Социальные изменения. Социальные революции и реформы

Революция - это полное или комплексное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя. До недавнего времени революция рассматривалась как всеобщий «закон перехода» от одной общественно-экономической формации к другой. Но ученым никак не удавалось обнаружить признаки социальной революции при переходе от первобытнообщинного строя к классовому. Приходилось настолько расширять понятие революции, чтобы оно годилось для любого формационного перехода, но это приводило к выхолащиванию первоначального содержания термина. «Механизм» же реальной революции удавалось обнаружить только в социальных революциях нового времени (при переходе от феодализма к капитализму).

Согласно марксистской методологии, под социальной революцией понимается коренной переворот в жизни общества, изменяющий его структуру и означающий качественный скачок в его прогрессивном развитии. Наиболее общей, глубинной причиной наступления эпохи социальной революции является конфликт между растущими производительными силами и сложившейся системой социальных отношений и учреждений. Обострение на этой объективной почве экономических, политических и иных противоречий в обществе приводит к революции.

Революция всегда представляет собой активное политическое действие народных масс и имеет первой целью переход руководства обществом в руки нового класса. Социальная революция отличается от эволюционных преобразований тем, что она концентрирована во времени и в ней непосредственно действуют народные массы.

Диалектика понятий «реформа - революция» весьма сложна. Революция, как действие более глубокое, обычно «вбирает» в себя реформу: действие «снизу» дополняется действием «сверху».

Сегодня многие ученые призывают отказаться от преувеличения в истории роли того социального явления, которое именуют «социальной революцией», от провозглашения ее обязательной закономерностью при решении назревших исторических задач, поскольку революция далеко не всегда была главной формой общественной трансформации. Гораздо чаще изменения в обществе происходили в результате реформ.

Реформа - это преобразование, переустройство, изменение какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной структуры, оставляющее власть в руках прежнего правящего класса. Понимаемый в таком смысле путь постепенного преобразования существующих отношений противопоставляется революционным взрывам, сметающим до основания старые порядки, старый строй. Марксизм считал эволюционный процесс, консервировавший на долгое время многие пережитки прошлого, слишком мучительным для народа. И утверждал, что поскольку реформы всегда проводятся «сверху» силами, уже имеющими власть и не желающими с ней расставаться, то и результат реформ всегда ниже ожидаемого: преобразования являются половинчатыми и непоследовательными.

Сегодня великие реформы (т. е. революции «сверху») признаются такими же социальными аномалиями, как и великие революции. Оба эти способа решения общественных противоречий противопоставляются нормальной, здоровой практике «перманентного реформирования в саморегулирующемся обществе». Дилемма «реформа - революция» подменяется выяснением соотношения перманентного регулирования и реформы. В этом контексте и реформа, и революция «лечат» уже запущенную болезнь (первая - терапевтическими методами, вторая - хирургическим вмешательством), в то время как необходима постоянная и возможно ранняя профилактика. Поэтому в современном обществознании акцент переносится с антиномии «реформа - революция» на «реформа - инновация». Под инновацией понимается рядовое, однократное улучшение, связанное с повышением адаптационных возможностей социального организма в данных условиях.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Философия истории

Развитие человеческого общества представляет собой сложный и многогранный.. по проблеме единства и многообразия истории выделяют по меньшей мере две точки зрения..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Философия истории
Экзаменационные вопросы № 42-44, 57 Общество – это исторически развивающаяся система, изучение которой является предметом комплекса социально-гуманитарных наук. В философии

Формационный подход
Всемирно-исторический прогресс был представлен К. Марксом как естественноисторический процесс смены общественно-экономических формаций. Общественно-экономическая формация – общество, наход

Цивилизационный подход
Философия Арнольда Тойнби А.Тойнби выдвинул две гипотезы: 1. Не существует единого процесса развития человеческой истории, эволюционируют лишь конкретные локальны

Культурологический подход
Данный подход к истории широко использовал немецкий философ Освальд Шленглер. Каждая культура существует изолированно и замкнуто. Таких культур восемь: индийская,


Смысл проблемы источника развития общества заключается в следующих вопросах: почему возможна историческая динамика общества? Что в обществе является объективным источником, порождающим исто

Проблема субъекта и движущих сил исторического процесса
В краткой формулировке сущность поставленной проблемы можно выразить: «Кто является творцом истории?». В связи с этим в философии истории используется два близких,

Концепции элит (элитаризма)
Данная концепция оформилась в конце 19- начале 20 в. (В.Парето, Г. Моска). Общество подразделяется на две неравные части, меньшую из которых составляет элита. Ее главный признак - способность к соз

Феномен толпы
Данный подход связан с анализом феномена толпы (массы), негативное воздействие которой на общественные события просматривается на всем протяжении всемирной истории и являлось предметом обсуждения е

История понятия
Сама идея прогресса зародилась еще в античное время. Авторы данного времени приходят к выводу о наличии только умственного прогресса, в нравственном отношении человечество регресси

Критерии прогресса
Особую сложность представляет проблема критериев общественного прогресса. В отношении общества следует применять комплексный критерий прогресса. Фактически каждая сфера общества требует своего спец

Урок по обществознанию, 11 класс.

Тема: «Революция и реформы. Проблема общественного прогресса и его критериев»

План урока:

1. Дать определение понятиям: революция и реформа.

2. Понятие прогресса. Общественный прогресс.

3. Проблема общественного прогресса и его критериев. Противоречивость прогресса

4. Цена прогресса. Проблема смысла и направленности исторического процесса.

Основные понятия : реформа, революция, прогресс, общественный прогресс регресс.

Цели и задачи урока:

1. В результате урока учащиеся должны познакомиться с историческими понятиями и проблемами общественного развития.

Узнать чем реформа отличается от революции;

Вспомнить какие государства прошли через революционные изменения;

Составить представления о цене прогресса;

Анализировать проблему смысла и направленности исторического процесса;

Научится аргументировать свою точку зрения;

Определять круг проблем общественного развития;

Использовать и объяснять основные понятия;

Воспитательная цель: любить и уважать свою Родину и её историю.

1. Процесс общественного развития может носить реформистский или революционный характер, отсюда производные понятия «реформизм», «реформатор», «революционность», «революционер».

Реформа – это изменение (чаще всего усовершенствование) в какой –либо сфере жизни общества, проводимые одновременно, через ряд постепенных преобразований, не затрагивающих его фундаментальные основы.

Реформы могут проходить во всех сферах общественной жизни.

Социальные реформы , осуществляемые сверху правящими кругами, - это преобразования, изменения в каких-либо направлениях общественной жизни, не уничтожающие основ существующей социальной системы (эти реформы непосредственно связаны с людьми)

Экономические – это преобразования хозяйственного механизма – форм, методов, рычагов и организации управления хозяйством станы (приватизация, закон о банкротстве, налоговые законы и т.п.)

Политические – изменения в политической сфере (изменения в конституции, расширение гражданских свобод, избирательная система и т.п.)

Степень реформаторских преобразований может быть очень существенной, даже изменять общественный строй или типы хозяйственной деятельности: реформы Петра 1, нынешние реформы в России.

Реформы могут быть как прогрессивными, так и регрессивными (реакционными).

Последствия реформ проявляются не всегда быстро, следовательно, их объективная оценка может быть дана только по прошествии времени.

Другой вид изменений – это революция (поворот, переворот), то есть коренное качественное изменение в основах каких – либо явлений природы, общества и познания. Социальная революция затрагивает основы общественного строя.

2. Сущность и критерий общественного прогресса

Прогресс - это поступательное движение, развитие, идущее по восходящей линии от низшего к высшему, от простого к сложному.

Противоположным по значению является понятие регресса. Это движение по нисходящей линии, упадок, деградация.

Процессы поступательного движения имеют место в самых разных областях действительности - в неорганической природе, в природе органической, в жизни общества. Это - процессы большого разнообразия.

Всеобщие диалектические законы бытия по-разному проявляются в различных формах движения материи, в качественно различных областях действительности, процессах. Поступательное движение получает особые, специфические черты в зависимости от качественного своеобразия тех явлений и процессов, в которых это поступательное движение осуществляется.

Прогресс в неорганической природе отличается от прогресса в природе органической, прогресс в человеческом обществе имеет свои особые черты, присущие только ему. В этом - основание для специального изучения социального прогресса, прогресса в жизни общества.

