Что такое жанр послание. Лексикон прописных истин Что такое Послание, что означает и как правильно пишется

Литература богата обилием поэтических жанров, использование которых помогало поэту в различных целях. Очень интересно послание в литературе. Это совершенно уникальный жанр, представляющий собой обращение, часто - к конкретному лицу. Познакомимся с его чертами и особенностями.

Определение

Послание в литературе - это особый поэтический жанр, построенный в форме письма или обращения к какому-либо человеку или группе лиц. Нередко оно помогало поэту выразить мысли или передать свое отношение как к адресату, так и к историческим явлениям.

История жанра

Начало свое жанр послания ведет из времен античности, встречаются подобные тексты у Горация. Именно в них древнеримский автор излагал свое мнение о поэзии. Наиболее известно произведение «Послание к Пизонам», также называемое «Искусство поэзии», в нем описываются трудности, которые ждут каждого, решившего связать свою жизнь с литературным трудом, даются советы начинающим авторам. Эта книга не претендовала на звание строго научной и самим автором оценивалась невысоко, но ее роль в развитии литературы оказалась огромной: Горацию удалось изобразить в ней внутренний мир поэта.

Второй расцвет жанра послания в литературе - это времена Пушкина. Великий поэт нередко обращался к таким текстам, чтобы выразить свои мысли и взгляды. Используя достижения сентименталистов XVIII века, таких, как Жуковский и Батюшков, великий поэт внес в послание новаторские черты. Известны такие его произведения:

  • «Послание к цензору»;
  • «Кюхельбекеру»;
  • «К Наталье»;
  • «Другу стихотворцу»;
  • «Товарищам».

В лирике Пушкина можно найти черты, свидетельствующие о том, что поэт продолжил использовать в своих посланиях жанровые особенности, присущие Жуковскому, Батюшкову, Карамзину.

В XIX столетии интерес к жанру ослабевает, и он утрачивает свои уникальные черты, ничем более не отличаясь от любого другого лирического стихотворения. К посланиям обращались Фет и Тютчев, но они уже достаточно вольно использовали их поэтику и характерных черт в их поэтических текстах обнаружить трудно.

Специфика жанра

Послание в литературе, примеры которого будут приведены ниже, отличается несколькими особенностями, позволяющими выделить его из числа прочих жанров. Это следующие черты:

  • Содержат обращение к конкретному адресату, причем как к человеку, так и к неодушевленному предмету (например, «К моей чернильнице», «К морю» Пушкина);
  • Глубоко искрение и проникновенные, нередко в них выражаются мысли, мучавшие поэта.
  • Ранние тексты, созданные Карамзиным, Державиным отличаются высокопарной устаревшей лексикой и зачастую сложны для понимания современным человеком. От этой особенности жанра успешно отошел Пушкин, его послания удивительно лиричны и при этом просты и доступны.

Такова жанровая специфика послания. Примеры произведений в литературе приведены чуть ниже.

Авторы, использовавшие жанр

Приведем ряд примеров использования этого литературного лирического обращения выдающимися русскими поэтами. Много текстов такого рода в лирике Жуковского, адресатами нередко становились не только коллеги по поэтическому цеху, но и стоящие у власти люди. Так, после рождения наследника, будущего Александра Второго, поэт обратился с торжественным посланием к его матери. Отказ от оды в пользу более личностного жанра свидетельствовал о том, что для Жуковского рождение ребенка, пусть даже и наследника царского престола, - дело прежде всего семейное, а не государственное. Наиболее известны следующие произведения:

  • «Императору Александру»;
  • «К Воейкову»;
  • «К Батюшкову».

Очень лиричны послания Батюшкова, в которых тема гражданской свободы поэта переплетена с дружеской. Примеры из лирики таковы:

  • «Послание к моим стихам»;
  • «Дашкову»;
  • «Гнедичу».

Особенно ярко жанр расцвел в лирике Пушкина.

