Современные концепции истории советского и постсоветского общества. Зарубежная история

Исторические пространство и время составляют историческое движение. Время трансцендентально в полноте полноты, направлено вперёд и без него нет истории. События внутри времени имеют связи и образуют временной ряд.

Необходимо также отметить, что само понятие исторического времени очень часто менялось. Это нашло особое отражение в процессе периодизации исторического процесса. Практически до конца 18 века историки могли различать эпохи по правлению отдельных государей. Многие историки из Франции в 18 веке начали выделять эпохи варварства, дикости и цивилизации. В конце 19 века историки-материалисты смогли разделить историю общества на отдельные формации, среди которых были: первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая формации. Уже на рубеже 21 века историко-либеральная периодизация смогла поделить общество на отдельные периоды: индустриальный, традиционный, информационный. Как видно, периодика временного хода тесно связана с событиями внутри него.

Под историческим пространством в свою очередь принято понимать совокупность всех гуманитарных процессов, которые протекают на определенной территории. Под действием природно-географических факторов зачастую формируется быт народов, психология, занятия; складываются отдельные особенности культурной и социально-политической жизни. С давних времен возник дележ народов на восточные и западные. Здесь имеется в виду не специальная принадлежность к Востоку (Азия) или Западу (Европа) с точки зрения географии, а общность всей исторической судьбы, то есть общественной жизни таких народов. Само понятие "историческое пространство" очень часто используется вне связи с отдельной территорией. К примеру, христианский мир был своеобразным синонимом Запада, а мусульманский - Востока.

Согласно Тойнби и его теории локальных цивилизаций,общество может развиваться в цивилизацию, если условия для неё не слишком благоприятны или неблагоприятны и в ней существует творческое меньшинство – последние два условия призывают движение, которое приводит к развитию. Впереди творческое меньшинство, за нимповторяет пролетариат. Со временем культура цивилизации утончается, самовыражение цивилизации идёт ввысь и цивилизация становится развитой. Прогресс, согласно Тойнби, почти не зависит от географии и технологического уровня.

Упадок цивилизации же начинается с надлома. Потом происходит разложение и гибель, и между этими процессами могут проходить сотни лет.

Надлом производится ленью творческого меньшинства. Оно начинает почивать на лаврах, останавливает динамический процесс смены трендов творческой апперцепции, создавая универсальное государство. Внутренний пролетариат отделяется и образует своеобразную контркультуру, а внешний начинает «штурмовать» крепость системы цивилизации. Происходит падение нравов, потому что вектор внимания низкоразвитого большинства сходит с позиции слежки за трендами и переходит в животную грязь, порождая профанацию наполненной живой сущностью культуры и переходя в окаменелый призрак прошлых лет.

Исходя из этой теории, история человечества – это колесо творческой традиции.

Критика Тойнби, главным образом со стороны Сорокина имеет две важные составляющие: иллюзия Тойнби о «целостности» цивилизации и замкнутой системе, а также и единственности процесса хайпа цивилизации, как поворота вектора творческой направленности. Иначе говоря, теория Тойнби несовершенна. Но она полезна.

Так, согласно его теории, уровень культуры коррелирует с уровнем цивилизации. Цивилизация может определяться по-разному: как идеал развития человечества, как эталоны прогрессивного развития человечества и как качественно уникальные образования.

Третий подход к определению цивилизации коррелирует с цивилизационным подходом.

Культура растёт совместно с уровнем пассионарности. Последний определяется как содержание пассионариев в популяции. Пассионарии – это люди с акцентуацией на идее творческого сдвига. Именно пассионарии являются двигателями культуры. Субпассионарии, то есть люди без идейных акцентуаций не могут двигать культуру, а могут только следить за трендами.

В исторической науке существует два подхода: формационный и цивилизационный. Первый акцентирует внимание на экономических факторах, а второй на социокультурных.

