Тучков мост ударение. Где находится тучков мост спб

Первый мост, соединяющий Васильевский остров и Петроградскую сторону через Малую Неву, был построен в 1758 году и назван Никольским. Это была наплавная плашкоутная переправа, которая в мелководной части крепилась на сваи. Её оконечность со стороны Петроградского острова проходила через остров Тучков Буян и отделявший его проток, также крепилась на сваях. Никольский мост был самым длинным петербургским мостом XVIII века, его длина составляла 890 метров.

Строительство этого моста велось Компанией, в которую входили четыре купца. За эту работу они получили "в вечное и потомственное содержание" несколько мостов в Санкт-Петербурге. Возглавлял Компанию лесопромышленник Авраам Тучков, владевший находившимися по соседству складами древесины. По его имени позже была названа переправа. Также существует версия, что мост носит имя строившего его инженера - А. В. Тучкова.

В 1833-1835 году Тучков мост был перестроен в деревянную многопролётную переправу на свайных основаниях с двукрылым разводным пролётом. В 1850 году у моста на правом берегу стали делать насыпь для устройства парка, но из-за начавшейся войны эти работы не были завершены.

К концу XIX века Тучков мост стал требовать капитального ремонта. Газета "Петербургский листок" от 26 сентября 1899 года писала:

«Состояние мостов через реки и каналы все еще тревожит управу, и она продолжает входить с различными представлениями о переустройстве и капитальном ремонте то того, то другого из заподозренных в неблагополучии мостов. Очередь дошла и до Тучкова моста... не только он сам требует больших переделок, но необходимо расширить и укрепить ту дамбу, в которую он упирается. Всего же на перестройку моста управа просит Думу ассигновать 112 500 рублей и на уширение дамбы - 25 500 рублей» [Цит. по: 1, с. 49].

«Полицейским обходом была обнаружена под Тучковым мостом приютившаяся там компания из шести человек детей в возрасте от 8 до 12 лет. Дети расположились под мостом на ночлег, натаскивая себе для постели старых рогож и сухих листьев. При опросе несчастных оказалось, что за исключением только одного, дети местожительства своих родителей не знают и занимаются нищенством. Один мальчик передан полициею своим родителям, которые вместе с тем привлекаются к ответственности. Остальные дети переданы в Комитет по призрению нищих...» [Там же].

В советское время Тучков мост собирались переименовать. Но в правительственные круги пустили мнение, что переправа на самом деле названа в честь одного из героев войны 1812 года. Благодаря этому мост не был переименован.

В 1948 году деревянные пролётные строения были заменены металлическими конструкциями. К 1960 году Тучков мост имел 20 пролётов, из которых один был разводным и два - судоходными. Его длина составляла 257 метров, ширина - 19 метров.

Новый Тучков мост был построен в 1962-1965 годах по проекту инженеров В. В, Демченко, Б. Б. Левина и архитекторов П. А. Арешева, Л. А. Носкова. Его длина теперь составляет 226,2 метров, а ширина - 36 метров. В период его строительства существовала временная деревянная переправа. При строительстве моста Тучкова дамба была расширена за счёт засыпки части русла реки Ждановки. Набережная Макарова была расширена на 42 метра, за счёт чего удалось создать небольшую предмостную площадь.

Общая длина 226,2 м Ширина моста 36 м Эксплуатация Открытие (наплавной) Закрытие на реконструкцию - , - , - Медиафайлы на Викискладе

В честь моста назван танкер «Тучков мост», построенный на заводе «Адмиралтейские верфи » и спущенный на воду 5 декабря 2003 года. Он входит в серию танкеров, названных в честь известных петербургских мостов .

История

В 1877 г. мост был усилен для прокладки линии конки . В , гг. мост капитально ремонтировался. В 1904 году на мосту был уложен второй рельсовый путь конки . В 1908 году мост был усилен и расширен для прокладки линии трамвая. Длина моста по настилу составляла 258 м, ширина между перилами 16,2 м, ширина тротуаров по 1,4 м .

