Краткие описания шумерских городов. Древний мир

Шумерские цари страны Лагаш (SHIR.BUR.LA ki) правили на территории ок. 3000 км², к югу от собственно страны Шумер.

О древнейшей истории Лагаша известно мало. В Раннединастический период столица нома была перенесена из города Лагаша (букв. «Место ворон» , совр. Эль-Хибба) в Гирсу (совр. Телло), где был построен храм верховного божества этого нома Нин-Нгирсу. Кроме городов Гирсу и собственно Лагаш (или Урукуга букв. «Священный город» - эпитет Лагаша), в состав этого нома входил ещё целый ряд более или менее крупных поселений, по всей видимости, обнесённых стенами: Нина (или Сираран), Кинунир, Уру, Киэш, Э-Нинмар, Гуаба и др. Политическая и экономическая жизнь была сосредоточена в храмах, посвящённых Нин-Нгирсу, его божественной супруге Бабе (Бау), богине законодательства Нанше , богине Гештинанне, исполнявшей обязанности «писца страны без возраста» , и Гатумдуг - богине матери Лагаша.

Лагашские правители носили титул энси и получали от совета или народного собрания звание лугаля (царя) только временно, вместе с особыми полномочиями, на время важного военного похода или проведения каких-либо других важнейших мероприятий.

1-я династия Лагаша

Первым известным в истории царём Лагаша считается Ур-Нанше . Он также был родоначальником 1-ой династии Лагаша . Ур-Нанше заложил основы будущего могущества Лагаша так как способствовал укреплению земледелия, постройке оборонительных стен вокруг древнего Лагаша, и возведению новых храмов.

В 25 - 24 вв. до н. э. идёт усиление нома Лагаш. В то время там правила I династия правителей Лагаша. По богатству лагашское государство уступало разве только южношумерскому государству Уру -Уруку . Лагашский порт Гуаба (букв. «Берег моря» ) соперничал с Уром в морской торговле с соседним Эламом и Индией. Лагашские правители не менее прочих мечтали о гегемонии в Нижней Месопотамии, но путь к центру страны преграждал им соседний город Умма . С Уммой к том же в течение многих поколений шли кровавые споры из-за пограничного между этими двумя номами плодородного района Гуэдену.

Эанатум

Следующим великим царём Лагаша можно считать Эанатума . При нём Лагаш начал усиливаться. В его царствование давний враг Лагаша, город Умма , отложился от него и начал войну с лагашцами. Двое энси (правителя) Уммы, Ур-Лума и Энкале , совершали военные походы против Лагаша, но оба окончились неудачей. Эанатум покорил уммийцев и вновь заставил их выплачивать дань Лагашу.

Эанатум также совершил несколько военных походов в Междуречье, покорив города Урук и Ур . Вскоре ему пришлось столкнуться с опасной коалицией северных шумерских городов и эламитов . Города Киш , Акшак , Мари и эламиты объединили свои силы и напали на Лагаш. Эанатум смог разбить врагов и прогнать эламитов, а шумерские города привёл к покорности. Когда он умер, Лагаш стоял на вершине могущества в Междуречье.

После смерти Эанатума, власть в стране принял его брат Энаннатум I , затем его сын Энметена . Около 2350 до н. э. ему пришлось вести повторные войны с Уммой, так как уммийцы продолжали враждовать с Лагашем из за полосы Гуэден. Энметена смог победить Умму и поставить там своего правителя. Но уммийцы, видимо, сумели сохранить независимость и продолжали враждовать с Лагашем.

Жрецы бога Нин-Нгирсу

В то время вторыми по могуществу лицами в Лагаше были верховные жрецы бога Нин-Нгирсу. После пресечения рода царя Ур-Нанше верховную власть в Лагаше (около 2340 до н. э.) забрал в свои руки некто Дуду, кто был жрецом бога Нин-Нгирсу. Его наследники Энентарзи и Лугальанда были весьма непопулярными правителями, об их правление в Лагаше осталась очень недобрая память. И Энентарзи и Лугальанда более пеклись о преумножении своего богатства. Не менее 2/3 храмовых хозяйств перешли во владение правителя - энси, его жены и детей. Лагашцы облагались тяжёлыми податями и налогами, которые разоряли население. Владычество жрецов длилось до 2318 до н. э., когда Лугальанда был низложен новым царём Лагаша - реформатором Уруинимгиной .