Формационный подход в России преобладал в условиях господства марксизма-ленинизма. Он исходил из философской категории «общественно-историческая формация» – исторически определённый тип общества, представляющий особую ступень в его развитии, занимающей центральное место в историческом материализме, являющемся составной частью марксистско-ленинской философии. Она характеризуется, во-первых, историзмом, то есть методом, предполагающим анализ объектов исследования в связи с конкретно-историческими условиями их существования; во-вторых, тем, что охватывает каждое общество в его целостности. Выработка этой категории К. Марксом и Ф. Энгельсом дала давать конкретный анализ различных типов общества. Каждая формация представляет собой особый социальный организм, отличающийся от других не менее глубоко, чем отличаются друг от друга различные биологические виды, однако каждая из них проходит один и тот же исторический путь с разной скоростью – каждая из них. Основные критерии развития общества – это деление общества на классы, развитие производительных сил, отношения собственности. На основе же обобщения истории развития человечества марксизм-ленинизм выделил следующие основные общественно-экономические формации, образующие ступени исторического прогресса: первобытнообщинный строй, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, коммунистический.

В настоящее время формационный подход использует меньшая часть историков. Большая часть историков предпочитает цивилизационный подход. Это понятие появилось в XVIII в. в тесной связи с понятием "культура". Французские философы-просветители называли цивилизованным общество, основанное на началах разума и справедливости. В XIX в. понятие "цивилизация" употреблялось как характеристика капитализма в целом, однако представление о "цивилизации" не было господствующим. Шпенглер, немецкий учёный-философ определял цивилизацию как заключительный этап развития культуры и сформировал восемь таковых: египетскую, индейскую, китайскую, греко-римскую, византийско-арабскую, западноевропейскую и майя, ожидая ещё и появление русско-сибирской культуры. Тойнби, английский учёный-социолог и историк под влиянием Шпенглера сформировал переосмысление истории человечества как совокупность историй замкнутых цивилизаций, которых он составил 21 штуку, сократив их число потом до 13, а потом и до 5.

Вообще, я думаю, что оба подхода являются вполне неплохими способами судить о цивилизации, неплохими способами познания истории. Но в первом случае история человечества предстает в виде не связанных между собой событий и процессов. Второй подход игнорирует сложность и многообразие исторического развития. В действительности история человечества характеризуется большей полнотой, чем можно определить через какой бы то ни было подход. Подход лишь приспособление для изучения.

