Сложноподчиненное с придаточным следствия. Сложноподчиненные предложения с обстоятельственным придаточным

1. Вопросы: придаточные следствия отвечают на вопрос что из этого следует?

2. Средства связи: придаточные следствия прикрепляются к главному предложению при помощи союза так что .

3. Место в предложении: придаточные следствия стоят после главного предложения.

Снег становился всё белее и ярче , так что ломило глаза, глядя на него (Л. Толстой).

, (так что - союз).

Обратите внимание!

1) Так что - единственный союз, который употребляется в придаточных следствия, причём он используется только в этом типе придаточных.

2) Союз так что не может расчленяться на две части, как многие другие составные союзы. Он всегда полностью входит в состав придаточного. Если этот союз расчленить, то изменится не только структура предложения, но и значение придаточного.

Ср.: Он оделся тепло, так что мороз ему не страшен - придаточное следствия с союзом так что ; Он оделся так , что мороз ему не страшен - придаточное образа действия и степени, так - указательное слово в главном предложении, что - подчинительный союз в придаточном.

Примечание. В ряде пособий выделяются также придаточные присоединительные :

1) Вопросы: придаточные присоединительные отвечают на вопросы: каков вывод из этого? какова оценка этого? что можно отметить по поводу этого?

2) Средства связи: придаточные присоединительные прикрепляются к главному предложению при помощи союзных слов: что (в различных формах без предлогов и с предлогами), отчего, зачем, почему .

3) Место в предложении: придаточные присоединительные стоят после главного предложения, и в самом главном отсутствуют какие-либо указатели на следование за ними предложений этого типа (кроме интонации, показывающей, что предложение не закончено).

Главное предложение в сложноподчинённом предложении с придаточным присоединительным является законченным по форме и содержанию. Придаточное присоединительное содержит добавочное сообщение, оценку ситуации в главном предложении, вывод, отдельные замечания по поводу сообщения в главной части.

    Например:

    Такая [дикая, пустынная, неприветливая] тайга влияет на психику людей, что заметно было и по моим спутникам (Арсеньев). В данном случае в придаточном предложении приводится наблюдение, подтверждающее общее суждение, выраженное в главном предложении.

    Работая над яшмой, русские художники и мастера научились понимать и ценить камень, искать в нём самом художественный замысел, сливать идею художника со свойствами материала, что является одним из величайших достижений в истории камнерезного искусства (Ферсман). В данном придаточном предложении выражена оценка.

    для чего идёт по берегу (Арсеньев). В данном придаточном предложении дается добавочное сообщение.

В целом сложноподчинённые предложения с придаточными присоединительными близки по значению к сложносочинённым и бессоюзным сложным предложениям. Не случайно союзные слова что, отчего, зачем могут быть заменены указательными местоимениями и местоимёнными наречиями: что → это ; отчего → оттого ; зачем → затем .

Cр.: Уничтожив рыбу в одном каком-нибудь районе, выдра передвигается вверх или вниз по реке, для чего идёт по берегу. - Уничтожив рыбу в одном каком-нибудь районе, выдра передвигается вверх или вниз по реке, для этого идёт по берегу ).

План разбора сложноподчинённого предложения

  1. Указать тип сложного предложения (сложноподчинённое предложение).
  2. Назвать главное предложение и придаточное предложение (выделить грамматические основы).
  3. Указать, к чему относится придаточное предложение (ко всему главному предложению или к одному слову в главном предложении).
  4. Определить тип придаточного предложения.
  5. Указать средства связи: союз или союзное слово; указательное слово (если оно есть в главном предложении).
  6. Указать место придаточного предложения по отношению к главному предложению.
  7. Построить схему сложноподчинённого предложения.

Образец разбора

Молодые люди так потрясены этой встречей, что некоторое время молчат , глядя на нас (Гинзбург).

Предложение сложноподчинённое, состоит из двух простых. Главное предложение: Молодые люди так потрясены этой встречей , грамматическая основа - молодые люди потрясены . Придаточное предложение: что некоторое время молчат , глядя на нас ; грамматическая основа - молчат , опущено подлежащее молодые люди . Придаточное относится к сказуемому потрясены , выраженному кратким причастием. Придаточное образа действия и степени. Средства связи - союз что и указательное слово так (в главном предложении). Придаточное предложение стоит после главного.