Послания Пушкина

Что такое послание в литературе и определение жанра мы уже рассмотрели выше. Теперь приведем примеры текстов из лирики А.С.Пушкина, который увлекался подобными стихами в период обучения в лицее. Поэт имел много друзей, некоторые из них и сами были талантливыми стихотворцами, другие - в будущем стали борцами за свободу народа и вышли на Сенатскую площадь. Память каждого из них Пушкин навеки сохранил в своих юношеских дружеских посланиях. Примерами подобных текстов являются несколько посланий к Чаадаеву, послания к Жуковскому, Пущину, Дельвигу, Языкову. Пишет свои лирические обращения Пушкин не только современникам, но и творцам минувших эпох, так, многим известно послание «Овидию». Есть в его творчестве и благодарственные послания «учителям» - Жуковскому и Батюшкову.

Постепенно поэт отходит от обращений к конкретным людям, тексты становятся выражением его политических взглядов, не утрачивая при этом жанровой специфики.

Послания в литературе - это древний жанр, прошедший непростой путь. Будучи широко популярным во времена античности, классицизма и поэзии XVIII столетия, он постепенно утрачивает свое значение и современными авторами используется крайне редко.

Тезаурус русской деловой лексики

Послание

Syn: письмо

Словарь Ефремовой

Послание

  1. ср.
    1. :
      1. Письменное обращение, письмо к кому-л. (обычно пространное).
      2. Официальное обращение государственного или общественного деятеля к другим официальным лицам или учреждениям в форме письма.
    2. Литературное произведение в форме авторского обращения к кому-л.
    3. Одно из произведений раннехристианской литературы, приписываемых церковью апостолам.

Энциклопедический словарь

Послание

поэтическое или публицистическое произведение в форме письма к реальному или фиктивному лицу. Стихотворные послания как жанр существовали от античности (Гораций, "Наука поэзии" ) до сер. 19 в. (А. С. Пушкин); позднее - единичные стихотворения (В. В. Маяковский). Прозаическое послание дидактического содержания - характерный жанр средневековой литературы (послание отцов церкви).

Словарь Ожегова

ПОСЛА НИЕ, я, ср.

1. Письменное обращение государственного деятеля (или общественной организации) к другому государственному деятелю (или к общественной организации) по какомун. важному государственному, политическому вопросу. П. президента конгрессу.

2. Вообще письмо, письменное обращение (устар. и ирон.). Любовное п.

3. Поэтическое или публицистическое произведение в форме обращения к комун. Стихотворное п.

Словарь Ушакова

Послание

посла ние , послания, ср. (книж. ).

1. Письменное обращение к кому-нибудь, письмо. «Послание, полное яду.» А.К.Толстой . «Я получил твое посланье.» Лермонтов . Любовное послание.

2. Литературное произведение в форме авторского обращения к кому-нибудь (лит. ). Послание, написанное ямбом. "Послание в Сибирь" (стихотворение Пушкина декабристам). "Послание Меценату" (горация).

| Нравоучительное произведение в форме письма, обращения к кому-нибудь (ист. , церк. ). Соборное послание. Послания апостолов.

Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

Послание

1) - прозаический жанр древнерусской литературы дидактического или политического содержания в форме письма к реальному или фиктивному лицу.

Рб: роды и жанры литературы

Род: жанры древнерусской литературы

Пример: Послание Ивана Грозного князю Андрею Курбскому

2) - поэтическое произведение в форме письма к реальному или фиктивному лицу или группе лиц.

Рб: роды и жанры литературы

Род: лирические жанры

Пример: А. Пушкин. "Послание в Сибирь"

В. Маяковский. "Послание пролетарским поэтам"