Рубеж ХХ-XXI веков - время завершения в мире научно-технической рево­лю­ции, господства компьютерной техники и угрозы мирового экологического кризиса. С позиций XXI века возникает новое видение устройства мира, и историки предлагают другие направления историче­ского процесса и соответствующие им периодизации. Лев Нико­лаевич Гумилев (1912-1992),последователь учения акаде­ми­ка В.И. Вернадского о биосфере (человечество - часть биосферы) 3 . Интерес к наследию Л.Н. Гумилева у нас в стране и за рубежом огромен. Он опубликовал на стыке естественных и гума­нитарных наук более десятка монографий: «Из истории Евразии», «Древняя Русь и Великая степь», «От Руси до России» и др., создав глобальную концепцию этнической истории нашей планеты. Человек рождается, мужает, стареет, умирает. Такова и участь всякого этноса 4 в мире. Космические лучи, взаимодействуя с биосферой определен­ной части Земли, дают толчок-вспышку для рождения этноса. Этот толчок-вспышку Л.Н. Гумилев назвал пассионарным 5 . Возникает единая гармония: космос - определенная территория Земли - этнос, проживающий на этой тер­ри­тории. Пройдя все фазы развития (похожие на жизненные циклы человека), этнос умирает. Продолжительность жизни этноса Гумилев определяет 1200-1500 лет 6: 1) 1) пассионарная вспышка (образование нового этноса - около 300 лет); 2) 2) акматическая фаза (наибольший подъем пассионарности - 300 лет); 3) 3) надлом (резкое снижение пассионарности - 200 лет); 4) 4) инер­ци­он­ная фаза (плавное снижение пассионарности - 300 лет); 5) 5) обскурация (разру­шение этнических связей - 200 лет); 6) 6) мемориальная фаза (умирание этноса - 200 лет). Л.Н. Гумилев в соответствии со своей теорией выделяет в истории России этапы (фазы) жизни этноса. Пассионарная вспышка, приведшая к обра­зо­ванию русского этноса, произошла на Руси около 1200 г. В течение 1200-1380 гг. на основе слияния славян, татар, литовцев, финно-угорских народов возник русский этнос. Фаза пассионарной вспышки завер­шилась созданием в 1380-1500 гг. Великого княжества Московского. В 1500-1800 гг. (акма­ти­чес­кая фаза, расселение этноса) этнос распространился в пределах Евразии, произошло объединение под властью Москвы народов, живших от При­бал­ти­ки до Тихого океана. После 1800 г. началась фаза надлома, которая сопро­вож­дается огромным рассеиванием пассионарной энергии, утратой единства, нарастанием внутренних конфликтов. В начале XXI века должна начаться инерционная фаза, в которой благодаря приобретенным цен­ностям этнос живет как бы «по инерции», возвращается единство этноса, создаются и накап­ли­ва­ют­ся материальные блага. Л.Н. Гумилев называл себя «последним евразийцем». Сергей Александрович Нефедов (наш современник) в учебниках «История средних веков», «История нового времени. Эпоха Возрождения» показывает развитие России в контексте влияний со стороны народов, обладавших превосходством в технологической, военной и культурной сфере. Вторгаясь на территорию Восточноевропейской равнины, эти народы побуждали славян перенимать их технику, культуру и обычаи. Процесс заимствования технологии и культуры называется модернизацией, а процесс взаимодействия заимствований и традиционной культуры – процессом социального синтеза. Излишне поспешная модернизация может вызвать национальную реакцию и частичное отторжение заимствованных институтов. Игорь Николаевич Ионов (наш современник) в учебнике «Россий­ская цивилизация, IX - начало XX в.» впервые дал цельное изложение исто­рии России с точки зрения либерального направления всемирно-исторической теории. Ионов считает, что «именно лич­ность, а не нация, не религия, не государство служит точкой отсчета для ли­бе­раль­ной версии истории». В историографии либерального направления 7 принимается периодизация истории, делящая общество на периоды: традиционный (аграрный), индустриальный, постиндустриальный (информационный). Таким образом, история, как постоянный процесс осмысления и переосмысления прошлого, никогда не может быть завершенной, так как каждое поколение должно осмыслить ее заново для себя.
Историческое пространство в трудах по истории Росиии

Исторический факт находится не только в историческом времени, но и в историческом пространстве, под которым понимается совокупность процессов: природных, хозяйственных, политиче­ских и др., протекающих на отдельно взятой территории в определенное историческое время. Труды по ис­тории России в досоветский период начинались с раздела о географическом положении страны, ее при­ро­де, климате, ландшафте и т.д. Особенно это характерно для книг С.М. Соловьева и В.О. Клю­чевского.

Границы государства. С.М. Соловьев, В.О. Ключев­ский в своих трудах отмечали, что гео­гра­фические условия Восточной Европы заметно отличаются от условий Западной Европы. Берега Западной Европы сильно изрезаны внутренними морями и глубокими заливами, усеяны мно­жест­вом островов. Близость к морям является характерной чертой западно­-европейских государств.

Рельеф Западной Европы резко отличается от рельефа Восточной Европы. По­верх­ность Западной Европы крайне неровна. Кроме массивного хребта Альп, почти в каждой европейской стране имеется горная цепь, которая служит своеобразным остовом, или «хребтом», страны. Так, в Англии проходит цепь Пеннинских гор, в Испании - Пиренеи, в Италии - Апеннины, в Швеции и Норвегии - Скандинавские горы. В европейской же части России нет точки выше 500 метров над уровнем моря. Гряда Уральских гор оказывает слабое влияние на характер поверхности.