[кр. прич. + указ. сл.], (что - союз).
образа действия и степени

На этом уроке вы узнаете, что такое придаточное следствия в сложноподчинённом предложении, узнаете, на какие вопросы отвечает придаточное следствия, где стоит в предложении, научитесь находить в предложениях придаточные следствия и отличать их от похожих конструкций.

Снег всё становился белее и ярче, так что ломило глаза (рис. 2).

В этом предложении союз так что присоединяет придаточную часть со значением следствия.

Рис. 2. Деревья в снегу ().

Придаточное следствия имеет следующие особенности:

  • указывает на следствие, вывод, вытекающий из главной части;
  • отвечает на вопрос что из этого следует? ;
  • прикрепляется к главной части предложения при помощи союза так что ;
  • находится только в постпозиции относительно главного предложения.

В них было много молодого задору, так что любое дело им казалось по плечу (рис. 3).

Рис. 3. Молодые люди ().

Необходимо отличать предложения с придаточными следствия от других, схожих синтаксических структур.

Рассмотрите предложение:

Я опоздал на поезд, так что свидание отменяется (рис. 4).

Это сложноподчинённое предложение с придаточным следствия, так как:

  • во-первых, налицо смысловые отношения между частями предложения (причина и следствие из неё);
  • во-вторых, союз так что можно заменить словами следовательно , поэтому .

Это сложноподчинённое предложение с придаточным следствия.

Рис. 4. Опоздавшие на поезд ().

Рассмотрите другое предложение:

Я опоздал так, что стыдно было уже и появляться на пороге кабинета (рис. 5).

Это сложноподчинённое предложение с придаточным меры и степени. Конечно, имеется добавочное значение следствия, так как к главной части мы задаём вопрос от придаточной в какой мере? В первой (главной) части есть указательное слово так . Именно оно позволяет нам сказать, что это будет придаточное меры и степени. Не путайте придаточные следствия и придаточные меры и степени, в котором обязательно должно стоять указательное слово.

Рис. 5. Опоздавший подчинённый и начальник ().

Чтобы потренироваться, обратитесь к дополнительным материалам этого урока.

Список литературы

1. Русский язык: Учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений/ С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов, Л.А. Чешко. М.: Просвещение, 2011.

2. Русский язык. 9 кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений /М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. - М.: Дрофа, 2011.

3. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. - М.: 2012.

2. Интернет-сайт фестиваля педагогических идей «Открытый урок» ()

Домашнее задание

1. Назовите особенности придаточных следствия в сложноподчинённом предложении.

2. Найдите предложения с придаточными следствия.

Он слушал так, что всё запомнил.

Дом стоял на косогоре, так что окна в сад были очень низко от земли.

В том, что деньги пропали, уже никто не сомневался.

Я люблю её так, что словами всего и не скажешь.

Ветер воет во всю мочь, так что я у себя не мог спать.

3. Придумайте пять сложноподчинённых предложений с придаточными следствия. Запишите их.

1. Вопросы: придаточные цели отвечают на вопросы зачем? для чего? с какой целью?

2. Средства связи: придаточные цели прикрепляются к главному предложению союзами: чтобы, дабы, с тем чтобы, затем чтобы, для того чтобы , союзами-частицами только бы, лишь бы и др.

Составные союзы с тем чтобы, затем чтобы, для того чтобы и др. могут полностью выполнять функцию союза. Однако в зависимости от смысла и логического ударения составной союз может разбиваться на две части. Первая часть входит в состав главного предложения и является указательным словом - обстоятельством цели: с тем, для того, затем и др.; вторая часть составного союза (чтобы ) остается в придаточном предложении и самостоятельно выполняет функцию простого подчинительного союза. Запятая в этом случае ставится один раз - в середине составного союза.

Общие правила расчленения составного союза на указательное слово и простой подчинительный союз см. п. 2.4. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с одним придаточным .

