Диктант русскому языку для 6. Контрольный диктант с грамматическим заданием

Данное пособие полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту (второго поколения).
Пособие содержит большой выбор диктантов по видам (выборочный, распределительный, творческий, словарный), содержанию (морфология, орфография, лексика и фразеология, словообразование, повторение и систематизация изученного) и уровню сложности.
Сборник предназначен для закрепления и отработки орфографических и пунктуационных навыков учащихся, а также итогового контроля.
Издание рассчитано на учителей-словесников, работающих по учебнику М.Т. Баранова и др. «Русский язык. 6 класс», но может быть использовано и при работе по другим учебникам, входящим в Федеральный перечень учебников, оно также будет полезно каждому, кто хочет повысить свою грамотность.

Примеры.
Запишите только те словосочетания, которые стоят в форме родительного падежа. Красным солнцем, над синей крышей, жёлтому подсолнуху, сладкого пирожка, в пригожей внешности, сильных крыльев, сильными крыльями, о странной истории, в пустой бочке, ранними всходами, из маленькой деревушки, интересным рассказом.

Запишите текст, распределяя предложения на две колонки: 1) с однородными членами; 2) без однородных членов. Подчеркните однородные члены как члены предложения.
1) Приходилось спускаться в овраги, взбираться по крутым глинистым склонам, делать большие обходы, набрасывать примерные карты. 2) В день морозный, солнечный, погожий мы встретились на улице. 3) Душистыми белыми гроздьями осыпалась в овраге черёмуха. 4) Дождь стучал по крыше, трепал листья в саду, плескался на дворе в лужах. 5) Лужи были на дороге у крыльца. 6) С поля медленно поднимается туман. 7) Русские леса хороши всегда: зимой и летом, осенью и весной.

СОДЕРЖАНИЕ
От автора 6
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5 КЛАССЕ
Фонетика и графика. Фонетический разбор слова. Орфография
Морфемы в слове. Морфемный разбор слова 8
Безударные проверяемые гласные в корне слова 9
Непроизносимые согласные в корне слова 10
О - Ё после шипящих в корне слова 11
Правописание приставок 12
Итоговый словарный диктант на тему «Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и корнях слов» 12
Части речи. Морфологический разбор слова 13
Орфограммы в окончаниях слов 14
Контрольный словарный диктант по разделу «Повторение изученного в 5 классе» 14
Словосочетание 15
Простое предложение. Знаки препинания в конце и внутри простого предложения 16
Сложное предложение. Запятые в сложном предложении 17
Прямая речь. Диалог. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью 18
Контрольные диктанты 19
ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Повторение изученного в 5 классе
Общеупотребительные слова. Диалектные и профессиональные слова 23
Эмоционально окрашенные слова 24
Устаревшие и новые слова 25
Исконно русские и заимствованные слова 26
Фразеологизмы 26
Контрольные диктанты 27
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ И ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Основные способы образования слов в русском языке
Буквы о и а в корне -кос- -кас- 32
Буквы о и а в корне -гор- -гор- 33
Буквы ы и и после приставок 34
Гласные в приставках пре- и при- 34
Соединительные о и е в сложных словах 35
Контрольные диктанты 36
МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Имя существительное
Повторение изученного в 5 классе 39
Разносклоняемые имена существительные 39
Несклоняемые имена существительные 40
Имена существительные общего рода 41
Морфологический разбор имени существительного 41
Не с существительными 42
Буквы ч и щ в суффиксе -чик(-щик) 43
Гласные в суффиксах -ек и -ик 44
Гласные one после шипящих в суффиксах существительных 45
Контрольный словарный диктант 45
Контрольные диктанты 46
Имя прилагательное
Повторение изученного в 5 классе 49
Степени сравнения прилагательных 49
Разряды имён прилагательных по значению.
Качественные прилагательные 50
Относительные прилагательные 51
Притяжательные прилагательные 52
Морфологический разбор имени прилагательного 53
Не с прилагательными 53
Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных 54
Одна и две буквы п в суффиксах прилагательных 55
Различение на письме суффиксов прилагательных -к- и -ск- 56
Дефисное и слитное написание сложных прилагательных 57
Контрольный словарный диктант 58
Контрольные диктанты 59
Имя числительное
Имя числительное как часть речи 61
Простые и составные числительные 62
Мягкий знак на конце и в середине числительных 63
Числительные, обозначающие целые числа 64
Дробные числительные 64
Собирательные числительные 65
Порядковые числительные 65
Морфологический разбор имени числительного 66
Контрольный словарный диктант 67
Контрольные диктанты 67
Местоимение
Местоимение как часть речи 70
Личные местоимения 71
Возвратное местоимение себя 72
Вопросительные и относительные местоимения 72
Неопределённые местоимения 73
Отрицательные местоимения 74
Притяжательные местоимения 75
Указательные местоимения 75
Определительные местоимения 76
Морфологический разбор местоимения 77
Контрольный словарный диктант 78
Контрольные диктанты 78
Глагол
Повторение изученного в 5 классе 81
Разноспрягаемые глаголы 82
Глаголы переходные и непереходные 83
Наклонения глагола 84
Безличные глаголы 85
Морфологический разбор глагола 85
Правописание гласных в суффиксах глаголов 86
Контрольный словарный диктант 87
Контрольные диктанты 88
ПОВТОРЕНИЕ
Разделы науки о языке
Орфография. Орфографический разбор 92
Пунктуация. Пунктуационный разбор 93
Лексика и фразеология 94
Словообразование. Морфемный и словообразовательный разбор 95
Морфология. Морфологический разбор слова 95
Синтаксис. Синтаксический разбор 96
Контрольный словарный диктант 97
Контрольные диктанты 97
Итоговые контрольные диктанты
Словарные диктанты 100
Орфограммы в корнях слов 100
Орфограммы в именах прилагательных 102
Орфограммы в числительных 104
Орфограммы в местоимениях 104
Орфограммы в глаголах 105
Диктанты по четвертям 106
Повторение и систематизация изученного в 5-6 классах 113
Итоговые контрольные диктанты с грамматическими заданиями разных уровней сложности 122.

