У вентилятора не крутятся лопасти. Не работает кулер компьютера, что делать? Решаем проблему

Поленился я написать этот материал летом, но тем не менее он пригодится на следующую "хреновую зиму")))
Несмотря на то. что лето уж закончилось, но та долгая жара, которая нас допекла во всех смыслах, у многих останется в памяти надолго. Я уже писал , но самым популярным средством занявшим все топы хит-парадов хозяйственных магазинов и магазинов бытовой техники стал вентилятор и кондиционер. Когда синоптики стали для нас чем-то более близким к богу на пару месяцев, мы все ринулись раскупать вентиляторы и эта масса пластмассовых жужжащих лопастей обдувала наши потные изнемогающие тельца сутками напролет. Кому-то повезло больше и у него был не один, а два вентилятора, что несомненно вызывало дикую зависть у тех кто имел от вентилятора только возможность увидеть ценник на пустом прилавке. Но так или иначе любая механическая техника рано или поздно выходит из строя к коей относится и настольная и напольная "вертелка". Особенно часто вентиляторы ломались у людей в жару когда они молотили без устали 25 часов в сутки. Многие просто тупо выбрасывали своих спасителей на свалку или выставляли в коридоре по простой причине "при включении вентилятора в розетку он не крутится или крутится крайне медленно, издавая гудение и источая запах". Я тоже столкнулся с такой проблемой когда у меня встал вентилятор. Поскольку вентиляторы в магазинах дефицитные, а обдува хочется постоянно, я принялся чинить вентилятор, а заодно решил докопаться до проблемы выхода его из строя.
Несмотря на то, что вентиляторы бывают напольные и настольные, разница в конструкции между ними не больше чем между вилкой и ложкой. Поэтому кто поймет как я разбирал свой напольный вентилятор, наверняка поймут как разобрать настольный.
Итак, придвиньтесь к монитору поближе, дядя Чинилкин начинает инструктаж.

Фото 1. Берем и ставим рядом с собой вентилятор, а также кладем рядом отвертку, плоскогубцы, хлопчатобумажную тряпочку и масленку. Если вы не знаете как пользоваться этими вещами, то пригласите к монитору папу или маму.
Фото 2. Снимаем защитную сетку с вентилятора, открыв три защелки.
Фото 3. Отворачиваем пластмассовую гайку против часовой стрелки. Когда будете ее заворачивать назад, не прикладывайте дюжей силы дабы не сломать ее. Запасную вы нигде не купите!
Фото 4. Теперь легко снимайте крыльчатку с оси двигателя. Опять же, будьте осторожны, поскольку пластмасса из которой сделана крыльчатка со временем рассыхается и крошится. Сломаете место посадки - будете извращаться с изолентой, наматывая в место посадки на валу, чтобы хоть как-то восстановить передачу вращения.
Фото 5. Сняв крыльчатку, отворачивайте пластмассовую гайку-звездочку которая крепит заднюю решетку к корпусу.
Фото 6. Теперь открутите все шурупы с передней части корпуса. Иногда шурупы плохо выходят, но вы не усердствуйте отверткой, иначе расхерачите в пластмассе резьбу.
Фото 7. Вывинтите шуруп с задней стенки корпуса который, собственно, крепит кожух корпуса.
Фото 8. Теперь когда снят кожух, вы видите, что основная часть вашего привода состоит из двух вещей: из самого двигателя, сделанного к счастью из металла и редуктора поворотного механизма, выполненного из пластмассы. Этот редуктор состоит из червячной передачи и звездочки, которая и поворачивает ваш вентилятор влево-вправо при работе. К редуктору прикреплен на маленьком шурупе конденсатор который нужен, чтобы двигатель вентилятора мог запускаться.
Фото 9. Окрутите 3 шурупа (или винта - у кого как), которые крепят фланец редуктора к двигателю и аккуратно снимайте пластмассовую начинку редуктора. На фото вы видите задний хвостовик вала с червяком, с которым происходит зацепление механизма редуктора. Кстати кому интересно, могут отвернуть еще 3 шурупчика редуктора и заглянуть внутрь и обнаружить, что механизм там полностью пластмассовый и смазан густой смазкой.
Фото 10. Теперь пришла очередь открутить 4 винта, которые соединяют две половинки корпуса двигателя со статором. Винтики и шурупчики складывайте в баночку, чтобы потом не пришлось их искать под столом или диваном.
Фото 11. Потихоньку сдергиваем заднюю стенку двигателя, если надо то прокручивая ее вдоль оси двигателя.
Фото 12. Тоже самое проделайте с передней крышкой. обратите внимание, что на валу присутствует еще резиновая прокладочка, которую важно также сохранить. Но пока ее надо стянуть с вала и положить в туже баночку.
Фото 13. Возьмите в руки крышки и сначала удалите тряпочкой всю грязь в подшипниковой узле. Можете намотать тряпку на тонкий стержень, чтобы было удобнее водить через отверстие тряпку. После того, все обезжирьте ацетоном или бензином, снова вытрите насухо и капните из масленки в подшипник (отверстия по центру крышки). Смазку использовать только жидкую! Никакого литола, солидола и т.д.! Консистентная смазка при работе закоксится (образует нагар) на валу за пару суток непрерывной работе в жару и вы снова полезете разбирать свой кулер.
Фото 14. Теперь о самом главном- причине заклинивания двигателя. Главной причиной заклинивания вентиляторов, т.е. основной причины выхода из строя является та самая густая смазка, которая есть в редукторе и на валу заднего хвостовика двигателя. Во время работы смазка увлекается по валу в подшипник и там образуется нагар который с течением времени становится больше и клинит двигатель. Надо обязательно вытереть всю густую смазку с хвостовика вала и в самом редукторе на той детали которая будет зацепляться с этим валом!. Обязательно! Смысла от смазки в пластмассовом редукторе нет до тех пор, пока его не станут делать из металла.
Собирать назад все надо в обратной последовательности как это делали китайцы до вас.
Если картинка мелковата, то кликаем по ней и смотрим крупнее.