Маркс указывал, что «понятие прогресса не следует брать в обычной абстракции». Прогресс - это одна из форм развития, характеризующаяся такими необратимыми изменениями явления или целостный системы, в результате которых осуществляется их переход от низшего к высшему, от менее совершенному к более совершенному состоянию. Дав определение прогресса, необходимо в первую очередь выяснить, о чьем прогрессе - индивида, социальной группы, общества или всего человечества - идет речь? Это далеко не

праздный вопрос, потому что прогресс индивида имеет свои характеристики и свои критерии, не совпадающие с таковыми применительно к обществу или человечеству.

Общественный прогресс - это направление развития человеческого общества, рода "человек", характеризующиеся такими необратимыми изменениями человечества со всеми аспектами его жизнедеятельности, в результате которых осуществляется переход человечества от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному состоянию. Общественный прогресс - это развитие всего общества как целостности, движение к совершенству всего человечества. В обширной литературе, посвященной общественному прогрессу, в настоящее время нет единого ответа на главный вопрос: каков общий социологический критерий общественного прогресса? Относительно небольшое число авторов утверждают, что сама постановка вопроса о едином критерии общественного прогрессанеправомерно, поскольку человеческое общество - сложный организм, развитие которого осуществляется по разным линиям, что и делает невозможным формулировку единого критерия. Большинство же авторов считают возможным сформулировать единый общесоциологический критерий общественного прогресса.

Однако уже при самой формулировке такого критерия налицо существенные расхождения. Одна часть ученых утверждает, что общесоциологическим критерием общественного прогресса является производственных сил общества.

Серьезным аргументом в пользу данной позиции является то, что сама история человечества начинается с изготовления орудий труда и существует благодаря преемственности в развитие производственных сил.

Недостатком этого критерия является то, что оценка производственных сил в статике предполагает учет их количества, характера, достигнутого уровня развития и связанной с ним производительности труда, способности к росту, что весьма

важно при сопоставлении различных стран и ступеней исторического развития. Например, количество производственных сил в современной Индии больше, чем в Южной Кореи, а их качество ниже. Если в качестве критерия прогресса берется развитие производственных сил; оценка их в динамике, то это предполагает сопоставление уже не с точки зрения большей или меньшей развитости производственных сил, а с точки зрения хода, быстроты их развития. Но в таком случае возникает вопрос, какой период должен браться для сопоставления.

Другая часть авторов, учитывая те затруднения, которые возникают при использовании рассмотренного выше критерия, считает, что все трудности будут преодолены, если взять в качестве общесоциологического критерия общественного прогресса способ производства материальных благ. Веским аргументом в пользу такой позиции является то, что фундаментом общественного прогресса является развитие способа производства в целом, что при учете состояния и роста производственных сил, а также характера производственных отношений можно гораздо полнее показать прогрессивный характер одной формации по отношению к другой.

Отнюдь не отрицая того, что переход от одного способа производства к другому, более прогрессивному, лежит в основе прогресса в целом ряде других областей, оппоненты рассматриваемой точки зрения почти всегда отмечают, что при этом остается не решенным главный вопрос: как определить саму прогрессивность этого нового способа производства.

Этот двуединый критерий общественного прогресса с первого взгляда подкупает тем, что учитываются в единстве отношения человека к природе и к обществу, к естественным и общественным силам.

Однако "ахиллесова пята" этой позиции заключается не только во внутренней несогласованности элементов предлагаемого критерия, но и в ее нацеленности на анализ антогонистической формы общественного прогресса.

Четвертая группа авторов, справедливо считая, что человеческое общество – это, прежде всего развивающееся сообщество людей, выдвигает в качестве общесоциологического критерия общественного прогресса развития самого человека.

Важнейшим аргументом в пользу такого критерия общественного прогресса является то, что говорит о поступательном развитие человечества, не говоря о прогрессе человека, людей, составляющих это человечество, - нелепо. Бесспорно и то, что ход человеческой истории действительно свидетельствует о развитии людей, составляющих человеческое общество, их общественных и индивидуальных сил, способностей, задатков.

1. Ю. И. Семенов. Объективный критерий социального прогресса. «вопросы философии», 1962, № 9.

2. Более обстоятельное изложение вопроса о критерии общественного прогресса см. В кн.: а. А. Макаровский. «общественный прогресс». М., политиздат, 1970, и в статье «о критерии общественного прогресса» («философские науки», 1968, № 2). См. Также кн.: в. Мишин. «общественный прогресс». Горький, 1970.

Выберите понятие, ко­то­рое является обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных понятий пред­став­лен­но­го ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

Социальная революция , экономическая реформа , общественный прогресс , социальная динамика , коренные преобразования .

Пояснение.

Социальная ди­на­ми­ка - это об­ще­ствен­ное изменение, движение, развитие.

Социальная ре­во­лю­ция - качественный пе­ре­во­рот во всей со­ци­аль­ной структуре общества.

Экономическая ре­фор­ма - переустройство, за­тра­ги­ва­ю­щее экономическую сферу.

Общественный про­гресс - развитие, для ко­то­ро­го характерен пе­ре­ход от низ­ше­го к высшему, от про­сто­го к более сложному, дви­же­ние к более совершенному.

Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятии представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

Пояснение.

Социальная динамика - это общественное изменение, движение, развитие.

Революционные преобразования - качественный, переворот во всей социальной структуре общества.

Социальная реформа - переустройство, затрагивающее какую-либо из сфер общества.

Прогресс - развитие, для которого характерен переход от низшего к высшему, от простого к более сложному, движение к более совершенному.

Регресс - упадок, откат назад.

Ответ: со­ци­аль­ная ди­на­ми­ка.

Ответ: со­ци­аль­наяди­на­ми­ка

Предметная область: Человек и общество. Понятие общественного прогресса

1) прогресс, 2) структура, 3) эволюция, 4) реформа, 5) спад, 6) стратификация.

Найдите два термина, «выпадающих» из об­ще­го ряда, и за­пи­ши­те в ответ цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

Пояснение.

Социальная ди­на­ми­ка - движение, из­ме­не­ние и раз­ви­тие общества. Су­ще­ству­ют разные на­прав­ле­ния (прогресс и регресс), формы и типы со­ци­аль­ной динамики (революция и эволюция).

Реформа - изменение, пре­об­ра­зо­ва­ние в какой-либо со­ци­аль­ной сфере, ис­хо­дя­щее от власти.

Ответ: 26

Источник: Демонстрационная версия ЕГЭ-2014 по обществознанию.

Найдите понятие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

Со­ци­аль­ная революция , по­ли­ти­че­ская реформа , со­ци­аль­ная динамика , контр­ре­фор­ма в об­ла­сти образования , об­ще­ствен­ный прогресс .

Пояснение.

Все представленные понятия - это изменения в обществе, то есть социальная динамика.

Ответ: со­ци­аль­ная ди­на­ми­ка.

Ответ: со­ци­аль­наяди­на­ми­ка

Предметная область: Человек и общество. Понятие общественного прогресса

1) прогресс

2) структура

3) эволюция

4) реформа

6) стратификация

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

Пояснение.

Динамика - это изменения. Структура и стратификация не являются таковыми. Эти термины описывают общество, а не его изменения.

Ответ: 26.

Ответ: 26|62

Предметная область: Человек и общество. Понятие общественного прогресса

Евгений Жарко (Таганрог) 01.02.2013 02:06

почему стратификация не является термином изменения общества,проявление его динамики? ведь, меняться на протяжении жизни доход,удваивается или утраивается образование человека, достижение престижных потребностей-всё это примой показатель динамики,изменения в обществе

Анастасия Смирнова (Санкт-Петербург)

Сама по себе стратификация не характеризует динамику. Её наличие говорит о наличии динамики, но не более того.

· ").dialog({width:"auto",height:"auto"})">Видеокурс

Реформа и ре­во­лю­ция являются

1) про­яв­ле­ни­я­ми со­ци­аль­ной динамики

2) эле­мен­та­ми струк­ту­ры общества

3) ви­да­ми со­ци­аль­ных связей

4) ти­па­ми со­ци­аль­ных институтов

Пояснение.

Социальная ди­на­ми­ка - изменение, развитие, дви­же­ние общества. Со­ци­аль­ные из­ме­не­ния - это пе­ре­ход тех или иных со­ци­аль­ных объ­ек­тов из од­но­го со­сто­я­ния в другое, по­яв­ле­ние у них новых свойств, функций, отношений, т. е. мо­ди­фи­ка­ции в со­ци­аль­ной организации, со­ци­аль­ных институтах, со­ци­аль­ной структуре, уста­нов­лен­ных в об­ще­стве об­раз­цах поведения. Со­ци­аль­ные изменения, при­во­дя­щее к глу­бо­ким ка­че­ствен­ным сдви­гам на­зы­ва­ют­ся со­ци­аль­ным развитием.