Правление Уруинимгины


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Лагаш" в других словарях:

    Древнее государство в Шумере (на территории современного Ирака) с одноимённой столицей (ныне Эль Хиба). Включало ряд крупных поселений: Гирсу с храмом его покровителя бога Нингирсу, Лагаш и др. В 25 в. до н.э. государство расширилось. Достигло… … Исторический словарь

    Древнее государство и город в Шумере (на территории современного Южного Ирака). Включало ряд поселений: собственно Легаш (современное городище Эль Хиба), Гирсу (современное городище Телло) и др. Переживало расцвет в XXVI XXIV вв. до н. э … Художественная энциклопедия

    ЛАГАШ, государство в Шумере (на территории современного Ирака) с одноименной столицей (современный Эль Хиба). Расцвет в 26 24 вв. и в 22 в. до нашей эры (при Гудеа) … Современная энциклопедия

    Древнее государство в Шумере (на территории современного Ирака) с одноименной столицей (современный Эль Хиба). Первые поселения в кон. 5 го тыс. до н. э., расцвет в 26 24 вв. и в 22 в. (при Гудеа). С 21 в. до н. э. утратил значение.… … Большой Энциклопедический словарь

    Лагаш - ЛАГАШ, государство в Шумере (на территории современного Ирака) с одноименной столицей (современный Эль Хиба). Расцвет в 26 24 вв. и в 22 в. до нашей эры (при Гудеа). … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Древнее государство в Шумере (на территории современного Ирака) с одноименной столицей (современная Эль Хиба). Первые поселения в конце 5 го тысячелетия до н. э., расцвет в XXVI XXIV вв. и в XXII в. (при Гудеа). С XXI в. до н. э. утратил значение … Энциклопедический словарь

Поселение Лагаш возникло, по-видимому, на рубеже 5 - 4 тысячелетий до н. э.

Долгое время считалось, что древний город Лагаш соответствовал городищу Телло (древний Гирсу), но сейчас учёные локализуют его в Тель Эль-Хибба, грандиозном городище в 480 гектаров в 20 км к юго-востоку от Телло и 15 км к востоку от современного города Шатра.

Шумерские цари страны Лагаш (SHIR.BUR.LA ki) правили на территории ок. 3000 км2, к югу от собственно страны Шумер.

О древнейшей истории Лагаша известно мало. В Раннединастический период столица нома была перенесена из города Лагаша (букв. «Место ворон» , совр. Эль-Хибба) в Гирсу (совр. Телло), где был построен храм верховного божества этого нома Нин-Нгирсу. Кроме городов Гирсу и собственно Лагаш (или Урукуга букв. «Священный город» - эпитет Лагаша), в состав этого нома входил ещё целый ряд более или менее крупных поселений, по всей видимости, обнесённых стенами: Нина (или Сираран), Кинунир, Уру, Киэш, Э-Нинмар, Гуаба и др. Политическая и экономическая жизнь была сосредоточена в храмах, посвящённых Нин-Нгирсу, его божественной супруге Бабе (Бау), богине законодательства Нанше, богине Гештинанне, исполнявшей обязанности «писца страны без возраста» , и Гатумдуг - богине матери Лагаша.

Лагашские правители носили титул энси и получали от совета или народного собрания звание лугаля (царя) только временно, вместе с особыми полномочиями, на время важного военного похода или проведения каких-либо других важнейших мероприятий.

1-я династия Лагаша

Первым известным в истории царём Лагаша считается Ур-Нанше. Он также был родоначальником 1-ой династии Лагаша. Ур-Нанше заложил основы будущего могущества Лагаша так как способствовал укреплению земледелия, постройке оборонительных стен вокруг древнего Лагаша, и возведению новых храмов.

В 25 - 24 вв. до н. э. идёт усиление нома Лагаш. В то время там правила I династия правителей Лагаша. По богатству лагашское государство уступало разве только южношумерскому государству Уру-Уруку. Лагашский порт Гуаба (букв. «Берег моря» ) соперничал с Уром в морской торговле с соседним Эламом и Индией. Лагашские правители не менее прочих мечтали о гегемонии в Нижней Месопотамии, но путь к центру страны преграждал им соседний город Умма. С Уммой к том же в течение многих поколений шли кровавые споры из-за пограничного между этими двумя номами плодородного района Гуэдену.

При царе Лагаша, Эанатуме который правил около 2400 до н. э. Лагаш смог победить в этой борьбе и покорить Умму. Лагашцы смогли подчинить соседние города Ур, Адаб, Акшак и также совершать походы в Элам.