В 1948 году деревянные пролёты были заменены металлическими, деревянные рамы в разводном пролёте заменены на металлические, а ручные лебедки на электрические. Вновь были сооружены опоры разводного пролёта на деревянном свайном основании с жестким металлическим ростверком и металлической рамной обстройкой. Работы велись под руководством инженера О. С. Чарноцкого . К 1960 году мост имел 20 пролётов, из которых один был разводным и два - судоходными; его длина составляла 257 м, ширина - 19 м. Левобережный устой был каменным на свайном основании, опоры разводного пролёта - металлическими, а остальные опоры - деревянными, брусчатого типа, на свайном основании .

В связи с окончанием строительства Волго-Балтийского канала , который заменил устаревшую Мариинскую систему в 1964 году в Неву и её рукава стали входить крупногабаритные и крупнотоннажные суда. Габариты и грузоподъемность моста не могли удовлетворять требований наземного и водного транспорта. Поэтому встал вопрос о реконструкции моста.

Внешние изображения
Тучков мост, 1930-е гг.
Реконструкция Тучкова моста, 1965г.

Продольная ось нового моста была смещена вниз по течению на 3 м от оси ранее существовавшей переправы. Значительное увеличение ширины моста (до 28 м) и расширение тротуаров до 4 м потребовали большого расширения Тучковой дамбы в сторону реки Ждановки. При этом русло ее было сужено с 54,5 м до 48,8 м. Вынос стен набережной Макарова в Неву на 42 м по отношению к передней грани устоя нового моста позволил создать относительно небольшую предмостную площадь .

Строительство моста осуществляли СУ-1 и СУ-2 треста «Ленмостострой» под руководством главных инженеров О.С. Чарноцкого и Л.Ф. Полякова и прорабов Д.И. Крутова, Ю.И. Сергеева. Технический надзор вели инженеры Дирекции «Ленмосттрест» Д. В. Снятковский и Г. Ф. Шишлов . 30 октября 1965 года были проведены испытания моста с использованием танков. 6 ноября мост был открыт для движения .

Тучков мост и построенный одновременно с ним мост Александра Невского стали первыми отечественными разводными мостами с гидроприводом . На момент открытия это был самый широкий среди больших городских мостов: расстояние между перилами составляет 36 м .

Принадлежит к числу наиболее красивых мостов Петербурга . Композиция Тучкова моста с его усиленными речными быками в виде приземистых башен напоминает разводные башенные мосты XVIII века через Фонтанку. В облике моста гармонично сочетаются мощь и своеобразное изящество . Одно из наиболее интересных произведений советского зодчества послевоенных лет .

В ноябре 2015 года СПБ ГКУ «Дирекция транспортного строительства» заключило с компанией ЗАО «Пилон» контракт на выполнение работ по реконструкции Тучкова моста на сумму 2,394 млрд. рублей . В связи с подготовкой к предстоящему Чемпионату мира по футболу 2018 года сроки окончания ремонта были перенесены на конец 2017 года . При этом введение ограничения движения по мосту было возможно только после завершения капитального ремонта вестибюля станции метро «Василеостровская» (июнь 2016 года) .

7 июня 2016 года начались работы по реконструкции моста . На первом этапе реконструкции закрывалось движение транспорта по 2/3 проезжей части с низовой стороны (со стороны Финского залива) с организацией одностороннего движения по двум полосам в направлении с Васильевского острова на Петроградскую строну. Трамвайное и троллейбусное движение закрывалось. На втором этапе после ремонта стационарных пролетных строений движение автотранспорта осуществлялось по реконструированной части моста, закрывалось движение на оставшейся проезжей части с верховой стороны (со стороны Биржевого моста) .