Социальная струк­ту­ра - вза­и­мо­свя­зан­ные элементы, со­став­ля­ю­щие внут­рен­нее стро­е­ние общества. Ими яв­ля­ют­ся со­ци­аль­ные группы, ин­сти­ту­ты и т. д.

Социальные ин­сти­ту­ты - ис­то­ри­че­ски сло­жив­ша­я­ся устой­чи­вая форма ор­га­ни­за­ции сов­мест­ной де­я­тель­но­сти людей, ре­а­ли­зу­ю­щих опре­де­лен­ные функ­ции в обществе. Важ­ней­шие институты- собственность, власть, государство, семья, религия, образование, наука и т. д.

Правильный ответ ука­зан под но­ме­ром 1.

Ответ: 1

Предметная область: Человек и общество. Понятие общественного прогресса

Петр Дмитриевич Садовский

Социальные институты - обобщающее понятие, в том числе включает в себя политические институты.

Ниже приведён ряд терминов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, ха­рак­те­ри­зу­ют со­ци­аль­ную динамику. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

Пояснение.

К социальной динамике не относятся понятия неравенство и социальная структура.

Ответ: 2, 6.

Ответ: 26|62

Предметная область: Человек и общество. Понятие общественного прогресса

Валентин Иванович Кириченко

Реформа- это преобразование, значит, изменение, поэтому относится.

Ксения Кондылева 17.11.2016 09:55

А мобильность разве как-то относится к соц. динамике?

Валентин Иванович Кириченко

Мобильность - это изменение, значит динамика

Страны с тёплым, влаж­ным климатом, такие как Бра­зи­лия и Колумбия, на­хо­дят вы­год­ным вы­ра­щи­вать и по­став­лять на ми­ро­вой рынок кофе. Бра­зи­лия ли­ди­ру­ет по про­из­вод­ству ко­фей­ных зерен, по­это­му любой по­год­ный ка­та­клизм в этой стра­не все­гда резко ска­зы­ва­ет­ся на ди­на­ми­ке цен на кофе. На фоне силь­ней­шей за­су­хи в Бра­зи­лии 2014 года сорт ара­би­ка по­до­ро­жал са­мы­ми быст­ры­ми тем­па­ми за по­след­ние 10 лет. Какие эко­но­ми­че­ские яв­ле­ния можно про­ил­лю­стри­ро­вать дан­ной ситуацией? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) инфляция

2) конкуренция

3) специализация

4) монополизация

5) информатизация

6) гуманизация

Пояснение.

1) ин­фля­ция - нет, не верно, сорт ара­би­ка по­до­ро­жал са­мы­ми быст­ры­ми тем­па­ми за по­след­ние 10 лет, но ничего не сказано о динамике общего уровня цен в данных государствах.

2) кон­ку­рен­ция - да, верно, две страны.

3) спе­ци­а­ли­за­ция - да, верно.

4) мо­но­по­ли­за­ция - нет, неверно, две страны.

5) ин­фор­ма­ти­за­ция - нет, неверно.

6) гу­ма­ни­за­ция - нет, неверно.

Ответ: 23.

Ответ: 23

1) На эко­но­ми­че­ское раз­ви­тие стра­ны ока­зы­ва­ют вли­я­ние ис­то­ри­че­ские и гео­гра­фи­че­ские усло­вия её существования.

2) Для эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия раз­ных стран не су­ще­ству­ет еди­ных закономерностей.

3) Одним из по­ка­за­те­лей эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия об­ще­ства яв­ля­ет­ся от­рас­ле­вая струк­ту­ра экономики.

4) Для эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия ха­рак­тер­ны как по­ло­жи­тель­ная ди­на­ми­ка экономики, так и отрицательная.

5) Объём ВВП на душу на­се­ле­ния ха­рак­те­ри­зу­ет эко­но­ми­че­ский по­тен­ци­ал страны.

Пояснение.

Эко­но­ми­че­ское развитие об­ще­ства представляет собой мно­го­пла­но­вый процесс, охва­ты­ва­ю­щий экономический рост, струк­тур­ные сдвиги в экономике, по­вы­ше­ние уровня и ка­че­ства жизни населения. Данный про­цесс не все­гда идет по вос­хо­дя­щей линии, он вклю­ча­ет периоды роста и спада.

1) На эко­но­ми­че­ское раз­ви­тие стра­ны ока­зы­ва­ют вли­я­ние ис­то­ри­че­ские и гео­гра­фи­че­ские усло­вия её существования - да, верно.

2) Для эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия раз­ных стран не су­ще­ству­ет еди­ных закономерностей - нет, неверно.

3) Одним из по­ка­за­те­лей эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия об­ще­ства яв­ля­ет­ся от­рас­ле­вая струк­ту­ра экономики - да, верно.

4) Для эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия ха­рак­тер­ны как по­ло­жи­тель­ная ди­на­ми­ка экономики, так и отрицательная - да, верно.

5) Объём ВВП на душу на­се­ле­ния ха­рак­те­ри­зу­ет эко­но­ми­че­ский по­тен­ци­ал страны - нет, неверно.

Ответ: 134.

Ответ: 134

Иван Хеорхе

Существуют универсальные экономические закономерности, которые влияют на развитие различных стран.

Афина Магеррамова 23.01.2019 11:09

Поясните,пожалуйста,почему 5 неверно?Разве не объем ВВП определяет экономическое развитие страны?

Иван Иванович

Реальный ВВП макроэкономический показатель, который определяет экономический рост государства. Но утверждение не про экономический рост или развитие, а про экономический потенциал, то есть совокупную способность экономики страны, ее отраслей, выпускать продукцию, товары, услуги, удовлетворять запросы населения, общественные потребности, обеспечивать развитие производства и потребления.

·

Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют социальную динамику.

1) прогресс

2) структура

3) эволюция

4) реформа

5) революция

6) система

Найдите два термина «выпадающих» из общего ряда, и запишите в цифры, под которыми они указаны.

Пояснение.

Система и структура не относятся к динамике.

Ответ: 26.

Ответ: 26

А Б В Г Д

Пояснение.

Микроэкономика - деятельность отдельных действующих субъектов (предприятие). Макроэкономика -экономическая деятельность в пределах страны. Показатели макроэкономики: ВВП, инфляция, безработица и т. д.

А) динамика валового внутреннего продукта - макроэкономика.

Б) поведение потребителей отдельных товаров и услуг - микроэкономика.

В) условия успешности бизнеса в определённых сферах - микроэкономика.

Г) изменение курсов валют - макроэкономика.

Д) причины экономических кризисов - макроэкономика.

Ответ: 21122.

ВЦИОМ была изу­че­на ди­на­ми­ка оце­нок ре­спон­ден­та­ми сте­пе­ни важ­но­сти ряда де­мо­кра­ти­че­ских институтов. Ис­сле­до­ва­ния про­хо­ди­ли с 1997 по 2010 год. Ре­зуль­та­ты по­след­не­го года ис­сле­до­ва­ния пред­став­ле­ны в таблице. Сде­лай­те три воз­мож­ных вы­во­да на ос­но­ве этих данных.

Динамика оце­нок ре­спон­ден­та­ми сте­пе­ни важ­но­сти ряда де­мо­кра­ти­че­ских ин­сти­ту­тов (в %)

Демократические институты 2010 г.
Многопартийность
Важно 41
Не важно 39
Затрудняюсь ответить 20
Наличие пред­ста­ви­тель­ных органов власти
(Совета Федерации, Го­су­дар­ствен­ной Думы, др.)
Важно 47
Не важно 29
Затрудняюсь ответить 24
Свобода предпринимательства
Важно 65
Не важно 15
Затрудняюсь ответить 20
Свобода слова и СМИ
Важно 75
Не важно 11
Затрудняюсь ответить 14
Свобода вы­ез­да за границу
Важно 61
Не важно 23
Затрудняюсь ответить 16
Выборность ор­га­нов власти
Важно 75
Не важно 10
Затрудняюсь ответить 15

Источник: мо­ни­то­рин­го­вые ис­сле­до­ва­ния ИС РАН.

Пояснение.

Правильный ответ дол­жен со­дер­жать сле­ду­ю­щие выводы, допустим:

Наиболее зна­чи­мы­ми ин­сти­ту­та­ми в пред­став­ле­нии рос­си­ян яв­ля­ют­ся вы­бор­ность ор­га­нов и сво­бо­да слова и СМИ;

Значение мно­го­пар­тий­но­сти оце­ни­ли менее по­ло­ви­ны респондентов;

Наличие пред­ста­ви­тель­ных ор­га­нов вла­сти за­труд­нил­ся оце­нить каж­дый четвертый.

