества от однородных и простых структур ко все более разнообразным и взаимозависимым. Основными законами развития общества считались дарвиновские «борьба за существование» и «выживание наиболее приспособленных». Эти законы природы уподоблялись законам свободной конкуренции.
Итак, социальный прогресс означает восхождение к более сложным формам общественной жизни. В применении к обсуждаемой теме это означает нарастание прогрессивных социальных изменений: улучшение условий жизни, развитие науки, техники и образования, появление большего количества прав и свобод и т.д. Однако в отношении многих социальных явлений трудно говорить о прогрессе, так как развитие некоторых феноменов общественной жизни носит нелинейный характер. Например, в рамках искусства, религии и некоторых других социальных явлений высшие образцы развития были созданы уже несколько столетий или даже тысячелетий назад. Вместе с тем, в отношении таких явлений, как техника, технология и т.д. можно вполне однозначно говорить как о постоянно прогрессирующих явлениях. Поэтому о социальном прогрессе говорят как о триединстве нескольких тенденций (прогрессивность, регрессивность, движение по кругу). Все зависит от того, какая из этих тенденций (в применении к конкретному социальному явлению) преобладает.
Социальные изменения -- это переход общества из одного состояния в другое. Изменение, в ходе которого происходит необратимое усложнение общественной структуры, называют социальным развитием . Различают эволюционный и революционный путь развития.
С понятием социальной эволюции связывают:
С понятием социальной революции связывают:
Одной из наиболее известных социологических концепций данного типа является схема развития общества, которую попытался построить
К. Маркс, опиравшийся в своих размышлениях на концепцию истории Гегеля. Он предложил выделить несколько следующих друг за другом общественно-экономических формаций, причем основанием для этого были уровень развития производительных сил и производственных отношений. В соответствии с этим были описаны первобытная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая формации. Другим хрестоматийным примером такого способа рассмотрения социальных, равно как всех остальных, изменений является идея эволюционизма, которая в науке об обществе получила название «социального дарвинизма».
Данный тип объяснения, а точнее, описания и представления социальных процессов имеет глубокие истоки в христианской традиции, в соответствии с которой мир был создан богом и впоследствии -- после Страшного суда -- прекратит свое существование.
Основным положением подобных подходов к описанию развития общества является утверждение о наличии постепенных глобальных изменений, которые претерпевают все общественные системы. Следовательно, это уникальный вопрос, который не знает исключений. Можно выделить несколько направлений, в которых происходят такие изменения: социальный революция общество
-- изменение способов накопления и передачи социального опыта:
с этой точки зрения можно различать дописьменные и письменные способы (иногда этот перечень дополняют электронными технологиями);
Сторонниками данного подхода к описанию социальных изменений были Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, Ф. Теннис, А. Тоффлер, Д. Белл и др.
Г. Спенсер, Э. Дюркгейм рассматривали развитие общества как постепенный переход от неразвитого состояния, характеризующимся отсутствием значительной дифференциации внутри подсистем, к более сложным дифференцированным системам. В настоящее время крайне популярной среди социологов является концепция индустриального общества. Она предполагает, что к настоящему моменту общество прошло три стадии: доиндустриальную (аграрную), индустриальную и постиндустриальную (то есть стадию, на которой мы сейчас находимся). Если индустриальное общество характеризуется развитой автоматизацией и механизацией, то в постиндустриальном обществе наибольшую ценность приобретают информация, интеллект, знание. Авторами этой концепции являются Р. Арон и У. Ростоу.
2. Развитие общества имеет циклический, повторяющийся характер.
В данном случае модель, описывающая развитие общества и его изменения, опирается на аналогию между обществом и природой, в которой циклические процессы очень распространены (смена дня и ночи, времен года, рождение и смерть и т. д.).
Соответствующим образом выделяются и циклы в жизни общества. Так, например, период социальной стабильности сменяется периодом упадка, а на смену периоду упадка приходит период социальной стабильности и т. д.