Работы по демонтажу и монтажу стационарных пролетных строений осуществлялись при помощи двух автомобильных кранов Liebherr LTM-1100 грузоподъемностью 100 т. Вначале производился демонтаж подвесной балки, затем - русловой и береговой консольных балок, расположенных в створе с ранее демонтированной подвесной балкой. Сооружение стационарного пролетного строения осуществлялось по следующей технологии: монтаж металлоконструкций укрупненных блоков главных балок с опиранием на временные опоры, устройство железобетонной плиты проезжей части с натяжением арматурных канатов. Работы на разводном пролетном строении велись по всей ширине моста, а его полное закрытие осуществлялось только в ночное время суток, с 0 до 6 часов. Днем движение автотранспорта в районе разводного пролета осуществлялось по специальным аппарелям .

В ходе работ выполнен ремонт устоев и опор разводного пролета, стационарные железобетонные пролёты заменены металлическими, заменено оборудование разводного пролёта, на разводном пролёте заменены трамвайные короба и опоры освещения, отреставрировано перильное ограждение, обновлены системы сигнализации, подсветки и управления разводным пролётом, смонтирована новая система видеообзора, построены новые павильоны с современным пультом управления и охраной .

Конструкция

Общий вид моста до реконструкции

Мост трехпролетный. Схема разбивки на пролёты: 74,10+53,40+74,10 м . Общая длина моста составляет 226,2 м (216 м между гранитными устоями) , а ширина между перилами - 36 м (из них ширина проезжей части 28 м и два тротуара по 2,75 м) .

Стационарное пролетное строение по статической схеме представляет собой балку с расчетным пролетом 75,0 м, жестко защемленную в русловой опоре и шарнирно-подвижно опирающуюся на береговой устой. В поперечном сечении пролетное строение выполнено из 10 сплошностенчатых полигональных двутавровых балок, расположенных с шагом 4,1 м. Высота балок - 2,9 м у русловой опоры, 2,4 м у береговой опоры и 1,03 м в наименьшем сечении в пролете. Контур нижнего пояса балок повторяет контур железобетонных балок моста 1965 года постройки. Главные балки объединены железобетонной плитой проезжей части поверху и системой поперечных балок. Металлоконструкции пролетных строений собираются из цельноперевозимых блоков длиной 12 м и заключительного длиной 2,1 м. Монтажные стыки главных балок комбинированные: стыки стенок осуществляются на высокопрочных болтах, стыки поясов - на сварке. Высокопрочная арматура преднапряжения располагается в железобетонной плите проезжей части на участке в пределах 36 м от русловой опоры. Высокопрочное армирование выполняется пучками из семипроволочных канатов в индивидуальной оболочке из стали класса 1860. Натяжение арматуры производится на закладные сварные конструкции задней стенки русловой опоры. Проезжая часть выполнена в виде монолитной железобетонной плиты. Объединение с главными балками выполняется через систему гребенчатых упоров .

Разводной пролёт двукрылый, раскрывающейся системы с неподвижной осью вращения с жёстко прикреплёнными противовесами, с гидроприводом . Угол раскрытия крыла 69º. Пролётное строение металлическое цельносварное. Статическая схема в наведенном положении - балочная с шарниром в середине, величина пролета в свету L=57 м. Расстояние между осями вращения крыльев 53,4 м. В наведенном состоянии каждое из крыльев работает как консоль длиной 26,7 м . В поперечном сечении пролетное строение представляет собой 6 главных балок двутаврового сечения с криволинейным очертанием нижнего пояса, объединенные между собой системой поперечных балок и продольными связями в уровне нижнего пояса. Расстояния между главными балками составляют 7,30 + 4,55 + 7,30 + 4,55 + 7,30 м. Ортотропная плита проезжей части выполнена из листа настила толщиной 10 мм, подкрепленного продольными ребрами . Особенность крыльев Тучкова моста в том, что в разведенном и наведенном положении они не фиксируются никакими дополнительными устройствами, кроме запертых золотников .