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Послание

(épî tre, Epistel) - литературная форма, почти вышедшая из употребления: письмо в стихах. Еще в 1-й половине XIX в. П. было жанром очень распространенным. Содержание его весьма разнообразно - от философских размышлений до сатирических картин и эпических повествований. Обращаясь к лицу известному или воображаемому, автор П. говорит с ним в обычном эпистолярном стиле, который иногда повышается до торжественности и пафоса, иногда - что более свойственно П. - понижается до простого и дружественного тона, сообразно с лицом, к которому обращено П. Особенно свойственными стилю П. старая поэтика считала изящество, остроумие, легкость стиха. Наиболее употребительные размеры - гекзаметр и александрийский стих, но допускаются и другие. Пушкин часто пользовался в П. оригинальным трехстопным ямбом. Классические литературы не знали П. до Горация, создавшего этот литературный жанр и давшего образцы его, которые долго считались неподражаемыми; некоторые из них имеют характер обыкновенных частных писем, другие трактуют о разных общих вопросах; самые известные из них - 3 П., посвященные литературе, особенно П. к Пизонам: "De arte poetica". Вслед за тем Овидий, называющий себя в "Ars amandi" изобретателем этого рода позтических произведений, написал ряд "Неroides" - любовных П. от имени женщин, и "Ex Ponto" - П. к жене, дочери, друзьям и к Августу; к П. могут быть отнесены также его "Tristia". В Риме П. писали еще Авзоний и Клавдиан. Истинное отечество П. - Франция, где издавна столь популярен изысканный эпистолярный стиль и поверхностная блестящая causerie о чем угодно, легко укладывающаяся в рамки П. Клеман Маро (см.), давший первые образцы П. во французской литературе, создал их под влиянием своих античных предшественников. Известны его П. из тюрьмы Шатлэ к его другу Лиону Жаме и два П. к королю - первое "pour sa dé livrance" и второе "pour avoir été desrobbé "; эти шутливые письма могут считаться образцом тонкого такта, умеющего соблюдать границу между фамильярностью и почтением. За ним писали П. Табуро, Вуатюр, Скаррон (изв. его "Ep î tre chagrine"), Буаробер, но всех их затмил Буало (см.), который нашел в П. литературную форму, особенно подходящую к его дарованию. Из его двенадцати "Epitres" особенно известны IV - "Au Roi, sur le Passage du Rhin" (1672), VII - "A Racine" (1677) и XII - "A mon jardinier" (1695); как во внешней структуре, так и в содержании П. Буало заметно сильное влияние Горация. В XVIII в. П. становится излюбленной формой. Вольтер, возвратив ему его былую простоту, придает ему несравненный блеск изящества и остроумия. Он писал П. Фридриху, Екатерине ("Elev é d"Apolion, de Vénus et de Mars, qui sur ton tröne auguste as placé les beaux-arts, qui penses en grandhomme et qui permets qu"on pense etc.", со знаменитым стихом: "C"est du Nord aujourd" hui que nous vient la lumi è re"), писателям, своим друзьям и врагам, актрисам, неодушевленным предметам (A mon vaisseau) и даже умершим (A Boileau, а Horace). Одновременно с Вольтером писали П. Жантиль Бернар ("Ep î tre а Clandine"), Берни ("Ер. sur la paresse"), Седэн ("Ер. а mon habit"), Буффлер ("Ер. а Voltaire"), Грессе ("Ер. а ma soeur"), Пирон, Ж.-Б. Руссо, Лебрэн, М.