3. Место в предложении: придаточные цели могут стоять после главного предложения, перед главным предложением, в середине главного предложения.

    Для того [с какой целью?], чтобы войти в Пришвина, разговориться с ним, надо замедлить течение своей души (Солоухин).

    [указ. сл., (чтобы - союз), ].

    Он употребил свое красноречие [с какой целью?], дабы отвратить Акулину от её намерения (Пушкин).

    , (дабы - союз).

    Командир бригады принял решение прекратить преследование до рассвета [с какой целью?], с тем чтобы к утру подтянуть резервы (Шолохов).

    , (с тем чтобы - союз).

2.2. Придаточные предложения, которые относятся к одному слову в главном предложении

2.3. Придаточные предложения, которые относятся ко всему главному предложению

Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными причины и следствия (2 часа)

Технологии развития критического мышления через чтение и письмо

Сопутствующая тема – музеи

Цели:

  1. Формирование навыка узнавания и характеристики СПП с придаточными причины и следствия.
  2. Закрепление пунктуационных навыков.
  3. Закрепление умения конструировать предложения по заданному условию.
  4. Совершенствование умения выполнять тестовую работу.
  5. Формирование эстетического вкуса на примере музейной тематики.

Оборудование:

  1. Карточки с текстом и тестовыми заданиями.
  2. Толковый словарь С. И. Ожегова.
  3. Презентация
  4. Компьютер, мультимедийный проектор.

Ход урока:

  1. Оргмомент. (слайд 1)
  2. Актуализация имеющихся знаний.
  1. Стадия вызова.

А) Прием «Верные и неверные утверждения» (слайд 2)

На слайде записаны различные утверждения. Прочитайте только те, которые считаете верными.

1) СПП состоит из двух частей – главной и придаточной. Да

2) Изъяснительные придаточные – одна из групп обстоятельственных. Нет

3) Придаточное причины – одна из групп обстоятельственных. Да

4) Придаточное следствия – одна из групп обстоятельственных. Да

5) Придаточные причины и следствия присоединяются к главной части Нет

при помощи союзов и союзных слов.

6) Придаточные причины и следствия очень близки друг другу по смыслу. Да

Б) Совместное определение темы и целей урока.

Определите тему нашего урока.

Какие цели мы должны перед собой поставить?

(Научиться узнавать СПП с придаточными причины и следствия, ставить в них знаки препинания, строить схемы, различать их. Понять, чем они близки друг другу.)

  1. Изучение нового материала.
  1. Стадия осмысления.

А) Прием «Кластер» (слайд 3)

(Составляем опорную схему. Все, о чем говорим, фиксируем.)

Объясните различие в лексическом значении слов причина и следствие. (Если затрудняетесь, воспользуйтесь Толковым словарем С. И. Ожегова).

Придумайте предложения с этими словами, употребив их в качестве терминов.

Перечислите подчинительные союзы, передающие отношения причины и следствия.

Установите стилистическую окраску названных союзов. (Если затрудняетесь, воспользуйтесь текстом упр. 179.)

Составьте модели СПП с придаточными причины и следствия. Сравните их.

Из 2-х простых предложений составьте сначала СПП с придаточным причины, а затем СПП с придаточным следствия.

Мы создали в школе краеведческий уголок.

Сравните полученные предложения.

Составленная схема может выглядеть так: (слайд 4)

  1. Стадия рефлексии. (слайд 5)

А) Работа с учебником.

Прочитайте теоретические сведения на странице 111-112.

Какая информация вам была известна?

Что нового вы узнали?

Какая информация для вас осталась не понятна?

Б) Вывод:

Сложноподчиненные предложения с придаточными причины и следствия тесно связанны между собой, так как в одной части выражается причина, в другой – следствие (в сложноподчиненных с придаточными причины в главной части – следствие, в придаточной – причина, в сложноподчиненных с придаточным следствия наоборот: главная часть – причина, придаточная – следствие).

В) Работа с текстом и выполнение занятий. (слайд 6)

Сегодня наш разговор пойдет о музеях. Совсем недавно было принято решение об учреждении Международного дня музеев. В 150 странах мира этот праздник уже отмечался 18 мая. Музей – это наша история, это те места, где хранятся самые ценные вещи, когда-либо изобретенные и созданные природой или человеком.