Элементы от­ве­та могут быть при­ве­де­ны в иной, близ­кой по смыс­лу форме.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ ОБЩЕСТВ

Пояснение.

Типы общества: традиционное, индустриальное, пост­ин­ду­стри­аль­ное (информационное).

Ответ: традиционное.

Ответ: традиционное|аграрное

Предметная область: Человек и общество. Мновариантность общественного развития (Типы обществ)

Валентин Иванович Кириченко

Сказать можно, но на экзамене этот ответ будет засчитан как неправильный.

Анастасия Бычкова 02.07.2017 20:27

почему ответ "аграрное" будет засчитан как ошибка? Потому что это слово упоминается в тексте?

Валентин Иванович Кириченко

· ").dialog({width:"auto",height:"auto"})">Видеокурс

Прочитайте приведённый ниже текст, в ко­то­ром пропущен ряд слов. Вы­бе­ри­те из пред­ла­га­е­мо­го списка слова, ко­то­рые необходимо вста­вить на место пропусков.

«В самом ши­ро­ком смысле куль­ту­ра - это про­цесс и продукт______(А) общества. Куль­ту­ра как __________(Б) пред­став­ле­на совокупностью институтов, областей, норм и принципов. Ос­но­во­по­ла­га­ю­щие принципы, образцы, _______(В) устой­чи­во сохраняются в ди­на­ми­ке культуры и ха­рак­тер­ны для всех куль­тур­ных форм. Это поз­во­ля­ет рассматривать куль­ту­ру как спе­ци­фи­че­ский механизм пре­ем­ствен­но­сти различных________(Г) раз­ви­тия общества. Тогда ин­ди­вид выступает в роли свя­зу­ю­ще­го звена раз­лич­ных элементов социума. Вне куль­тур­ной среды не­воз­мож­ны ни меж­лич­ност­ное общение, ни социализация, ни само существование__________(Д).

Широко распространённое раз­де­ле­ние на ма­те­ри­аль­ную и ду­хов­ную культуру при бли­жай­шем рассмотрении об­на­ру­жи­ва­ет свою _________(Е). Куль­ту­ра есть не­раз­рыв­ное единство ма­те­ри­аль­ной и идеальной, субъ­ек­тив­ной и объ­ек­тив­ной сторон».

Слова в спис­ке даны в име­ни­тель­ном падеже. Каж­дое слово (словосочетание) может быть ис­поль­зо­ва­но только один раз.

Выбирайте по­сле­до­ва­тель­но одно слово за другим, мыс­лен­но заполняя каж­дый пропуск. Об­ра­ти­те внимание на то, что слов в спис­ке больше, чем Вам по­тре­бу­ет­ся для за­пол­не­ния пропусков.

Список терминов:

В дан­ной ниже таб­ли­це приведены буквы, обо­зна­ча­ю­щие пропущенные слова. За­пи­ши­те в таб­ли­цу под каж­дой буквой номер вы­бран­но­го Вами слова.

A Б В Г Д Е

Пояснение.

Исходя из контекста, по­сле­до­ва­тель­ность 964875 яв­ля­ет­ся единственным пра­виль­ным ответом. Кос­вен­ны­ми подсказками яв­ля­ют­ся род, число и падеж слов.

Ответ: 9, 6, 4, 8, 7, 5.

Ответ: 964875

Предметная область: Человек и общество. Понятие культуры. Формы и разновидности культуры

Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Ос­нов­ная волна. Урал. Ва­ри­ант 6.

На диа­грам­ме от­ра­же­на ди­на­ми­ка уров­ней брачности, раз­во­ди­мо­сти и бед­но­сти в стра­не Z в 2005–2007 гг.

Найдите в приведённом спис­ке выводы, ко­то­рые можно сде­лать на ос­но­ве диаграммы, и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) В ука­зан­ный пе­ри­од сни­же­ние уров­ня бед­но­сти со­про­вож­да­лось сни­же­ни­ем уров­ня разводимости.

2) В ука­зан­ный пе­ри­од уро­вень раз­во­ди­мо­сти в аб­со­лют­ном вы­ра­же­нии из­ме­нил­ся меньше, чем уро­вень бед­но­сти и уро­вень брачности.

3) В ука­зан­ный пе­ри­од по­вы­ше­ние уров­ня брач­но­сти со­про­вож­да­лось по­вы­ше­ни­ем уров­ня разводимости.

4) В ука­зан­ный пе­ри­од сни­же­ние уров­ня бед­но­сти со­про­вож­да­лось по­вы­ше­ни­ем уров­ня брачности.

5) В ука­зан­ный пе­ри­од число су­пру­же­ских пар с до­хо­да­ми ниже уров­ня бед­но­сти повысилось.

Пояснение.

1) В ука­зан­ный пе­ри­од сни­же­ние уров­ня бед­но­сти со­про­вож­да­лось сни­же­ни­ем уров­ня раз­во­ди­мо­сти - нет, неверно, рост од­но­го и па­де­ние другого.

2) В ука­зан­ный пе­ри­од уро­вень раз­во­ди­мо­сти в аб­со­лют­ном вы­ра­же­нии из­ме­нил­ся мень­ше, чем уро­вень бед­но­сти и уро­вень брач­но­сти - да, верно.

3) В ука­зан­ный пе­ри­од по­вы­ше­ние уров­ня брач­но­сти со­про­вож­да­лось по­вы­ше­ни­ем уров­ня раз­во­ди­мо­сти - да, верно.

4) В ука­зан­ный пе­ри­од сни­же­ние уров­ня бед­но­сти со­про­вож­да­лось по­вы­ше­ни­ем уров­ня брач­но­сти - да, верно.

5) В ука­зан­ный пе­ри­од число су­пру­же­ских пар с до­хо­да­ми ниже уров­ня бед­но­сти по­вы­си­лось - нет, неверно, такой вывод сде­лать нель­зя по этим данным.

Ответ: 234.

Ответ: 234

Динамика ВВП страны Z в 2014 году отражена на отрезке АВ на представленном графике. В какой фазе экономического цикла находилась экономика страны Z в 2014 году? Назовите три характерные черты данной фазы экономического цикла.

Пояснение.

В правильном ответе должны быть указаны следующие элементы:

1) фаза экономического цикла: спад;

2) три характерные черты данной фазы, например:

Рост безработицы;

Сокращение объёмов производства;

Снижение деловой и инвестиционной активности.

Могут быть названы другие черты.

Иван Хеорхе

На графике представлена динамика реального ВВП за определенный период. Рыночная экономика развивается циклически, что и видно из графика. Необходимо знать стадии экономического цикла: экспансия (подъем, с начала графика до А, А1 до А2), рецессия (спад, А до В), стагнация (застой, с В до В1), оживление (подъем до точки пика предыдущего цикла, после чего начинается новый цикл, с В1 до А1). Каждой стадии соответствую определенные характеристики (см. Учебник Иванова по экономики, пар. 13.1).

PS: на ЕГЭ задание уровня 27 идет без рисунка, данное задание рекомендуется использовать для отработки темы экономический цикл.

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

Нормы, содержащиеся в различных ____ (А) права, а также правоотношения, складывающиеся на основе норм, призваны вызвать желаемые законодателем варианты поведения людей. Для этого предписания, ____ (Б) должны пройти через волю и сознание людей. Формирование ____ (В) сознания осуществляется в течение всей жизни человека. Сначала дети получают представление о том, что такое хорошо, а что такое плохо. Позднее эти знания трансформируются в жизненные принципы. На формирование правосознания оказывает влияние семья. Человеческие отношения в семье являются прообразом отношений в ____ (Г). Затем на развитие правосознания накладывает отпечаток окружение, в котором находятся дети. Правовое сознание воздействует на ____ (Д) людей. Для большинства индивидов ____ (Е) поведения служит именно правосознание, поскольку они не знают конкретных нормативно-правовых предписаний.

Слова в спис­ке даны в име­ни­тель­ном падеже. Каж­дое слово может быть ис­поль­зо­ва­но толь­ко один раз.

Выбирайте по­сле­до­ва­тель­но одно слово за другим, мыс­лен­но за­пол­няя каж­дый пропуск. Об­ра­ти­те вни­ма­ние на то, что слов в спис­ке больше, чем Вам по­тре­бу­ет­ся для за­пол­не­ния пропусков.

Список терминов:

В дан­ной ниже таб­ли­це при­ве­де­ны буквы, обо­зна­ча­ю­щие про­пу­щен­ные слова. За­пи­ши­те в таб­ли­цу под каж­дой бук­вой номер вы­бран­но­го Вами слова.