В августе в окрестных лесах появляется много грибов. Собираемся и идём в лес. За деревней расстилаются широкие поля. По тропинке направляемся к дальней роще. Здесь всегда много грибов. Из-под листика виднеется шляпка сыроежки, но мы решаем собирать только «благородные» грибы: белые, подосиновики и подберёзовики. Ребята расходятся по лесу, и далеко раздаются их голоса. Вот у берёзки два крепких боровика... Объём слов: 104

Лес уже сбросил листву. Дни наступили пасмурные, но тихие, без ветра, настоящие дни поздней осени. В такой тусклый день идешь по лесной тропинке среди молодых березок, дубов, осинок, среди кустов орешника. Не слышишь пения птиц, шороха листьев. Только иногда упадет на землю тяжелый созревший желудь. На голых листьях повисли капли росы от ночного тумана... Объём слов: 90

Каждый год возвращаются журавли из далёкий тёплых стран на родное болото. Над морями и широкой степью, над светлыми реками и синими лесами летят на свою родину весной журавли. Высоким камышом и сухой осокой заросло большое болото. В самых недоступных местах устраивают гнёзда журавли... Объём слов: 110

Ненастье - редкое явление этой чудесной летней поры. Появятся на ясной лазури неба синеватые облачка, и вдруг прольется недолгий дождь. Пузырями покроются лужи, засверкают серебряные капли на листьях и сразу просохнут. Последние небольшие облачка сползают за горизонт, и опять над головой простирается необъятная синева величественного небосвода. Только ярче блестит листва, жарче воздух... Объём слов: 111

Я проснулся ранним утром. Комната была залита ровным жёлтым светом. Свет шел из окна и ярче всего освещал потолок. Этот неяркий и неподвижный свет исходил от осенних листьев. За долгую и ветреную ночь сад сбросил сухую листву. Она лежала разноцветными грудами на земле и распространяла тусклое сияние, и от этого сияния лица людей казались загорелыми... Объём слов: 125

Вот и лес. Тень и тишина. Статные осины тихонько лепечут над вами. Висячие ветви берез едва шевелятся. Могучий дуб стоит подле красивой липы. Вы едете по узкой дорожке. Большие желтые мухи неподвижно висят в золотистом воздухе и вдруг слетаются. Мошки вьются столбом, светлеют в тени, темнеют на солнце. Вы въезжаете дальше в лес... Объём слов: 124

Утром мы отправились в лес. Ярко разгоралась в небе зорька. Первые лучи солнца прорывались через облака и играли с зеленой травой. От такой игры трава на полянках выгорала и желтела. Маленький ручеек спрятался от солнца в густой траве. Мы расположились на его берегу, загорали и наслаждались летом. Вечером разожгли костер... Объём слов: 110

Небо перед утренней зарёй прояснилось. На нём нет туч и облаков. Над узкой речкой расстилается синий туман. В такую раннюю пору здесь ни с кем не встретиться. Предрассветная тишь долго не нарушается никакими звуками, ничьими голосами... Объём слов: 112

Во все времена года хорош русский лес: зимой, летом, осенью и весной. В тихий зимний день выйдешь в лес на лыжах, дышишь и не надышишься. Под деревьями расстилаются белые сугробы, а над лесными тропинками кружевными арками согнулись под тяжестью инея молодые березки. Хорош лес ранней и поздней весной, когда пробуждается в нем бурная жизнь. Тает снег. Все больше слышатся в лесу голоса птиц. На лесных полянках появляются проталины, ковром разрастаются подснежники... Объём слов: 101

Прошлой осенью ходил я к дальнему лесному озеру. Тихо и светло бывает в лесу ясным осенним днем. Листья осыпались и не затеняют землю. Ветер не шумит кроной, и птиц не слышно. Они уже улетели на юг. Стволы деревьев подпирают небо. Между ними расстилается мягкий ковер из сухих листьев. Редко попадаются молодые дубки... Объём слов: 110

Еще хмурится свинцовое небо, но в просветах облаков на некоторое время пробивается мечом луч солнца. Весна набирает скорость. По утрам легкий холодок держится в низинах, а на южной стороне пригорка уже загорелись желтые огоньки какого-то растения. Это мать-и-мачеха. Ни с чем не спутаешь желтые корзинки ее цветка... Объём слов: 118

В отсветах вечерней зари виднеется зубчатый частокол елей. Сгущаются сумерки, и все исчезает во мраке ночи. Но вот выглядывает месяц и мягким светом загоняет потемки в лесную чащу, серебряным сиянием заливает небольшую поляну. Ничто не нарушает тишины. Вдруг хрустнул снег под чьими-то тяжелыми ногами... Объём слов: 117

Диктанты по русскому языку. 6 класс. К учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской и др. Селезнева Е.В.

М.: 2014. - 128 с.

Данное пособие полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту (второго поколения). Пособие содержит большой выбор диктантов по видам (выборочный, распределительный, творческий, словарный), содержанию (морфология, орфография, лексика и фразеология, словообразование, повторение и систематизация изученного) и уровню сложности. Сборник предназначен для закрепления и отработки орфографических и пунктуационных навыков учащихся, а также итогового контроля. Издание рассчитано на учителей-словесников, работающих по учебнику М.Т. Баранова и др. "Русский язык. 6 класс", но может быть использовано и при работе по другим учебникам, входящим в Федеральный перечень учебников, оно также будет полезно каждому, кто хочет повысить свою грамотность.