При производстве дешевых моделей производитель экономит на качестве материалов, поэтому они ломаются чаще, чем более дорогие аналоги. Если же перестал работать вентилятор, тогда не спешите его выкидывать, потому что для восстановления его работоспособности в большинстве случаев не понадобится много времени и финансовых затрат.

Я не буду останавливаться на механических неисправностях таких, как ремонт крыльчатки, корпуса, механизма поворота и т. п. Для устранения этих поломок, просто необходимо изношенную или поломанную деталь восстановить или заменить на новую. В этой статье будут рассмотрены вопросы по ремонту электротехнической части вентилятора, при которых не включается или работает электромотор с гулом, неприятными запахами паленного или заеданиями. Для рассмотрения будет взята более сложная модель напольного исполнения. Встраиваемые вытяжные вентиляторы конструктивно гораздо проще, из-за отсутствия блока переключения скоростей, поэтому их отремонтировать еще легче. Но ремонт, учитывая цену простой модели вытяжного вентилятора без наворотов нецелесообразен.

Для того что бы найти причину неисправности вентилятора, необходимо его будет разобрать. Сделать это будет своими руками довольно просто и быстро.Сперва снимаем защитную решетку, затем лопасти или крыльчатку вентилятора, которая фиксируется гайкой. Далее необходимо снять вторую часть защитной решетки и открутить саморезы крышки.

Поиск и устранение неисправностей при ремонте бытового вентилятора

Перед тем как приступать к ремонту своими руками необходимо изучить принципиальную схему работы устройства.


Как правило, в напольный вентилятор ставится асинхронный электродвигатель, состоящий из восьми обмоток (рабочие и пусковые). Для успешного запуска необходим сдвиг фазы на 90 градусов. Для этих целей устанавливается конденсатор. Работать устройство начинает после нажатии кнопка включения, после чего загорается лампочка индикации и запускается мотор, скорость вращения которого зависит от схемы включения обмоток, за что отвечает переключатель 3 скоростей с механической блокировкой одновременного включения нескольких кнопок, при котором возможно возникновение коротких замыканий.

Перед тем как приступать к проверке электродвигателя:

  1. Сразу необходимо проверить исправность шнура подключения к электрической розетке. Для этого необходимо сперва разобрать блок переключателей, а затем с соблюдением мер по электробезопасности мультиметром проверить наличие 220 Вольт на контактах лампочки.
  2. Проверьте исправность конденсатора по .
  3. Прозвоните на целостность и проверьте надежность всех контактов проводов и соединений в цепи.
  4. Если при работе вентилятора слышен гул или шум, тогда смажьте Литолом или Солидолом пластмассовые детали внутри редуктора через отверстия, которые в нем специально для этого предусмотрены.
  5. Проверьте наличие 220 Вольт на выходе с включенной кнопки переключателя.