Устои моста массивные, железобетонные на свайном основании, облицованы гранитом. Русловые опоры массивные, железобетонные на высоких свайных ростверках, отметка подошвы которых примерно соответствует уровню дна реки. При сооружении опор использованы сваи-оболочки диаметром 56 см, заполненные бетоном. Сваи заглублены в кембрийскую полутвердую глину на 1-1,5 м, что соответствует отметке 22-24 м от ординара . Лицевые поверхности опор облицованы розовым гранитом.

Мост предназначен для движения автотранспорта, трамваев и пешеходов. Проезжая часть моста включает в себя 6 полос для движения автотранспорта и 2 трамвайных пути. Покрытие на проезжей части моста на постоянных пролётах - асфальтобетонное по железобетонной плите, а на разводном пролёте - литой асфальт по ортотропной плите. Покрытие тротуаров - литой асфальт. Тротуары расположены в повышенном относительно проезжей части уровне и отделены от нее металлическим парапетным ограждением высотой 0,75 м. Перила моста представляют собой металлическую сварную решётку простого рисунка из стержней квадратного сечения, поставленных под углом и переплетённых таким образом, что создают на всём протяжении моста необычную объёмную картину . На открылках моста со всех 4-х сторон установлены гранитные парапеты. На русловых опорах с верховой стороны над входами в опоры устроены два павильона: пульта управления и помещение для охраны. На правом берегу с верховой стороны моста расположен павильон с пультом управления. На набережной правого берега с верховой стороны у павильона и с низовой стороны реки Ждановки на подходе к мосту расположены лестничные спуски к воде, облицованные гранитом.

Примечания

  1. 11.0125.П -01-ИИ6. Том 6. Технический отчет по результатам обследования существующих конструкций мостового сооружения // Проектная документация. Реконструкция Тучкова моста / КГИП А. В. Колпаков. - СПб. : ГУП «ЛЕНГИРОИНЖПРОЕКТ», 2014. - 155 с.
  2. Судьба проекта «Набережная Европы» в центре Петербурга (недоступная ссылка) // РИА Новости (сюжет)
  3. , с. 15.
  4. , с. 23.
  5. Танкер «Тучков мост» спущен на воду ФГУП «Адмиралтейские верфи» (неопр.) . Фонтанка.Ру (5 декабря 2003).
  6. , с. 242.
  7. , с. 15, 318.
  8. , с. 318.
  9. Тучков мост //СПб ГБУ «Мостотрест»
  10. Техническое описание с приложением расчетов сооружений // Отчёт по сооружению Санкт-Петербургского городского электрического трамвая. 1905-1908 . - СПб. , 1909. - Т. 2. - С. 261-264.
  11. Городской месяцеслов. 1000 дат из прошлого Санкт-Петербурга, Петрограда, Ленинграда / сост. Д. Ю. Шерих. - СПб. : Петербург - XXI век, 1993. - 224 с. - ISBN 5-85490-036-X .
  12. Отчет С.-Петербургской городской управы за 1877 год . - СПб. , 1879. - С. 217.
  13. С.-Петербургское городское общественное управление в 1887 году. Отчет городской управы . - СПб. , 1888. - С. 255-256.
  14. Обзор деятельности городского общественного управления. Отчеты городской Управы и входящих в состав её лиц и установлений // С.-Петербургское городское общественное управление в 1900 году . - СПб. , 1901. - С. 88.
  15. Часть 7. Исполнительная комиссия по заведыванию городскими конно-железными дорогами I группы // Отчёт С.-Петербургского городского общественного управления за 1904 год . - СПб. , 1905. - С. 133.
  16. Через Малую Неву // Вечерний Ленинград. - Л. , 1948.
  17. , с. 243.