Формат: pdf

Размер: 1,9 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

Фонетика и графика. Фонетический разбор слова. Орфография
Морфемы в слове. Морфемный разбор слова 8
Безударные проверяемые гласные в корне слова 9
Непроизносимые согласные в корне слова 10
О - Ё после шипящих в корне слова 11
Правописание приставок 12
Итоговый словарный диктант на тему «Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и корнях слов» 12
Части речи. Морфологический разбор слова 13
Орфограммы в окончаниях слов 14
Контрольный словарный диктант по разделу «Повторение изученного в 5 классе» 14
Словосочетание 15
Простое предложение. Знаки препинания в конце и внутри простого предложения 16
Сложное предложение. Запятые в сложном предложении 17
Прямая речь. Диалог. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью 18
Контрольные диктанты 19
ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Повторение изученного в 5 классе
Общеупотребительные слова. Диалектные и профессиональные слова 23
Эмоционально окрашенные слова 24
Устаревшие и новые слова 25
Исконно русские и заимствованные слова 26
Фразеологизмы 26
Контрольные диктанты 27
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ И ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Основные способы образования слов в русском языке
Буквы о и а в корне -кос кас- 32
Буквы о и а в корне -гор гор- 33
Буквы ыии после приставок 34
Гласные в приставках пре- и при- 34
Соединительные о и е в сложных словах 35
Контрольные диктанты 36
МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Имя существительное
Повторение изученного в 5 классе 39
Разносклоняемые имена существительные 39
Несклоняемые имена существительные 40
Имена существительные общего рода 41
Морфологический разбор имени существительного 41
Не с существительными 42
Буквы ч и \ц в суффиксе -чик(-щик) 43
Гласные в суффиксах -ек и -ик 44
Гласные one после шипящих в суффиксах существительных 45
Контрольный словарный диктант 45
Контрольные диктанты 46
Имя прилагательное
Повторение изученного в 5 классе 49
Степени сравнения прилагательных 49
Разряды имён прилагательных по значению.
Качественные прилагательные 50
Относительные прилагательные 51
Притяжательные прилагательные 52
Морфологический разбор имени прилагательного 53
Не с прилагательными 53
Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных 54
Одна и две буквы п в суффиксах прилагательных 55
Различение на письме суффиксов прилагательных -к- и -ск- 56
Дефисное и слитное написание сложных прилагательных 57
Контрольный словарный диктант 58
Контрольные диктанты 59
Имя числительное
Имя числительное как часть речи 61
Простые и составные числительные 62
Мягкий знак на конце и в середине числительных 63
Числительные, обозначающие целые числа 64
Дробные числительные 64
Собирательные числительные 65
Порядковые числительные 65
Морфологический разбор имени числительного 66
Контрольный словарный диктант 67
Контрольные диктанты 67
Местоимение
Местоимение как часть речи 70
Личные местоимения 71
Возвратное местоимение себя 72
Вопросительные и относительные местоимения 72
Неопределённые местоимения 73
Отрицательные местоимения 74
Притяжательные местоимения 75
Указательные местоимения 75
Определительные местоимения 76
Морфологический разбор местоимения 77
Контрольный словарный диктант 78
Контрольные диктанты 78
Глагол
Повторение изученного в 5 классе 81
Разноспрягаемые глаголы 82
Глаголы переходные и непереходные 83
Наклонения глагола 84
Безличные глаголы 85
Морфологический разбор глагола 85
Правописание гласных в суффиксах глаголов 86
Контрольный словарный диктант 87
Контрольные диктанты 88
ПОВТОРЕНИЕ
Разделы науки о языке
Орфография. Орфографический разбор 92
Пунктуация. Пунктуационный разбор 93
Лексика и фразеология 94
Словообразование. Морфемный и словообразовательный разбор 95
Морфология. Морфологический разбор слова 95
Синтаксис. Синтаксический разбор 96
Контрольный словарный диктант 97
Контрольные диктанты 97
Итоговые контрольные диктанты
Словарные диктанты 100
Орфограммы в корнях слов 100
Орфограммы в именах прилагательных 102
Орфограммы в числительных 104
Орфограммы в местоимениях 104
Орфограммы в глаголах 105
Диктанты по четвертям 106
Повторение и систематизация изученного в 5-6 классах 113
Итоговые контрольные диктанты с грамматическими заданиями разных уровней сложности 122

Сборник диктантов по русскому языку соответствует программе основной школы и охватывает все разделы курса русского языка 6 класса:
- повторение изученного в 5 классе;
- лексика и фразеология;
- словообразование;
- морфология (имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол);
- повторение и систематизация изученного в 5 и 6 классах.
Для каждой изучаемой темы предложены словарные, выборочные и творческие диктанты. Каждый раздел завершается контрольным словарным диктантом и контрольными диктантами, последний из которых имеет повышенную степень сложности. Грамматические задания к контрольным диктантам представлены тремя уровнями сложности (А, В, С).
Предлагаемые диктанты обеспечивают как поэтапную проверку знаний и умений, так и закрепление пройденного материала.

Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Тематические диктанты. 6 класс.

УМК Ладыженской Т.А., Баранова М.Т. и др.

Рассмотрено на МО Утверждено

Согласовано Директор__________

Завуч_____________ Приложение к приказу № от____

Входной контрольный диктант № 1.

Время: 45 минут

классе», М.: Просвещение, 2011 г.)

«5»- без ошибок, а также при наличии 1 негрубой орфографической или 1 негрубой

пунктуационной ошибки.

«4»- 2 орфограф, и 2 пунктуац.

1 орфограф, и 3 пунктуац.

0 орфограф, и 4 пунктуац.

«3»- 4 орфограф, и 4 пунктуац.

3 орфограф, и 5 пунктуац.

0 орфограф, и 7 пунктуац.

«2» - 5 орфограф, и 9 пунктуац.

6орфограф, и 8 пунктуац.

7орфограф, и 7 пунктуац.

8 орфограф, и 6 пунктуац

В августе в окрестных лесах появляется много грибов. Собираемся и идём в лес.

За деревней расстилаются широкие поля. По тропинке направляемся к дальней

решаем собирать только «благородные» грибы: белые, подосиновики и подберёзовики.

Ребята расходятся по лесу, и далеко раздаются их голоса.

Вот у берёзки два крепких боровика. Они плотно прижались друг к другу.

Аккуратно срезаю их и очищаю от земли. Лисички! Целая семейка разрослась у

осинки. И они попадают в корзину.

День выдался тёплый, и лес освещают яркие лучи солнца. Уже не слышишь

звонкого пения птиц. Они готовятся к отлёту на юг. (104 слова)

Грамматические задания

1. ПРОИЗВЕСТИ СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

1в. За деревней расстилаются широкие поля.

2в. Они готовятся к отлёту на юг.

2 РАЗОБРАТЬПО СОСТАВУ СЛОВА.

1в.- подосиновики, освещают, осинки.

2в. –подберёзовики, расходятся, берёзки.

Контрольный диктант № 2по теме «Словообразование и орфография».

Цель:

(Текст взят из методического пособия Г. А. Богдановой «Уроки русского языка в 6

Леса в Мещёре глухие. Хорошо идти весь день по этим лесам, пробираться

сквозь заросли кустов, по дорогамк дальнему озеру.

Я люблю лесные сумерки, когда из мхов тянет сыростью, в траве горят

светлячки.

Закат тяжело пылает на кронах деревьев и золотит их. Последний луч солнца

ещё касается их верхушек. А у подножия сосен уже темно и глухо. Бесшумно

летают и словно заглядывают в лицо летучие мыши. На западе ещё тлеет зорька.

вижу из- за дыма костра, который то разгорается, то гаснет. (100 слов.)

Грамматические задания

1. ВЫПИСАТЬ СЛОВА С ЧЕРЕДУЮЩИМИСЯ ГЛАСНЫМИ В КОРНЕ, ВЫДЕЛИТЬ

2. РАЗОБРАТЬ ПО СОСТАВУ СЛОВА.

1в. – рыбаки, безветрия, пробираться.

2в. – лесные, подножия, разгорается.

Контрольный диктант № 3 по теме «Словообразование и орфография»

ЦЕЛЬ: проверить, насколько хорошо усвоена данная тема.

(Текст взят из методического пособия Г. А. Богдановой «Уроки русского языка в 6

классе» М.: Просвещение. 2011г.)

Соседские ребятишки предложили нам пойти с ними на рыбалку. Собирались мы

весь вечер, приготовили удочки, приманку.

Солнце едва показалось над горизонтом, когда мы отправились на речку. Его

лучи едва касались верхушек деревьев, и они приобретали причудливые очертания. В

низинах ещё расстилался туман.

Узкая дорожка привела нас к речке. Лёгкий ветерок шевелил листьями деревьев

и приятно освежал лицо. Мы отыскали удобное место и закинули удочки.