Ремонт электродвигателя вентилятора

Ремонт электродвигателя своими руками необходимо начинать со смазки подшипников, очень часто после этого вентилятор начинает нормально работать. Вал мотора вращается в пластмассовых втулках. Для смазки подойдет машинное масло- капните пару капель масла навал под наклоном так, что бы оно затекло во внутрь втулки, а затем повращайте вал вперед и назад по оси до тех пор, пока он не начнет легко вращаться.

Вероятность поломки ротора двигателя сравнительно мала и в моей практике ремонта бытовой техники пока не встречалась, потому что в роторе наводится ЭДС (возникает ток) под воздействием обмоток статора.

Часто в электродвигателях бытовых вентиляторов происходит обрыв в одной из обмоток статора. Если хоть одна обмотка будет оборвана, тогда двигатель не будет работать вообще. Для проверки достаточно резко крутануть лопасти по часовой стрелке. Только сразу резко убирайте руку от лопастей, что бы не получить травму. Если после этого заработает напольный вентилятор- значит сгорела одна из обмоток. Учтите, что при обрыве обмотки, подключенной от конденсатора- вентилятор не будет работать в любом случае. Для определения целостности всех обмоток, рекомендую их прозвонить мультиметром по . Учтите, что сопротивление обмотки не должно быть слишком высоким или нулевым.

Очень важно перед отключением проводов с обмоток не перепутать их затем при подключении, поэтому прежде чем снимать провода нанесите на них отличающую маркировку, если они одинакового цвета. Я перед снятием проводов или началом разборки своими руками любых устройств всегда делаю фотографии всех этапов. Если возникнут затем вопросы или сомнения при сборке, тогда фотографии здорово выручают.

Если оборвана или выгорела обмотка статора , учитывая цену напольного или встраиваемого вентилятора, не рекомендую заниматься перемоткой или ремонтом обмотки. В таком случае целесообразнее купить новую модель.

Срок службы электродвигателя вентилятора сокращается в несколько раз , если не очищать его периодически от пыли и грязи, а так же если во время не смазывать подшипники или редуктор.

Похожие материалы.

Если вынуть подвижную часть вентилятора, то можно увидеть не просто отсутствие смазки, но и наличие достаточно вязкого состава, который образовался из смазочного материала и мелких частиц отработанных материалов: пластмассы, изоляции проводников статора и пыли.

Во-первых, тщательно протрите все внутренние части кулера от данного состава. После этого необходимо капнуть машинным маслом (подойдет масло для швейных машинок) на места, где происходит скольжение подвижных частей вентилятора. Далее можно устанавливать кулер на свое место.

Вы будете приятно удивлены результатом: кулер заработал, при этом он стал работать на порядок тише, чем другие вентиляторы системы охлаждения компьютера. Пользуясь моментом, произведите ревизию других кулеров компьютера. Наверняка, они также отработали достаточное количество времени и могут отказать в любой момент.

Что делать, если предложенный выше способ «не привел в чувство» кулер?

Высока вероятность того, что данное устройство не получает питания по причине обрыва одного из проводов, посредством которого производится подача питания на вентилятор. Провод может быть оборван как возле штекера, так и в месте присоединения к электродвигателю кулера. Если обнаружен обрыв провода, то следует его припаять на место.

В 90% случаев можно отремонтировать кулер вышеприведенными способами. Поэтому не спешите сразу приобретать новый кулер. Попробуйте его отремонтировать самостоятельно, сэкономив деньги. А если у вас какой-то дорогой кулер или дорогостоящая система охлаждения и она начала давать сбои то обращайтесь в нашу компанию за помощью. Наши мастера например по компьютерной помощи в колпино или ремонту компьютеров в понтонном всегда готовы помочь вам в решении проблем с вашими вентиляторами в компьютере и системой охлаждения в целом.