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А Б В Г Д Е
ХАРАКТЕРИСТИКА БЕЗРАБОТИЦЫ ВИД БЕЗРАБОТИЦЫ

А) возникает в результате экономического

Б) связана с затратами времени на поиск

новой работы

В) возникает при первом поиске работы

молодёжью

Г) выявляет состояние экономической

конъюнктуры, отражающей динамику

рыночной экономики

Д) обусловлена добровольным увольнением

работника

1) фрикционная

2) циклическая

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

Группа учёных-ихтиологов работает над проблемами экологии, исследуя динамику популяции рыб Охотского моря. Какие факты свидетельствуют о том, что их исследование имеет прикладное значение? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Учёные разработали новые методы полевых исследований.

2) Учёные дополнили информацию о систематических признаках в строении рыб.

3) Учёные изучают особенности опорно-двигательного аппарата глубоководных рыб.

5) Учёные направили правительству предложения по ужесточению контроля за рыбной ловлей в Охотском море.

6) Учёные отметили, что строительство нефтедобывающих платформ в районе острова Сахалин не оказало негативного эффекта на популяцию серых китов.

Пояснение.

Прикладное значение, то есть имеет непосредственное влияние на практику.

1) Учёные разработали новые методы полевых исследований. Нет, неверно.

2) Учёные дополнили информацию о систематических признаках в строении рыб. Нет, неверно.

3) Учёные изучают особенности опорно-двигательного аппарата глубоководных рыб. Нет, неверно.

5) Учёные направили правительству предложения по ужесточению контроля за рыбной ловлей в Охотском море. Да, верно.

6) Учёные отметили, что строительство нефтедобывающих платформ в районе острова Сахалин не оказало негативного эффекта на популяцию серых китов. Да, верно.

Ответ: 456.

Ответ: 456

Осознание необходимости ответственности государства за экономическую и социальную защищенность каждого его жителя стало доминирующей тенденцией развития в прошлом столетии... Опыт разных стран показывает, что обеспечение социально- экономических гарантий населению является не только условием социальной стабильности, но также важнейшим фактором трудовой мотивации, расширения налоговой базы, увеличения потребительского спроса населения; повышения конкурентоспособности трудоспособных, но уязвимых на рынке труда граждан; более полного использования трудового, интеллектуального, творческого потенциала страны, а значит, не только следствием, но я фактором ее экономического роста.

Уровень развития интеллектуального потенциала и качество «человеческого фактора» стали важнейшим фактором, определяющим конкурентоспособность современных национальных экономических систем. Образование и состояние здоровья населения, квалификация трудовых ресурсов, наличие передовых научных школ определяют степень использования, восприимчивость тех или иных стран к достижениям научно-технического прогресса.

Соответственно, страны, не способные обеспечить адекватные стандарты образования и качество жизни своему населению, реальные гарантии на удовлетворение базовых прав личности, оказываются не в состоянии выдерживать требования современной конкурентной борьбы.

В России, несмотря на определенные позитивные сдвиги в динамике макроэкономических показателей, не снижается острота таких проблем социальной сферы, как крайне высокая дифференциация населения по уровню доходов и заработной платы; чрезвычайно низкий уровень заработной платы, пенсий, т. е. доходов, связанных с нынешней или прошлой трудовой деятельностью, которые не обеспечивают для значительной части населения даже доход на уровне прожиточного минимума; не говоря уже о размерах минимальной заработной платы, не выполняющей свои экономические и социальные функции.

Такая ситуация является тормозом развития внутреннего спроса, расширения налоговой базы, не говоря уже о бедственном положении населения...

Несмотря на то, что в последние годы в России наметились позитивные сдвиги в направлении социальной ориентации бюджетных ассигнований, на сегодняшний день главным приоритетом бюджетной политики остаются платежи по государственному долгу (35,9% расходной части федерального бюджета на 2002 г.), в то время как расходы на социальную политику составляют всего 27,5% (в США на социальные статьи приходится около 2 /3 федерального бюджета)... Движение к «социальному государству» (каковым объявила себя Российская Федерация согласно статье 7 Конституции) обязывает принципиально усилить социальную ориентацию бюджета и контроль за ее исполнением.

Л.Ф. Лебедева

Пояснение.

В ответе могут быть приведены следующие подтверждения:

1) с одной стороны, процессы глобализации и информатизации открывают новые возможности экономического роста и социального прогресса, урегулирования межгосударственных конфликтов;

2) с другой стороны, эти процессы повышают уязвимость и социальную незащищенность человека перед новыми угрозами в условиях нестабильного общества.

А Б В Г Д

Социальная революция - способ перехода от исторически изжившей себя эпохи к более прогрессивной; коренной качественный переворот во всей социальной структуре общества. Вопрос о роли революций в общественном развитии является предметом острой идеологической борьбы. Многие представители «социологии революции» утверждают, что революция как форма социального развития неэффективна и бесплодна, связана с колоссальными издержками и во всех отношениях уступает эволюционным формам развития. Представители марксизма, наоборот, называют социальные революции «локомотивом истории». Они настаивают на том, что только в революционные эпохи совершается общественный прогресс. Таким образом, в марксизме всемерно подчеркивается прогрессивная роль социальных революций:

  • 1) социальные революции разрешают многочисленные противоречия, медленно накапливающиеся в период эволюционного развития, открывают больший простор для прогресса производительных сил и общества в целом;
  • 2) приводят к революционизирующемуся освобождению сил народа, поднимают народные массы на новую ступень активности и развития;
  • 3) освобождают личность, стимулируют ее духовное и нравственное развитие, увеличивают степень ее свободы;
  • 4) отбрасывают устаревшее, сохраняют из старого все прогрессивное, тем самым социальные революции являются прочной основой для успешного поступательного развития общества.

В реальных процессах развития эволюция и революция одинаково являются необходимыми компонентами и образуют противоречивое единство. При описании социальной революции выделяются две наиболее характерные черты:

  • 1) социальная революция как перерыв постепенности, как качественный переход к следующей ступени развития, как проявление творчества масс и революционных элит (марксистское учение о социальной революции как качественном скачке при переходе общества на более высокую ступень развития);
  • 2) социальная революция как быстрые и масштабные преобразования в обществе (здесь революция противопоставляется реформам).

В социальной жизни к понятиям эволюции и революции добавляется термин «реформа».

Реформа (от лат. - преобразование) - изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни, которая не уничтожает основ существующей социальной структуры. С формальной точки зрения, под реформой подразумевается нововведение любого содержания, однако на практике под реформой обычно понимается прогрессивное преобразование.

Социальный (общественный) прогресс. Большинство социологических теорий XIX века испытали на себе влияние концепции социального прогресса. Представления о том, что изменения в мире происходят в определенном направлении, возникли еще в глубокой древности. При этом прогресс противопоставлялся регрессу - в том смысле, что прогрессивное движение характеризуется как переход от низшего к высшему, от простого к сложному, от менее совершенного к более совершенному. Были предприняты попытки найти лежащие в основе прогресса законы эволюции. Г. Спенсер и другие сторонники социального дарвинизма рассматривали социальную эволюцию в качестве аналогии биологической эволюции. При этом эволюция трактовалась как однонаправленный переход общества от однородных и простых структур ко все более разнообразным и взаимозависимым. Основными законами развития общества считались дарвиновские «борьба за существование» и «выживание наиболее приспособленных». Эти законы природы уподоблялись законам свободной конкуренции.

Итак, социальный прогресс означает восхождение к более сложным формам общественной жизни. В применении к обсуждаемой теме это означает нарастание прогрессивных социальных изменений: улучшение условий жизни, развитие науки, техники и образования, появление большего количества прав и свобод и т.д. Однако в отношении многих социальных явлений трудно говорить о прогрессе, так как развитие некоторых феноменов общественной жизни носит нелинейный характер. Например, в рамках искусства, религии и некоторых других социальных явлений высшие образцы развития были созданы уже несколько столетий или даже тысячелетий назад. Вместе с тем, в отношении таких явлений, как техника, технология и т.д. можно вполне однозначно говорить как о постоянно прогрессирующих явлениях. Поэтому о социальном прогрессе говорят как о триединстве нескольких тенденций (прогрессивность, регрессивность, движение по кругу). Все зависит от того, какая из этих тенденций (в применении к конкретному социальному явлению) преобладает.

Социальные изменения -- это переход общества из одного состояния в другое. Изменение, в ходе которого происходит необратимое усложнение общественной структуры, называют социальным развитием . Различают эволюционный и революционный путь развития.

С понятием социальной эволюции связывают:

  • · постепенное накопление изменений;
  • · естественно обусловленный характер этих изменений;
  • · органический характер процессов, обусловливающий развитие всех процессов на основе естественных функциональных взаимосвязей.