Между тем солнце пригревало землю. Его лучи осветили окрестность и

преобразили всё вокруг. На траве заблестели капельки росы, в прибрежных камышах

зашевелились утки.

К обеду мы вернулись домой с хорошим уловом.(95 слов )

Грамматические задания

1.ПРОИЗВЕДИТЕ МОРФЕМНЫЙ РАЗБОР СЛОВ

1в. – соседские, предложили, расстилался

2в. – дорожка, собирались, прибрежных

2.ВЫДЕЛИТЕ В СЛОВАХ ПРИСТАВКИ ПРЕ- И ПРИ-.

Контрольный диктант № 4по теме «Имя существительное»

: проверить уровень усвоения данной темы.

(Текст взят из методического пособия Г. А. Богдановой «Уроки русского языка в 6

классе» М.: Просвещение. 2011г.)

Поздней осенью выпадает первый снег. Он изменяет всё вокруг. Пушистые

снежинки осторожно касаются земли, и она одевается в ослепительный наряд.

Побелели дорожки и крыши домов. Загораются, блестят разноцветные искорки инея.

Свинцовая вода темнеет среди беловатых зарослей камыша.

Как прекрасна берёзовая роща! Веточки покрыты хлопьями, но от любого

прикосновения снежинки осыпаются. В ельнике снег так засыпал деревца, что их не

узнаешь. Ёлочка становится похожей на причудливую снежную бабу. На гладкой

поверхности виднеются следы лесных зверюшек.

В предзимние дни не сидится дома. Путешественники разных возрастов выходят

на пешеходные маршруты. Каждый хочет почувствовать свежесть первого морозца,

сыграть в снежки.

«Здравствуй, зима!»- радостно говорят люди. (101 слово)

Грамматические задания

1. ПРОИЗВЕСТИ МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОВ

1в. – осенью 2в. – камыша

2. ПРОИЗВЕСТИ СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1в. Побелели дорожки и крыши домов.

2в. Загораются, блестят разноцветные искорки инея.

КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ№ 5ПО ТЕМЕ «ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ»

ЦЕЛЬ: проверить уровень усвоения знаний по данной теме.

классе» М.: Просвещение. 2011г.)

РУССКАЯ ЗИМА.

Хороши снежные зимы в России! Непогоду сменяют ясные дни. Блестят на

солнце глубокие сугробы, скрылись подо льдом большие реки и маленькие речонки.

Припорошила зима землю снежной шубкой. Отдыхает земля, набирает силу.

Наполняется жизнью зимний лес. Вот простучал по сухому дереву дятел. По

всему лесу отбивает дробь лесной барабанщик. С шумом пролетит рябчик,

поднимется из снежной пыли глухарь. Стайка весёлых клестов расселась на ветках

ели. Стоишь и любуешься, как ловко они вонзают свои клювики в шишки, выбирают

из них семена. С сучка на сучок перепрыгивает шустрая белка.

Вот прилетела большая сова и подала голос. Ей отозвались другие совы.

Пискнула тихонько лесная мышь, пробежала по снегу и скрылась под пнём в

сугробе.(112 слов)

Грамматическое задание

1в. – шубкой 2в. – по дереву

Контрольный диктант№ 6по теме«Имя прилагательное».

Цель:

(Текст взят из методического пособия Г. А. Богдановой «Уроки русского языка в 6

классе» М.: Просвещение. 2011г.)

Пятые сутки геолог пробирался через тайгу. Ненастье мешало ему двигаться

быстрее, но сегодня снегопад прекратился.

Кончились запасы пищи. И теперь он питался шишками. Ножом он вытаскивал

зёрнышки, набирал их в горсть и долго жевал.

Геолог расположился на ночлег под раскидистой елью, разложил костёр около

смолистого пня, набросал еловых веток и прилёг прямо на них.

Языки пламени костра то замирали, то вспыхивали. От костра расстилался

душистый дымок. Глаза слипались. Геолог чувствовал ужасную усталость. Он знал,

что ему предстоит долгий и опасный путь через глухую местность.

Ночь преобразила лес. Сугробы снега превращались в причудливые фигурки.

Геолог прислушался и вдруг ясно услышал рёв машин. «Неужели близко дорога?»-

подумал он.

Он поднялся, затоптал костёр и пошёл на шум машины. (115 слов.)

Грамматические задания

1.СДЕЛАТЬ СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

1в . – Ножом он вытаскивал зёрнышки, набирал их в горсть и долго жевал.

2в. – Он поднялся, затоптал костёр и пошёл на шум машины.

2.ПРОИЗВЕСТИ МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОВ.

1в. - под раскидистой (елью)

2в. - около смолистого (пня)

Контрольный диктант№ 7по теме «Имя прилагательное».

Цель: проверить знания учащихся по данной теме.

(Текст взят из методического пособия Г. А. Богдановой «Уроки русского языка в 6

классе» М.: Просвещение. 2011 г.)

НЕОБЫЧНЫЙ СТРЕЛОК.

Однажды я гулял по песчаному берегу моря. Был жаркий, но ветреный день.

Припекало солнце, и поверхность моря сверкала серебряными искрами.

Неширокая дорожка пролегла среди кустов с неяркими жёлто – белыми цветами. Чуть

песчинки. Иногда ветер приносил с моря мелкие водяные брызги. Тишину нарушало

только пениемаленьких белогрудых птичек.

Вдруг раздался непродолжительный, но резкий шум. Он напоминал взрыв бумажной

бомбочки. Я остановился и осмотрелся. Всё вокруг дышало тишиной и спокойствием.

Я пошёл по тропинке и через несколько минут вновь услышал шум. Он исходил из

земли. Моё внимание привлекли мелкие тёмно –коричневые зёрнышки. Тогда я понял,

что это цветок разбрасывает свои семена.

Я долго рассматривал это интересное растение. (118 слов)

Грамматические задания

1. ВЫПИШИТЕ 4 СЛОВОСОЧЕТАНИЯ «ПРИЛ. + СУЩ.», УКАЖИТЕ ПАДЕЖ, ЧИСЛО, РОД

ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО.

2. ВЫПИШИТЕ ИЗ ТЕКСТА 2 КАЧЕСТВЕННЫХ И 2 ОТНОСИТЕЛЬНЫХ

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ.

3. ОПРЕДЕЛИТЕ СПОСОБ ОБРАЗОВАНИЯ СЛОВ:

1в. – серебряными, приносил, вечнозелёные

2в. – белогрудых, пролегла, маленьких

Контрольный диктант№ 8по теме «Имя числительное».

Цель:проверить уровень усвоения знаний учащихся по данной теме.

Глубина озера Байкал – 1640 метров. Оно самое глубокое на планете. В нём

содержится пятая часть мирового запаса пресной воды. В Байкал впадает 336 рек, а

вытекает одна –Ангара.

Совсем недавно жители прибрежных селений преспокойно пили воду прямо из

озера. Сейчас оно страдает от промышленных отходов.