В соответствии со строением и главной характеристикой любой системы можно выделить следующие виды изменений вообще и социальных изменений в частности:
Под содержанием в науке понимают совокупность элементов системы, поэтому здесь речь идет об изменении элементов системы, их возникновении, исчезновении или изменении ими своих свойств. Поскольку элементами социальной системы выступают социальные субъекты, то это могут быть, например, изменение кадрового состава организации, т. е. введение или упразднение каких-то должностей, изменение квалификации должностных лиц или изменение мотивов их активности, что отражается в повышении или понижении производительности труда.
Это изменения совокупности связей элементов или строения данных связей. В социальной системе это может выглядеть, например, как перемещение человека в должностной иерархии. При этом не все люди понимают, что произошли структурные изменения в коллективе, и могут быть не способны адекватно реагировать на них, болезненно воспринимать указания начальника, который еще вчера был рядовым сотрудником.
Это изменения в выполняемых системой действиях. Изменения функций системы могут быть вызваны изменением как ее содержания или структуры, так и окружающей социальной среды, т. е. внешних связей дайной системы. Например, изменения функций государственных органов могут быть вызваны и демографическими изменениями внутри страны, и внешними воздействиями, в том числе военными, со стороны других стран.
Особый тип изменения - развитие. О его наличии принято говорить в определенном отношении. В науке под развитием принято считать направленное и необратимое изменение, приводящее к появлению качественно новых объектов. Объект, находящийся в развитии, на первый взгляд, остается самим собой, но новая совокупность свойств и связей заставляет воспринимать этот объект совершенно по-новому. Например, ребенок и выросший из него специалист в какой-либо области деятельности — это, по существу, разные люди, они оцениваются и воспринимаются обществом по-разному, поскольку занимают в социальной структуре совершенно разные позиции. Поэтому о таком человеке говорят, что он прошел путь развития.
Изменения и развитие являются одним из основных аспектов рассмотрения всех наук.
Изменения — это различия между тем, что представляла система в прошлом, и тем, что стало с ней через определенный период времени .
Изменения присущи всему живому и неживому миру. Они происходят каждую минуту: «все течет, все изменяется». Человек рождается, стареет, умирает. Этот же путь проходят его дети. Распадаются старые и возникают новые общества.
В социологии под социальными изменениями понимают преобразования , происходящие с течением времени в организации , , образцах мышления, культуре и социальном поведении .
Факторами, причиной социальных изменений выступают многообразные обстоятельства, такие, как изменение среды обитания, динамика численности и социальной структуры населения, уровень напряженности и борьбы за ресурсы (особенно в современных условиях), открытия и изобретения, аккультурация (усвоение элементов других культур при взаимодействии).
Толчком, движущими силами социальных изменений могут выступать преобразования как в экономической, так в политической, социальной и духовной сферах, но с разной скоростью и силой, фундаментальностью воздействия.
Тема социальных изменений была одной из центральных в социологии XIX и XX вв. Это объяснялось естественным интересом социологии к проблемам социального развития и социального прогресса, первые попытки научного объяснения которых принадлежат О. Конту и Г. Спенсеру.
Социологические теории социальных изменений принято разделять на две главных ветви — теории социальной эволюции и теории социальной революции , которые рассматриваются преимущественно в рамках парадигмы социального конфликта.
Теории социальной эволюции определяли социальные изменения как переход от одних стадий развития к более сложным . Предшественником эволюционистских теорий следует считать А. Сен-Симона. Распространенную в консервативной традиции конца XVIII — начала XIX в. идею о жизни общества как равновесии он дополнил положением о неуклонном последовательном продвижении общества к более высоким уровням развития.
О. Конт связал процессы развития общества, человеческого знания и культуры. Все общества проходят три стадии : примитивную , промежуточную и научную , которым соответствуют формы человеческого знания (теологического , метафизического и позитивного) . Эволюция общества для него — это рост функциональной специализации структур и улучшение адаптации частей к обществу как целостному организму.
Виднейший представитель эволюционизма Г. Спенсер представлял эволюцию как восходящее движение, переход от простого к сложному, не имеющий линейного и однонаправленного характера.