Сегодняшняя тема достаточно проста: что делать, если не работает вентилятор блока питания компьютера? Прежде всего - ни в коем случае нельзя оставлять его в таком состоянии! Если не работает вентилятор (блока питания или процессора, видеокарты, других комплектующих) - надо обязательно сделать так, чтобы он снова заработал:)

Если в конструктиве устройства имеется вентилятор (система активного охлаждения), значит он там не просто так находится. А именно - она активно охлаждает радиаторы отвода тепла от горячих микросхем и комплектующих. В данном случае правило: "Работает - не трогай!" не годится.

Дело в том, что неработающий вентилятор блока питания (или любой другой комплектующей) может со временем привести к перегреву всего узла и, как следствие, - выходу его из строя. Также не забывайте о том, что срок службы электрических компонентов, долгое время работающих в режиме перегрева, резко сокращается. Это, в первую очередь, относится к , расположенным в блоке питания компьютера.

Итак, сегодня мы с Вами рассмотрим две проблемы, которые решаются одинаково. Проблемы звучат следующим образом:

  1. Не крутится вентилятор блока питания
  2. Шумит вентилятор блока питания

Как мы говорили, решение здесь одно - извлечь блок питания, разобрать его и смазать вентилятор . Обычно к его останову приводит попадание в подшипник пыли или просто (со временем) выработка заводской смазки.

Давайте же приступим к процессу ремонта! Для начала нам надо будет снять боковую крышку системного блока:

Обратите внимание на расположение материнской платы (обозначена прямоугольником). Это - та сторона системного блока, на которую крепится сама плата, значит - снимать нам нужно крышку с противоположной стороны.

Наверное, это не нужно так подробно объяснять, но я вспомнил телефонный разговор со своим знакомым, который по моим подсказкам пытался разобрать свой компьютер. Первый нюанс возник именно тогда, когда я на свою реплику о том, что надо снять боковую крышку услышал: "Снял, там - железная стенка!" :)

Продолжаем. Кладем наш системный блок на бок (так будет удобнее) и посмотрим на предстоящий фронт работ поближе:


Красным у нас здесь обозначены разъемы питания, идущие от блока к материнской плате и другим устройствам компьютера. Их все нам нужно будет отсоединить.

Обратите внимание : на разъемах, находящихся непосредственно на материнской плате есть специальные пластмассовые защелки, фиксирующие их положение в гнезде. Их надо отогнуть, прижав пальцем вверху, и потом извлечь разъем из платы.

Совет : для того чтобы легко отсоединить питание дисковода его разъем надо немного приподнять вверх.

После того, как мы отсоединили все кабели питания, нам нужно будет отвернуть четыре болта с тыльной стороны системного блока. Они показаны на фото ниже:


После этого можно уже вытащить блок питания из корпуса. Снизу он имеет еще четыре небольших винта, которыми крепится его защитная крышка:


Отвинчиваем и их. Поднимаем освободившуюся часть кожуха и наблюдаем под ней примерно такую картину:


Справа обозначен вентилятор блока питания, который не крутится. Что мы здесь еще видим? Сверху (зеленая) - управляющая плата преобразования переменного тока 200 V (из розетки) в постоянный 12, 5 и 3 Вольта (внутри компьютера). Чуть ниже слева - два алюминиевых радиатора системы охлаждения блока питания. Под ними - конденсаторы и дроссели системы защиты и стабилизации напряжения.

На этом этапе очень желательно продуть блок питания от пыли с помощью пылесоса (поставленного на выдув) или же - специального баллончика со сжатым воздухом.

Продолжаем. Теперь мы должны снять вентилятор блока питания. Поворачиваем его к себе стороной, на которой расположено гнездо питания и видим четыре крепежных шурупа.



Защитная решетка на блоке питания может сниматься, а может быть частью самого защитного кожуха. В нашем случае она выполнена в виде отдельного элемента. Выкрутив шурупы, мы достигли главного - добрались до неработающего вентилятора блока питания!

Берем его на ладонь (возможно на этом этапе по нему придется "пройтись" мягкой кисточкой для удаления скопившейся пыли с поверхности или воспользоваться ватой с одеколоном) и обращаем внимание на цветную круглую этикетку возле проводов. Ее можно видеть на фото выше в центре под защитной решеткой. Она, как Вы догадались, выполняет не просто эстетическую функцию.

Чтобы убедиться в этом - поддеваем ее край и отгибаем (не до конца) в сторону.