Окрестности Байкала одеваются в зимний наряд раньше самого озера. Уже в

октябре зима заковывает скалистые берега в сверкающие белоснежные доспехи и

превращает ели и гигантские сибирские кедры в блестящие ледяные фигуры.

Январские морозы покрывают озеро толстым льдом. Местами его толщина

достигает двух метров. Он похож на неровное одеяло.

Летом даже в безветренный день может вдруг налететь шквалистый ветер, и

тогда озеро становится неласковым морем.(108 слов.)

Грамматические задания

1. ПРОИЗВЕСТИ МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОВ.

1в. – восьмой (вагон) 2в. – двадцать шесть (книг)

2. ПРОСКЛОНЯЙТЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ.

1в. – шестьдесят 2в. – пятьсот

6 класс

Контрольный диктант№ 9по теме «Местоимение».

Цель:проверить, насколько хорошо усвоена учащимися данная тема.

(Текст взят из методического пособия Г. А. Богдановой «Уроки русского языка в

6 классе» М.: Просвещение. 2011г.)

Однажды в летнюю ночь я сидел в моей комнате за письменным столом. Ночь

была тихая, только с реки доносились какие –то далёкие лёгкие звуки. В полной

ночной тишине под полом вдруг послышались какие –то тихие голоса. Они были

похожи на шёпот птенцов, которые пробудились в гнезде. Но какие птенцы могли

быть в подполье? Я долго не мог понять, кто разговаривает у меня под полом.

Потом я догадался, что это ежи.

Ежи – смирные и кроткие звери. Разговаривать они не умеют. Это я слышал их

возню. Они никому не причиняют вреда и никого не боятся. Днём они спят, а

ночью выходят на охоту. Они уничтожают вредных насекомых, воюют с крысами и

На зиму ежи засыпают. Их маленькие берлоги покрывают снежные сугробы, и

они преспокойно спят всю зиму. (125 слов.)

Грамматические задания

1. УКАЖИТЕ РАЗРЯДЫ МЕСТОИМЕНИЙ

1в. – в первом абзаце 2в. – во втором абзаце

2. ПРОИЗВЕСТИ МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОВ.

1в. – моей 2в. – у меня

Контрольный диктант№ 10по теме «Глагол».

Цель: проверить знания детей по данной теме.

(Текст взят из методического пособия Н. М. Скоркиной «Поурочные планы по

БИТВА ВО РЖИ.

Солнце давно уже село, догорает короткая летняя зорька, какие – то тени реют

над полем. Это совы вылетели за добычей. В лунную ночь будут они

присматриваться, ловить мышей и полёвок. Надо много ловкости, чтобы поймать их

в высокой ржи.

Но во ржи живёт множество других вредителей. Это насекомые и их

прескверные гусеницы. Если бы их никто не трогал, то от хлебного поля ничего бы

не осталось. Однако есть у поля ценные друзья, которые стараются сберечь урожай.

знать не хотим, тогда как они самоотверженно спасают наши хлеба от истребления.

Грамматические задания

1. РАЗБЕРИТЕ СЛОВА ПО СОСТАВУ.

1в. – догорает, хлебного, лунную

2в. – вылетели, ловить, вредителей

2. ОБРАЗОВАТЬ ОТ ГЛАГОЛА 3 ВИДА НАКЛОНЕНИЙ.

1в. – рисовать 2в. – играть

Контрольный диктант№ 11по теме «Глагол».

Цель: проверить уровень усвоения знаний по данной теме.

(Текст взят из методического пособия Н. М. Скоркиной«Поурочные планы по

русскому языку. 6 класс».Волгоград. Издательство «Учитель - АСТ» 2009 г.)

Трудно пройти в лесу мимо муравьиной кучи.

В яркий солнечный день тысячи муравьёв копошатся, что – то делают, куда- то

торопятся.

Вот один муравей забегает то спереди, то сзади, с большим усилием втаскивает

на муравейник еловую хвою. Муравьи тащат хвою на сооружениесвоего

На небе разгорается заря. Я пробираюсь узкой дорожкой через густую рожь. Тяжелые колосья касаются лица и будто собираются удержать меня. Из придорожных зарослей выпорхнула перепелка и скрылась во ржи.

Поднимается солнце, и его лучи освещают далекие поля, прибрежные кусты возле речки. Она ярко блестит на солнце.
Вот и лес. Я предполагал собрать здесь много ягод и отыскать грибы. Мои предположения оправдались. Ягоды буквально устилали лесные поляны. Стоило присесть — видишь, как прячутся в траве головки спелой земляники, подберезовики.
Долго бродил по лесу. С трудом дотащил я до дома полную корзину пресладких ягод. За день мое лицо и руки загорели. После такой прогулки хорошо выкупаться и прилечь отдохнуть на свежем сене. (109 слов)

Поздней осенью выпадает первый снег. Он преображает все вокруг. Пушистые снежинки осторожно касаются земли, и она одевается в ослепительный наряд. Побелели дорожки и крыши домов. Загораются, блестят разноцветные искорки инея. Свинцовая вода темнеет среди беловатых прибрежных зарослей.
Как прекрасна белоствольная березовая роща! Веточки покрыты хлопьями, но от любого прикосновения снежинки осыпаются. В ельнике снег так засыпал деревца, что ты их не узнаешь. Елочка становится похожей на причудливую снежную бабу. Всюду виднеются следы лесных зверюшек. По шелухе шишек можно отыскать белку.
В предзимние дни дома не сидится. Люди всех возрастов выходят на пешеходные маршруты. Каждый хочет почувствовать свежесть первого морозца, сыграть в снежки.
«Здравствуй, зима!» — радостно говорят люди. (107 слов)

С вечера разыгралась метель. Прошумела она, и волшебно преобразился лес.
Слепят глаза блестящие на солнце сугробы. Заколдовала зима молчаливого богатыря в хвойной кольчуге. Грузные ветки елей под тяжестью снега почти касаются земли. Синичка сядет, а ветка не дрогнет.
Под березками приютились крохотные елочки. В причудливый наряд одела метель молодую поросль. От холодных лучей солнца загорается на них снежное покрывало. Как хороши они теперь!
Вьюга посеребрила пышные прически преогромных сосен. На их макушках примостились пышные снежные шапки. Под соснами змеится след лукавой лисицы.
Вечером в чащобе хмурятся хвойные потемки. Таинственный сумрак окутывает даль. Во мраке безлунных ночей только и видишь одни березы в темном лесу. Трудно отыскать здесь тропинку или даже дорогу. (111 слов)

(На основе книги Д. Зуева «Времена года» )

Имя существительное



Все больше оживляются ульи, и вот уже кружатся бесконечными клубами воздушной пряжи сборщики нектара. У края дороги растет подсолнух. Он привлекает к себе пчел, но больше всего любят они цветы липы. В ясную погоду семья этих трудолюбивых непосед собирает до пяти килограммов меда. (119 слов)

(На основе книги Д. Зуева «Времена года» )

II
Русская зима


Вот прилетела большая сова и подала голос. Ей отозвались другие совы. Пискнула тихонько лесная мышь, пробежала по снегу и скрылась под пнем в сугробе. (112 слов)

(По И. Соколову-Микитову )

Имя прилагательное.