  • Чтение текста.

(1)Музеи...(2)Исторические, краеведческие, художественные, литературные, военные, школьные... (3)Сколько их по всей стране!

(4)3ачем они? (5)Когда возникли? (б)Почему в музеи идут и идут люди?

(7)Ты входишь в музей... (8)Необыкновенное чувство овладевает тобой. (9)Ты невольно сдерживаешь шаг, стараешься ступать тихо, говорить шёпотом, чтобы не потревожить святую тишину залов, где со всех сторон на тебя смотрит история.

(10)Сама история и вызвала к жизни музеи. (11)И они имеют свою историю. (12)Сейчас невозможно восстановить, кто первый стал собирать уникальные предметы. (13)А вот время и место появления первых собраний удалось узнать благодаря тем же музеям, так как их возникновение восходит к XVI-XVIII векам.

(14)Создание первого русского музея связано с эпохой Петра I. (15)Бурное развитие научных знаний в XVIII веке вызвало необходимость сбора материалов по естественной истории. (16)В 1714 году в Петербурге была основана Кунсткамера, где сосредоточились «диковинные» образцы минералов, растительного и животного мира, предметы древности,

(17)К началу XVIII века относится и образование первых военно-патриотических собраний: коллекций старинного оружия, военного снаряжения, моделей, чертежей, трофеев. (18)Эти собрания легли в основу ныне действующих в Санкт-Петербурге Военно-патриотического музея и Центрального военно-морского музея. (19)Создание собраний подобного типа вызвано практическими и политическими потребностями, так как довольно рано общество осознало, что музейные собрания можно использовать в целях идеологического воздействия. (20)Так, сокровища Оружейной палаты в Москве демонстрировались как доказательство могущества и богатства России. (21)Коллекция военных собраний в Петербурге служила прославлению военной мощи государства.

(22)В связи с развитием исторической науки и её разделов - археологии, этнографии, нумизматики - в XIX веке стало совершенствоваться и музейное дело. (23)Музеи стали выполнять функцию лабораторий для исследований, хранилищ исторических источников.

(24)В наше время благодаря радио, телевидению и печати люди получают огромный объём информации, и часто многое ускользает от внимания. (25)Приобретение знаний в музее происходит на основе чувственных впечатлений, наглядно-образного мышления. (27)Высшей формой эмоционального воздействия на посетителей музея следует назвать возникновение чувства сопричастности к тому, что было.

(М.Канн)*

  • Тестовые задания: (слайд 7)

1. Какой вариант содержит ответ на вопрос «Что является наиболее полным источником информации для современного человека?»

  1. музеи, книги
  2. средства массовой информации, музеи
  3. окружающая действительность
  4. книги, окружающая действительность

2. В каких предложениях содержится ответ на вопрос «Какую функцию стали выполнять музеи?»

1)10,15 2)15,19 3)19,24 4)21,24

3. Какое значение имеет слово НУМИЗМАТИКА в прочитанном тексте (предложение № 22)?

  1. раздел науки, изучающий историю монет, денежных слитков, медалей
  2. раздел науки, изучающий материальную и духовную культуру народов
  1. раздел науки, изучающий совокупность народных обрядовых действий
  2. раздел науки, изучающий памятники старины

4. В каком варианте ответа средством речевой выразительности является парцелляция?

  1. Музеи... Исторические, краеведческие, художественные, литературные, военные, школьные...
  2. Зачем они? Когда возникли?
  3. Ты входишь в музей... Необыкновенное чувство овладевает тобой.
  4. Сама история и вызвала к жизни музеи. И они имеют свою историю.
  1. Замените слово МОЩЬ из предложения 21 стилистически нейтральным синонимом (словом или словосочетанием). Напишите этот синоним.
  2. Из предложений 1-10 выпишите слово(-а), в котором(-ых) правописание букв О - Е (Ё) после шипящих в корне зависит от проверочного слова.
  3. Из предложений 1-9 выпишите слово, правописание приставки в котором зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой.
  4. Из предложений 16-21 выпишите слово(-а), правописание суффикса в котором(-ых) определяется правилом В отымённых прилагательных, образованных от основы на -н при помощи суффикса -Н-, пишется две буквы НН.
  5. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все знаки препинания. Выпишите цифры, обозначающие знаки препинания при однородных членах.