Эанатум

Следующим великим царём Лагаша можно считать Эанатума. При нём Лагаш начал усиливаться. В его царствование давний враг Лагаша, город Умма, отложился от него и начал войну с лагашцами. Двое энси (правителя) Уммы, Ур-Лума и Энкале, совершали военные походы против Лагаша, но оба окончились неудачей. Эанатум покорил уммийцев и вновь заставил их выплачивать дань Лагашу.

Эанатум также совершил несколько военных походов в Междуречье, покорив города Урук и Ур. Вскоре ему пришлось столкнуться с опасной коалицией северных шумерских городов и эламитов. Города , Акшак, и эламиты объединили свои силы и напали на Лагаш. Эанатум смог разбить врагов и прогнать эламитов, а шумерские города привёл к покорности. Когда он умер, Лагаш стоял на вершине могущества в Междуречье.

После смерти Эанатума, власть в стране принял его брат Энаннатум I, затем его сын Энметена. Около 2350 до н. э. ему пришлось вести повторные войны с Уммой, так как уммийцы продолжали враждовать с Лагашем из за полосы Гуэден. Энметена смог победить Умму и поставить там своего правителя. Но уммийцы, видимо, сумели сохранить независимость и продолжали враждовать с Лагашем.

Жрецы бога Нин-Нгирсу

В то время вторыми по могуществу лицами в Лагаше были верховные жрецы бога Нин-Нгирсу. После пресечения рода царя Ур-Нанше верховную власть в Лагаше (около 2340 до н. э.) забрал в свои руки некто Дуду, кто был жрецом бога Нин-Нгирсу. Его наследники Энентарзи и Лугальанда были весьма непопулярными правителями, об их правление в Лагаше осталась очень недобрая память. И Энентарзи и Лугальанда более пеклись о преумножении своего богатства. Не менее 2/3 храмовых хозяйств перешли во владение правителя - энси, его жены и детей. Лагашцы облагались тяжёлыми податями и налогами, которые разоряли население. Владычество жрецов длилось до 2318 до н. э., когда Лугальанда был низложен новым царём Лагаша - реформатором Уруинимгиной.

Правление Уруинимгины

Приход власти Уруинимгина (правивший в 2318 до н. э. - 2311 до н. э.) был хотя и бескровным, но довольно насильственным. Предыдущий энси Лугальанда, которой разорял страну поборами, был им низложен. Простое население Лагаша, видимо, привествовало эту смену власти. Уруинимгина действительно был довольно популярным правителем. Он снизил многие налоги и не разрешал чиновникам грабить народ. Он также возвратил многие захваченные частными лицами земли, храмам, что, видимо, могло способствовать умиротворению жреческого сословия Лагаша. При Уруинимгине лагашцы опять вели тяжёлые войны с их давними соперниками - уммийцами, от которых Лагаш потерпел нескольно унизительных поражений. Хотя войны эти так и закончились ничем, Лагаш был довольно ослаблен. Когда в 2311 до н. э. в Лагаш вторглись войска великого царя Шаррумкена (Саргона Великого), основателя Аккадского государства, Лагаш не имел сил чтобы успешно противостоять нашествию. Нгирса - столица Лагаша была захвачена, а сам Уруинимгина пропал без вести. Лагаш более чем на столетие попал под власть Аккада. 1-я Династия Лагаша, таким образом, прекратила своё существование.

Подчинение Аккаду

Правление аккадских царей было довольно жестоким, они контролировали практически весь регион Междуречья. Под властью Аккада оказались также и много шумерских городов. Однако покорённые ими шумеры продолжали сопротивлятся. Против аккадцев поднимались частые восстания, к которым присоединялся и Лагаш. Однако эти восстания большей частью не были успешными. Шумеры постоянно терпели поражения, и Аккадские цари не замедляли наказывать восставших. Наиболее жестоким считается Римуш, при нём Лагаш был сильно опустошён и потерял множество людей. Однако аккадцы удерживали власть в Лагаше, немногим больше века. После смерти их последнего царя Шаркалишарри, и распада Аккадского государства под натиском племён кутиев, Лагаш смог вновь вернуть себе самостоятельность.