С.М. Соловьев обращает внимание, что границы западно-евро­пей­ских государств очерчены природными границами - морями, горными хребтами, многоводными реками. Россия также имеет природные границы: по периметру России расположены моря, реки, горные вершины. На территории России расположена обширная полоса степей - Великая Степь, протянувшаяся от Карпатских гор до Алтая. Великие реки Восточно-Европейской равнины - Днепр, Дон, Волга - были не пре­пят­ст­виями, а скорее дорогами, соединявшими различные районы страны. Их густая сеть пронизыва­­ет огромное пространство, позволяя достигать самых отдаленных его уголков. Вся история страны связана с реками - именно по этим «живым дорогам» осущест­влялась колонизация новых территорий. В.О. Ключев­ский писал: «История России есть история страны, которая ко­ло­­низуется».

Хозяйственная деятель­ность . Россия представляет собой обширную равнину, открытую северным ветрам, которым не препятствуют горные цепи. Климат России относится к кон­ти­нентальному типу. Зимняя температура понижается по мере про­движения в восточном направлении. Сибирь с ее неистощимым запасом пахотной земли по большей части не пригодна для земледелия. В восточных ее районах зем­ли, расположенные на широте Шотландии, возделывать вообще нельзя.

Так же как Внутренняя Азия, Африка и Австралия, Россия находится в зоне резко континентального климата. Раз­ни­ца температур между временами года достигает 70 и более градусов; распределение осадков крайне неравномерно. Осадки обильнее всего на северо-западе, вдоль балтийского побережья, куда их приносят теплые ветры; по мере про­дви­жения к юго-востоку они уменьшаются. Иными словами, осадки обильнее всего там, где почва всего беднее, поэтому Россия вообще страдает от засухи - в Каза­ни, например, выпадает вдвое меньше осадков, чем в Париже.

Важнейшим следствием географического положения России является чрез­вы­чай­ная краткость периода, пригодного для сева и уборки урожая. Вокруг Нов­го­ро­да и Петербурга земледельческий период длится всего четыре месяца в году, в центральных обла­стях, около Москвы, он увеличивается до пяти с половиной месяцев; в степи он продолжается полгода. В Западной Европе этот период длится 8-9 ме­сяцев. Иными словами, у западно-европейского крестьянина почти вдвое боль­ше времени на полевые работы, чем у русского.

Насколько неприбыльным занятием было в России земледелие, можно понять из подсчетов Августа Гакстгаузена - прус­ского агронома, побывавшего в России в 1840-х гг. Он сравнивал доход, приносимый двумя хозяйствами (размером в 1000 га каж­дое), одно из которых находится на Рейне, а другое - в Верхнем Поволжье. Свои подсчеты он заключил советом: если вам подарят поместье в России, лучше всего отказаться от подарка, так как из года в год оно будет приносить убытки. Согласно Гакстгаузену, поместье в России могло стать доходным лишь при двух условиях: при использовании труда крепостных (что освобо­дит помещика от расходов по содержанию крестьян и скота) или сочетании земледелия с мануфактурой (что поможет занять крестьян, сидящих без дела в зимние месяцы).

Тем не менее известно, что царская Россия в достаточно больших объемах вывозила зерно за границу. На рубеже XIX-XX вв. зерно составляло 47% всего экспорта страны. Менее известно другое: после вывоза на каждого жителя империи оставалось по 15 пудов (240 кг) хлеба в год. В странах же, закупавших русское зерно (Дания, Бельгия, США и др.), на каждого жителя приходилось от 40 до 140 пудов хлеба. Русский крестьянин вез зерно на рынок от нужды и экономил на своем питании. Не случайно государственные службы торопились собрать налоги немедля после уборки урожая, не без оснований полагая, что иначе крестьяне сами все съедят.

