Белянкова Е.И., Твирова Ю.А. Типичные ошибки ЕГЭ по обществознанию и пути их преодоления: опыт Тульского региона

За 2014-15 уч. год

Итоговое повторение по материалу курса Обществознание в 9 классе

«5» - нет

«4» - 2 чел.

«3» - 6 чел.

«2» - чел.

Качество знаний – 75 %

Процент успеваемости – 100%

Анализ контрольных работ по обществознанию и истории

За 2014-15 уч. год

Обществознание в 11 классе

«5» -2 чел.

«4» -

«3» -

«2» -

Качество знаний – 100%

Процент успеваемости – 100%

Итоговое повторение по материалу курса истории России в 11 классе

«5» - 2 чел.

«4»

«3»

«2»

Качество знаний –100%

Процент успеваемости – 100%

Типичные ошибки:


На выполнение всей работы отводилось 45 минут.

Учитель: Фоменко Ю.В

Анализ входного мониторинга по обществознанию в 10 классе

За 2014 – 2015 учебный год

Количество учащихся, написавших работу – 2 чел.

«5» - нет

«4» -1нет.

«3» - 1 чел.

«2» - нет

Качество знаний – 50 %

Процент успеваемости – 100%

Типичные ошибки: знание теоритического материала по политической сфере, большинство учащихся слабо владеют обществоведческой терминологией и имеют недостаточные знания в области экономики. Трудности возникают и с распознаванием признаков понятий и их характерных черт.

работа по обществознанию была представлена в 1 варианте.
На выполнение всей работы отводилось 45 минут.

Анализ входного мониторинга по истории в 10 классе

За 2014 – 2015 учебный год

Количество учащихся, написавших работу –2 чел.

«5» - нет

«4» - 1 учащ.

«3» -1 чел.

«2» -нет.

Качество знаний – %

Процент успеваемости – 100 %


На выполнение всей работы отводилось 45 минут.

Анализ входного мониторинга по обществознанию в 8 классе

За 2014 – 2015 учебный год

Количество учащихся, написавших работу – 10 чел.

«5» - чел.

«4» - чел.

«3» - чел.

«2» - чел.

Качество знаний – %

Процент успеваемости – %

Типичные ошибки: знание теоритического материала по политической сфере, недостаточные знания понятийного аппарата по теме « Политика», трудности с анализом правовых ситуаций.


На выполнение всей работы отводилось 45 минут.

Анализ входного мониторинга по истории в 8 классе

За 2014 – 2015 учебный год

«5» - нет

«4» - 4 чел.

«3» - 5 чел.

«2» -1 чел.

Качество знаний –40 %

Процент успеваемости – 90 %

Типичные ошибки: хронология, сопоставление фактов, недостаточные знания теоретического материала по истории России 17 – 18 веков, учащиеся не умеют давать полную характеристику деятельности историческим деятелям, делают акцент только на один из аспектов деятельности.

работа по истории была представлена в 2 вариантах.
На выполнение всей работы отводилось 45 минут.

Учитель: Фоменко Ю.В.

Анализ входного мониторинга по обществознанию в 7 классе

За 2014 – 2015 учебный год

«5» -3 чел.

«4» -3 чел.

«3» - 5 чел.

«2» - 1чел.

Качество знаний – 50 %

Процент успеваемости – 92 %

Типичные ошибки: трудности с дачей точного определения понятиям, а также с формулировкой собственного суждения по темам « Человек» , « Труд».

Работа по обществознанию была представлена в 2 вариантах.
На выполнение всей работы отводилось 45 минут.

Анализ входного мониторинга по истории в 7 классе

За 2014 – 2015 учебный год

«5» -

«4» - 5 чел.

«3» - 6 чел.

«2» -1 чел

Качество знаний – 42 %

Процент успеваемости – 92 %

Типичные ошибки: сложности с дачей ответов в развернутой письменной форме, трудности в аргументации собственной позиции, выявлении причинно-следственных связей и закономерностей исторического развития Руси 10 16 веков.

работа по истории была представлена в 2 вариантах.
На выполнение всей работы отводилось 45 минут.

Учитель: Фоменко Ю.В.

Анализ входного мониторинга по истории в 6 классе

За 2014 – 2015 учебный год

«5» - 3чел

«4» - 4 чел

«3» - 1 чел.

«2» -1 чел.

Качество знаний – 78 %

Процент успеваемости – 89 %

Типичные ошибки: сложности с дачей ответов в развернутой письменной форме, трудности в аргументации собственной позиции, выявлении причинно-следственных связей и закономерностей исторического развития стран Древнего мира.