-Ж. Шенье и др. В нашем веке во Франции писали П. Делавинь, Ламартин, Гюго; есть отдельные сборники П. Виеннэ - "Ep î tres et satires" (1845) и Отрана - "Ep î tres rustiques". П. - довольно распространенная литературная форма и в Англии. Классическими считаются четыре П. Попа, составляющие его "Опыт о человеке", а равно "Epistle from Eloisa to Abelard" (1716). В немецкой изящной литературе П. приняло лирическую окраску. П. писали Виланд (" Zwö lf moralische Briefe", 1752), Гекинг ("Аn meinen Bedienten"), Глейм, Якоби, Шмидт, Уц, Николаи, I. В. Михаэлис; особенно известны П. Шиллера "Au Goethe, als er den Mahomet des Voltaire auf die B ü hne brachte", Гете - "Zwei Episteln über das Lesen schlechter Bü cher", и Рюккерта. Из современных поэтов П. писал Готшалль (см). В Италии известны П. Киабреры ("Lettere famigliare"), который ввел эту форму в итальянскую поэзию, и Фругони (XVIII в.). В русской литературе XVIII в., покорной французским образцам, форма П. (также под названиями "письмо, эпистола, стихи") была очень распространена; едва ли за это время найдется хоть один выдающийся поэт, не писавший П. Наиболее известны П. Кантемира ("Письма" к Трубецкому, Потемкину, "К стихам моим"), Тредьяковского ("Эпистола от российския поэзии к Аполлину"), В. Петрова, Княжнина ("П. прелестницам", "П. трем грациям", "К российским питомцам свободных художеств" и др.), Козодавлева, Кострова ("Эпистола на всерадостный день восшествия на престол Екатерины", "К председателю муз" и др.), Сумарокова (пять "эпистол" - "О русском языке", "О стихотворстве" и др.), Ломоносова ("О пользе стекла", Шувалову); Фонвизина ("П. к слугам моим: Шумилову, Ваньке и Петрушке"), Дашковой ("П. к слову"), Рубана ("Российской музы П. к Овидию"), Капниста ("Батюшкову", "Озерову", "К прекрасной"), Виноградова ("Епистола Александру Петровичу Ермолову"), Державина ("Любителю художеств", "Эпистола Шувалову"), Муравьева, Нартова, Нарышкина. В русской литературе XIX в. прежде всего выдаются П. Жуковского, который оставил их очень много; между ними есть и настоящие П. в старом стиле, и вдохновенные, и безыскусственные шутливые записочки в стихах; адресованы они к А. И. Тургеневу (Филалету), Блудову, Батюшкову, И. И. Дмитриеву, императрице Марии Феодоровне, Воейкову, кн. Вяземскому, Л. Пушкину, императору Александру I, Плещееву, Боку, Нарышкину, Дмитриеву. Писали П. также Карамзин ("К Плещееву", "К женщинам", "К бедному поэту"), Гнедич ("Перуанец к испанцу") и др. П. Пушкина - превосходные образцы этой литературной формы; они глубоко искренни, свободны и просты, как обыкновенное письмо, изящны и остроумны, далеки от условного стиля классических П.; П. к Дельвигу ("Череп") вкраплено в простое письмо и перемежается с прозой; другие П. также были первоначально предназначены не для печати, но лишь для, адресата. В лирике Пушкина П. занимают видное место, особенно П. к Батюшкову, "Городок", Галичу, Пущину, Дельвигу, Горчакову, В. Пушкину, Кошанскому ("Моему Аристарху"), Жуковскому, Чаадаеву, Языкову, Родзянко; особый характер имеют П. "В Сибирь" и "Овидию". В дальнейшем развитии П. теряют по существу всякое отличие от обыкновенных лирических стихотворений. "Валерик" Лермонтова - письмо в стихах - не имеет уже ничего общего с шаблоном классического П. Тем же свободным характером запечатлены П. Тютчева ("А. Н. Муравьеву", "К Ганке", "Кн. А. А. Суворову"), Некрасова ("Тургеневу" и "Салтыкову"), Майкова, Полонского, Надсона ("Письмо к М. В. В.").