С понятием социальной революции связывают:

  • · относительно быстрые изменения;
  • · субъективно направляемые изменения на основе знания;
  • · неорганический характер этих процессов.
  • 1. Развитие общества имеет линейно-восходящий характер. Предполагается, что общество проходит ряд последовательных стадий развития, на каждой из которых используются особые способы накопления и передачи знаний, коммуникации, добывания средств жизнеобеспечения, а также разные степени сложности структур общества.

Одной из наиболее известных социологических концепций данного типа является схема развития общества, которую попытался построить

К. Маркс, опиравшийся в своих размышлениях на концепцию истории Гегеля. Он предложил выделить несколько следующих друг за другом общественно-экономических формаций, причем основанием для этого были уровень развития производительных сил и производственных отношений. В соответствии с этим были описаны первобытная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая формации. Другим хрестоматийным примером такого способа рассмотрения социальных, равно как всех остальных, изменений является идея эволюционизма, которая в науке об обществе получила название «социального дарвинизма».

Данный тип объяснения, а точнее, описания и представления социальных процессов имеет глубокие истоки в христианской традиции, в соответствии с которой мир был создан богом и впоследствии -- после Страшного суда -- прекратит свое существование.

Основным положением подобных подходов к описанию развития общества является утверждение о наличии постепенных глобальных изменений, которые претерпевают все общественные системы. Следовательно, это уникальный вопрос, который не знает исключений. Можно выделить несколько направлений, в которых происходят такие изменения: социальный революция общество

-- изменение способов накопления и передачи социального опыта:

с этой точки зрения можно различать дописьменные и письменные способы (иногда этот перечень дополняют электронными технологиями);

  • -- изменения способов добычи средств существования: здесь различают общества, обеспечивающие жизнь: а) охотой и собирательством,
  • б) скотоводством и земледелием, в) промышленным производством,
  • г) высокими технологиями, которые свойственны так называемому постиндустриальному обществу; термин «постиндустриальное общество» был предложен социологом Д. Беллом;
  • -- уровень сложности общества.

Сторонниками данного подхода к описанию социальных изменений были Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, Ф. Теннис, А. Тоффлер, Д. Белл и др.

Г. Спенсер, Э. Дюркгейм рассматривали развитие общества как постепенный переход от неразвитого состояния, характеризующимся отсутствием значительной дифференциации внутри подсистем, к более сложным дифференцированным системам. В настоящее время крайне популярной среди социологов является концепция индустриального общества. Она предполагает, что к настоящему моменту общество прошло три стадии: доиндустриальную (аграрную), индустриальную и постиндустриальную (то есть стадию, на которой мы сейчас находимся). Если индустриальное общество характеризуется развитой автоматизацией и механизацией, то в постиндустриальном обществе наибольшую ценность приобретают информация, интеллект, знание. Авторами этой концепции являются Р. Арон и У. Ростоу.

2. Развитие общества имеет циклический, повторяющийся характер.

В данном случае модель, описывающая развитие общества и его изменения, опирается на аналогию между обществом и природой, в которой циклические процессы очень распространены (смена дня и ночи, времен года, рождение и смерть и т. д.).

Соответствующим образом выделяются и циклы в жизни общества. Так, например, период социальной стабильности сменяется периодом упадка, а на смену периоду упадка приходит период социальной стабильности и т. д.

В соответствии со строением и главной характеристикой любой системы можно выделить следующие виды изменений вообще и социальных изменений в частности:

Под содержанием в науке понимают совокупность элементов системы, поэтому здесь речь идет об изменении элементов системы, их возникновении, исчезновении или изменении ими своих свойств. Поскольку элементами социальной системы выступают социальные субъекты, то это могут быть, например, изменение кадрового состава организации, т. е. введение или упразднение каких-то должностей, изменение квалификации должностных лиц или изменение мотивов их активности, что отражается в повышении или понижении производительности труда.

Структурные изменения

Это изменения совокупности связей элементов или строения данных связей. В социальной системе это может выглядеть, например, как перемещение человека в должностной иерархии. При этом не все люди понимают, что произошли структурные изменения в коллективе, и могут быть не способны адекватно реагировать на них, болезненно воспринимать указания начальника, который еще вчера был рядовым сотрудником.

Функциональные изменения

Это изменения в выполняемых системой действиях. Изменения функций системы могут быть вызваны изменением как ее содержания или структуры, так и окружающей социальной среды, т. е. внешних связей дайной системы. Например, изменения функций государственных органов могут быть вызваны и демографическими изменениями внутри страны, и внешними воздействиями, в том числе военными, со стороны других стран.

Развитие

Особый тип изменения - развитие. О его наличии принято говорить в определенном отношении. В науке под развитием принято считать направленное и необратимое изменение, приводящее к появлению качественно новых объектов. Объект, находящийся в развитии, на первый взгляд, остается самим собой, но новая совокупность свойств и связей заставляет воспринимать этот объект совершенно по-новому. Например, ребенок и выросший из него специалист в какой-либо области деятельности — это, по существу, разные люди, они оцениваются и воспринимаются обществом по-разному, поскольку занимают в социальной структуре совершенно разные позиции. Поэтому о таком человеке говорят, что он прошел путь развития.

Изменения и развитие являются одним из основных аспектов рассмотрения всех наук.

Сущность, виды концепций социальных изменений

Изменения это различия между тем, что представляла система в прошлом, и тем, что стало с ней через определенный период времени .

Изменения присущи всему живому и неживому миру. Они происходят каждую минуту: «все течет, все изменяется». Человек рождается, стареет, умирает. Этот же путь проходят его дети. Распадаются старые и возникают новые общества.

В социологии под социальными изменениями понимают преобразования , происходящие с течением времени в организации , , образцах мышления, культуре и социальном поведении .

Факторами, причиной социальных изменений выступают многообразные обстоятельства, такие, как изменение среды обитания, динамика численности и социальной структуры населения, уровень напряженности и борьбы за ресурсы (особенно в современных условиях), открытия и изобретения, аккультурация (усвоение элементов других культур при взаимодействии).

Толчком, движущими силами социальных изменений могут выступать преобразования как в экономической, так в политической, социальной и духовной сферах, но с разной скоростью и силой, фундаментальностью воздействия.

Тема социальных изменений была одной из центральных в социологии XIX и XX вв. Это объяснялось естественным интересом социологии к проблемам социального развития и социального прогресса, первые попытки научного объяснения которых принадлежат О. Конту и Г. Спенсеру.

Социологические теории социальных изменений принято разделять на две главных ветви — теории социальной эволюции и теории социальной революции , которые рассматриваются преимущественно в рамках парадигмы социального конфликта.

Социальная эволюция

Теории социальной эволюции определяли социальные изменения как переход от одних стадий развития к более сложным . Предшественником эволюционистских теорий следует считать А. Сен-Симона. Распространенную в консервативной традиции конца XVIII — начала XIX в. идею о жизни общества как равновесии он дополнил положением о неуклонном последовательном продвижении общества к более высоким уровням развития.

О. Конт связал процессы развития общества, человеческого знания и культуры. Все общества проходят три стадии : примитивную , промежуточную и научную , которым соответствуют формы человеческого знания (теологического , метафизического и позитивного) . Эволюция общества для него — это рост функциональной специализации структур и улучшение адаптации частей к обществу как целостному организму.

Виднейший представитель эволюционизма Г. Спенсер представлял эволюцию как восходящее движение, переход от простого к сложному, не имеющий линейного и однонаправленного характера.

Любая эволюция состоит из двух взаимосвязанных процессов: дифференциации структур и их интеграции на более высоком уровне . В результате общества распределяются на расходящиеся и разветвляющиеся группы.

Современный структурный функционализм, продолжая спенсеровскую традицию, отвергавшую непрерывность и однолинейность эволюции, дополнил ее идеей большей функциональной приспособленности, возникающей в ходе дифференциации структур. Социальное изменение рассматривается как результат адаптации системы к своему окружению. Только те структуры, которые обеспечивают социальной системе большую приспособленность к среде, продвигают эволюцию вперед. Поэтому, хотя общество и изменяется, оно сохраняет стабильность благодаря новым полезным формам социальной интеграции.

Приведенные эволюционистские концепции главным образом объясняли происхождение социальных изменений эндогенными , т. е. внутренними причинами . Процессы, происходящие в обществе, объясняли по аналогии с биологическими организмами.