Любая эволюция состоит из двух взаимосвязанных процессов: дифференциации структур и их интеграции на более высоком уровне . В результате общества распределяются на расходящиеся и разветвляющиеся группы.
Современный структурный функционализм, продолжая спенсеровскую традицию, отвергавшую непрерывность и однолинейность эволюции, дополнил ее идеей большей функциональной приспособленности, возникающей в ходе дифференциации структур. Социальное изменение рассматривается как результат адаптации системы к своему окружению. Только те структуры, которые обеспечивают социальной системе большую приспособленность к среде, продвигают эволюцию вперед. Поэтому, хотя общество и изменяется, оно сохраняет стабильность благодаря новым полезным формам социальной интеграции.
Приведенные эволюционистские концепции главным образом объясняли происхождение социальных изменений эндогенными , т. е. внутренними причинами . Процессы, происходящие в обществе, объясняли по аналогии с биологическими организмами.
Другой подход — экзогенный — представлен теорией диффузии, просачиванием культурных образцов из одного общества в другие. В центр анализа здесь помещены каналы и механизмы проникновения внешних влияний. К ним относились завоевания, торговля, миграция, колонизация, подражание и др. Любая из культур неизбежно испытывает на себе влияние других культур, в том числе культур завоеванных народов. Этот встречный процесс взаимовлияния и взаимопроникновения культур называется в социологии аккультурацией. Так, Ральф Линтон (1937) обратил внимание на то, что ткань, впервые сделанная в Азии, часы, появившиеся в Европе, и пр. стали неотъемлемой и привычной частью жизни американского общества. В тех же США важнейшую роль на протяжении всей истории играли иммигранты из самых разных стран мира. Можно даже говорить об усилении в последние годы влияния на прежде практически неизменную англоязычную культуру американского общества испаноязычной и афроамериканской субкультур.
1. Реформы в социальных системах — преобразование , изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни или всей социальной системы . Реформы, в отличие от революций, предполагают постепенные изменения тех или иных социальных институтов, сфер жизнедеятельности или системы в целом. Они проводятся с помощью новых законодательных актов и направлены на совершенствование существующей системы без ее качественных изменений.
Под реформами обычно понимают медленные эволюционные изменения , не приводящие к массовому насилию, быстрой смене политических элит, быстрым и радикальным изменениям в социальной структуре и ценностных ориентациях.
2. Социальная модернизация — прогрессивные социальные изменения , в результате которых социальная система (подсистема) улучшает параметры своего функционирования . Процесс превращения традиционного общества в индустриальное принято называть модернизацией. Социальная модернизация имеет две разновидности :
3. Социальная трансформация — превращения, происходящие в обществе в результате определенных социальных изменений, как целенаправленных, так и хаотичных. Полоca исторических перемен, установившихся в странах Центральной Европы с конца 80-х — начала 90-х гг., а затем в бывших республиках распавшегося СССР, выражается именно данным понятием, первоначально имевшим чисто технический смысл.
К настоящему времени практически во всех странах создана правовая база для развития рыночного хозяйства .
Период активного вхождения в рынок был сопряжен с расстройством финансовой системы, инфляцией, ростом безработицы, ослаблением общего культурного фона, всплеском преступности, наркоманией, падением уровня здоровья населения, ростом смертности. В ряде новых постсоциалистических государств были развязаны военные конфликты, в том числе гражданские войны, принесшие массовую гибель людей, большие разрушения материального характера. Эти события затронули Азербайджан, Армению, Грузию, Таджикистан, Молдавию, Россию и другие республики и регионы бывшего Советского Союза. Утрачено национальное единство. Стоящие перед каждой новой суверенной страной задачи по реструктуризации экономики, если будут решаться отдельно, без учета прежних кооперационных связей, потребуют огромного перерасхода дефицитных капиталовложений и вызовут ожесточенную конкуренцию экономических регионов, некогда дополнявших друг друга. В качестве компенсации общество получило отказ от социалистической всеобщности труда, ликвидацию системы социального иждивенчества с одновременным провозглашением стандартных либерально-демократи-ческих свобод .