Ар. Гр .

Одна из главных форм античной литературы, послание (epistola, έπίστολή), сделалась, по примеру посланий апостольских, одной из главных форм позднейшей литературы христианской. В век "мужей апостольских" это была почти единственная форма сочинений, излагавших христианское вероучение и нравоучение, а равно устройство взаимных отношений и внешний быт христиан. Таковы послания Климента римского, Игнатия Богоносца, Поликарпа Смирнского, апостола Варнавы. Простота этой формы вполне соответствовала, с одной стороны - степени образования этих отцов церкви, не владевших образованием внешним, с другой стороны - потребности христианского общества в элементарном и общедоступном изложении учения, для чего особенно удобна форма П. или письма. По мере того, как в состав церкви вступают, уже во II в., люди образованные и ученые и, наряду с верой церкви (πίστις της έχχλησίας), возникает христианское "знание" (γνώσις της έχχλησίας), над "П." в христ. литературе берет верх форма сочинения (на Востоке - λόγος, на Западе - tractatus), дававшая место систематическому и диалектическому раскрытию предмета. Но и на долю "посланий" во II и III вв., а также и в последующее время, осталась обширная область. Прежде всего сюда относится вся область церковного права и проекты решения разных спорных вопросов церковной практики. Так появились П. канонические (напр., каноническое П. св. Григория Неокесарийского о степенях покаяния, Дионисия Александрийского и др.), П. с извещением о ересях, появлявшихся в епархиях и просьбой о содействии к их уничтожению (напр., П. Александра, епископа александрийского, по поводу ереси Ария), П. приветственные и ободрительные (во время гонений) от одной церкви к другой (напр., Феоны и Памфила), увещательные - по поводу внутренних смут и раздоров, П. пасхальные епископов александрийских - о времени празднования Пасхи в данном году, об однообразном устройстве церковного благочиния (Кирилл Александрийский), о вопросах догматических (напр., папы Льва Вел. - об евтихианской ереси, Иоанна Постника - о девстве). Некоторые из этих П., одобренные церковью, составляют один из первоисточников христ. учения, как часть священного предания, наряду с прочими творениями св. отцов; другия содержит в себе так назыв. частные мнения св. отцов. С посланиями св. отцов не следует смешивать их письма , которые хотя издателями их часто именуются также "посланиями", но отличаются от них тем, что назначались не для целой или поместной церкви, а для отдельных лиц, связанных с корреспондентами узами родства, дружбы или официальными отношениями. Эти письма часто имеют важное историческое значение, заключая в себе массу деталей о церковном, общественном, государственном быте данной эпохи. Эразм и более поздние критики, оценивая эти письма с литературной точки зрения, иногда ставят их наряду с лучшими произведениями литературы античной. Таковы, напр., письма Киприана Карфагенского, блаж. Августина и Иеронима и св. Василия Вел. (о последних см. ст. И. А. Чистовича в "Христ. Чтении", 1866). На Западе, после Григория Вел., также развилась обширная литература П. разных духовных лиц по разным обстоятельствам; но она малоизвестна и мало разработана на самом Западе, так как с установлением в катол. церкви принципа абсолютизма деятельность частных лиц затмевалась догматической и административной деятельностью самого папы или соборов. Единственное почти исключение составляют в этом отношении П. св. Бернарда Клервосского (XII в.). П., воспроизводящие тип святоотеческих П. патристического периода, вновь появляются в духовной литературе с основанием русской церкви. Таковы П. первых русских митрополитов Леонтия - "Об опресноках", Георгия, Иоанна II и Никифора о посте, о варяжской вере, позже - П. Симона, епископа владимирского к Поликарпу и Поликарпа к Акиндину, митрополита Фотия, Геннадия, архиепископа новгородского и др. Тот же самый тип патристического периода представляют П. позднейших иерархов восточной церкви и русского святейшего синода. Лучшие образцы этих позднейших П. - "П. восточных патриархов в ответ лютеранам на присланное ими аугсбургское исповедание Лютера" и "П. пастве константинопольского патриархата от лица константинопольского патриарха по поводу папской энциклики о соединении церквей"; образец современного П. русского синода - "П. к старообрядцам". С церквами англиканской и старокатолической русский св. синод сносится также "Посланиями".

Второй расцвет жанра послания в литературе – это времена Пушкина. Великий поэт нередко обращался к таким текстам, чтобы выразить свои мысли и взгляды. Используя достижения сентименталистов XVIII века, таких, как Жуковский и Батюшков, великий поэт внес в послание новаторские черты. Известны такие его произведения:

  • «Послание к цензору»;
  • «Кюхельбекеру»;
  • «К Наталье»;
  • «Другу стихотворцу»;
  • «Товарищам».

В лирике Пушкина можно найти черты, свидетельствующие о том, что поэт продолжил использовать в своих посланиях жанровые особенности, присущие Жуковскому, Батюшкову, Карамзину.

В XIX столетии интерес к жанру ослабевает, и он утрачивает свои уникальные черты, ничем более не отличаясь от любого другого лирического стихотворения. К посланиям обращались Фет и Тютчев, но они уже достаточно вольно использовали их поэтику и характерных черт в их поэтических текстах обнаружить трудно.

Специфика жанра

Послание в литературе, примеры которого будут приведены ниже, отличается несколькими особенностями, позволяющими выделить его из числа прочих жанров. Это следующие черты:

  • Содержат обращение к конкретному адресату, причем как к человеку, так и к неодушевленному предмету (например, «К моей чернильнице», «К морю» Пушкина);
  • Глубоко искрение и проникновенные, нередко в них выражаются мысли, мучавшие поэта.
  • Ранние тексты, созданные Карамзиным, Державиным отличаются высокопарной устаревшей лексикой и зачастую сложны для понимания современным человеком. От этой особенности жанра успешно отошел Пушкин, его послания удивительно лиричны и при этом просты и доступны.