работа по истории была представлена в 2 вариантах.
На выполнение всей работы отводилось 45 минут.

Учитель: Фоменко Ю.В.

Анализ контрольных работ по обществознанию в 9 классе

Количество учащихся, написавших работу – 12 чел.

«5» - нет

«4» - 4 чел.

«3» - 8 чел.

«2» - 0 чел.

Качество знаний – 33,3 %

Процент успеваемости – 100%

Типичные ошибки – наибольшие трудности связаны с

освоением темы « Политика» и « Экономика». Учащиеся не всегда умеют

иллюстрировать теоретические суждения.

Анализ контрольных работ по истории в 9 классе

За первое полугодие 2014-15 уч. год

Количество учащихся, написавших работу –7 чел.

«5» - 0 чел.

«4» - 2 чел.

«3» - 5 чел.

«2» - 0 чел.

Качество знаний –75%

Процент успеваемости – 100%

Учитель: Фоменко Ю.В.

Анализ контрольных работ по обществознанию в 11 классе

За первое полугодие 2014-15 уч. год

Количество учащихся, написавших работу – чел.

«5» - нет

«4» -2 чел.

«3» - нет

«2» - нет

Качество знаний – 100%

Процент успеваемости – 100%

работа по обществознанию была представлена в 2 вариантах.
На выполнение всей работы отводилось 45 минут.

Анализ контрольных работ по истории в 11 классе

За первое полугодие 2014-15 уч. год

Количество учащихся, написавших работу –2 чел.

«5» - нет

«4» - 2 чел.

«3» -нет.

«2» -нет.

Качество знаний –100 %

Процент успеваемости – 100%

Типичные ошибки: Высокая концентрация теоретического материала и дат неизбежно привели к трудностям их запоминания.

работа по истории была представлена в 2 вариантах.
На выполнение всей работы отводилось 45 минут.

Учитель: Фоменко Ю.В.

Анализ контрольной работы по обществознанию в 10 классе

Количество учащихся, написавших работу – 2 чел.

«5» - нет

«4» -1нет.

«3» - 1 чел.

«2» - нет

Качество знаний – 50 %

Процент успеваемости – 100%

Типичные ошибки: знание теоритического материала по политической сфере, большинство учащихся слабо владеют обществоведческой терминологией и имеют недостаточные знания в области экономики. Трудности возникают и с распознаванием признаков понятий и их характерных черт.

работа по обществознанию была представлена в 2 вариантах.
На выполнение всей работы отводилось 45 минут.

Анализ контрольной работы по истории в 10 классе

За первое полугодие 2014 – 2015 учебный год

Количество учащихся, написавших работу –2 чел.

«5» - нет

«4» - нет.

«3» -2 чел..

«2» -нет.

Качество знаний –0 %

Процент успеваемости – 100 %

Типичные ошибки: хронология, сопоставление фактов, недостаточные знания теоретического материала по истории России 20 века.

работа по истории была представлена в 1 варианте.
На выполнение всей работы отводилось 45 минут.

Учитель: Фоменко Ю.В.

Анализ контрольной работы по истории в 6 классе

За первое полугодие 2014 – 2015 учебный год

Количество учащихся, написавших работу –9 чел.

«5» - 3чел

«4» - 4 чел

«3» - 1 чел.

«2» -1 чел.

Качество знаний – 78 %

Процент успеваемости – 89 %

Типичные ошибки: сложности с дачей ответов в развернутой письменной форме, трудности в аргументации собственной позиции, выявлении причинно-следственных связей и закономерностей исторического развития зарубежных стран в средние века и средневековой Руси.

работа по истории была представлена в 2 вариантах.
На выполнение всей работы отводилось 45 минут.

Учитель: Фоменко Ю.В.

Анализ контрольной работы по обществознанию в 7 классе

За первое полугодие 2014 – 2015 учебный год

Количество учащихся, написавших работу – 12 чел.

«5» -3 чел.

«4» -3 чел.

«3» - 5 чел.

«2» - 1чел.

Качество знаний – 50 %

Процент успеваемости – 92 %

Типичные ошибки: трудности с дачей точного определения понятиям, а также с формулировкой собственного суждения по темам « Человек и закон » ,

Работа по обществознанию была представлена в 2 вариантах.
На выполнение всей работы отводилось 45 минут.

Анализ контрольной работы по истории в 7 классе

За первое полугодие 2014 – 2015 учебный год

Количество учащихся, написавших работу –12 чел.

