Технология создания портфолио. Как составить грамотное портфолио дизайнеру? Профессиональное портфолио работ

Содержание

Говорят, что скромность украшает человека, но кто же лучше знает о ваших профессиональных возможностях и уникальных умениях, которыми вы обладаете? Чтобы быть востребованным в современном мире, нужно суметь качественно и эффектно рассказать о себе или своей организации окружающим. Для успешного решения такой задачи ознакомьтесь с подробной информацией, как оформить портфолио, какие есть виды такого досье, каковы правила его заполнения. Просмотрев примеры оформления таких работ, вы сможете выбрать нужный шаблон и сделать отличную презентацию своих достижений.

Что такое портфолио

Систематизированное собрание выполненных работ конкретного человека или организации называется портфолио. Как правило, такое досье выполняется в виде папки и/или электронного файла. Просмотрев содержимое, можно увидеть, какие достижения есть у человека, и сложить представление, какие услуги могут быть выполнены предъявителем этого документа и на каком уровне. Наличие информации о профессиональных возможностях человека ассоциируется с людьми творческих профессий – дизайнерами, художниками, фрилансерами.

На сегодняшний день из-за очевидного удобства структурирования данных такими книгами стали пользоваться люди разных профессий – врачи, учителя, воспитатели. Зачастую сокращенная версия перечня результатов человека может быть отображена в резюме, фактически являя собой подробно заполненную графу «Достижения». Для студента, который после окончания вуза не имеет профессионального опыта, но указавшего на успехи во время учебных семинаров или практики, шансы трудоустройства намного выше. Красиво, логично оформленный анализ выполненных заданий будет полезен даже школьнику.

Школьное портфолио

Школа – это место, где как будто встречаются два мира: сведущий учительский, который имеет базу знаний, и пытливый детский ум, который начал свой путь обучения. Но и для педагогов, и для учеников очень пригодятся папки, которые будут отображать их успехи. В каждой школе выработаны определенные шаблоны, перечни рекомендаций, разъясняющие, как оформить папку достижений для школьника, какие разделы сюда следует включить. Далее вы можете ознакомиться с особенностями составления и посмотреть примеры готового портфолио учителя, первоклассника, ученика старших классов или целого класса.

Педагога

Такая папка должна говорить об успехах педагога, о повышении им своей квалификации, свидетельствовать об активном участии не только в учебном процессе, но и во внеучебной деятельности в школе. Сформировать такое досье стоит не только для позитивного прохождения аттестации, но и для объективного самоанализа и планирования конкретных действий, направленных на улучшение профессиональных навыков.

Рассмотрите пример с указанием основных разделов документа.

  • Общие сведения – анкетные данные, образование, стаж работы, повышение квалификации, награды, грамоты.
  • Портфолио достижений в педагогической деятельности – результаты усвоения учениками программы, участие в олимпиадах, медалисты.
  • Научно-методическая деятельность – участие в профессиональных конкурсах, разработка авторских программ, научная работа, публикация статей.
  • Внеурочная деятельность – сценарии мероприятий, работа в кружках.
  • Учебно-материальная база.

Класса

Такое досье – результат совместной творческой деятельности педагога и учеников. Начать стоит с общей фотографии класса, списка детей с указанием контактных данных, обязанностей, какие они выполняют в школе. Далее оформить отдельные листы на каждого ученика с указанием его анкетных сведений, информации о семье, указать достижения в учебе, занимается ли он в кружках.

Ознакомьтесь с примером портфолио класса. В нем стоит указать следующие разделы.

  • планы работы и отдыха обучающихся;
  • особые достижения в обучении (участие в олимпиадах);
  • спортивные свершения;
  • творческие успехи (какие хобби у учеников, участие в выставках и т. п.);
  • общественная деятельность (например, субботники);
  • совместные развлечения (информация вместе с фото).