Такова жанровая специфика послания. Примеры произведений в литературе приведены чуть ниже.

Авторы, использовавшие жанр

Приведем ряд примеров использования этого литературного лирического обращения выдающимися русскими поэтами. Много текстов такого рода в лирике Жуковского, адресатами нередко становились не только коллеги по поэтическому цеху, но и стоящие у власти люди. Так, после рождения наследника, будущего Александра Второго, поэт обратился с торжественным посланием к его матери. Отказ от оды в пользу более личностного жанра свидетельствовал о том, что для Жуковского рождение ребенка, пусть даже и наследника царского престола, – дело прежде всего семейное, а не государственное. Наиболее известны следующие произведения:

  • «Императору Александру»;
  • «К Воейкову»;
  • «К Батюшкову».

Очень лиричны послания Батюшкова, в которых тема гражданской свободы поэта переплетена с дружеской. Примеры из лирики таковы:

  • «Послание к моим стихам»;
  • «Дашкову»;
  • «Гнедичу».

Особенно ярко жанр расцвел в лирике Пушкина.

Послания Пушкина

Что такое послание в литературе и определение жанра мы уже рассмотрели выше. Теперь приведем примеры текстов из лирики А.С.Пушкина, который увлекался подобными стихами в период обучения в лицее. Поэт имел много друзей, некоторые из них и сами были талантливыми стихотворцами, другие – в будущем стали борцами за свободу народа и вышли на Сенатскую площадь. Память каждого из них Пушкин навеки сохранил в своих юношеских дружеских посланиях. Примерами подобных текстов являются несколько посланий к Чаадаеву, послания к Жуковскому, Пущину, Дельвигу, Языкову. Пишет свои лирические обращения Пушкин не только современникам, но и творцам минувших эпох, так, многим известно послание «Овидию». Есть в его творчестве и благодарственные послания «учителям» - Жуковскому и Батюшкову.

Постепенно поэт отходит от обращений к конкретным людям, тексты становятся выражением его политических взглядов, не утрачивая при этом жанровой специфики.

Послания в литературе – это древний жанр, прошедший непростой путь. Будучи широко популярным во времена античности, классицизма и поэзии XVIII столетия, он постепенно утрачивает свое значение и современными авторами используется крайне редко.

Послание, эпистола это литературный жанр: стихотворное письмо. В европейской поэзии впервые появляется у Горация (например, послание к Пизонам «Наука поэзии»), продолжает существовать в латинской новоязычной поэзии Средневековья и Возрождения, расцветает в эпоху классицизма 17-18 веков (Н.Буало, Вольтер, А.Поуп, А.П.Сумароков). В эпоху романтизма послание теряет жанровые признаки (В.А.Жуковский, К.Н.Батюшков, «Послание цензору», 1822, А.С.Пушкина), а к середине 19 века перестает существовать как жанр. Формальный признак послания - наличие обращения к конкретному адресату и соответственно такие мотивы, как просьбы, пожелания, увещевания и пр. Содержание по традиции (от Горация) - преимущественно морально-философское и дидактическое, но были многочисленные послания повествовательные, панегирические, сатирические, любовные и пр. Грань между посланием и другими жанрами, разрабатывавшими то же содержание, по мере ослабления формальных признаков послания стиралась, поэтому многие послания близки к сатирам (Гораций), элегиям (Овидий), дидактической поэме (Поуп), лирическим стихам неопределенного жанра («Во глубине сибирских руд», 1827, А.С.Пушкина).

Послания в Древней Руси

В Древней Руси послания это один из жанров публицистики , получивший особое распространение в творчестве писателей-полемистов 15-17 веков. От собственно художественного жанра публицистическое послание отличается наличием непосредственной связи его содержания с конкретными, как правило, синхронными времени написания фактами, проблемами и явлениями действительности; существованием конкретного адресата и определенной установки. Генетически это явление в древнерусской литературе связано с посланием апостолов (Новый Завет), «отцов церкви» и византийской публицистикой. В средневековой Европе жанр также был достаточно распространен: в публичной богословской полемике широко применялась межмонастырская переписка. На Руси, где форма открытой публичной дискуссии не была развита, полемическое ораторство осуществлялось посредством послания и писем, рассчитанных на копирование и распространение. Примеры публицистических посланий - переписка Ивана IV Грозного с князем А.М.Курбским; послание старца Филофея; Иосифа Волоцкого и его оппонента Вассиана Патрикеева; Фёдора Карпова (16 век), протопопа Аввакума (17 век).