Тучков мост

Тучков мост соединяет 1-ю линию Васильевского острова с Большим проспектом Петроградской стороны. Длина моста 226,2 м, ширина - 36 м.
Впервые здесь, на трассе, соединяющей Васильевский остров и Петербургскую сторону, мост через Малую Неву был сооружен в 1758 г. и назван Никольским.
Он был деревянным и состоял из плашкоутной части в глубокой части русла и свайной на мелководье через проток, отделявший от Петербургской стороны остров Тучков Буян, и через сам остров. Это был самый длинный (890 м) из всех петербургских мостов XVIII века. Располагался он возле островов Пеньков Буян и Ватного (ближе к устью). Здесь находились склады древесины купца Авраама Тучкова.

Строительство моста велось на средства Компании, в которую входили четыре купца, получивших за это от правительства привилегию «в вечное и потомственное содержание» нескольких мостов в Петербурге. Возглавлял Компанию богатый лесопромышленник Тучков, в честь которого мост и получил название. С названием моста связаны также Тучков переулок, проходящий от Двинского переулка до набережной Макарова, а также бывшая Тучкова набережная, которая с декабря 1952 г. называется набережной Макарова. Мост при советской власти тоже хотели переименовать, но кто-то из историков ввел в заблуждение партийных чиновников, сказав, что мост назван в честь одного из героев Отечественной войны 1812 г., и название моста оставили в покое. Существует еще версия, что мост был назван в честь инженера А. В. Тучкова, строившего мост.

"Мы пойдем чрез Тучков мост с Васильевского острова. Вот он, старая, ветхая посудина, этот дирявый мост тридцатых годов, с его заплатами в настилке, с его ужасающими дырьями, сквозь которые проглядывают гнилые плаушкоты (плашкоуты) и темная струя бегущей воды. Днем тут, в последнее время, строго приказывалось ездитъ, придерживаясь римского правила: «Торопись, мол, медленно»; ночъю ездитъ рисковали немногие, да и ходитъ тоже: пять, шесть фонарей, более или менее освещенных... луною, - за отсутствием масла, которым морально и вещественно пачкалась полиция, - были плохими светочами для публики, а два серых алебардиста, дремавших по обоим концам моста, пре-равнодушно слушали иногда вопли неосторожной жертвы, попавшейся на средине переправы в руки мошенника. Действительно, грабежи здесь, особенно в темные осенние ночи, не были редкостию, и под мостом, в этих утлых плаушкотах, хоть не тепло и не сыто, но, по крайней мере, бестревожно живалось бродягам и беспачпортным; к тому же направо и налево от моста раскидываласъ такая непробудная глушь, какую разве теперь только встретишь за пределами гаванского Голодая." (Савинов В.И. Несколько холерных дней на Петербуржской стороне 1831 года.)

Мост многократно перестраивался. Так в 1833-1835 гг. он был заменен деревянным многопролетным мостом подкосной системы на свайных опорах, с двукрылым разводным пролетом. В 1850 г. у моста на правом берегу начались работы по устройству насыпи с целью устройства здесь парка, но началась война, и проект остался неосуществленным.

К концу века мосту потребовался капитальный ремонт. Газета «Петербургский листок» от 26 сентября 1899 г. писала: «Состояние мостов через реки и каналы все еще тревожит управу, и она продолжает входить с различными представлениями о переустройстве и капитальном ремонте то того, то другого из заподозренных в неблагополучии мостов. Очередь дошла и до Тучкова моста... не только он сам требует больших переделок, но необходимо расширить и укрепить ту дамбу, в которую он упирается. Всего же на перестройку моста управа просит Думу ассигновать 500 рублей и на уширение дамбы - 25 500 рублей».