Политическая система . На территории Восточной Европы и Север­ной Азии хозяйственная деятельность требует усилий большого количества лю­дей, подчиняя их единой воле. Она исторически сформировала деспоти­ческую форму государственной власти и коллективистскую психо­логию на­ро­да. Семейная община славян - это объединение многих родственников как совместных владельцев земли. В Восточной Европе возникла политическая система, основанная на общинной собственности на землю, а в Западной Европе - на частной собственности. В Германии община­-маркаявлялась добровольным объединением самостоятельных общинников, индивидуальновладеющих земельными участками. В Западной Европе, где природно-климатические условия давали возможность ведения индивидуального хозяйства, возникли демокра­тические традиции власти и сложился индивидуалистический характер людей.

Современный американский историк Ричард Пайпс отмечает, что скудость земли и су­ровые природно-климатические условия (только 1% сельско­хо­зяйст­венных угодий в России имеют оптимальное соотношение качества почвы, тепла и влаги, а в США - 66 %), систематически повторяющиеся неурожаи давно при­учили крестьян к работе и жизни сообща, к совместному преодолению безжалостных сюрпризов погоды. Решение всех вопросов на сельском сходе, общинное владение землей, совместное выполнение всех повинностей и упла­ты налогов сформировали в течение столетий коллективистскую психо­ло­гию россиянина. Общинная жизнь большей части населения страны поро­ди­ла уникальную в своем роде советскую власть. Советы оставались все теми же сельскими сходами, только переименованными.

Большинство крестьян примирилось с коллективизацией, так как ее идея чем-то напоминала хорошо знакомую общинную коллективность. Не­воз­можно себе представить, что власть была в состоянии превратить крестьян в колхозников без опоры на общественные идеалы, без использова­ния неприязни крестьян к богачам. В стране, где крестьянство составляло большинство (в 1926 г. в деревне проживало 82% населения), единодушное сопротивление коллективизации могло бы вмиг смести государство с лица земли. Да и вряд ли нашлось бы такое правительство, которое попыталось бы совершить такой шаг, не будучи уверенным в значительной поддержке.

Общинное владение землей не способствовало формированию чув­ст­ва хозяина, уважительного отношения к частной собственности. Наоборот, веками оно формировало уравнительные тенденции, направленные, прежде всего, на защиту бедных, на помощь им за счет зажиточных крестьян.

Какой бы предмет ни изучали историки, все они используют в своих исследованиях научные категории: историческое движение (историческое время, историческое пространство), исторический факт, теорию изучения (методологическую интерпретацию).

Историческое движение включает взаимосвязанные научные категории - историческое время и историческое пространство. Каждый отрезок движения в историческом времени соткан из тысяч связей, материальных и духовных, он уникален и не имеет себе равных. Вне понятия исторического времени истории не существует. События, следующие одно за другим, образуют временной ряд. Почти до конца XVIII века историки различали эпохи по правлению государей. Французские историки в XVIII стали выделять эпохи дикости, варварства и цивилизации. В конце XIX века историкиматериалисты разделили историю общества на формации: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, коммунистическую. На рубеже XXI века историколиберальная периодизация делит общество на периоды: традиционный, индустриальный, информационный (постиндустриальный). Под историческим пространством понимают совокупность природногеографических, экономических, политических, общественнокультурных процессов, протекающих на определенной территории. Под воздействием природногеографических факторов формируются быт народов, занятия, психология; складываются особенности социальнополитической и культурной жизни. С глубокой древности возникло деление народов на западные и восточные. При этом имеется в виду общность исторической судьбы, общественной жизни этих народов.

Исторический факт - это реальное событие прошлого. Все прошлое человечества соткано из исторических фактов. Конкретноисторические факты мы получаем из исторических источников, но для получения исторической картины требуется выстроить факты в логическую цепочку и объяснить их.