Слово эпистола произошло от греческого epistole.

Послание

Послание

1. Стихотворное письмо или обращение философско-теоретического, дидактическо-публицистического, любовного или дружеского характера - популярный литературный жанр в античной и европейской литературе приблизительно до 30-х гг. XIX в. Зачинателем его следует считать римского поэта Горация (см.), в своем П. к Пизонам («De arte poetica») давшего теоретические основы поэтики. Русский поэт Сумароков (см.) в «Эпистоле о стихотворстве» (epistola - по-латыни - послание, письмо), продолжая традиции Горация и французского теоретика Буало (см.) с его «L’art poetique», изложил основы поэтики классицизма. Философским характером отличаются четыре П. англ. поэта П. Попа (см.) - «Опыт о человеке». В качестве образца дидактич. П. можно указать на послание Ломоносова (см.) к Шувалову «О пользе стекла».
Особенного расцвета жанр П. достиг во Франции в эпоху Ренессанса (Клеман Маро) и классицизма (Вольтер). В XVIII в. этот жанр широко распространился и в русской литературе, перейдя затем по наследству и в первые десятилетия XIX в. Лучшие его образцы в разнообразных родах мы находим в творчестве Пушкина и его плеяды. П. - жанр типично аристократический в европейской литературе, по преимуществу дворянской, рассчитанный на тесный круг социально-привилегированных читателей, для к-рых адресаты поэта как люди одной с ним среды - личности, достаточно известные, часто знакомые. С ослаблением в литературе дворянских традиций постепенно исчезает жанр П., и начиная со второй половины XIX в. он встречается лишь как исключение или нарочитая стилизация.

2. Прозаическое письмо церковно-религиозного или публицистического содержания, по своему значению и назначению выходящее за пределы исключительно личного обращения, - жанр, между прочим широко распространенный в древней и средневековой русской литературе (напр. П. кн. А. Курбского и Иоанна Грозного друг другу, многочисленные П. протопопа Аввакума и др.). Эпистолярная литература.

Литературная энциклопедия. - В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература . Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929-1939 .

Посла́ние

Письмо в стихах. Возникло в античной поэзии, у Горация (напр., послание к Пизонам, «Наука поэзии»). Достигло расцвета в эпоху классицизма (Н. Буало, Вольтер , А. Д. Сумароков ). В эпоху романтизма послание из письма конкретному лицу превращается в письмо обобщённому адресату (напр., «Послание цензору» А. С. Пушкина ).

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. - М.: Росмэн . Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006 .

Послание

ПОСЛАНИЕ . - письмо в стихах. Еще Гораций дал образцы таких посланий, имеющих у него то совсем частный характер, то затрагивающих темы общего значения. Особенно знаменито его письмо De arte poëtica (об искусстве поэзии). Овидий писал послания к жене, дочери, друзьям, Августу, - из места своей ссылки у Черного моря („Ex Ponto“ также „Tristia“). В новые времена послания были особенно распространены во Франции. Первым, кто привлек здесь внимание к этому виду стихотворений, был Маро. Известны его шутливые и галантные послания из тюрьмы к своему другу и к королю. За ним выделился ряд авторов посланий (Скаррон и др.), но особенно Буало (в конце 17 века), давший двенадцать посланий, написанных под сильным воздействием Горация. В 18 веке прославились послания Вольтера, отличающиеся блеском изящества и остроумия. Он писал их Фридриху II, Екатерине Вел., своим друзьям и врагам, даже вещам (к кораблю) и покойникам (к Буало, к Горацию). Известны были также послания Ж. Б. Руссо, М. Ж. Шенье, Лебрен и других. В 19 веке послания писали П. Делавинь, Ламартин, Гюго и др.