Мост использовали не только для переправы. Вот что писала газета «Новое время» от 26 октября 1908 г.:
"Полицейским обходом была обнаружена под Тучковым мостом приютившаяся там компания из шести человек детей в возрасте от 8 до 12 лет. Дети расположились под мостом на ночлег, натаскивая себе для постели старых рогож и сухих листьев. При опросе несчастных оказалось, что за исключением только одного, дети местожительства своих родителей не знают и занимаются нищенством. Один мальчик передан полициею своим родителям, которые вместе с тем привлекаются к ответственности. Остальные дети переданы в Комитет по призрению "

Тучков мост

(Тючьков, бывший Никольский), через Малую Неву. Соединяет 1 ю линию Васильевского острова с Большим проспектом Петроградской стороны. Название, по одним источникам, от находившихся неподалёку лесных складов купца А. Тучкова, финансировавшего строительство моста, по другим - от имени инженера А. В. Тучкова, строившего мост в XVIII в. Здесь, в створе Малого проспекта Васильевского острова, с конца 1750 х гг.наводился плашкоутный мост, имевший с Петроградской стороны свайную эстакаду через мелководный проток. В 1833-35 он был заменён деревянным многопролётным мостом подкосной системы на свайных опорах, с 2 крылым разводным центральным пролётом. На дамбе Т. м. в 1839 (видимо, впервые в России) уложен искусственный асфальт. В 1948 деревянные пролётные строения заменены металлическими. В 1962-65 Т. м. перестроен в 3 пролётный (инженеры В. В. Демченко, Б. Б. Левин, архитекторы П. А. Арешев, Л. А. Носков). Центральное пролётное строение металлическое, 2 крылое, раскрывающееся; боковые - из преднапряжённого железобетона, консольно-подвесной системы с криволинейным очертанием нижних поясов. Опоры из железобетона, облицованы гранитом. Длина моста 226,2 м, ширина 36 м.

Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград: Энциклопедический справочник. - М.: Большая Российская Энциклопедия .Ред. коллегия: Белова Л. Н., Булдаков Г. Н., Дегтярев А. Я. и др. 1992 .

ТУЧКОВ мост

Тучков мост соединяет Васильевский остров и Петроградскую сторону. В 1758 году компания купцов из четырех человек обратилась в Сенат с челобитной об отдаче им «в вечное и потомственное содержание» нескольких мостов в Петербурге, обязуясь при этом построить новый мост через Малую Неву. Среди них был купец Авраам Тучков, владелец складов леса на набережной Малой Невы. Мост был построен и назван Тучковым по фамилии подрядчика Авраама Тучкова. В 1962-1965 годах деревянный Тучков мост был заменен новым- железобетонным. С этим же именем связаны Тучков переулок, проходящий от Двинского переулка до набережной Макарова, а также бывшая Тучкова набережная, которая с 1952 года именуется набережной Макарова. Она идет от Биржевой площади до набережной реки Смоленки.

Почему так названы? О происхождении названий улиц, площадей, островов, рек и мостов в Ленинграде. - Л.: Лениздат .Горбачевич К. С., Хабло Е. П. 1967 .

Тучков мост - мост в Санкт-Петербурге, соединяющий Петроградский и Васильевский острова. Является разводной переправой через реку Малая Нева.

Первый наплавной мост на этом месте был построен в 1758 г. С 1835 г. - деревянный мост на свайных опорах. В 1839 г. у моста был положен первый в России асфальт. В 1870 г. мост сгорел из-за брошенной на него непотушенной папиросы. В 1920 г. - здесь построен новый деревянный мост. С 1948 г. - металлический мост. Современный вид мост обрел в 1965 г.

Существует две версии названия моста. Одна: мост назван в честь строителя первого деревянного моста инженера А. В. Тучкова. Другая: мост носит имя купца Авраама Тучкова, чьи складские помещения размещались на набережной рядом с мостом, и который по некоторым историческим данным был одним из подрядчиков строительства моста.

Рядом с мостом расположены достопримечательности: Князь-Владимирский Собор, Петровский парк, стадион Петровский, СК Юбилейный, Клуб-музей "Котельная Камчатка".

© 2024 staren.ru
Портал о ремонте