К началу XVIIIвека относится и образование первых военно-патриотических собраний:(1) коллекций старинного оружия,(2) военного снаряжения, (3) моделей, (4) чертежей, (5) трофеев.

  1. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(ы), которая(-ые) указывает(-ют) на запятую(-ые), обозначающую(-ие) сочинительную связь между частями сложного предложения.

В наше время благодаря радио,(1) телевидению и печати люди получают огромный объём информации,(2) и часто многое ускользает от внимания.

Высшей формой эмоционального воздействия на посетителей музея следует назвать возникновение чувства сопричастности к тому,(3) что было.

  1. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения.

Ты невольно сдерживаешь шаг,(1) стараешься ступать тихо,(2) говорить шёпотом, (3) чтобы не потревожить святую тишину залов, (4) где со всех сторон на тебя смотрит история.

  • Дополнительные задания к тексту. (слайд 8)

Прочитайте 6 предложение. Ответьте на поставленный в нем вопрос сложноподчиненным предложением с придаточным причины. Перестройте его в СПП с придаточным следствия. Что изменилось с грамматической точки зрения? С точки зрения содержания?

Найдите в тексте все СПП с придаточными причины, выпишите их, подчеркните грамматические основы, постойте схемы.

(13)А вот время и место появления первых собраний удалось узнать благодаря тем же музеям, так как их возникновение восходит к XVI-XVIII векам.

, (так как).

(19) Создание собраний подобного типа вызвано практическими и политическими потребностями, так как довольно рано общество осознало , что музейные собрания можно использовать в целях идеологического воздействия.

, (так как), (что).

Г) Запись под диктовку.

Существуют и необычные музеи. Например, в Туле – музей самоваров, в Суздале – музей огурца, в Переславле Залесском – музей утюга, в Мышкине – музей мыши, в Тамбове – музей волка, в Новосибирске – музей Солнца, в Москве – музей «Русские валенки», в Санкт-Петербурге – музей воды. Во всем мире открыты сотни, тысячи самых необыкновенных музеев, так что все и не перечесть.

Объясните знаки препинания.

Произведите подробный разбор последнего предложения.

  1. Итог урока.

В чем же сходство СПП с придаточным причины и придаточным следствия? Чем они различаются?

  1. Домашнее задание. (слайд 9)

§ 20.

Найдите в Интернете материал об одном из необычных музеев. Напишите эссе на тему «Зачем нужен музей …?»

Понятие «эссе» повторите в § 32 из раздела «Речь».


Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными цели.

Технология проблемного обучения

Сопутствующая тема --Роль языка в жизни общества

Цели:

  1. Формирование навыка узнавания и характеристики СПП с придаточным обстоятельственным цели.
  2. Закрепление навыка постановки запятой между частями СПП.
  3. Совершенствование навыка комплексного анализа текста.
  4. Формирование умения употреблять СПП с придаточными обстоятельственными цели в своей устной и письменной речи.
  5. Формирование умения находить пути решения проблемы, формулировать гипотезы.
  6. Воспитание интереса к изучению родного языка.

Оборудование:

  1. Презентация
  2. Карточки с текстами для работы на уроке и для домашней работы.

Ход урока:

  1. Оргмомент. (слайд 1)
  2. Подготовка к восприятию нового материала. Постановка и решение проблемы.

Запишите под диктовку предложение.

Язык , чтобы оставаться средством общения , должен постоянно развиваться.

(А. Корнилов)

О чем говорится в предложении? Определите сопутствующую тему урока.

(Роль языка в жизни общества)

Произведите полный синтаксический разбор предложения по схеме на стр. 66.

(пов., невоскл., глав. часть – 1, придат. часть – 2, придаточная часть внутри главной, придаточное со значением цели, союз – чтобы.

