Кому обслуживать брошенные коммунальные сети

Наталья Мокрецова

Проблема ничейных коммуникаций (подземных сетей трубопроводов водоснабжения и канализации, воздушных сетей, сетей электроснабжения - световых опор, кабельных линий) является болезненной и не решенной для нашего города. Касается она старых сетей, построенных еще во времена диктатуры пролетариата. Имеет она отношение и к сетям свежепроложенным, но не переданным ни на чей баланс торопыгами-застройщиками, при попустительстве соответствующих административных органов.

Проблема не на виду

Постоянно и повсюду в нашем городе мы можем наблюдать изрытые улицы, огороженные участки проезжей части и тротуара, которые затрудняют движение машин и пешеходов. Частенько проблема усугубляется еще и присутствием специализированной техники, Мы злимся, ругаем аварийные службы, которые проводят свои работы, нимало не заботясь об интересах окружающих.

Однако многие немало удивились бы, когда узнали, что они не только терпят неудобства от производства подобных работ, но и полностью их финансируют. Причем, я не виду речь о косвенном финансировании, когда деньги из наших карманов в виде налогов поступают в бюджет, а оттуда идут на улучшение и поддержание всего, что там по регламенту требуется. Нет-нет, именно полностью, прямым, что называется, целевым финансированием занимаются в наши дни многие горожане, сами не подозревая об объемах своего меценатства.

Законодательно закреплен факт, что все муниципальное имущество (дороги, сети, и иное) ремонтируется за счет казенных средств. Но выявить: принадлежит тот или иной участок сетей муниципалитету, а главное - обязать выделить средства на приведение его в состояние, необходимое для его нормальной работы, очень непросто.
Муниципальный орган, ссылаясь на различные трудности, закон о контрактной системе и прочие бюрократические препоны, никогда не торопится тратить казенные денежки.

Тем более, если необходимость затрат доказать непросто. Получается - прорвало трубу водоснабжения, приехала аварийка и заявляет: «чья труба - неизвестно, ищите хозяина или платите за ремонт сами, а мы пока вам воду перекроем, ибо нечего народное добро в землю сливать».
И думают председатели ТСЖ и директора Управляющих компаний, а жильцы ругаются, сетуют на отсутствие воды в кране. В лучшем случае собирается экстренное собрание с повесткой дня - дать или не дать денег на ремонт, в худшем - просто выделяются деньги и включаются затем в квитанцию. Вот такое целевое финансирование ремонта ничейного имущества.

Согласно Гражданского кодекса, а также норм закона, регламентирующего деятельность органов местного самоуправления. В подобных случаях имущество, не имеющее хозяина, должно быть взято на баланс муниципалитета. Не спешат местные власти вешать себе на шею такой проблемный хомут. Никакого нет от него дохода, расходы одни.

Все добро - в надежные руки

Об этой проблеме корреспондент портала «Пенза-Онлайн» побеседовал с председателем правления «Ассоциации ТСЖ и потребительских кооперативов Пензенской области», членом общественной Палаты Пензенской области :

- Еще 7 октября 2016 г. по моему запросу в Законодательном собрании Пензенской области состоялось обсуждение проблемы содержания сетей, которые по факту являются бесхозяйными, поскольку расположены за пределами внешней стороны стены многоквартирного дома, и никто не признает право собственности на них. - рассказывает член Общественной палаты. - На обсуждении присутствовали заинтересованные стороны, представляющие органы местного самоуправления г. Пензы, ресурсоснабжающие организации, уполномоченные государственные органы.

Сети энергоснабжения и водоотведения, к которым подключены многоквартирные дома, а также частные дома принудительно и незаконно фактически содержатся за счет собственников помещений в многоквартирных домах, а также собственников частных жилых домов.

В ходе обсуждения проблемы заместитель начальника Управления ЖКХ г. Пензы М.Н.Глушков заверил присутствующих, что проблема эта решается по факту обращения в Управление заинтересованных лиц (прежде всего - лиц, управляющих многоквартирными домами).