Теории исторического процесса или теории изучения (методологическая интерпретация) определяются предметом истории. Теория - логическая схема, поясняющая

исторические факты. Исходя из предмета исторического исследования, каждая теория выделяет свою периодизацию, определяет свой понятийный аппарат, создает свою историографию. Различные теории выявляют только свои закономерности или альтернативы - варианты исторического процесса - и предлагают свое видение прошлого, делают свои прогнозы на будущее.

По предметам изучения выделяются три теории изучения: религиозноисторическая, всемирноисторическая, локальноисторическая.

Научная категория теория исторического процесса (или теория изучения) определяется предметом изучения и представляет собой логическую цепочку причинноследственных связей, в которую вплетены конкретные факты истории. Теории являются стержнем всех исторических трудов независимо от времени их написания.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме Научные категории:

  1. Естественно-научный этап в становлении категории “личность”
  2. Семинар 8. Роль научных традиций и научных революций в развитии науки
  3. Отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую.
  4. § 16. Понятие научной теории. Проблема и гипотеза как формы научного поиска
  5. Ошибки смешения категории количества с другими категориями
  6. Жущиховская И.С.. НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: ФОРМЫ ПРЕЗЕНТАЦИИ [Текст] : научно-методическое пособие / под общ. ред. д-ра экон. наук Т.В. Терентьевой. - Владивосток: Изд-во ВГУЭС,2014. - 72 с, 2014

Какой бы предмет ни изучали историки, все они используют в своих исследованиях научные категории: историческое движение (историческое время, историческое пространство), исторический факт, теорию изучения (методологическую интерпретацию).

Историческое движение включает взаимосвязанные научные категории - историческое время и историческое пространство.

Каждый отрезок движения в историческом времени соткан из тысяч связей, материальных и духовных, он уникален и не имеет себе равных. Вне понятия исторического времени истории не существует. События, следующие одно за другим, образуют временной ряд. Почти до конца XVIII века историки различали эпохи по правлению государей. Французские историки в XVIII стали выделять эпохи дикости, варварства и цивилизации. В конце XIX века историки-материалисты разделили историю общества на формации: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, коммунистическую. На рубеже XXI века историко-либеральная периодизация делит общество на периоды: традиционный, индустриальный, информационный (постиндустриальный). Под историческим пространством понимают совокупность природно-географических, экономических, политических, общественно-культурных процессов, протекающих на определенной территории. Под воздействием природно-географических факторов формируются быт народов, занятия, психология; складываются особенности социально-политической и культурной жизни. С глубокой древности возникло деление народов на западные и восточные. При этом имеется в виду общность исторической судьбы, общественной жизни этих народов.

Исторический факт - это реальное событие прошлого. Все прошлое человечества соткано из исторических фактов. Конкретно-исторические факты мы получаем из исторических источников, но для получения исторической картины требуется выстроить факты в логическую цепочку и объяснить их.

Теории исторического процесса или теории изучения (методологическая интерпретация) определяются предметом истории. Теория - логическая схема, поясняющая

исторические факты. Исходя из предмета исторического исследования, каждая теория выделяет свою периодизацию, определяет свой понятийный аппарат, создает свою историографию. Различные теории выявляют только свои закономерности или альтернативы - варианты исторического процесса - и предлагают свое видение прошлого, делают свои прогнозы на будущее.

По предметам изучения выделяются три теории изучения: религиозно-историческая, всемирно-историческая, локально-историческая.

Научная категория теория исторического процесса (или теория изучения) определяется предметом изучения и представляет собой логическую цепочку причинно-следственных связей, в которую вплетены конкретные факты истории. Теории являются стержнем всех исторических трудов независимо от времени их написания.