2-я Династия Лагаша

Первые послеаккадские правители Лагаша, были довольно незначительными фигурами, и сведений о них сохранилось мало. Расцвет Лагаша начинается с царя Ур-Бабы, которой смог завоевать Ур и Урук. Последний энси Лагаша - Наммахани, был союзником царя кутиев Тирикана в его исторической битве с царём Урука, Утухенгалем. Это сражение произошло около 2109 до н. э. Кутии потерпели сокрушительное поражение от урукцев, и потеряли своё влияние в Междуречье. Мощь Лагаша тоже была подорвана, но лагашцы сумели сохранить свою самостоятельность. Однако спустя несколько лет после поражения, Лагаш всё таки был завоёван царём Ура - Ур-Намму. Лагаш попал под власть урцев и больше, как независимое государство, не возрождался.

Литература

  • Sauvage, Martin , Lagaš (ville) // Dictionnaire de la Civilisation Mésopotamienne. Sous la direction de Francis Joannès. Paris, 2001. P.453.
  • Lafont, Bertrand , Lagaš (rois) // Dictionnaire de la Civilisation Mésopotamienne. Sous la direction de Francis Joannès. Paris, 2001. P.453-456.

См. также

  • Лагаша 1-я Династия
  • Лагаша 2-я Династия

Эреду (Город-жрец)
В переводе, возможно, означает “добрый город”. Место, с которого началась и материальная, и священная история Месопотамии. Был расположен на самом крайнем юге, в месте впадения Тигра и Евфрата в Персидский залив. Еще в середине IV тыс. до н.э. здесь появилось первое большое святилище, от которого дошел до нас только фундамент. Через 500 лет святилище стало храмом бога Энки. Считалось, что все тайны мира и источники жизни происходят из Эреду, поскольку в этом месте расположен вход в таинственную водную бездну - Абзу. Потому и храм Энки назывался “Дом Абзу”. Жизнь города Эреду оказалась недолгой. Уже в начале III тыс. граждане покинули его и переселились в более северные Ур и Урук. Эреду стал городом-призраком и городом-символом. Все жрецы культа Энки, жившие в самых разных городах, называли себя “жрецами из Эреду”. Почему город опустел - неясно. То ли засолились почвы, то ли после отступления залива началась засуха. Сами шумеры объяснили переселение жителей из Эреду в Урук тем, что Инанна украла у своего отца МЕ и на ладье переправила их в свой город. Ни одной надписи из Эреду до нас не дошло.

Урук (Город-воин)
По-шумерски произносили “унуг”, но какой народ так назвал город и что это значит - неизвестно. Об Уруке в древности говорили, что это первое огражденное поселение в мире, и следовательно - первый город. Легенду эту никто не может ни подтвердить, ни опровергнуть. Однако, мы достоверно знаем, что письменность появилась именно в Уруке и что именно Урук был первым центром военно-политического союза шумерских городов. Герои Урука - могущественные цари-жрецы шумерского эпоса Энмеркар, Лугальбанда и Гильгамеш, воевавшие с племенами Иранского нагорья. При Гильгамеше Урук стал главным городом Шумера. Урукские хозяева - небесные боги Ан и Инанна (Венера), а родоначальником царской династии Урука был бог Солнца Уту. В Уруке появляется первый известный археологам Дом Народного Собрания, что говорит о зачатках общинной демократии. Правитель в то время не назывался словом lugal “царь”, а носил титул en “обладатель, господин”. Это был титул жреца-супруга Инанны в священном браке. Урук - не только первая столица шумеров и символ их военного превосходства, но и город-долгожитель, в котором до эпохи Рима не прерывалась религиозная и письменная традиция.

Ур (Город-купец)
По-шумерски “урим”, перевод неизвестен. Город, дважды бывший столицей могущественного царства. В начале шумерской истории здесь было налаженное хозяйство и писцовая школа, готовившая кадры бюрократов-учетчиков. Хозяин Ура лунный бог Нанна покровительствовал счету времени и точному знанию. Морская транзитная торговля стала причиной скопления несметных сокровищ - золота, лазурита, сердолика, серебра, из которых лучшие мастера делали для царской семьи украшения, музыкальные инструменты и оружие. Все эти шедевры были обнаружены в погребении царицы Пуаби, которую сопроводили на тот свет многочисленные слуги. Царская власть Ура всегда была сильна и богата. К тому же Ур был явным любимцем богов: через много столетий ему была вручена неограниченная власть над всеми городами и народами Месопотамии. Эпоха III династии Ура была временем расцвета шумеро-аккадской культуры в такой же мере, в какой ее можно считать эпохой кризиса шумерской цивилизации. После распада последнего шумерского государства Ур опять жил хорошо за счет моря и крепких купеческих традиций. Можно назвать его городом образованных коммерсантов.