- В Ассоциацию ТСЖ обращаются ее члены по вопросу срочной помощи в решении проблем содержания сетей, которые по законодательству не являются общим имуществом собственников помещений. - продолжил Владимир Лощинин. - Они правомерно считают, что такие сети не должны содержаться за счет собственников помещений, но их принуждают к такому содержанию, прежде всего, ресурсоснабжающие организации путем установления в договорах неких «границ балансовой принадлежности».

Такие границы устанавливаются, как правило, с нарушением законодательства. Согласно правовых норм, границей балансовой принадлежности многоквартирного дома считается граница фундамента указанного дома и его приборов учета. Ресурсники прикладывают к своим договорам такие схемы разграничения, которые относят к ответственности того же ТСЖ сети, проходящие по половине микрорайона. И затем списывают с абонента все потери по указанным участкам сетей, а также снимают с себя всю ответственность за их ремонт.

Спасение утопающих - дело рук самих утопающих

Подобным же образом действуют муниципальные власти и относительно ремонта междворовых проездов, но с этим уже все давно смирились. Хочешь сохранить свою машину - сдавай деньги и заделывай ямки сам, а не жди, пока через полгода до твоего участка руки дойдут у властей. И это правильно.

Иное дело - ремонт подземных сетей. Тут нужно получать разрешение на производство земляных работ. А раз собственник земли - муниципалитет, так это вообще - целая процедура. В холодное время года их вообще не выдают, так что даже за свой счет сложно провести улучшение общего имущества. Ведь муниципалитет - это город, в котором мы живем. Мы -горожане, значит и все городское - наше, общее. А по сути - ничье.

Только ресурсоснабжающие организации в городе Пензе в основном монополисты и диктуют свои условия лишь в своих интересах. Необходимо вмешательство органов a href=" < для урегулирования данного вопроса. Но будет ли результат?

Тэги: Проблемы ЖКХ: что делать с бесхозным имуществом , бесхозяйные сети , муниципалитет , ресурсоснабжающие организации , ремонт , ТСЖ , Ассоциация ТСЖ , жильцы , ремонт сетей , меценатство , город Пенза , Законодательное собрание Пензенской области , Управление ЖКХ , ЖКХ , финансирование , меценатство , муниципальное имущество , Гражданский кодекс , закон , Пенза Онлайн , Пензенская область , Владимир Лощинин , Лощинин , многоквартирный дом , энергоснабжение , водоотведение , Глушков , законодательство , власть , Пенза

Бесхозяйные сети инженерно-технического обеспечения (инженерные сети, системы или коммуникации ), необходимые для тепло-, газо-, электро-, водоснабжения, водоотведения и вентиляции, представляют определенную проблему для управляющих организаций, поскольку не всегда бывает понятно, кто и на какие средства обязан осуществлять их содержание.

Сегодня мы поговорим о распределении обязанностей и ответственности по обслуживанию таких сетей.

Тепловая инженерная сеть

Инженерные сети газоснабжения

Так как в настоящее время действующим законодательством не установлены нормы содержания бесхозяйных инженерных сетей газоснабжения , то, учитывая обязанность РСО подавать газ надлежащего качества, возможно применение позиции, согласно которой содержание таких инженерных сетей осуществляют лица, эксплуатирующие бесхозяйные объекты в целях предпринимательской деятельности.

Судебная практика

О том, что проблема бесхозяйных инженерных сетей всегда актуальна, свидетельствует обильная судебная практика.

Прокурорская проверка, связанная с вопросом о бесхозяйности инженерных сетей, выявила в деятельности органа местного самоуправления нарушения требований законодательства в сфере ЖКХ: ею не предпринимались меры по постановке тепловой сети на учёт в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества. Поэтому суд принял решение о возложении на орган местного самоуправления обязанности определить РСО и обратиться в регистрирующий орган с заявлением о постановке на учёт бесхозяйной инженерной сети (Апелляционное определение Астраханского областного суда от 02.09.2015 по делу N 33-3064/2015).