«5» -

«4» - 5 чел.

«3» - 6 чел.

«2» -1 чел

Качество знаний – 42 %

Процент успеваемости – 92 %

Типичные ошибки: сложности с дачей ответов в развернутой письменной форме, трудности в аргументации собственной позиции, выявлении причинно-следственных связей и закономерностей исторического развития.

работа по истории была представлена в 2 вариантах.
На выполнение всей работы отводилось 45 минут.

Учитель: Фоменко Ю.В.

Анализ контрольной работы по обществознанию в 8 классе

За первое полугодие 2014 – 2015 учебный год

Количество учащихся, написавших работу – 10 чел.

«5» -1 чел.

«4» -5 чел.

«3» - 3 чел.

«2» - 1чел.

Качество знаний – 60 %

Процент успеваемости – 90 %

Типичные ошибки: знание теоритического материала по политической сфере, сфере экономики,недостаточные знания понятийного аппарата по теме « Политика», трудности с анализом правовых ситуаций.

Работа по обществознанию была представлена в 2 вариантах.
На выполнение всей работы отводилось 45 минут.

Анализ контрольной работы по истории в 8 классе

За первое полугодие 2014 – 2015 учебный год

Количество учащихся, написавших работу –10 чел.

«5» - нет

«4» - 4 чел.

«3» - 6 чел.

«2» -нет.

Качество знаний –40 %

Процент успеваемости – 100 %

Типичные ошибки: хронология, сопоставление фактов, недостаточные знания теоретического материала по зарубежной истории и истории России, учащиеся не умеют давать полную характеристику деятельности историческим деятелям, делают акцент только на один из аспектов деятельности.

работа по истории была представлена в 2 вариантах.
На выполнение всей работы отводилось 45 минут.

Учитель: Фоменко Ю.В.

Сложности возникают с выявлением причинно – следственных связей. Учащиеся не умеют давать полную характеристику деятельности историческим деятелям, делают акцент только на один из аспектов деятельности

Школьникам сложно давать ответы в развернутой письменной форме, сформулировать и аргументировать собственную позицию, выявлять причинно-следственные связи и закономерности;

Основные затруднения у учащихся возникли при работе с текстом. Они недостаточно владеют различными способами чтения (просмотровым, поисковым, прицельным); не умеют удерживать в памяти информационные фрагменты и соединять их в общую информационную картину; невнимательны к деталям, порой весьма значимым;

Ученики не умеют давать полную характеристику деятельности историческим личностям, делают акцент только на один из аспектов деятельности.

Однако результаты работ позволили сделать следующие позитивные выводы:

Учащиеся в целом умеют работать с историческими понятиями, понимают их смысл и значение;

Достаточно хорошо понимают общее содержание текста;

Ученики умеют составлять хронологические таблицы, сопоставляя при этом исторический материал;

В целом дают ответы на вопросы, привлекая дополнительные знания и личный опыт.


Одним из самых популярных предметов, которые современные школьники выбирают в качестве выпускного экзамена, является обществознание. Это связано с тем, что оно требуется для поступления в профессиональные образовательные организации по многим направлениям: юридическому, экономическому, политологическому, педагогическому и многим другим. Кроме того, этот предмет необходим любому современному человеку, так как включает основы знаний по философии, экономике, социологии, политологии и праву.

В 2016 году в едином государственном экзамене по обществознанию на этапе государственной итоговой аттестации выпускников общеобразовательных организаций Тульской области приняли участие 3682 обучающихся (включая досрочный и основной этапы). Средний балл по региону составил 53,5 (в 2015 средний балл в РФ составил 53,3).

Анализ результатов показал, что при выполнении заданий части 1 как базового, так и повышенного уровней сложности, школьники показали достаточно высокие знания и умения по всем тематическим разделам за исключением некоторых заданий, структура которых представила большую сложность, нежели тематическое поле.

Таковыми оказались задания 14 и 17, направленные на анализ актуальной информации о социальных объектах, выявление их общих черт и различий; установление соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений с обществоведческими терминами и понятиями; задание 15, ориентированное на применение социально-экономических и гуманитарных знаний в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам; задание 19 – на поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах, дифференциация фактов и мнений, аргументов и выводов (дифференциация в социальной информации фактов и мнений); задание 20, направленное на определение терминов и понятий, соответствующих предлагаемому контексту.

Самые слабые умения традиционно школьники показали при выполнении задания 3 на соотнесение видовых понятий с родовыми.