Под ней мы можем видеть "заглушку", выполненную либо из резины, либо - из пластмассы. Именно она и сам "стикер" (наклейка) служат препятствием на пути попадания пыли в подшипник вентилятора.

Если "заглушка" сделана из резины, то поддеть ее не составит труда, если же Вы столкнетесь с пластмассовой, то для ее извлечения придется воспользоваться чем-то тонким и прочным (идеально подойдет иголка).

И вот после этого нам понадобится то, что поможет нам в случае, когда не работает вентилятор блока питания. Это - обыкновенное машинное масло. В данном случае - масло для швейных машин, в народе называемое "веретенка". Его можно без проблем найти в хозяйственных магазинах.

Снимаем колпачок, срезаем часть пластмассы под ним и выдавливаем небольшое его количество на стопорное кольцо вентилятора системного блока, как показано на фото ниже.


Совет: покачайте вентилятор рукой (вперед-назад), давая маслу попасть внутрь подшипника. Добейтесь, таким образом, его плавного и беспрепятственного движения и вращения. Иногда при этом бывает нужно приложить определенное физическое усилие, но Вы постарайтесь. Вентилятор обязательно должен плавно двигаться вперед-назад на несколько миллиметров, это - залог его длительной работы без вмешательства в будущем.

Если машинное масло стечет внутрь вентилятора - добавьте еще немного. В идеале масла должно быть столько, чтобы оно слегка покрывало стопорное кольцо системы вращения.

После всех перечисленных выше манипуляций, нам остается только аккуратно собрать всю конструкцию в обратном порядке. Если наклейка (стикер) вдруг не будет приклеиваться обратно - удалите ее полностью и воспользуйтесь самоклеющейся (с одной стороны) плотной бумагой. Такие продаются в любом канцелярском магазине. Или, в крайнем случае, - скотчем.

Если ось вращения вентилятора очень сильно загрязнена и он никак не проворачивается, то нам придется снять саму крыльчатку (лопасти со стержнем-основой). Для этого нужно будет извлечь стопорное пластиковое кольцо (его хорошо видно на фото выше). Аккуратно подцепите его иголкой возле места разреза и выньте с помощью пинцета. Потом - потяните за центральную часть вентилятора с противоположной стороны и вытащите крыльчатку. Хорошо очистите от грязи обе плоскости и смажьте маслом стержень-основу. Аккуратно соберите конструкцию обратно, стараясь не сломать стопорное кольцо.

Также (при сильном загрязнении) весьма рекомендую закапать внутрь вентилятора некоторое количество растворителя «Калоша» или любого другого очищенного нефраса на бензиновой основе (например, «Уайт-спирит»). Состав растворит грязь, обезжирит и промоет подшипник. После этого нужно будет дать ему немного времени, чтобы испариться (высохнуть) или же, помочь ему сделать это с помощью обычного бытового фена.

Совет : растворитель из первоначальной емкости лучше залить в шприц с тонкой иглой (5 кубиков) и делать "инъекцию" вентилятору уже через него. Так будет значительно удобнее.

Все что я говорил выше по поводу не работающих вентиляторов и методов устранения этой неисправности, есть описание стандартного процесса, который мы применяем в нашем IT отделе на работе. Что называется, ремонт по быстрому! Там это нужно делать реально быстро и как можно с меньшими финансовыми затратами. Что - логично!

Если же Вы ремонтируете заклинивший вентилятор на своем домашнем компьютере или ноутбуке, то я бы советовал использовать вместо машинного масла такую замечательную вещь, как силиконовая смазка ! Ее часто применяют для смазывания различных трущихся деталей внутри принтеров. Выглядит она примерно вот так:

По сравнению с маслом, обладает гораздо лучшими свойствами, и (что важно) смазанная деталь гораздо дольше не требует повторной обработки. То есть: смазали и надолго забыли! Стоит силиконовая смазка, конечно, дороже чем масло, но мы же делаем это для себя, правда? :)

Как видите, если не работает вентилятор блока питания, (если вентилятор блока питания сильно шумит), то подобная неисправность достаточно легко устраняется в домашних условиях, без привлечения специалиста. Потому что, как и в большинстве случаев, здесь ничего сложного нет, просто нужно один раз сделать все самому, чего Вам и желаю!

© 2024 staren.ru
Портал о ремонте