Практическое приспособление к требованиям мирового рынка предполагает новые формы внешнеэкономической деятельности , переструктурирование экономики, т. е. разрушение ее установившихся пропорций и кооперационных связей (в частности, проведение конверсии, т. е. радикального ослабления сектора производства вооружений).
Сюда же относят проблему экологической безопасности, которая действительно приобретает характер одного из главнейших факторов развития национального производства.
Перемены в сфере духовных ценностей и приоритетов
Эта сфера трансформации затрагивает проблемы социально-духовной адаптации к новым условиям существования большого количества людей, их сознания, изменения ценностных критериев . Причем, изменение менталитета напрямую связано с процессом социализации в новых условиях. Современное развитие показывает, что трансформация политических и экономических систем может осуществляться в относительно короткие сроки, в то время как сознание и социализация , которые были приоритетны в течение долгой жизни, не могут подвергнуться быстрым переменам . Они продолжают влиять и могут в процессе приспособления к новым требованиям вызывать кризис человека и системы.
В общественном сознании населения трансформационных стран еще не выработались общепризнанные критерии имущественного расслоения. Углубление пропасти между богатыми и бедными, прогрессирующее обнищание значительной части трудоспособного населения порождают известную реакцию: рост преступности, депрессию и другие негативные психологические последствия, понижающие привлекательность нового общественного строя. Но ход истории неумолим. Объективная необходимость всегда оказывается выше субъективного фактора. Трансформация, таким образом, оказывается специфическим механизмом развития, призванным обеспечить не только гарантии от реставрации старой системы, возвращения прежней идеологии, но и воссоздания мощного государства, которое могло бы существенно влиять на геополитические процессы в их экономических, торгово-финансовых, военных, научно-технических и прочих измерениях, что является российской спецификой.
В социологии социальных изменений существует значительное количество концепций, теорий и направлений. Рассмотрим наиболее исследованные: эволюционистскую, неоэволюционистскую и теорию циклических изменений .
Эволюцизм исходит из того, что общество развивается по восходящей линии — от низших форм к высшим. Это движение постоянно и необратимо. Все общества, все культуры проходят путь от менее развитого состояния к более развитому по единому заранее установленному образцу. Представителями классического эволюционизма являются такие ученые, как Ч. Дарвин, О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм. Например, Спенсер считал, что сущность эволюционных изменений и прогресса заключается в усложнении общества, в усилении его дифференциации, в отмирании неприспособленных индивидов, социальных институтов, культур, выживании и процветании приспособленных.
Классический эволюционизм рассматривает изменения как строго линейные, восходящие и развивающиеся по единому сценарию. Эта теория неоднократно подвергалась обоснованной критике со стороны ее противников.
Эволюционистский постулат (утверждение) о неизбежной последовательности развития подвергается сомнению тем историческим фактом, что в ходе развития одни стадии могут быть пропущены, а прохождение других — ускорено. Например, большинство европейских стран в ходе своего развития миновали такую стадию, как рабство.
Некоторые не западные общества нельзя оценивать по единой шкале развития и зрелости. Они качественно отличны от западных.
Нельзя отождествлять эволюцию с прогрессом , так как многие общества в результате социальных изменений оказываются в кризисном состоянии и/или деградируют. Например, Россия в результате начавшихся в начале 90-х гг. XX в. либеральных реформ по основным своим показателям (социально-экономическим, технологическим, морально-этическим и др.) оказалась отброшенной в своем развитии на многие десятилетия назад.
Классический эволюционизм, по сути, исключает человеческий фактор в социальных изменениях , внушая людям неизбежность восходящего развития.
Неоэволюционизм . В 50-х гг. XX в. после периода критики и опалы социологический эволюционизм вновь оказался в центре внимания социологов. Такие ученые, как Г. Ленски, Дж. Стюарт, Т. Парсонс и другие, дистанцируясь от классического эволюционизма, предложили свои теоретические подходы к эволюционным изменениям.