Усталое летнее солнце уходит на покой за горизонт. На западе пропадает узкая полоска света. Над гладкой поверхностью неширокой речонки ложится туман и окутывает неглубокий овражек, песчаный берег, невысокие прибрежные кусты и светло-зеленый лужок. Сгущается туман, и на землю опускается ночная сырость.
На небе загораются первые звездочки. Замолкают птицы. В последний раз свистнул предвестник ночи соловей. Сонная тишина не нарушается даже шорохом листьев. Только иногда увидишь в темноте, как пронесется летучая мышь.
Тяжелые от росы цветы съежились и приклонились к земле. Сложил свои парашютики полевой плющ. Непроглядная тьма расстилается по окрестности. От земли распространяется резкий аромат цветущих растений. Ночью их запах всегда сильнее. Все в природе объято сном. Как прекрасна летняя ночь! (111 слов)



Солнце начинает припекать, но оно не обжигает уже успевшие загореть за лето лицо и плечи. Все вокруг преображается под его лучами. Ярко заблестела река. Легкий ветерок коснулся прибрежных камышей, и они тихо качнулись и слегка пригнулись к воде. (119 слов)

Июль — макушка лета

Ненастье — редкое явление этой чудесной летней поры. Появятся на ясной лазури неба синеватые облачка, и вдруг прольется недолгий дождь. Пузырями покроются лужи, засверкают серебряные капли на листьях и сразу просохнут. Последние небольшие облачка сползают за горизонт, и опять над головой простирается необъятная синева величественного небосвода. Только ярче блестит листва, жарче воздух.
Июльское солнце на вершине своего престола. В безветренный день не ступишь босой ногой на песчаный берег речонки. В тени высоких деревьев прячутся неподвижные камышовые заросли. Не слышишь птичьих голосов. Все примолкло. Только горлинка стонет, да весь день преследует вас пчелиное жужжание.
В лесу из-под нежно-зеленой травы смотрят на вас черные грибы, в хвойной тени желтеют лисички. (111 слов

Входная диагностика

Осенью

Лес уже сбросил листву. Дни наступили пасмурные, но тихие, без ветра, настоящие дни поздней осени.

В такой тусклый день идешь по лесной тропинке среди молодых березок, дубов, осинок, среди кустов орешника. Не слышишь пения птиц, шороха листьев. Только иногда упадет на землю тяжелый созревший желудь. На голых листьях повисли капли росы от ночного тумана.

Далеко видно кругом. Легко дышит осенней свежестью грудь, хочется идти все дальше и дальше по желтой от листвы тропинке.

Вдруг среди листвы видишь пестрый комочек. Это птица обо что-то сильно ударилась во время полета.

«Надо взять ее домой, а то в лесу птицу мигом разыщет и съест лисица», - решаю я.

(По И.Соколову-Микитову.)

Задания.

1 вариант - На голых листьях …;

2 вариант - Вдруг среди листвы…

2) Выпишите три слова с разными орфограммами, обозначьте условия выбора орфограмм.

3) Выполните разбор любых двух словосочетаний.

Контрольный диктант по теме "Повторение изученного в 5 классе"

Девочка спрыгнула с постели. Домик не двигался. Солнце ярко светило в окно. Элли подбежала к двери, распахнула ее и вскрикнула от удивления.

Ураган занес домик в страну необычайной красоты. Вокруг расстилался зеленый лес, по краям росли деревья со спелыми плодами. На полях виднелись клумбы розовых, белых, голубых цветов. В воздухе порхали крошечные птички, разноцветные бабочки.

(А.Волков.)

1) Выполните синтаксический разбор предложений:

1 вариант - Девочка спрыгнула с постели.

2 вариант - Солнце ярко светило в окно.

3) Выполните морфемный анализ слов:

1 вариант - спрыгнула;

2 вариант - расстилался.

4) Объясните постановку знаков препинания в 7 (1 вариант) и в 8 (2 вариант) предложениях.

Контрольный диктант по теме "Словообразование"

Ночлег в лесу

Ребята расположились на опушке леса. Одни побежали собирать хворост, другие рубили ветви для шалаша. Остальные разбирали вещи, вынимали съестное, котелки, кружки, ложки.

Между тем заря угасла. Смеркалось. Вот из лесу раздаются веселые голоса. В ответ послышались радостные крики ожидающих. Большие вязанки хвороста сгружаются на полянке.

Сколько охотников разводить костер! Ребята с увлечением раздувают первые искры огоньков. Дым от костра расстилается густой завесой, и скоро он разгорается. Весело забулькала в котелке вода.

Вскоре все отужинали и стали готовиться ко сну. Но не забывают они потолкаться, побороться, поспорить. А подниматься нужно с рассветом! Раздается команда: "Всем спать!" Лагерь быстро затихает.

(102 слова)

(По А.Зуеву.)

1) Выполните синтаксический разбор предложений:

1 вариант - Дым от костра расстилается густой завесой, и скоро он разгорается.

2 вариант - Но не забывают они потолкаться, побороться, поспорить.

2) В любом сложном предложении обозначьте грамматические основы.

1 вариант - побежали, съестное;

2 вариант - отужинали, рассвет.

4) Объясните постановку знаков препинания в предпоследнем предложении.

Контрольный диктант по теме "Лексика. Фразеология"

Лобное место

Лобное место - древнейший архитектурный памятник Москвы. Первоначально это был округлый кирпичный помост с деревянной оградой под шатровым навесом на резных столбах. Расположен он в центре Троицкой площади, с середины 17 века она стала называться Красной площадью.

Лобное место играло важнейшую роль в духовной жизни народа и державы. С этого места объявлялись государственные указы. Здесь народ узнавал о восшествии на престол царей, об объявлении войны и заключении мира.

На Лобное место бояре выносили на плечах наследника, когда ему исполнялось шестнадцать лет. И народ видел будущего царя, чтобы уметь отличить его от самозванца.

С Лобного места патриархи произносили молитвы. С него в Вербное воскресенье патриарх раздавал царю, архиереям, боярам, окольничим и думным дьякам освященную вербу и читал народу Евангелие.

Лобное место не было местом казни. Казни совершались рядом на деревянных помостах.

(В.Бутромеев.)

1) Найдите в тексте устаревшие слова. Объясните значение 2-3 устаревших слов.

2) В любом сложном предложении обозначьте грамматические основы.