Наибольшие затруднения при выполнении развернутой части контрольно-измерительных материалов различного содержания на анализ источников (работа с текстом) вызвало задание 23, с которым не справились более 2/3 выпускников. Оно предполагает привлечение знаний обществоведческого курса и направлено на конкретизацию отдельных положений текста в связи с изученным курсом, на интерпретацию ключевых идей, проблем с опорой на собственные знания. Последнее очевидно и вызвало сложности у экзаменуемых. При этом задания, предполагающие поиск элементов ответов в тексте, были выполнены успешно. Так, с заданиями 21 и 22 частично или полностью справились более 80 % и более 70 % участников соответственно. С заданием, направленным на использование информации текста в другой познавательной ситуации, самостоятельное формулирование и аргументацию оценочных, прогностических и иных суждений, связанных с проблематикой текста и т.п. (задание 24), справились чуть более 50% обучающихся.

Задание 25 на протяжении нескольких лет представляется сложным для участников экзамена. В 2016 году с ним справились лишь 45%, из которых только 9,7% выпускников получили максимальный балл. От учеников в данном случае требуется раскрыть смысл обществоведческого понятия, а также составить два предложения, содержащих информацию о различных аспектах общественного явления, обобщенного в данном понятии. Большинству участников так и не удается раскрыть смысл понятия, в связи с чем, они получают 0 баллов за все задание в соответствии с критериями оценивания.

Задание 26 относится к заданиям высокого уровня сложности. Оно содержит указание на социальный объект или процесс и требование проиллюстрировать, подтвердить или раскрыть какую-либо его сторону (или их взаимосвязь) с помощью примеров из социальной жизни. Половина выпускников успешно справились с этой позицией.

Следующее задание (27) представляет собой задание-задачу, содержащую условие в виде проблемной ситуации или высказывания и вопросы (предписания) к нему. Это задание также относятся к категории высокого уровня сложности. Оно требует применения усвоенных знаний в конкретной ситуации, в контексте определенной проблемы. Процент выполнения составил 57,63. Основную сложность у учеников в этом задании вызвало необходимость выделить большое количество элементов ответа согласно критериям. Это выразилось в том, что ответы зачастую свидетельствуют об общем понимании задания, однако отсутствие обязательных элементов ответа не позволяет получить максимальный балл.

С помощью задания 28 проверяется целый комплекс знаний и умений (компетенций) выпускников: обзорное знание определенной темы курса в единстве ее различных аспектов (компонентов); умение представить эти компоненты в структурно-логическом виде, выстроить последовательность рассмотрения отдельных вопросов в целостном сюжете; осуществлять иерархическое структурирование материала, выделяя не только пункты, но и подпункты плана. Всего 12,5 % экзаменуемых смогли выполнить данное задание максимально верно.

Задание по написанию мини-сочинения также явилось нелегким для участников ЕГЭ. Если раскрыть смысл высказывания (критерий К1) удалось большинству учащихся (71,5 %), то привести соответствующую проблеме теоретическую аргументацию (критерий К2) смогли менее 40 %. В то же время критерием К3 (выдвижение фактических аргументов) справилась чуть более половины выпускников.

Основными причинами типичных ошибочных ответов, на наш взгляд, являются следующие:

  1. Многие учителя при подготовке выпускников на первое место ставят когнитивный компонент обучения, однако большинство заданий единого государственного экзамена проверяют степень овладения большим количеством умений. В результате выпускники могут использовать знания, необходимые для простого воспроизведения информации, но анализ, представленных в задании данных, их обобщение и оценка вызывают затруднения.
  2. Преобладание репродуктивных образовательных технологий в подготовке выпускников. Несмотря на то, что на данный момент осуществляется переход на новые федеральные государственные образовательные стандарты, основанные на системно-деятельностном подходе, ориентированных на формирование универсальных учебных действий, обучение в средней школе зачастую пока осуществляется на использовании традиционных методов обучения, а подготовка к ЕГЭ сводится к «натаскиванию» на решение заданий первой части.
  3. Существуют случаи, когда учителя в процессе изучения обществоведческого курса организуют учебный процесс не на основе УМК, рекомендованных Министерством образования и науки РФ, а на основе доступных пособий для подготовки к ЕГЭ, которые не имеют грифа УМО, не рекомендованы ФИПИ, но широко распространены в учительском сообществе, мотивируя это тем, что учебный материал в них более структурирован и представлен в удобной форме. Учитывая особенности предмета, его социальную направленность и интегративность различных областей знаний, – это не является допустимым, так как в подобных изданиях зачастую представлено авторское видение некоторых социально-гуманитарных проблем, которое может не соответствовать основной образовательной программе по предмету.
  4. Недостаточный уровень теоретической и методической подготовки учителей. В частности, содержательный аспект правового модуля ежегодно претерпевает определенные изменения, что связано с активной нормотворческой деятельностью федеральных и региональных органов государственной власти. Однако далеко не все учителя следят за этими изменениями, поэтому могут доносить до учеников неактуальную, устаревшую информацию, что сказывается на качестве выполнения заданий соответствующего блока. К тому же, авторы рекомендованных учебников не успевают обновлять их содержание, что требуется учитывать в процессе преподавания. Кроме того, определенные изменения происходят и в содержании политического модуля, так как современный мир быстро меняется, а, следовательно, происходят трансформации в оценках определенных событий, явлений, деятельности политических институтов, что также необходимо учитывать при подготовке выпускников.
  5. Учебные планы большинства общеобразовательных организаций в 10-11 классе предусматривают на освоение обществознания 2 часа в неделю (70 часов в год). Однако данный предмет является самым популярным из дисциплин по выбору среди выпускников с разным уровнем обученности. Такого количества учебного времени недостаточно для качественной подготовки. Поэтому дефицит учебного времени также приводит к тому, что некоторые сложные теоретические блоки изучаются поверхностно и не позволят ученикам овладеть необходимыми знаниями системно, а развитию некоторых умений вообще не уделяется внимания.
  6. Необъективная оценка знаний учеников в процессе обучения обществознанию, формальный подход к проверке знаний, отсутствие входного, промежуточного и итогового контроля уровня подготовки школьников к единому государственному экзамену в учебном процессе. В результате обучающиеся могут демонстрировать неплохие результаты освоения текущих тем, выполнять задания в течение урока, однако при отсутствии должной системы контроля, они останутся неглубокими, несистемными, что затруднит выполнение контрольно-измерительных материалов ЕГЭ.

В качестве основных предложений по возможным направлениям совершенствования методики обучения школьников можно назвать следующие:

  1. Анализ результатов единого государственного экзамена показал, что у учеников недостаточно развиты метапредметные умения: определение терминов и понятий в заданном контексте; классификация путем установления соответствия; соотнесение видовых понятий с родовыми дифференциация в социальной информации фактов, мнений, теоретических утверждений и др. Поэтому рекомендуется расширить в учебном процессе использование заданий подобного рода, предлагать ученикам выполнение контрольных материалов в такой форме после изучения обществоведческих блоков, а также на этапе закрепления учебного материала.
  2. Так как социальный опыт многих учеников недостаточен, зачастую они приводят фантазийные примеры при выполнении ряда заданий, которые не могут быть оценены экспертами. Поэтому необходимо расширить использование интерактивных технологий в процессе преподавания обществоведческого курса. Определенную помощь может оказать использование заданий для выполнения в малых группах, игровые формы организации учебных занятий, учебные экскурсии, «круглые столы» с приглашением специалистов-практиков, представителей органов государственной власти и др. Особый акцент делать на анализ событий, происходящих в современном мире, обсуждение социально-экономических и политических новостей. В учебном процессе расширить использование проблемных технологий обучения, использование метода кейсов.
  3. Обратить особое внимание на формирование умения составлять сложный план по проблемам обществоведческого курса. Для этого предлагать ученикам соответствующие задания, которые необходимо выполнить на основе конкретного параграфа учебника, раздела. Организовать работу с дополнительными источниками информации: научными статьями, материалами научной литературы по философским, социальным, экономическим, политическим и правовым проблемам, затрагивающим содержание ЕГЭ по обществознанию; предлагать по ним задания по составлению плана, конспекта, подготовки аннотации. Такая работа будет способствовать повышению уровня теоретической подготовки выпускников, что облегчит выполнение и других заданий, например, позволит приводить теоретическую аргументацию в мини-сочинении на более высоком уровне, научит извлекать из неадаптированных источников необходимую информацию.
  4. Использовать в педагогической деятельности наглядные средства обучения и электронные образовательные ресурсы. Например, при изучении темы «Социальные роли» можно использовать картины известных художников, которые иллюстрируют выполнение различных социальных ролей (семьянина, работника, гражданина), что не только позволит сформировать наглядный образ, но и будет способствовать развитию умений осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах; раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук; формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам.

Для совершенствования системы диагностики учебных достижений по обществознанию продолжить практику проведения пробных ЕГЭ на базе ведущих вузов региона Тульского государственного университета и Тульского государственного педагогического университета им. Л. Н. Толстого.