Если классический эволюционизм исходит из того, что все общества проходят один и тот же путь развития от низших форм к высшим, то представители неоэволюционизма приходят к выводу, что каждая культура, каждое общество наряду с общими тенденциями имеют свою логику эволюционного развития. Основное внимание направляется не на последовательность необходимых стадий, а на причинный механизм изменений.
При анализе изменений неоэволюционисты стараются избегать оценок и аналогий с прогрессом . Основные взгляды формируются в виде гипотез и предположений , а не в виде прямых утверждений.
Эволюционные процессы протекают не равномерно по восходящей прямой линии, а скачкообразно и носят многолинейный характер. На каждой новой ступени общественного развития ведущей может стать одна из линий, игравших даже второстепенную роль на предыдущей стадии.
Теории циклических изменений . Цикличность различных природных, биологических и социальных явлений была известна уже в глубокой древности . Например, древнегреческие философы , и другие разработали учение о цикличности политических режимов власти.
В Средние века арабский ученый и поэт Ибн Хальдун (1332-1406) сравнивал циклы цивилизации с жизненными циклами живых организмов: рост — зрелость — старость .
В эпоху Просвещения итальянский придворный историограф Джамбаттиста Вико (1668-1744) разработал теорию циклического развития истории. Он считал, что типичный исторический цикл проходит три стадии: анархия и дикость; порядок и цивилизация; упадок цивилизации и возврат к новому варварству. При этом каждый новый цикл качественно отличается от предыдущего,
т. е. движение идет по восходящей спирали.
Русский философ и социолог К. Я. Данилевский (1822-1885) в своей книге «Россия и Европа» представил человеческую историю, разделенную на отдельные историко-культурные типы или цивилизации. Каждая цивилизация подобно биологическому организму проходит стадии зарождения, возмужания, дряхления и гибели. По его мнению, ни одна цивилизация не является лучшей или более совершенной; каждая имеет свои собственные ценности и тем самым обогащает общую человеческую культуру; каждая имеет свою внутреннюю логику развития и проходит свойственные ей стадии.
В 1918 г. вышла в свет книга немецкого ученого О. Шпенглера (1880-1936) «Закат Европы», где он развивает идеи своих предшественников о циклическом характере исторических изменений и выделяет в мировой истории восемь высших культур: египетскую, вавилонскую, индийскую, китайскую, греко-римскую, арабскую, мексиканскую (майя) и западную. Каждая культура переживает циклы детства, юношества, зрелости и старости. Реализовав всю сумму возможностей и выполнив свое предназначение, культура умирает. Возникновение и развитие той или иной культуры нельзя объяснить с точки зрения причинности — развитие культуры происходит по присущей ей внутренней необходимости.
Прогнозы Шпенглера относительно будущего западной культуры были весьма мрачными. Он считал, что западная культура прошла стадию своего расцвета и вступила в стадию разложения .
Теория жизненных циклов цивилизаций нашла свое развитие в трудах английского историка А. Тойнби (1889-1975), который считал, что всемирная история представляет собой возникновение, развитие и упадок относительно замкнутых дискретных (прерывистых) цивилизаций . Цивилизации возникают и развиваются как ответ на вызов окружающей природной и социальной среды (неблагоприятные природные уcловия, нападение иноземцев, гонение предшествующих цивилизаций). Как только найден ответ, следует новый вызов и новый ответ.
Вторым видом социальных изменений являются революционные.
Революция представляет собой быстрые, фундаментальные, социально-экономические и политические изменения, осуществляемые, как правило, насильственным путем . Революция - это переворот снизу. Она сметает правящую элиту, доказавшую свою неспособность управлять обществом, и создает новую политическую и социальную структуру, новые политические, экономические и социальные отношения . В результате революции происходят базовые преобразования в социально-классовой структуре общества, в ценностях и поведении людей .