3) Выполните фонетический анализ слов:

1 вариант - бояре;

2 вариант - ему.

Итоговый диктант за 1 четверть

Во все времена года хорош русский лес: зимой, летом, осенью и весной.

В тихий зимний день выйдешь в лес на лыжах, дышишь и не надышишься. Под деревьями расстилаются белые сугробы, а над лесными тропинками кружевными арками согнулись под тяжестью инея молодые березки.

Хорош лес ранней и поздней весной, когда пробуждается в нем бурная жизнь. Тает снег. Все больше слышатся в лесу голоса птиц. На лесных полянках появляются проталины, ковром разрастаются подснежники. На кочках видишь крепкие листочки брусники.

Многое услышишь в весеннем лесу. На вершине высокой ели распевает дрозд. Тонко пищат рябчики, на болоте возятся журавли. Над желтыми пуховками ивы жужжат пчелы. (101 слово)

(По И. Соколову-Микитову. )

1) Озаглавьте текст.

2) Выполните синтаксический разбор предложений:

1 вариант - Во все времена года хорош русский лес: зимой, летом, осенью и весной.

2 вариант - В тихий зимний день выйдешь в лес на лыжах, дышишь и не надышишься.

3) Выполните морфемный и словообразовательный анализ слов:

1 вариант - весенний;

2 вариант - лесных.

Контрольный диктант по теме "Словообразование. Орфография"

В зрелом возрасте много раз наблюдал я восход солнца. Я встречал его в лесу, когда перед рассветом проходит над макушками ветер, когда четко обозначаются на фоне неба черные вершины деревьев. На траве лежит роса. Множеством блесток сверкает растянутая в лесу паутина. Пахнет смолою росистым утром. Сквозь лесную чащобу стараешься проложить тропинку к реке.

Видел я восход солнца над родными полями, над густыми зарослями кустов возле речки. В прозрачном зеркале воды отражаются побледневшие звезды, тонкий серп месяца. Под пение бесчисленных птиц и шепот камышей поднимается солнце. Прохладная роса на лугах сияет алмазной россыпью. Располагаешься на берегу и ждешь рождения нового дня.

(По И. Соколову-Микитову. )

1) Озаглавьте текст.

2) Выполните морфемный и словообразовательный анализ слов:

1 вариант - росистый, прохладная;

2 вариант - алмазная, бесчисленный.

3) Выпишите слова с орфограммой "Безударная гласная, проверяемая ударением". Обозначьте орфограмму. Подберите проверочное слово.

Диктант по теме "Имя существительное"

Русская зима

Хороши снежные зимы в России! Непогоду сменяют ясные дни. Блестят на солнце глубокие сугробы, скрылись подо льдом большие реки и маленькие речонки. Припорошила зима землю снежной шубкой. Отдыхает земля, набирает силу.

Наполняется жизнью зимний лес. Вот простучал по сухому дереву дятел. По всему лесу отбивает дробь лесной барабанщик. С шумом пролетит рябчик, поднимется из снежной пыли глухарь. Стайка веселых клестов расселась на ветках ели. Стоишь и любуешься, как ловко они вонзают свои клювики в шишки, выбирают из них семена. С сучка на сучок перепрыгивает шустрый бельчонок.

(По И. Соколову-Микитову .)

1) Произведите морфологический анализ слов:

1 вариант - непогоду, на сучок;

2 вариант - жизнью, на ветках.

2) Произведите морфемный анализ слов:

1 вариант - речонка;

2 вариант - бельчонок.

3) Произведите синтаксический разбор 3 (1 вариант) и 5 (2 вариант) предложений.

Контрольный диктант по теме "Имя существительное"

Лучик солнца блеснул из-за леса, коснулся верхушек деревьев, отыскал в листве шарики зеленых яблочек. Дрожь света пробежала по саду, и заискрились алмазами росинки на придорожной траве.

Разгорелось солнце, и словно пламенем вспыхнули густые ветки деревьев.
Первая пчелка зазвенела в теплом воздухе притихшего утра. За ней метнулась другая, третья. Синяя стрекоза присела на улей, но пчелы равнодушны к беззаботной попрыгунье. У них нет времени. Они делают круги над пасекой, выбирают направление и улетают в леса, в луга.

Все больше оживляются ульи, и вот уже кружатся бесконечными клубами воздушной пряжи сборщики нектара. У края дороги растет подсолнух. Он привлекает к себе пчел, но больше всего любят они цветы липы. В ясную погоду семья этих трудолюбивых непосед собирает до пяти килограммов меда.

(На основе книги Д. Зуева «Времена года» )

1) Озаглавьте текст.

1 вариант - на улей, подсолнух;

2 вариант - сборщики, (к) попрыгунье.

1 вариант - лучик;

2 вариант - пчелка.

4) Произведите синтаксический разбор 1 (1 вариант) и 2 (2 вариант) предложений.

Итоговый диктант за 2 четверть по теме "Имя прилагательное"

Прошлой осенью ходил я к дальнему лесному озеру. Тихо и светло бывает в лесу ясным осенним днем. Листья осыпались и не затеняют землю. Ветер не шумит кроной, и птиц не слышно. Они уже улетели на юг. Стволы деревьев подпирают небо. Между ними расстилается мягкий ковер из сухих листьев. Редко попадаются молодые дубки.

В таком лесу далеко слышен каждый звук. Скачет ли заяц, хрустнет ветка, зашуршат опавшие листья.

Я присел и смотрю. Вдруг прямо на меня катится возок с листьями. "Ежик! - догадался я. - Тащит сухие листья в нору на подстилку."

Ежу очень удобно собирать листья. Найдет местечко, где их много, растопырит иголки и катится, с боку на бок переваливается. Встанет на лапки еж, а его под листьями не видно. Так и бежит он в золотой одежде в свою нору.

(По Е.Носову.)

1) Озаглавьте текст.

2) Произведите морфологический анализ слов:

1 вариант - (к) лесному (озеру);

2 вариант - мягкий (ковер).

3) Произведите фонетический анализ слов:

1 вариант - озеру;

2 вариант - возок.

4) Произведите пунктуационный разбор 10 (1 вариант) и 13 (2 вариант) предложений.

Контрольный диктант по теме "Имя прилагательное"

Ранним летним утром мы отправляемся на рыбалку. Заря едва разгорается, и природа еще преспокойно дремлет. В низине расстилается молочно-белый туман. По узкой тропинке среди темно-зеленых зарослей орешника пробираемся к небольшой речонке. Покрытая росой трава касается наших ног. Серебряные росинки переливаются в лучах солнца.
Речка неширокая, но достаточно глубокая. Берега ее с каждым годом все больше зарастают тростником, кустами. На песчаном берегу лежат прибитые водой водоросли. Волна тихо плещется о борта рыбачьей лодки.

Забираемся в камышовые заросли и располагаемся там с удочками.