Другой подход — экзогенный — представлен теорией диффузии, просачиванием культурных образцов из одного общества в другие. В центр анализа здесь помещены каналы и механизмы проникновения внешних влияний. К ним относились завоевания, торговля, миграция, колонизация, подражание и др. Любая из культур неизбежно испытывает на себе влияние других культур, в том числе культур завоеванных народов. Этот встречный процесс взаимовлияния и взаимопроникновения культур называется в социологии аккультурацией. Так, Ральф Линтон (1937) обратил внимание на то, что ткань, впервые сделанная в Азии, часы, появившиеся в Европе, и пр. стали неотъемлемой и привычной частью жизни американского общества. В тех же США важнейшую роль на протяжении всей истории играли иммигранты из самых разных стран мира. Можно даже говорить об усилении в последние годы влияния на прежде практически неизменную англоязычную культуру американского общества испаноязычной и афроамериканской субкультур.

Социальные эволюционные изменения, кроме фундаментального, могут протекать в подвидах реформ, модернизации, трансформации, кризисов.

1. Реформы в социальных системах преобразование , изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни или всей социальной системы . Реформы, в отличие от революций, предполагают постепенные изменения тех или иных социальных институтов, сфер жизнедеятельности или системы в целом. Они проводятся с помощью новых законодательных актов и направлены на совершенствование существующей системы без ее качественных изменений.

Под реформами обычно понимают медленные эволюционные изменения , не приводящие к массовому насилию, быстрой смене политических элит, быстрым и радикальным изменениям в социальной структуре и ценностных ориентациях.

2. Социальная модернизация прогрессивные социальные изменения , в результате которых социальная система (подсистема) улучшает параметры своего функционирования . Процесс превращения традиционного общества в индустриальное принято называть модернизацией. Социальная модернизация имеет две разновидности :

  • органическую — развитие на собственной основе ;
  • неорганическую — ответ на внешний вызов, с целью преодолеть отсталость (инициируется «сверху »).

3. Социальная трансформация — превращения, происходящие в обществе в результате определенных социальных изменений, как целенаправленных, так и хаотичных. Полоca исторических перемен, установившихся в странах Центральной Европы с конца 80-х — начала 90-х гг., а затем в бывших республиках распавшегося СССР, выражается именно данным понятием, первоначально имевшим чисто технический смысл.

Под социальной трансформацией обычно понимаются следующие изменения:

  • Изменение политической и государственной системы, отказ от монополии одной партии, создание парламентской республики западного типа, общая демократизация общественных отношений.
  • Обновление экономических основ общественной системы, отход от так называемой центральной плановой экономики с ее распределительными функциями, ориентация на экономику рыночного типа, в интересах которой:
    • проводится разгосударствление собственности и широкая программа приватизации;
    • создается новый правовой механизм экономических и финансовых отношений, допускающий многоукладность форм экономической жизни и создающий инфраструктуру для развития частной собственности;
    • вводятся свободные цены.

К настоящему времени практически во всех странах создана правовая база для развития рыночного хозяйства .

Период активного вхождения в рынок был сопряжен с расстройством финансовой системы, инфляцией, ростом безработицы, ослаблением общего культурного фона, всплеском преступности, наркоманией, падением уровня здоровья населения, ростом смертности. В ряде новых постсоциалистических государств были развязаны военные конфликты, в том числе гражданские войны, принесшие массовую гибель людей, большие разрушения материального характера. Эти события затронули Азербайджан, Армению, Грузию, Таджикистан, Молдавию, Россию и другие республики и регионы бывшего Советского Союза. Утрачено национальное единство. Стоящие перед каждой новой суверенной страной задачи по реструктуризации экономики, если будут решаться отдельно, без учета прежних кооперационных связей, потребуют огромного перерасхода дефицитных капиталовложений и вызовут ожесточенную конкуренцию экономических регионов, некогда дополнявших друг друга. В качестве компенсации общество получило отказ от социалистической всеобщности труда, ликвидацию системы социального иждивенчества с одновременным провозглашением стандартных либерально-демократи-ческих свобод .

Практическое приспособление к требованиям мирового рынка предполагает новые формы внешнеэкономической деятельности , переструктурирование экономики, т. е. разрушение ее установившихся пропорций и кооперационных связей (в частности, проведение конверсии, т. е. радикального ослабления сектора производства вооружений).

Сюда же относят проблему экологической безопасности, которая действительно приобретает характер одного из главнейших факторов развития национального производства.

Перемены в сфере духовных ценностей и приоритетов

Эта сфера трансформации затрагивает проблемы социально-духовной адаптации к новым условиям существования большого количества людей, их сознания, изменения ценностных критериев . Причем, изменение менталитета напрямую связано с процессом социализации в новых условиях. Современное развитие показывает, что трансформация политических и экономических систем может осуществляться в относительно короткие сроки, в то время как сознание и социализация , которые были приоритетны в течение долгой жизни, не могут подвергнуться быстрым переменам . Они продолжают влиять и могут в процессе приспособления к новым требованиям вызывать кризис человека и системы.

В общественном сознании населения трансформационных стран еще не выработались общепризнанные критерии имущественного расслоения. Углубление пропасти между богатыми и бедными, прогрессирующее обнищание значительной части трудоспособного населения порождают известную реакцию: рост преступности, депрессию и другие негативные психологические последствия, понижающие привлекательность нового общественного строя. Но ход истории неумолим. Объективная необходимость всегда оказывается выше субъективного фактора. Трансформация, таким образом, оказывается специфическим механизмом развития, призванным обеспечить не только гарантии от реставрации старой системы, возвращения прежней идеологии, но и воссоздания мощного государства, которое могло бы существенно влиять на геополитические процессы в их экономических, торгово-финансовых, военных, научно-технических и прочих измерениях, что является российской спецификой.

В социологии социальных изменений существует значительное количество концепций, теорий и направлений. Рассмотрим наиболее исследованные: эволюционистскую, неоэволюционистскую и теорию циклических изменений .

Эволюцизм исходит из того, что общество развивается по восходящей линии — от низших форм к высшим. Это движение постоянно и необратимо. Все общества, все культуры проходят путь от менее развитого состояния к более развитому по единому заранее установленному образцу. Представителями классического эволюционизма являются такие ученые, как Ч. Дарвин, О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм. Например, Спенсер считал, что сущность эволюционных изменений и прогресса заключается в усложнении общества, в усилении его дифференциации, в отмирании неприспособленных индивидов, социальных институтов, культур, выживании и процветании приспособленных.

Классический эволюционизм рассматривает изменения как строго линейные, восходящие и развивающиеся по единому сценарию. Эта теория неоднократно подвергалась обоснованной критике со стороны ее противников.

В качестве аргументов выдвигались следующие доводы:

  • многие исторические события имеют ограниченный и случайный характер;
  • рост многообразия человеческих популяций (племен, культур, цивилизаций) не дает оснований говорить о едином эволюционном процессе;
  • нарастающая конфликтогенность социальных систем не соответствует эволюционным взглядам на изменения;
  • имеющиеся в истории человечества случаи отступлений, провалов и гибели государств, этносов, цивилизаций не дают оснований говорить о едином эволюционном сценарии.

Эволюционистский постулат (утверждение) о неизбежной последовательности развития подвергается сомнению тем историческим фактом, что в ходе развития одни стадии могут быть пропущены, а прохождение других — ускорено. Например, большинство европейских стран в ходе своего развития миновали такую стадию, как рабство.

Некоторые не западные общества нельзя оценивать по единой шкале развития и зрелости. Они качественно отличны от западных.

Нельзя отождествлять эволюцию с прогрессом , так как многие общества в результате социальных изменений оказываются в кризисном состоянии и/или деградируют. Например, Россия в результате начавшихся в начале 90-х гг. XX в. либеральных реформ по основным своим показателям (социально-экономическим, технологическим, морально-этическим и др.) оказалась отброшенной в своем развитии на многие десятилетия назад.

Классический эволюционизм, по сути, исключает человеческий фактор в социальных изменениях , внушая людям неизбежность восходящего развития.

Неоэволюционизм . В 50-х гг. XX в. после периода критики и опалы социологический эволюционизм вновь оказался в центре внимания социологов. Такие ученые, как Г. Ленски, Дж. Стюарт, Т. Парсонс и другие, дистанцируясь от классического эволюционизма, предложили свои теоретические подходы к эволюционным изменениям.

Основные положения неоэволюционизма

Если классический эволюционизм исходит из того, что все общества проходят один и тот же путь развития от низших форм к высшим, то представители неоэволюционизма приходят к выводу, что каждая культура, каждое общество наряду с общими тенденциями имеют свою логику эволюционного развития. Основное внимание направляется не на последовательность необходимых стадий, а на причинный механизм изменений.