Революция вовлекает в активную политическую деятельность большие массы народа . Активность, энтузиазм, оптимизм, надежда на светлое будущее мобилизуют людей на ратные подвиги, безвозмездный труд и социальное творчество. В период революции массовая активность достигает своего апогея, а социальные изменения — невиданных темпов и глубины. К. Маркс называл революции «локомотивами истории ».
По К. Марксу, революция — это качественный скачок, результат разрешения коренных противоречий в базисе общественно-экономической формации между отсталыми производственными отношениями и перерастающими их рамки производительными силами. Непосредственным выражением этих противоречий выступает классовый конфликт. В капиталистическом обществе это неустранимый антагонистический конфликт между эксплуататорами и эксплуатируемыми. Для выполнения своей исторической миссии передовой класс (для капиталистической формации, по Марксу, — пролетариат, рабочий класс) должен осознать свое угнетенное положение, выработать классовое сознание и сплотиться в борьбе против капитализма. Помощь в получении необходимых знаний пролетариату оказывают наиболее дальновидные прогрессивные представители отживающего класса. Пролетариат же должен быть готов решать проблему завоевания власти насильственным путем. По марксистской логике, социалистические революции должны были произойти в наиболее развитых странах, поскольку они более созрели для этого.
Последователь и ученик К. Маркса Э. Бернштейн в конце
XIX в., опираясь на статистические данные о развитии капитализма в индустриальных странах, усомнился в неизбежности революции в ближайшее время и предположил, что переход к социализму может быть относительно мирным и займет сравнительно долгий исторический период. В. И. Ленин модернизировал теорию социалистической революции, настаивая на том, что она должна произойти в наиболее слабом звене капиталистической системы и послужить «запалом» для мировой революции.
История XX в. показала, что и Бернштейн, и Ленин оказались по-своему правы. Социалистических революций в экономически развитых странах не произошло, они были в проблемных регионах Азии и Латинской Америки. Социологи, в частности французский ученый Ален Турен, считают, что основной причиной отсутствия революций в развитых странах является институционализация основного конфликта — конфликта между трудом и капиталом. В них действуют законодательные регуляторы взаимодействия между работодателями и наемными работниками, а государство выступает в качестве социального арбитра. Помимо этого, пролетариат раннекапиталистического общества, которое изучал К. Маркс, был абсолютно бесправен, и ему нечего было терять, кроме своих цепей. Сейчас положение изменилось: в ведущих индустриальных государствах действуют и строго соблюдаются демократические процедуры в политической сфере, а большая часть пролетариата составляет средний класс, которому есть что терять. Современные последователи марксизма подчеркивают также роль мощного идеологического аппарата капиталистических государств в сдерживании возможных революционных выступлений.
К немарксистским теориям социальных революций в первую очередь относится социология революции П. А. Сорокина . По его мнению, революция есть болезненный процесс, оборачивающийся тотальной социальной дезорганизацией . Но даже у болезненных процессов есть своя логика — революция не является случайным событием. П. Сорокин называет три ее основных условия :
Революции имеют три фазы : кратковременная фаза радости и ожидания; деструктивная , когда искореняются старые порядки, зачастую вместе с их носителями; созидательная , в процессе которой в значительной степени реанимируются самые стойкие дореволюционные ценности и институты. Общий вывод П. Сорокина таков: ущерб , наносимый обществу революциями, всегда оказывается большим , чем вероятная польза .
Тему социальных революций затрагивают и другие немарксистские теории: теория циркуляции элит Вильфредо Парето, теория относительной депривации и теория модернизации. Согласно первой теории, революционную ситуацию создает деградация элит, которые находятся у власти слишком долго и не обеспечивают нормальную циркуляцию — замену на новую элиту. Теория относительной депривации Теда Гарра, объясняющая возникновение социальных движений, увязывает возникновение социальной напряженности в обществе с разрывом между уровнем запросов людей и возможностями достижения желаемого. Теория модернизации рассматривает революцию как кризис, возникающий в процессе политической и культурной модернизации общества. Он возникает, когда модернизация осуществляется в разных сферах жизнедеятельности общества неравномерно.