Солнце начинает припекать, но оно не обжигает уже успевшие загореть за лето лицо и плечи. Все вокруг преображается под его лучами. Ярко заблестела река. Легкий ветерок коснулся прибрежных камышей, и они тихо качнулись и слегка пригнулись к воде.

(По И.Соколову-Микитову.)

1) Озаглавьте текст.

2) Произведите морфологический анализ слов:

1 вариант - ранним (утром), (на) песчаном (берегу);

2 вариант - рыбачьей (лодки), легкий (ветерок).

3) Произведите морфемный анализ слов:

1 вариант - преспокойно;

2 вариант - серебряные.

Контрольный диктант по теме "Имя числительное"

Глубина озера Байкал - 1640 метров. Оно самое глубокое на планете. В нем содержится пятая часть мирового запаса пресной воды. В Байкал впадает 336 рек, а вытекает одна - Ангара.

Совсем недавно жители прибрежных селений преспокойно пили воду прямо из озера. Сейчас оно страдает от промышленных отходов.

Окрестности Байкала одеваются в зимний наряд раньше самого озера. Уже в октябре зима заковывает скалистые берега в сверкающие белоснежные доспехи и превращает ели и гигантские сибирские кедры в блестящие ледяные фигуры.

Январские морозы покрывают озеро толстым льдом. Местами его толщина достигает двух метров. Он похож на неровное одеяло.

Летом даже в безветренный день может вдруг налететь шквалистый ветер, и тогда озеро становится неласковым морем.

(По материалам книги «Энциклопедия чудес природы» )

1) Озаглавьте текст.

2) Произведите морфологический анализ слов:

1 вариант - одна тысяча шестьсот сорок;

2 вариант - пятая часть.

3) Произведите морфемный анализ слов:

1 вариант - преспокойно;

2 вариант - безветренный.

4) Произведите синтаксический разбор последнего предложения.

Итоговый диктант за 3 четверть по теме "Местоимение"

Еще хмурится свинцовое небо, но в просветах облаков на некоторое время пробивается мечом луч солнца. Весна набирает скорость.

По утрам легкий холодок держится в низинах, а на южной стороне пригорка уже загорелись желтые огоньки какого-то растения. Это мать-и-мачеха. Ни с чем не спутаешь желтые корзинки ее цветка.

Вот что-то блеснуло в розовом веере лучей. Это мягко сливается с блеском вод и остатками снега заоблачное сияние солнца.

Из кустов доносится чье-то пение, словно звенит серебряный колокольчик. Овсянки! Зимой они вялые, неприметные, а сейчас заговорили полным голосом. Пройдет какая-нибудь неделя, и грачиный гомон и песни жаворонков объявят о победе весны. Вернутся и другие птицы. Много трудностей придется преодолеть им на пути к родным местам, но никакие препятствия не остановят их.

(По материалам книги «Энциклопедия чудес природы» )

1) Озаглавьте текст.

2) Выпишите местоимения, определите их разряд.

3) Произведите морфемный анализ слов:

1 вариант - преспокойно;

2 вариант - безветренный.

4) Произведите синтаксический разбор 2 (1 вариант) и 5 (2 вариант) предложения последнего абзаца.

Диктант по теме "Глагол"

Бросьте неотложные дела, выйдите поздним вечером на песчаный берег речонки. Если вы будете долго прислушиваться, то услышите в камышовых зарослях непонятные шорохи, неумолчные звуки.

Однажды ночью сидел я за письменным столом. Ночь была тихая, безветренная, только с реки доносились какие-то далекие звуки. Вдруг из-под пола раздались чьи-то негромкие голоса. Они походили на шепот птенцов, которые пробудились в гнезде. Мною овладело желание понять, кто разговаривает под полом. Потом я догадался, что слышал возню ежей.

Ежи - полезные зверюшки. Они никому не причиняют вреда, никого не боятся, уничтожают вредных насекомых, борются с мышами. На зиму ежи засыпают. Их маленькие берлоги прикрывают снежные сугробы, и они преспокойно спят в них всю зиму.

(По И. Соколову-Микитову .)

1) Озаглавьте текст.

2) Графически объясните написания -тся (-ться) в глагол, которые встречаются в данном тексте..

3) Произведите морфологический анализ слов:

1 вариант - услышите;

2 вариант - доносились.

4) Составьте схему 1 предложения последнего абзаца.

Контрольный диктант по теме "Глагол"

Зимой зайцы кормятся корой деревьев. За ночь они протаптывают глубокий след в снегу. Если бы заяц ходил прямо, то его сразу поймали бы. Трусость спасает косого. Он бесстрашно ходит ночью по полям и лесам и прокладывает прямые следы. Когда же приходит утро, он от страха мечется из стороны в сторону. Проскачет вперед, испугается чего-то и отбежит назад по своему следу. Услышит какой-нибудь шорох - со всего размаха прыгнет в сторону и поскачет дальше от прежнего следа. Стукнет что-нибудь - косой опять повернется назад и направится в сторону. Когда светлеет, он ложится в снег.
Утром охотники разбирают заячьи следы, путаются в них и удивляются хитрости косого. А он и не думает хитрить. Он просто всего боится.

(По Л. Толстому )

1) Озаглавьте текст.

2) Произведите морфологический анализ слов:

1 вариант - поймали бы, светлеет;

2 вариант - ходил бы, боится.

4) Составьте схему 3 предложения первого абзаца.

Итоговый диктант за курс 6 класса

В отсветах вечерней зари виднеется зубчатый частокол елей. Сгущаются сумерки, и все исчезает во мраке ночи.

Но вот выглядывает месяц и мягким светом загоняет потемки в лесную чащу, серебряным сиянием заливает небольшую поляну. Ничто не нарушает тишины.

Вдруг хрустнул снег под чьими-то тяжелыми ногами. Это вышагивает дымчато-серый лось. Преспокойно пробирается к осинке и белогубой пастью хватает пахучую хвою, отфыркивается.

Прискакал беляк, пристроился под невысокой, но ветвистой елкой. Осинка помешала лосю, он махнул головой, и с треском обломилась ветка. Зайчик оживился, грациозно приподнялся на задних лапках. Аппетитная веточка притягивает его. Зайцы всегда подбирают за лосями побеги осин.

Лось стоит среди блестящих от лунного света снегов, жует хвою, а рядом зайчонок грызет лосиный подарок. Горечь осинки косому слаще сахара.

(По Д. Зуеву .)

1) Озаглавьте текст.

2) Произведите фонетический анализ слов:

1 вариант - елей;

2 вариант - осинке.

3) Произведите морфологический анализ

1 вариант - любого существительного;

2 вариант - любого прилагательного.

4) Произведите синтаксический разбор

1 вариант - любого сложносочиненного предложения;

2 вариант - любого осложненного предложения.

© 2024 staren.ru
Портал о ремонте