В суд поступил иск от ТСЖ о признании незаконным бездействия администрации города, которая отказалась от признания права муниципальной собственности на бесхозяйную тепловую инженерную сеть.ТСЖ утверждало, что, так как данная инженерная сеть расположена за границей внутридомовых сетей и вне земельного участка, занимаемого МКД, то она не может считаться общедомовым имуществом. Суд требование не удовлетворил, поскольку сети трубопроводов находятся во владении и пользовании ТСЖ и к бесхозяйному имуществу не относятся (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 26.04.2016 N Ф01-1295/2016 по делу N А43-7539/2015).

РСО через суд требовала, чтобы орган местного самоуправления принял на учёт бесхозяйную тепловую инженерную сеть. РСО полагала, что транзитные участки инженерных сетей, которые проходят в подвалах жилых домов, являются бесхозяйным имуществом, поэтому орган местного самоуправления обязан принять их на учёт. Суд требование РСО удовлетворил, поскольку спорные участки трубопроводов ей вместе с инженерными сетями не передавались, в государственном реестре сведения о правах на спорные участки трубопроводов отсутствуют. Именно поэтому суд посчитал спорные участки трубопроводов бесхозяйными (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 25.01.2016 N Ф09-10599/15 по делу N А50-5612/2015).

Если у вас остались вопросы, вы всегда можете обратиться к нам за консультацией. Также мы помогаем управляющим компаниям соответствовать 731 ПП РФ о Стандарте раскрытия информации (заполнение портала Реформа ЖКХ , сайта УК, информационных стендов) и ФЗ №209 (). Мы всегда рады вам помочь!

Если у вас остались вопросы, вы всегда можете обратиться к нам за консультацией. Мы помогаем УО и ТСЖ соответствовать ПП РФ №731 о Стандарте раскрытия информации () и ФЗ №209 о ГИС ЖКХ (). в 6.7 раз. А также помогаем . Будем рады помочь и вам!

В соответствии с п. 1 ст. 225 Гражданского кодекса бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. В России масса неучтенных и просто бесхозных электросетей. Работают они на пределе возможностей, а ремонтировать и обслуживать эти подстанции некому. Бесхозные сети являются источником аварий, одной из причин снижения качества электроснабжения и серьезных потерь электроэнергии. По оценкам специалистов, чтобы решить проблему, потребуются комплексные действия как на федеральном, так и на региональном уровнях.

На вопросы по консолидации электросетевых активов в зоне присутствия ОАО «МРСК Урала» нам ответил начальник департамента по связям с общественностью МРСК Урала Дмитрий Тюхтин .

– «Лоскутность» сети – проблема всего распредсетевого комплекса страны, какие меры принимаются по созданию единого сетевого пространства в МРСК Урала?

– В компании разработана долгосрочная целевая программа по созданию единого сетевого пространства. Она рассчитана до 2015 года. Следует четко понимать, что консолидация сетевого комплекса – это не просто желание МРСК Урала увеличить свою долю присутствия на коммунальном рынке. Это задача, которая в настоящий момент остро стоит перед всеми распределительными сетевыми компаниями, которые решают стратегически важный вопрос по повышению надежности работы сетевого комплекса страны.

А существующая «лоскутность» в сетях низкого класса напряжения является основным негативным фактором, влияющим на нее.

Всего на территории российских регионов действует более 2 тысяч территориальных сетевых организаций (ТСО). Такого количества мелких ТСО нет нигде в практике развитых стран. Логично предположить, что консолидация электросетевых активов на уровне финансово устойчивых и социально ответственных собственников позволяет повысить надежность и управляемость распределительных сетей, минимизировать эксплуатационные затраты, более четко формировать планы развития электросетевой инфраструктуры.

В настоящий момент в зоне ответственности МРСК Урала насчитывается 297 территориальных сетевых организаций (ТСО), имеющих в собственности распределительные сети низкого класса напряжения, из которых только 30 являются крупными.

– Как влияет существующее разнообразие собственников, а также наличие бесхозных энергообъектов на надежное и качественное электроснабжение потребителей?