Кроме того, учителям необходимо предлагать больше контрольных заданий формата единого государственного экзамена, как на этапе закрепления, так и на этапах текущего, промежуточного и итогового контроля усвоения отдельных тематических блоков по предмету. Целесообразно перед началом изучения разделов обществоведческого курса проводить входной контроль, так как на сегодняшний день изучение этой дисциплины осуществляется на основе концентрической модели (5-9 классы, 10-11 классы), поэтому ученики в старшей школе уже имеют определенные представления об отдельных темах курса.

Контроль уровня усвоения необходимых компетенций должен быть систематическим, что позволит своевременно выявлять «пробелы», корректировать формы и методы обучения с целью повышения эффективности подготовки выпускников.

Преодолению указанных выше трудностей, на наш взгляд, может способствовать:

Разработка программ и реализация курсов повышения квалификации (в том числе дистанционных) по проблемам: «Политико-правовое содержание школьного обществоведческого курса», «Внеурочные формы работы по обществознанию, как способ повышения уровня подготовки выпускника», «Актуальные вопросы современного обществознания»;

Повышение теоретической и методической грамотности учителей через обучающие семинары, мастер-классы ведущих педагогов; вебинары, конференции;

Повышение роли самообразования, которое может быть реализовано путем самостоятельного изучения аналитических и методических материалов, разработанных сотрудниками ФИПИ и размещенных на соответствующем сайте, что будет способствовать формированию представления о наиболее сложных разделах обществознания и методике преодоления возникающих затруднений; участие в вебинарах ФИПИ и издательств; своевременное знакомство с демонстрационными материалами, спецификацией и кодификатором; изучение публикаций ведущих специалистов в научно-методических журналах «Преподавание истории в школе», «Преподавание истории и обществознания в школе», входящих в перечень ВАК;

Внесение изменений в учебные планы общеобразовательных организаций в части увеличения количество часов, выделяемых на изучение обществоведческого курса, за счет изучения самостоятельных учебных дисциплин «Право», «Экономика», элективных курсов, предоставления дополнительных образовательных услуг (кружков, факультативов);

Ориентация педагогов на работу с учебниками и учебными пособиями, рекомендованными Министерством образования и науки РФ и ФИПИ;

Организация обсуждения результатов единого государственного экзамена по обществознанию 2016 года на методических объединениях учителей-предметников, проведение «круглых столов» по темам: «Совершенствование развития универсальных учебных действий на уроках обществознания», «Методы и технологии обучения, способствующие эффективной подготовке к ЕГЭ по обществознанию»;

Организация системного контроля знаний учащихся, учета их текущего уровня обученности, своевременное выявление «пробелов» и их ликвидация, своевременная корректировка методов и приемов обучения с целью повышения их эффективности;

Лайф проанализировал методические рекомендации для учителей, подготовленные Федеральным институтом педагогических измерений (ФИПИ) на основе типичных ошибок участников ЕГЭ 2016 года, и выделил 5 проблем выпускников, сдающих экзамены по обществознанию.

Как выяснилось, результаты этого ЕГЭ в 2016 году сопоставимы с 2015 годом: 17,6% ребят не смогли достигнуть минимального балла, на 0,7% сократилось количество выпускников, получивших более 80 баллов, и лишь 59 человек набрали 100 баллов (в 2015 году стобалльников было больше - 80 человек).

Ребята путают понятия "спрос" и "предложение"

А также не знают факторов, которые влияют на увеличение и сокращение этих категорий

Пример задания:

На графике изображено изменение предложения свежих овощей на потребительском рынке: кривая предложения переместилась из положения

S в положение S1.

(На графике: P - цена товара; Q - количество товара).

Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение?

1. Плохой урожай.

2. Снижение доходов потребителей.

3. Повышение тарифов на энергоносители.

4. Повышение цен на фрукты.

5. Наступление отопительного сезона.

Правильный ответ: 1 - плохой урожай; 3 - повышение тарифов на энергоносители.

По мнению экспертов, иногда учащиеся и преподаватели сознательно игнорируют при подготовке к ЕГЭ такой тип заданий.

Специалисты ФИПИ предложили алгоритм для выполнения таких задач:

Школьнику нужно внимательно прочесть условия задания и понять, о чём идёт речь (об изменении "спроса" или "предложения"), ведь порой именно невнимательность влечёт за собой неправильное выполнение задания.

После нужно определить, что произошло, - "увеличение" или "сокращение".

И в конце, прежде чем дать свой ответ, следует проанализировать все предложенные варианты, соотнеся их с изменениями той или иной категории.