Шуруппак (Город бессмертного)
Об этом городе мы знаем или из хозяйственных текстов, или из мифов и позднейших легенд. Известно, что в самой ранней древности его правители были выборными людьми и правили по очереди (очередность переходила от квартала к кварталу). Дошли тексты местной писцовой школы: пословицы, фрагменты мифов и списки богов. Но самая знаменитая история, связанная с Шуруппаком, - конечно, история о потопе и чудесном спасении праведника, которые боги сделали бессмертным. Праведника звали Зиусудра (“Жизнь (на) долгие дни”) и был он правителем Шуруппака. В политической активности этот город не замечен, а чем занималась его хозяйка Суд - об этом, судя по отсутствию сведений, не знали даже сами шумеры.

Ниппур (Город-судья)
Ниппур был географически центральным городом Шумера, поэтому он стал и космогонически центральным, объединив под своей сакральной властью все остальные города (как Афины в Греции). Хозяин Ниппура - могущественный Энлиль, бог воздуха, природы и мирового порядка. В Ниппуре заседало собрание богов, выбиравшее для Страны царя. В Ниппуре принимались важнейшие законодательные решения. Для Ниппура нехарактерна политическая активность, в нем никогда не было царей. Зато здесь располагалась самая крупная библиотека и самая знаменитая писцовая школа. Всеми своими знаниями о шумерской религии мы обязаны ниппурским школьным учителям, работавшим по совместительству государственными или храмовыми писцами. Именно они донесли до нас все мифы и эпические тексты шумеров, пословицы, заклинания и фрагменты ритуалов.

Лагаш (Город-строитель и летописец)
В переводе означает “кладовая”. Лагаш - единственный из значительных шумерских городов, расположенный на канале, отведенном от Тигра, а не от Евфрата. Поэтому он всегда находился в некоторой изоляции от соседей, что, впрочем, только добавляло ему амбиций. Хозяин города - покровитель созидания (главным образом, строительства и земледелия) Нингирсу, известный также как покровитель оборонительной войны. Лагаш - город, через историю которого нам приходится воспринимать всю раннюю шумерскую историю. Связано это с тем, что в Лагаше изобрели летописание и притом тщательно выписывали все грамматические формы (что устранило двусмысленность при чтении, хотя и не помогло устранить многосмысленность при интерпретации). В Шумере всегда строили много, но только в Лагаше так много писали о том, что строили. Начали с простого перечисления объектов, потом прибавили к этому списку перечень своих военных и политических доблестей, потом начали подробно писать о законах. Так начались исторические тексты. Гудеа добавил к строительно-политической части описание своих священных снов и путешествий, в которых он встречался с богами. Получился гимн, прославляющий одновременно и богов, и правителя. Потом из этого возникли уже полноценные царские гимны, воспевавшие обожествленных правителей Шумера. В раннешумерскую эпоху город жил превосходно, многие из его правителей были царями всего Шумера. При Саргонидах Лагаш не потерял своего влияния на политическую жизнь страны. В эпоху владычества кутиев Лагаш жил очень богато и процветал, но после разгрома оккупантов был обвинен в предательстве и исключен из общешумерского списка царских династий. С тех пор Лагашу так и не удалось вернуть свое политическое и идеологическое могущество.

Умма (Город-узурпатор)
Этот странный город, сосед и враг Лагаша, вошел в историю только двумя неблаговидными поступками. Сперва его правители незаконно захватили территорию, по договору принадлежавшую Лагашу. Это вызвало большую войну, в которой Умма неизменно проигрывала. А затем, когда Лагаш был на вершине своего политического могущества, царь Уммы Лугальзаггеси объявил себя царем всего Шумера и напал на соседей. Лагаш тогда сильно пострадал, но вконечном итоге был отомщен: аккадский правитель Саргон сбил спесь с уммийского узурпатора, сперва победив его в честном бою, а затем ритуально лишив его власти. Впрочем, Умма была хорошо известна и после Саргонидов, и даже в эпоху III династии Ура. Это был средней величины город с хорошо развитым производством. Его хозяином считался бог Шара, чем-то напоминавший Нингирсу.