При анализе изменений неоэволюционисты стараются избегать оценок и аналогий с прогрессом . Основные взгляды формируются в виде гипотез и предположений , а не в виде прямых утверждений.

Эволюционные процессы протекают не равномерно по восходящей прямой линии, а скачкообразно и носят многолинейный характер. На каждой новой ступени общественного развития ведущей может стать одна из линий, игравших даже второстепенную роль на предыдущей стадии.

Теории циклических изменений . Цикличность различных природных, биологических и социальных явлений была известна уже в глубокой древности . Например, древнегреческие философы , и другие разработали учение о цикличности политических режимов власти.

В Средние века арабский ученый и поэт Ибн Хальдун (1332-1406) сравнивал циклы цивилизации с жизненными циклами живых организмов: рост — зрелость — старость .

В эпоху Просвещения итальянский придворный историограф Джамбаттиста Вико (1668-1744) разработал теорию циклического развития истории. Он считал, что типичный исторический цикл проходит три стадии: анархия и дикость; порядок и цивилизация; упадок цивилизации и возврат к новому варварству. При этом каждый новый цикл качественно отличается от предыдущего,
т. е. движение идет по восходящей спирали.

Русский философ и социолог К. Я. Данилевский (1822-1885) в своей книге «Россия и Европа» представил человеческую историю, разделенную на отдельные историко-культурные типы или цивилизации. Каждая цивилизация подобно биологическому организму проходит стадии зарождения, возмужания, дряхления и гибели. По его мнению, ни одна цивилизация не является лучшей или более совершенной; каждая имеет свои собственные ценности и тем самым обогащает общую человеческую культуру; каждая имеет свою внутреннюю логику развития и проходит свойственные ей стадии.

В 1918 г. вышла в свет книга немецкого ученого О. Шпенглера (1880-1936) «Закат Европы», где он развивает идеи своих предшественников о циклическом характере исторических изменений и выделяет в мировой истории восемь высших культур: египетскую, вавилонскую, индийскую, китайскую, греко-римскую, арабскую, мексиканскую (майя) и западную. Каждая культура переживает циклы детства, юношества, зрелости и старости. Реализовав всю сумму возможностей и выполнив свое предназначение, культура умирает. Возникновение и развитие той или иной культуры нельзя объяснить с точки зрения причинности — развитие культуры происходит по присущей ей внутренней необходимости.

Прогнозы Шпенглера относительно будущего западной культуры были весьма мрачными. Он считал, что западная культура прошла стадию своего расцвета и вступила в стадию разложения .

Теория жизненных циклов цивилизаций нашла свое развитие в трудах английского историка А. Тойнби (1889-1975), который считал, что всемирная история представляет собой возникновение, развитие и упадок относительно замкнутых дискретных (прерывистых) цивилизаций . Цивилизации возникают и развиваются как ответ на вызов окружающей природной и социальной среды (неблагоприятные природные уcловия, нападение иноземцев, гонение предшествующих цивилизаций). Как только найден ответ, следует новый вызов и новый ответ.

Анализ приведенных выше точек зрения позволяет сделать некоторые общие выводы из теории циклических изменений в целом:

  • циклические процессы бывают замкнутыми , когда каждый полный цикл возвращает систему в исходное (тождественное первоначальному) положение; бывают спиралевидными , когда повторение определенных этапов происходит на качественно ином уровне — более высоком или более низком);
  • любая социальная система в своем развитии переживает ряд последовательных стадий : зарождение, развитие (зрелость), упадок, разрушение ;
  • фазы развития системы, как правило, имеют различную интенсивность и временную протяженность (ускоренные процессы изменений на одной фазе могут сменятся длительным застоем (консервацией);
  • ни одна цивилизация (культура) не является лучшей или более совершенной;
  • социальные изменения — это не только результат естественного процесса развития социальных систем, но и результат активной преобразующей деятельности человека .

Социальная революция

Вторым видом социальных изменений являются революционные.

Революция представляет собой быстрые, фундаментальные, социально-экономические и политические изменения, осуществляемые, как правило, насильственным путем . Революция - это переворот снизу. Она сметает правящую элиту, доказавшую свою неспособность управлять обществом, и создает новую политическую и социальную структуру, новые политические, экономические и социальные отношения . В результате революции происходят базовые преобразования в социально-классовой структуре общества, в ценностях и поведении людей .

Революция вовлекает в активную политическую деятельность большие массы народа . Активность, энтузиазм, оптимизм, надежда на светлое будущее мобилизуют людей на ратные подвиги, безвозмездный труд и социальное творчество. В период революции массовая активность достигает своего апогея, а социальные изменения — невиданных темпов и глубины. К. Маркс называл революции «локомотивами истории ».

По К. Марксу, революция — это качественный скачок, результат разрешения коренных противоречий в базисе общественно-экономической формации между отсталыми производственными отношениями и перерастающими их рамки производительными силами. Непосредственным выражением этих противоречий выступает классовый конфликт. В капиталистическом обществе это неустранимый антагонистический конфликт между эксплуататорами и эксплуатируемыми. Для выполнения своей исторической миссии передовой класс (для капиталистической формации, по Марксу, — пролетариат, рабочий класс) должен осознать свое угнетенное положение, выработать классовое сознание и сплотиться в борьбе против капитализма. Помощь в получении необходимых знаний пролетариату оказывают наиболее дальновидные прогрессивные представители отживающего класса. Пролетариат же должен быть готов решать проблему завоевания власти насильственным путем. По марксистской логике, социалистические революции должны были произойти в наиболее развитых странах, поскольку они более созрели для этого.

Последователь и ученик К. Маркса Э. Бернштейн в конце
XIX в., опираясь на статистические данные о развитии капитализма в индустриальных странах, усомнился в неизбежности революции в ближайшее время и предположил, что переход к социализму может быть относительно мирным и займет сравнительно долгий исторический период. В. И. Ленин модернизировал теорию социалистической революции, настаивая на том, что она должна произойти в наиболее слабом звене капиталистической системы и послужить «запалом» для мировой революции.

История XX в. показала, что и Бернштейн, и Ленин оказались по-своему правы. Социалистических революций в экономически развитых странах не произошло, они были в проблемных регионах Азии и Латинской Америки. Социологи, в частности французский ученый Ален Турен, считают, что основной причиной отсутствия революций в развитых странах является институционализация основного конфликта — конфликта между трудом и капиталом. В них действуют законодательные регуляторы взаимодействия между работодателями и наемными работниками, а государство выступает в качестве социального арбитра. Помимо этого, пролетариат раннекапиталистического общества, которое изучал К. Маркс, был абсолютно бесправен, и ему нечего было терять, кроме своих цепей. Сейчас положение изменилось: в ведущих индустриальных государствах действуют и строго соблюдаются демократические процедуры в политической сфере, а большая часть пролетариата составляет средний класс, которому есть что терять. Современные последователи марксизма подчеркивают также роль мощного идеологического аппарата капиталистических государств в сдерживании возможных революционных выступлений.

К немарксистским теориям социальных революций в первую очередь относится социология революции П. А. Сорокина . По его мнению, революция есть болезненный процесс, оборачивающийся тотальной социальной дезорганизацией . Но даже у болезненных процессов есть своя логика — революция не является случайным событием. П. Сорокин называет три ее основных условия :

  • увеличение подавленных базовых инстинктов — основных потребностей населения и невозможность их удовлетворения;
  • репрессии, которым подвергаются недовольные, должны затрагивать большие группы населения;
  • силы порядка не обладают средствами для подавления разрушительных поползновений.

Революции имеют три фазы : кратковременная фаза радости и ожидания; деструктивная , когда искореняются старые порядки, зачастую вместе с их носителями; созидательная , в процессе которой в значительной степени реанимируются самые стойкие дореволюционные ценности и институты. Общий вывод П. Сорокина таков: ущерб , наносимый обществу революциями, всегда оказывается большим , чем вероятная польза .

Тему социальных революций затрагивают и другие немарксистские теории: теория циркуляции элит Вильфредо Парето, теория относительной депривации и теория модернизации. Согласно первой теории, революционную ситуацию создает деградация элит, которые находятся у власти слишком долго и не обеспечивают нормальную циркуляцию — замену на новую элиту. Теория относительной депривации Теда Гарра, объясняющая возникновение социальных движений, увязывает возникновение социальной напряженности в обществе с разрывом между уровнем запросов людей и возможностями достижения желаемого. Теория модернизации рассматривает революцию как кризис, возникающий в процессе политической и культурной модернизации общества. Он возникает, когда модернизация осуществляется в разных сферах жизнедеятельности общества неравномерно.

© 2024 staren.ru
Портал о ремонте