Из-за незнания терминологии школьники не могут решить задание, где нужно выбрать слово или словосочетание

Такие проблемы часто возникают из-за невнимательности и нежелания себя перепроверять

Одна из ключевых проблем в неправильности выполнения такого типа заданий заключается в том, что выпускники недостаточно внимательно читают требования к заданию. Типичная ошибка, допускаемая участниками, - это запись слова или словосочетания, которое употреблялось в условии задания. Средний процент выполнения - 67%.

Пример задания:

Запишите слово, пропущенное в таблице.

Правильный ответ: конкретность.

Для того чтобы правильно выполнить такой тип заданий, школьнику нужно определить, каким должен быть ответ, - в одно "слово" или "словосочетание". Далее требуется выявить область знаний, из которой нужно найти это понятие (эксперты советуют обратить внимание на название таблицы и столбцов).

После провести анализ заполненной строки таблицы и затем постараться выявить в условии задачи характеристику термина.

Если требовалось записать "слово", а получилось "словосочетание", следует вспомнить, какие есть синонимы.

Проблема выбора обобщающего слова или словосочетания

Основная проблема в том, что участники не понимают требований: в ответе должно быть указано слово (словосочетание), предлагаемое в задании

Такой тип задания не смогли выполнить 53% участников, не преодолевших минимальный балл.

Пример задания:

В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий. Запишите это слово.

Подсистема, институт, общество, группа, личность.

Правильный ответ: общество.

Эксперты просят обратить внимание школьников на необходимость записывать требуемое слово или словосочетание именно в той форме, в которой оно прописано в задании.

Выпускники слабо разбираются в признаках государства

Для выполнения задания не только нужно знать теорию, но и понимать, что означает "родовое понятие"

Только треть выпускников правильно выполнили это задание.

Пример задания:

Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к признакам государства любого типа. Найдите два термина, не соответствующих общему ряду слов, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1. Суверенитет.

2. Монополия на легальное применение силы.

3. Установление цен на товары.

4. Всеобъемлющий контроль за жизнью граждан.

5. Право на взимание налогов и сборов с населения.

6. Право на создание общеобязательных правовых норм.

Правильный ответ: 4 - всеобъемлющий контроль за жизнью граждан; 3 - установление цен на товары.

При выполнении такой задачи требуется понимать смысл родового понятия - это такой тип термина, который полностью включает в себя объём информации остальных.

План для мини-сочинения по обществознанию:

1. В начале нужно объяснить высказывание (не менее пяти предложений).

2. После этого школьнику стоит выразить своё согласие с ним и прописать одним предложением, чем оно обосновано.

3. После этого участник приводит первый аргумент и пример в защиту своей позиции.

4. Затем пишет второй аргумент, а также пример в защиту его.

5. Заканчивает мини-сочинение выводом.

Что такое аргумент?

Это мысль участника, которая доказывает его правоту: ответ на вопрос, почему он согласен с высказыванием.

Что такое пример?

В пример участник может привести случай из жизни (может быть реальным или придуманным. - Прим. Лайфа ), истории и литературы. Пример нужно подробно прописать. Лучше всего, если он из истории, литературы, географии или СМИ.

Анализ

(включая экономику и право)

9 1,2,3 класс

по теме «Уголовно-правовые отношения. Социальные права»

Административный контрольный срез по обществознанию 9 класс состоит из 10 тестовых заданий части А с выбором ответа, 3 заданий части В с развернутым ответом

Цель: выявить прочность усвоения ЗУН учащихся по теме «Уголовно-правовые отношения. Социальные права»

Проверяемые знания и умения:

    Преступление, его признаки. Ответственность.

    Понятие административного проступка.

    Основные виды наказания. Лишение свободы и меры воспитательного воздействия.

    Социальные права. Приватизация. Право на социальное обеспечение.

Всего обучающихся в 9 классах – 33 человек.

Выполняли работу - 29 человек

Итоги контрольного среза: «5» - 0; «4» - 6; «3» - 20; «2» -3.

успеваемость - 90%; качество – 20 %.

Анализ работ:

допустили 1-2 ошибки – 6 человека;

допустили 3 –5 ошибок –20 человек;

допустили более 5 ошибок – 3 человека.

п/п

Выполнили верно

Допустили ошибки

Не приступили к заданию

Итого

Итого

Итого

Задание на выбор верных позиций из списка.

Задание на установление соответствия позиций, представленных в двух множествах.

Задание на выбор верных позиций из списка.