Киш (город-политик)
Самый северный город Южной Месопотамии. Здесь говорили и по-шумерски, и по-семитски, и, возможно, по-эламски. В историю страны вошел как город-политик. Именно здесь составлена первая царская надпись, совсем короткая. Но это был самый первый исторический документ, который гласил: "Энмебарагеси, царь Киша". И царский титул (lugal) тоже впервые появляется в этом городе. Быть царем поначалу значило "носить титул правителей Киша". Старая дружинная песня о Гильгамеше говорит о том, что когда-то именно Киш был главным городом Шумера. Кишский царь распоряжался гражданами всех других городов, которые считались младшими братьями Киша. Но правителю Урука Гильгамешу такая участь не понравилась, он объявил Кишу войну и выиграл ее. С тех пор главным городом стал Урук, но Киш еще долгое время был в почете. В ассиро-вавилонское время в результате языковой игры титул "царь Киша" (lugal-Kisha) стали переводить "царь Вселенной" (shar kishshati). Так провинциальный Киш приобрел космическое значение.

Вавилон (Город мира)
Вечный город, смененный на своем посту Римом. Вавилон был известен еще в шумерское время. Назывался он тогда по-семитски Babbilum "переносящий (тяжести)" (вероятно, из-за своего могучего и богатого порта). Из названия следует, что основали его или аккадцы, или западные семиты (амореи). Впрочем, шумеры тоже считали его своим, поэтому назвали его ka2-dingir-ra, что в переводе на семитский должно звучать как bab ilani "врата богов" (такая народная этимология). В Книге Бытия, как известно, имя Вавилон выводится из корня "смешивать", поскольку-де именно в этом месте Господь смешал языки строителей великой башни. Но это уже совсем далеко от истины. Вавилон - город могущественной царской власти, великих законодательств, прославленных на весь мир литературных произведений и научных трудов. Он переживал расцвет в эпоху двух правлений. При Хаммурапи (XVIII в.) Вавилон считался центром мироздания, а его бог Мардук - царем богов и мудрейшим из богов. При Навуходоносоре Втором (VI в.) Вавилон был культурной столицей мира и городом великой воинской славы. Свой последний подъем Вавилон испытал при Александре Македонском, когда в конце IV в. до н.э. стал столицей его империи и смертным одром великого полководца. Вавилон - это Законы Хаммурапи, висячие сады Семирамиды, Эпос о Гильгамеше и по-библейски глубокие размышления Невинного Страдальца о месте человека в мире.

Ниневия
Город был столицей трех царей, из которых первый - Синаххериб - вырезал и разрушил Вавилон, второй - Асархаддон - покорил Египет, а третий - Ашшурбанапал - уничтожил Элам. В столицу империи приезжали лучшие мастера рельефа, храмы и писцовые школы готовили кадры не хуже. Поэтому именно в Ниневии необычайно расцвели искусства и науки. Прославлялась воинская мощь Ассирии и доблести ее царей, переписывались и подновлялись литературные тексты древности. Именно ниневийская библиотека Ашшурбанапала была самым большим и разнообразным книжным собранием древнего мира (которое превзошла впоследствии только Александрийская библиотека). Ниневия не прожила и столетия, пав в 612 г. под ударами мидийцев и вавилонян. Ужасная столица была проклята всеми еврейскими пророками и так прочно забылась, что откопали ее только в начале XIX века уже нашей эры.


Лагаш

В середине третьего тысячелетия до н. э. (2540-2370 гг. до н. э.) во главе Лагаша стояли сильные правители, сумевшие объединить под своей властью ряд соседних областей. Борьба Лагаша с соседними городами имела своей целью максимальное объединение областей вокруг одного центра. Основы экономического и политического могущества Лагаша были заложены при Ур-нанше, которого можно считать основателем первой исторической династии Лагаша. Внешним выражением расцвета Лагаша была широкая строительная деятельность, начатая Ур-нанше. На одном рельефе, сохранившемся от этого времени, изображён сам царь, который своим участием как бы освящает работы по торжественной закладке храма. Царь сам несёт на голове корзину с кирпичами. В торжественной церемонии за ним следуют его дети, чиновники и слуги. В своих надписях Ур-нанше описывает постройку храма, сооружение каналов и дары святилищам.

Лагаш достиг наивысшего могущества при царе Эаннатуме, который вёл упорные войны с соседними городами и подчинил своей власти обширные территории. Эаннатум не только освобождает Лагаш от господства Киша, но даже присоединяет к нему это аккадское государство. Затем он покоряет Ур, положив этим конец независимому правлению царей I династии Ура. Наконец, он подчиняет Лагашу Урук, Ларсу и Эриду, покорив, таким образом, всю южную часть Месопотамии. Особенно упорную борьбу вёл Эаннатум с соседним городом Уммой. Уш, правитель Уммы, напал на Лагаш, опираясь на поддержку царей Описа и Киша. Однако война кончилась неудачно для Уммы. Эаннатум разгромил войска Уша и его союзников и вторгся в пределы Уммы. Свою победу над Уммой он запечатлел на памятнике, который в обломках сохранился до наших дней и получил название “Стелы коршунов”.