– Каждый объект электросетевого хозяйства должен обрести эффективного собственника. Это логично. Никому не выгодно дробление сети. Потребителю, в первую очередь, удобно, когда все претензии он может предъявить одной организации, а не искать, кому принадлежит тот небольшой «лоскут» сети, из‑за которого периодически гаснет свет. Власти тоже необходим единый центр ответственности – компания, с которой можно спросить за надежное и качественное энерго­снабжение территории. Компания, которая может максимально быстро перебросить мобильные бригады, вездеходы, «световые башни», дизель-генераторы и мобильные подстанции в обесточенный стихией район. Компания, которая обладает необходимым техническим, финансовым ресурсом и, не дожидаясь выделения денег, начнет масштабные работы по восстановлению электроснабжения.

– Что можно сказать о добросовестности ТСО?

– Здесь нужно оценивать уровень организации эксплуатации сетевого комплекса, находящегося в их собственности, сколько средств инвестируется в надежность, есть ли квалифицированный персонал. Кстати, персонал это отдельная тема разговора. Есть яркие примеры, когда МРСК Урала берет в аренду сети, которые ранее эксплуатировались ТСО, вместе с персоналом, чтобы люди не лишались своих рабочих мест. Прежде чем начинать работу, специалисты компании проводят проверку знаний ключевых правил охраны труда и эксплуатации сетей у данных людей. Их уровень оставляет желать лучшего.

Монополизация сетевого комплекса в руках надежных собственников – необходимый процесс. Но именно в руках надежных, социально ответственных собственников.

МРСК Урала в течение 2011 года значительно увеличила долю присутствия на коммунальном электроэнергетическом рынке. За 2011 год заключено пять новых договоров аренды электросетевого имущества с муниципальными образованиями и различными ведомствами. Всего же на территории ОАО «МРСК Урала» заключено тридцать договоров аренды с объемом обслуживания более 34 тысяч условных единиц. Приобретено в собственность в течение 2011 года по двадцати двум договорам около 3,3 тысячи условных единиц электросетевого хозяйства. Опять же, если оперировать физическими величинами – это более 850 километров линий электропередачи и трансформаторных подстанций с установленной мощностью более 124 тысячи кВА.

Также наряду с сетевым комплексом, принадлежащим МРСК Урала, и сетями иных собственников в Свердловской, Челябинской областях и Пермском крае насчитывается от 2 до 5 тысяч условных единиц бесхозного электросетевого хозяйства. В физическом выражении это около 1000 километров электрических сетей.

– Возможно ли эти «бесхозные километры» принять на баланс компании?

– В условиях действующего законодательства возможности ОАО «МРСК Урала» по приемке бесхозных объектов ограничены. Бесхозные сети сложно принять на баланс компании, так как приобретение прав на бесхозное имущество без участия муниципальных органов власти невозможно. Для решения этой задачи бесхозные объекты сначала должен принять на баланс муниципалитет, а затем уже продать или передать их в аренду.

В отношении данного имущества действует строгий порядок приобретения, установленный Гражданским кодексом РФ: бесхозное недвижимое имущество принимается на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого оно находится. Данным органом, осуществляющим принятие на учет бесхозных недвижимых объектов, является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии. По истечении года со дня подачи заявления муниципалитет вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на это имущество, если его хозяин не объявится. После того как данное право будет зарегистрировано, орган местного самоуправления сможет реализовать имущество путем проведения аукциона либо конкурса на право заключения договора аренды.

В 2011 году на консолидацию электросетевых активов было направлено 230 миллионов рублей. Основная проблема приобретения электросетевого имущества заключается в том, что в настоящее время у муниципальных образований не оформлены надлежащим образом права собственности, а в бюджетах средства на проведение государственной регистрации прав не учтены. По мере готовности муниципалитетов к продаже либо передаче в аренду объектов электросетевого хозяйства необходимые средства ОАО «МРСК Урала» будут направляться на их приобретение.

Реализация стратегии по созданию единого электросетевого пространства в зоне ответственности МРСК Урала осуществляется в основном путем заключения договоров аренды, приобретения в собственность электросетевых комплексов, а также принятием в эксплуатацию бесхозных электросетевых объектов, расположенных на территории муниципальных образований.