Задание на выбор верных позиций из списка.

Задание на дифференциацию в социальной информации фактов и мнений.

Задание на установление соответствия позиций, представленных в двух множествах.

Задание на определение терминов и понятий, соответствующих предлагаемому контексту.

Задание с кратким ответом.

Задание с развернутым ответом.

Типичные ошибки:

    Наиболее низкий результат показан по заданиям А 4 – 41 % (Современный жилищный фонд) и А 8 – допустили ошибки 52% учащихся (Особенность УК РФ). В задании А 7 – допустили ошибки 38 % (Задачи уголовного права).

    Задания части В выполнили верно 11%. К выполнению заданий части В не приступили 33 % учащихся.

Выводы: Тема «Уголовно-правовые отношения. Социальные права» усвоена обучающимися удовлетворительно. Учащиеся в целом умеют работать с обществоведческими понятиями, понимают их смысл и значение, дают ответы на вопросы, привлекая дополнительные знания и личный опыт, владеют основными понятиями по теме.

Наибольшие затруднения вызывали задание на установление соответствия позиций, задание на дифференциацию в социальной информации фактов и мнений, представленных в двух множествах. Учащимся сложно выполнять задания с развернутыми ответами.

административного контрольного среза по обществознанию

(включая экономику и право)

10 1,2,3,4,5,6 класс

по теме «Право как особая система норм»

Административный контрольный срез по обществознанию 10 класс состоит из 10 тестовых заданий части А с выбором ответа, 3 заданий части В с развернутым ответом

Цель: выявить прочность усвоения ЗУН учащихся по теме «Право как особая система норм».

Проверяемые знания и умения:

    Распознавание признаков понятий и их характерных черт;

    Классификация и распознавание социальной информации;

    Анализ, соотнесение и классификация правовых норм;

    Формулировка собственных суждений, выводов.

Проверяемые элементы содержания:

    Социальные нормы, право, правовая культура, норма права, отрасль права, представление о праве как особой системе.

    Источники российского права, правовой обычай, судебный прецедент и нормативно-правовой акт, виды нормативных актов.

    Специфика каждой из отраслей права, регулирующие отношения в той или иной отрасли права.

Всего обучающихся в 10 классах – 85 человек.

Выполняли работу - 76 человек

Итоги контрольного среза: «5» - 0; «4» - 16; «3» - 57; «2» - 3.

успеваемость - 96 %; качество – 21 %.

Анализ работ:

Выполнили работу без ошибок – 0 человек;

допустили 1 -2 ошибки – 16 человека;

допустили 3 –5 ошибок – 57 человек;

допустили более 5 ошибок – 21 человек.

Основные ошибки допущенные в работах:

п/п

Проверяемые знания, умения, виды деятельности

Выполнили верно

Допустили ошибки

Не приступили к заданию

Итого

Итого

Итого

Задание на выбор верных позиций из списка.

Задание на выбор верных позиций из списка.

Задание на соотнесение классификации и отраслей права

Задание на установление соответствия позиций, представленных в двух множествах. Нормы права.

Задание на соотнесение видов нормативно-правовых актов.

Задание на соотнесение видов и примеров правонарушений

Задание на выбор верных позиций из списка.

Признаки правонарушения.

Задание на установление соответствия позиций, представленных в двух множествах. Уголовная ответственность.

Задание на определение терминов и понятий, соответствующих предлагаемому контексту. Назначение суда общей компетенции.

Задание на исключение терминов и понятий, соответствующих предлагаемому контексту. Гражданское право.

Задание с развернутым ответом. Общие черты

права и морали.

Задание с кратким ответом. Источники права.

Задание с развернутым ответом. Правоспособность.

Типичные ошибки:

    Наиболее низкий результат показан по заданиям А 6 – 34 % (Задание на соотнесение видов и примеров правонарушений) и А 8 (Уголовная ответственность) – допустили ошибки 31% учащихся.

    Задания части В выполнили верно 29 %. К выполнению заданий части В не приступили 7 % учащихся. Задание В1 выполнили неверно 14% учащихся и В3 – 7%.

Выводы: Тема «Право как особая система норм» усвоена обучающимися удовлетворительно. Учащиеся в целом умеют работать с обществоведческими понятиями, понимают их смысл и значение, дают ответы на вопросы, привлекая дополнительные знания и личный опыт, владеют основными понятиями по теме.

Наибольшие затруднения вызывали задание на соотнесение видов и примеров правонарушений и признаки правонарушений и знания уголовного права.

© 2024 staren.ru
Портал о ремонте