Древний художник изобразил на этом победном памятнике поле битвы, усеянное трупами убитых врагов, над которыми кружатся коршуны. Тут же изображены сцены погребения убитых, жертвоприношения пленных, наконец, сам победитель - Эаннатум, едущий на колеснице во главе отряда тяжеловооружённых воинов. Надпись на памятнике описывает победу лагашского войска и указывает на реальные результаты этой войны. Жители Уммы, разбитые наголову, дали клятву не вторгаться в пределы Лагаша и платить богам Лагаша дань зерном. Другие надписи этого времени подтверждают значительный размах завоевательной политики Эаннатума, одержавшего победу над царями аккадских городов Киш и Опис, а также над эламскими князьями. С гордостью повествует Эаннатум о том, что он “покорил Элам, горы, вызывающие удивление, насыпал (могильные холмы)... раздробил Эламу голову; Элам был отогнан в свою страну”.

Таким образом, в эту эпоху шумерийское влияние проникает в области Средней Месопотамии и даже в неприступный горный Элам.

Военную политику Эаннатума продолжал Энтемена, сумевший укрепить господство Лагаша над Уммой, Уром, Эриду и Ниппуром, а также отразить нашествие эламитов. Среди исторических документов этого времени особенный интерес представляет надпись Энтемены, древнейший дипломатический документ, в котором образно описываются предшествующие дипломатические взаимоотношения и войны между Лагашем и Уммой. Документ фиксирует условия мира и территориальные границы, установленные после победы Энтемены над Уммой. Этемена грозит побеждённым в случае нарушения ими договора жестокими карами.

Система юридических принципов и норм, постепенно сложившихся в период с 4 тыс. до н. Э. по 476 г. н. э. и регулировавших отношения государств той исторической эпохи, именуется международным правом Древнего мира.

Межгосударственные правовые нормы начали складываться в 4 тыс. до н. э. с возникновением первых рабовладельческих государств на базе уже имевшихся правил догосударственного межплеменного «права». Родиной международного права явился Ближний Восток, долины рек Тигра, Евфрата, Нила. Именно там, в 4 тыс. до н. э. образовались древнейшие государства. В процессе взаимодействия между ними формировались первые межгосударственные правовые нормы.

Основными чертами таких межгосударственных правовых норм были:

1) пришедшие из догосударственного межплеменного «права» правила, закрепленные в обычаях и договорах;

2) религиозность;

3) регионализм;

4) обычай как главный источник международного права.

В то время отсутствовали международные отношения в современном понимании. В сферу мирового рынка и глобальных связей не были включены целые континенты (Америка, Австралия, большая часть Африки), неизвестные европейцам, население которых жило еще при родовом строе. В различных географических районах имели место свои центры международной жизни (Ближний Восток, Индия, Китай, Греция, Рим и др.). Они включали сравнительно небольшие группы государств, поддерживающих между собой более или менее устойчивые связи.

Древнейшим из известных на сегодняшний день международно-правовым актом считается договор около 3100 г. до н. э., заключенный между правителями месопотамских городов Лагаш и Умма. Он подтверждал государственную границу и говорил о ее неприкосновенности. По договору споры сторон должны были решаться мирным путем на основе арбитража. Обязательство по исполнению договора гарантировалось клятвами с обращением к богам.

К первым древним договорам следовало бы отнести и договор хеттского царя Хаттушиля III с египетским фараоном Рамзесом II (начало ХIII в. до н. э.). Это был договор, отражавший в своем тексте мир и братство двух народов, взаимную поддержку друг друга в войне против захватчиков, выдачу беглых рабов.

В период зарождения норм международного права его субъектами в Древнем Египте считались фараоны, цари и другие правители, а что касается Индии, то она не знала равенства субъектов международного права. Следствием этого явился институт признания, и государство, получившее его, признавалось независимым во внутренних и внешних делах. В Древней Греции (VI-IV вв. до н. э.) субъектом международного права был каждый полис, что предполагало его собственное гражданство и государственную территорию, а поэтому он (полис) имел право вести дипломатические сношения, объявлять войну и заключать мир.