Озадачивать себя таким вопросом должны те потребители, электроснабжение которых осуществляется с использованием объектов электросетевого хозяйства, находящихся в муниципальной собственности. Впрочем, это можно отнести и к другим электросетевым объектам, находящимся в государственной (федеральной, региональной) собственности. И ставить его (вопрос) обязательно следует в момент, угрожающий прекращением (или ухудшением) электроснабжения, когда причину этого объясняют (не важно кто) оставлением муниципальными организациями (предприятиями, учреждениями) принадлежащих им электросетевых объектов.

Именно так объяснил причину предстоящего отключения электроснабжения потребитель, обратившийся ко мне за юридической помощью. Ему было обещано отключение электроснабжения только потому, что кабельная линия, принадлежавшая ранее муниципальному унитарному предприятию и от которой осуществляется электроснабжение, якобы стала бесхозяйной. Следовало бы ещё отметить, что в описании проблемной ситуации, в которой тот потребитель оказался, было ещё много сомнительных обстоятельств, настолько же нелепых, как и «бесхозяйность муниципальных объектов». Но в виду узкой тематики освещаемой проблемы и данной статьи я оставлю их (обстоятельства) без внимания.

Точно такую же причину назвали мне жители одного посёлка, чьё электроснабжение осуществлялось от трансформаторной подстанции и сетей, находящихся в муниципальной собственности. Электросетевая компания прекратила их техническое обслуживание по причине прекращения муниципалитетом финансирования из-за отсутствия денежных средств в местном бюджете. Поскольку муниципалитет утратил возможность оплачивать услугу по техническому обслуживанию электросетевых объектов, то (со слов представителя муниципалитета, объяснившего жителям ситуацию) муниципалитет отказывается от этих объектов. Став «бесхозяйными», эти объекты теперь не могут обслуживаться электросетевой компанией и, следовательно, жители должны, по мнению представителя муниципалитета, готовиться к прекращению электроснабжения.

Изучив в деталях обстоятельства обеих конфликтных, а по существу абсурдных ситуаций, я дал потребителям единственную, подходящую для них, рекомендацию обратиться с соответствующими заявлениями в органы прокуратуры. Основным правовым основанием для таких заявлений является принципиальная невозможность «превращения» муниципальных электросетевых объектов в «бесхозяйные».

То, что муниципальные электросетевые объекты по определению не могут стать бесхозяйными следует из анализа статьи 236 ГК РФ. Согласно части 1 данной статьи отказаться от права собственности на принадлежащее имущество могут только лишь граждане или юридические лица. Следовательно, данным правом не наделены ни муниципальные образования, ни субъекты Российской Федерации, ни сама Российская Федерация.

Муниципальные же организации (предприятия, учреждения), хотя и являющиеся юридическими лицами, но имеющие объекты электросетевого хозяйства только на праве хозяйственного ведения (статья 294 ГК РФ), либо оперативного управления (статья 296 ГК РФ) лишены права самостоятельно распоряжаться этим имуществом, то есть отказываться от него. Данное право принадлежит исключительно учредителям муниципальных организаций – органам местного самоуправления (муниципалитетам).

Абсурдность, вплоть до курьёзности, ситуации заключается ещё и в том, что именно на органы местного самоуправления (муниципалитеты) возлагается согласно статье 225 ГК РФ работа с бесхозяйными объектами. Поэтому «бросить» муниципальные электросетевые объекты (также, как и любое другое муниципальное имущество) органы местного самоуправления не смогут уже только потому, что заниматься с бесхозяйными вещами предстояло бы опять же этим органам.

Не стану углубляться в более тонкие детали процедуры отчуждения муниципального имущества (для этого существует специальное законодательное регулирование), поскольку в описанных выше ситуациях вообще нет даже видимости какого-либо упорядоченного отчуждения муниципальных электросетевых объектов. В таких ситуациях возможен только один однозначный вывод, что должностные лица, служащие в муниципальных организациях и заявляющие об отказе от муниципальных электросетевых объектов, совершают должностные нарушения. И этого уже достаточно для соответствующих обращений в органы прокуратуры по фактам совершаемых злоупотреблений и привлечения к ответственности (вплоть до уголовной) всех причастных к этим нарушениям лиц.

© 2024 staren.ru
Портал о ремонте