В Англии знамениты четыре послания Попа (начало 18 века), составляющие его «Опыт о человеке», и обработанная им в стихах переписка Абеляра и Элоизы. В Германии послания писали Виланд, Шиллер, Гете, Рюккерт и мн. др. В Италии известны послания Киабреры, введшего эту форму в поэзию, и Фругони (18 в.).

В русской литературе 18 века послания были также в ходу, как подражания французским. Их писали Кантемир, Тредьяковский, Петров, Княжнин, Костров, Сумароков, Ломоносов (знаменитое письмо в стихах Шувалову: «О пользе стекла»), Капнист, Фонвизин («К слугам моим»), Державин и мн. др. В первой половине 19 века были также распространены послания. «Мои пенаты» (1812) Батюшкова (к Жуковскому и Вяземскому) вызвали ответ Жуковского: «К Батюшкову», а затем (в 1814 г.) и подражание Пушкина «Городок». Замечательны еще послания Батюшкова: «К Д-ву», «К Н.», «К Жуковскому». Из посланий Жуковского замечательнейшие: к Филалету, к нему же: А. И. Тургеневу, Марии Федоровне («отчет о луне» - два посланья), Вяземскому, Воейкову, Перовскому, Оболенской, Самойловой и др. Во многих из этих посланий Жуковский поднимается на вершины своего творчества. Знамениты многочисленные послания Пушкина: к Жуковскому, Чаадаеву, Языкову, Юсупову (к Вельможе), Козлову, «В Сибирь» декабристам, ряд любовных посланий; еще - «К Овидию». У Лермонтова послания: Хомутовой, «Валерик» и др. У Козлова одни из лучших стихотворений: послания Жуковскому, Хомутовой («Другу весны моей...») и нек. др. Далее послания писали Баратынский, Тютчев (главным образом, из отдела политических стихотворений), А. Толстой (И. Аксакову и ряд юмористических), Майков, Фет, Полонский, Некрасов, Надсон.

После Пушкинской эпохи послания перестают быть излюбленной формой поэзии, а теперь, если изредка встречаются, то как подражания стилю той эпохи (Вяч. Иванов и нек. др.).

Иосиф Эйгес. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. - М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель , 1925


Синонимы :

Смотреть что такое "Послание" в других словарях:

    ПОСЛАНИЕ, послания, ср. (книжн.). 1. Письменное обращение к кому нибудь, письмо. «Послание, полное яду.» А.К.Толстой. «Я получил твое посланье.» Лермонтов. Любовное послание. 2. Литературное произведение в форме авторского обращения к кому нибудь … Толковый словарь Ушакова

    ПОСЛАНИЕ, поэтическое или публицистическое произведение в форме письма к реальному или фиктивному лицу. Стихотворное послание, как жанр существовало от античности (Наука поэзии Горация) до середины 19 в. (Послание Цензору А.С. Пушкина); позднее … Современная энциклопедия

    См … Словарь синонимов

    Послание - ПОСЛАНИЕ, поэтическое или публицистическое произведение в форме письма к реальному или фиктивному лицу. Стихотворное послание, как жанр существовало от античности (“Наука поэзии” Горация) до середины 19 в. (“Послание Цензору” А.С. Пушкина);… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    В церковной литературе письменное обращение авторитетного богослова к определённой группе людей или ко всему человечеству, разъясняющее определённые религиозные вопросы. В христианстве послания апостолов составляют значительную часть Нового … Википедия

    Поэтическое или публицистическое произведение в форме письма к реальному или фиктивному лицу. Стихотворные послания как жанр существовали от античности (Гораций, Наука поэзии) до сер. 19 в. (А. С. Пушкин); позднее единичные стихотворения (В. В.… … Большой Энциклопедический словарь

    ПОСЛАНИЕ, я, ср. 1. Письменное обращение государственного деятеля (или общественной организации) к другому государственному деятелю (или к общественной организации) по какому н. важному государственному, политическому вопросу. П. президента… … Толковый словарь Ожегова

    - (epitre, Epistel) литературная форма, почти вышедшая изупотребления: письмо в стихах. Еще в 1 й половине XIX в. П. было жанромочень распространенным. Содержание его весьма разнообразно отфилософских размышлений до сатирических картин и… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

© 2024 staren.ru
Портал о ремонте