Главным средством ведения внешней политики древнейших стран являлись войны. В Египте во время войны господствовал юридически не ограниченный произвол. Побежденные и их имущество как добыча переходили в собственность победителя. В Индии обычаи права войны были наиболее развитыми, они получили закрепление в «Законах Ману» и «Артхашастра». Но если война и считалась правомерным действием, то рассматривалась она как нежелательное явление. Здесь же встречались и определенные ограничения. Так, нельзя было убивать женщин, детей, стариков и раненых, а также лиц, сдавшихся в плен. Неприкосновенностью пользовались храмы и другие культовые сооружения и их служители. В то время уже существовали нормы, ограничивающие применение оружия. Небезынтересен и тот факт, что именно в Индии возникли первые юридические правила о ведении войны на море. В Китае (11-1 тыс. до н. э.) аналогично складывались определенные нормы права войны, имевшие свою специфику. Поскольку Китай вел частые междоусобные войны, то и жизненный принцип «цаныпи», означавший «поедание земель соседей», получил здесь наибольшее значение.

Что касается Греции, то она понимала войну как борьбу всех граждан одного полиса со всеми гражданами другого. Количество норм, ограничивающих применение определенного оружия, было не столь велико. Интересно также, что при взятии какого-либо вражеского города убийство мирных жителей считалось вполне правомерным. У греков не существовало режима пленных. Так, побежденные могли быть подвергнуты пыткам и убиты, а имущество их уничтожено. Наравне с этим в Греции уже знали состояние нейтралитета и невмешательства. Нейтралитет был возможен только во время войны, а невмешательство - и в мирное время.

А вот в Риме все войны считались справедливыми, ибо, по мнению римлян, велись они по воле богов. Вследствие этого войны не были связаны какими-либо юридическими ограничениями. Отсюда и жестокость римской армии, не щадившей никого. Даже святыни народов – храмы подвергались опустошению.

Не только в процедуре объявления войны и ее ведения была налицо религиозность, ее можно проследить и в дипломатии. В Китае вопросы церемониального характера отражали обычаи того времени. Так, сложившиеся ритуальные нормы о приеме послов и заключении договоров сопровождались обрядами и жертвоприношениями.

Древние греки не знали института постоянного дипломатического представительства, и чаще всего посольства носили единовременный характер. Послам выдавали документы, удостоверяющие их официальный статус и уполномочивающие на право ведения переговоров. Документ был в виде сдвоенных навощенных дощечек и именовался дипломом (отсюда и возникновение слова «дипломатия»). Неприкосновенность послов была общепризнанной, нарушение ее могло привести к войне. По существовавшему в Риме убеждению послы находились под охраной богов и были также неприкосновенны. От послов требовалось великое искусство вести переговоры, заключать договоры о мире, союзе и взаимной помощи.

Позднее встречаются договоры о торговле и правах иностранцев, бесправное положение которых являлось серьезным препятствием в развитии торговых отношений. Наиболее ярким примером здесь была Греция. У греков стал складываться институт проксенов (покровителей), в начале своего развития носивший личный характер. Затем постепенно этот институт приобретает государственные черты. Проксен являлся защитником иностранных граждан в своем полисе. В Риме была создана должность претора перегринуса - должностного лица, определявшего принципы и нормы, связанные с положением иностранцев и их пребыванием в Риме. Он также разрешал споры между ними. Позднее из указанных институтов сформировалось консульское право.

В этот же период в Индии и Китае были известны различные формы посредничества и арбитражных судов. Так, в 546 г. до н. э. был созван общекитайский конгресс. Результатом его явилось подписание договора о ненападении, предусматривавшего мирное разрешение споров путем обращения спорящих сторон к арбитражу.

Заканчивается период международного права Древнего мира с падением Западной Римской империи в 476 г. н. э. К этому времени Рим вобрал в себя все «новорожденные» институты международного права и дополнил их своими специфическими чертами. Когда война не заканчивалась полным покорением, заключался мирный договор. С III в. до н. э. был договор о покровительстве, который предусматривал предварительную сдачу оружия, выдачу противной стороной своих вождей и заложников. Побежденная сторона оставалась вместе с тем субъектом международного права. В дальнейшем договор о покровительстве стал заключаться и в мирное время. Государства, получившие его, становились союзниками Рима. От мирных договоров отличался договор перемирия. Последний подписывался командующим армией, консулом или легатом и, хотя условно вступал в силу немедленно, подлежал ратификации.

Период зарождения международного права плавно переходит в следующий этап, неразрывно связанный с возникновением феодальных отношений.

Предыдущая

© 2024 staren.ru
Портал о ремонте