[ , (чтобы), ].

Сформулируйте и запишите тему нашего урока.

(СПП с придаточными обстоятельственными цели)

  1. Изучение нового материала.
  1. Самостоятельное изучение нового материала на стр. 104. Составление опорного конспекта «ВОПРоС» (слайд 2)

В – вопросы (зачем? С какой целью?)

О – относится (ко всей главной части)

П – присоединяется (союзы: чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, дабы, лишь бы)

Р – разделяется запятой

С – стоит (местоположение свободное)

  1. Лингвистический рассказ по опорному конспекту о СПП с придаточным обстоятельственным цели.
  1. Закрепление изученного
  1. Конструирование предложений. (слайд 3)

Продолжите начатые предложения.

Мы должны изучать родной язык,

Нужно так относиться к родному языку, чтобы…

С помощью языка передается опыт поколений,

Прочитайте получившиеся предложения. Найдите среди них СПП не с придаточным цели (№2). Определите его вид (образа действия). Сделайте вывод.

(Союз ЧТОБЫ – многозначный)

  1. Комплексный анализ текста.

Зачем нужен язык? Для чего человеку членораздельная речь?

Во-первых, язык нужен для того, чтобы люди могли обмениваться мыслями при всякого рода совместной деятельности. Он нужен как средство общения. Правда, кроме языка, для этой цели могут использоваться и другие средства, например, система знаков, регулирующих уличное движение.

Во-вторых, язык нужен для того, чтобы закреплять и сохранять коллективный опыт человечества, достижения общественной практики. Когда Архимед открыл свой знаменитый закон, то первое, что он сделал, -- сформулировал этот закон в словах, выразил свою мысль так, что она стала доступной для понимания и его современникам, и нам – его далеким потомкам. Когда вы учитесь в школе, вы усваиваете достижения общественного опыта по учебникам, где необходимые сведения изложены в языковой форме.

Наконец, в-третьих, язык нужен для того, чтобы человек мог с его помощью выразить свои мысли, чувства, эмоции. Например, в стихах человек передает самые сокровенные мысли, чувства, переживания. И все это благодаря языку.

Без языка не было бы самого человека, потому что все то, что есть в нем человеческого, связано с языком, выражается в языке и закрепляется в языке.

А. Леонтьев.

Задания: (слайд 4)

1)Определите тему и основную мысль текста. Согласны ли вы с мнением автора?

2) Определите тип и стиль речи.

3)Произведите различные виды разбора:

1 ряд – фонетический разбор слова ЯЗЫК

2 ряд – морфемный разбор слова ЧЛЕНОРАЗДНЛЬНАЯ

3 ряд – орфографический разбор слова ИСПОЛЬЗОВАТЬСЯ

4) Найдите все СПП, укажите их вид.

5) Выпишите в тетрадь СПП с придаточными обстоятельственными цели, произведите их синтаксический разбор.

Во-первых, язык нужен для того, чтобы люди могли обмениваться мыслями при всякого рода совместной деятельности.

Во-вторых, язык нужен для того, чтобы закреплять и сохранять коллективный опыт человечества, достижения общественной практики.

Наконец, в-третьих, язык нужен для того, чтобы человек мог с его помощью выразить свои мысли, чувства, эмоции.

[ для того ], (чтобы).

  1. Продолжение текста.

V.Подведение итогов урока.

VI. Домашнее задание (слайд 5)

§ 18

Работа по карточке

Прочитайте текст. Напишите, как вы проводите свое свободное время. Для чего занимаетесь тем или иным видом деятельности? Используйте в своей работе СПП с придаточными обстоятельственными цели.

Допустим, человек разносторонне одарен от природы, все мгновенно понимает и запоминает. Но ведь на то он и человек, чтобы непременно спросить: Это просто интересно или это мне для чего-нибудь нужно?» Вопрос о том, для чего нужно то или иное знание, совершенно естественный и законный. И пусть лучше он возникнет раньше, чтобы избежать горьких разочарований в напрасно затраченных усилиях или сожалений о неиспользованном времени.

И. Милославский


© 2024 staren.ru
Портал о ремонте