Еще по теме Научные категории.:

  1. ФИЛОСОФСКИЕ ОБЩЕМЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ - ОСНОВА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
  2. Гносеологический статус научного знания. Научная рациональность
  3. 1.3. Научно-теоретический строй химии и принцип научного актуализма
  4. § 2. Стандартная концепция научной теории и практика научных исследований
  5. ПЕРЕЧЕНЬ ПЕРИОДИЧЕСКИХ НАУЧНЫХ И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ИЗДАНИЙ,ВЫПУСКАЕМЫХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, В КОТОРЫХРЕКОМЕНДУЕТСЯ ПУБЛИКАЦИЯ ОСНОВНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВДИССЕРТАЦИЙ НА СОИСКАНИЕ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИДОКТОРА НАУК
  6. Глава 41. Договоры на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, на передачу научно-технической продукции и ноу-хау
  7. Глава 52. ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ИЗ ДОГОВОРОВ НА ВЫПОЛНЕНИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ, ОПЫТНО-КОНСТРУКТОРСКИХ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ РАБОТ (НИР И ОКР), НА ПЕРЕДАЧУ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ И НОУ-ХАУ

Страница 7 из 43


Историческое время и пространство

Какой бы предмет ни изучали историки, все они используют в своих исследованиях научные категории: историческое движение (историческое время, историческое пространство), исторический факт, теорию изучения (методологическую интерпретацию).

Историческое движение включает взаимосвязанные научные категории историческое время и историческое пространство .

Историческое время движется только вперёд. Каждый отрезок движения в историческом времени соткан из тысяч связей, материальных и духовных, он уникален и не имеет себе равных. Вне понятия исторического времени история не существует. События, следующие одно за другим, образуют временной ряд. Существуют внутренние связи между событиями во временном ряду.

Понятие исторического времени неоднократно менялось. Это нашло отражение в периодизациях исторического процесса. Почти до конца XVIII в. историки различали эпохи по правлению государей. Французские историки в XVIII в. стали выделять эпохи дикости, варварства и цивилизации. В конце XIX в. историки-материалисты разделили историю общества на формации: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, коммунистическую. На рубеже XXI в. историко-либеральная периодизация делит общество на периоды: традиционный, индустриальный, информационный (постиндустриальный).

Под историческим пространством понимают совокупность природно-географических, экономических, политических, общественно-культурных процессов, протекающих на определённой территории. Под воздействием природно-географических факторов формируются быт народов, занятия, психология; складываются особенности социально-политической и культурной жизни. С глубокой древности возникло деление народов на западные и восточные. При этом имеется в виду не принадлежность к Западу (Европа) или Востоку (Азия) в географическом смысле, а общность исторической судьбы, общественной жизни этих народов. Понятие «историческое пространство» нередко употребляется вне связи с конкретной территорией. Например, христианский мир был синонимом Запада, а мусульманский - синонимом Востока.

Исторический факт - это реальное событие прошлого. Всё прошлое человечества соткано из исторических фактов, их множество. Факт - войны Александра Македонского, факт - единичное событие из личной жизни одного человека. Конкретно-исторические факты мы получаем из исторических источников. Всё прошлое человечества состоит из фактов, но для получения исторической картины требуется выстроить факты в логическую цепочку и объяснить их.



Индекс материала
Курс: История древнего мира
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Предмет, объект исторической науки
Этапы развития исторической науки
Функции исторического познания
Место истории в системе наук
Историческое время и пространство
Концепции исторического развития
Принципы изучения исторических фактов
Возможные основания для периодизации исторического процесса
Понятие «первобытное общество»
Варианты периодизации истории
Проблемы антропогенеза и социогенеза. Теории происхождения человека
Родовая община
Присваивающее и производящее хозяйство
Переход от первобытности к цивилизации
Переход к социально-стратифицированному обществу. Типы цивилизаций в древности
Эпоха ранней Древности (конец IV - конец II тыс. до н. э.)
Древний Египет
Шумеро-Аккадский период
Ассирия и Вавилон во II тыс. до н. э.
Первые цивилизации на территории Индии и Китая
Возникновение мировых держав
Персидская держава Ахеменидов
Парфия
Индия
Китай (рубеж I-II тыс. до н. э.)
Поздняя Древность (первая половина I тыс. н. э.)

© 2024 staren.ru
Портал о ремонте