Школьника начальных классов

Самостоятельно с созданием визитной карточки ребенок из начальных классов не справится. Родителям нужно помочь, но не делать все самим, ведь даже первоклассник сможет вспомнить первые удачи в учебе. Портфолио ребенка, который ходит в 1 класс, выглядит красочно. Такая папка отличается по внешнему виду в зависимости от интересов и предпочтений ребенка. Например, девочки в оформлении любят изображать принцесс, а мальчиков больше заинтересуют машинки. Скачайте готовые шаблоны на бесплатных онлайн-ресурсах.

Ученика старших классов

В этом возрасте у подростка уже сложился круг интересов, проявляются профессиональные склонности. Ученик или ученица готовятся к поступлению в ВУЗ, и визитка выпускника – это способ собрать воедино основные достижения за школьные годы, проявить стремления, сориентироваться при выборе профессии. Такую индивидуальную папку надо оформить четко структурировано, строго и лаконично.

Рассмотрите пример оформления портфолио с наработками старшеклассника. Помните, что цель – объективно представить проделанную вами работу, для этого сюда стоит включить разделы:

  • Мой портрет – автобиография.
  • Достижения – копии сертификатов, свидетельств, грамот, заверенные администрацией школы.
  • Курсы по выбору – предпочитаемые предметы, пройденные курсы по выбору, например, иностранного языка.
  • Олимпиады, конкурсы.
  • Исследовательская деятельность.
  • Мои увлечения – в каких секциях, кружках ученик участвует, примеры рисунков, стихов, эссе и т.п.

Для детского сада

Если говорить о том, как правильно подготовить портфолио в детском саду, то стоит отметить, что более регламентированным будут деятельность воспитателя детского сада и группы, которую он ведет. Такие папки должны свидетельствовать о профессиональном уровне педагога. Что касается иллюстрации навыков дошкольника, то это для ребенка и родителей творческий процесс. Одновременно малыш учится отслеживать развитие своих навыков. Далее рассмотрены примеры оформления портфолио для детского сада.

Воспитателя

Такая папка для педагога – важный атрибут при приеме на новую должность и для аттестации. Четких правил ее подготовки нет, и досье старшего воспитателя или методиста ДОУ будут отличаться между собой в силу разной категории и специфики работы. Прежде чем рассмотреть пример портфолио воспитателя, ознакомьтесь с разделами, которые можно в него включить:

  • девиз педагога, цели деятельности;
  • краткая трудовая биография;
  • повышение квалификации;
  • самообразование;
  • данные о проведении открытых занятий;
  • участие в мероприятиях, проводимых в детском саду.

Группы

Папку для групп надо делать накопительной, так ребята смогут через каждые несколько месяцев оценить проделанный им путь. Вот примерное содержание:

  • знакомство с группой – указать девиз, разместить общее фото группы, кратко написать обо всех воспитанниках;
  • установленный распорядок дня;
  • путешествие по группе – фото интерьера комнаты, иллюстрированные рисунками и рассказами детей;
  • творческие выставки детей;
  • фоторепортажи о проведенных мероприятиях;
  • успехи группы;
  • страничка для отзывов родителей.

Дошкольника

Портфолио- хороший инструмент для отслеживания динамики развития ребенка, но для малышей дошкольного возраста это должно быть еще и интересной творческой деятельностью, которая фиксирует навыки и способности малыша. Данные собирают воспитатель и родитель, но ребенку разъясняется, почему ему важно самостоятельного заполнять эти странички. В дальнейшем просмотр страниц возможен только с согласия дошкольника.

  • о личности и окружении ребенка – семье, друзьях, родном городе;
  • режим дня;
  • в какие игры любит играть, чем любит заниматься;
  • какие мечты есть у ребенка, чего бы хотел достичь;
  • данные о физическом развитии;
  • какие познавательные и творческие навыки приобретены – например, выучены буквы, научился танцевать;
  • достижения ребенка – грамоты, благодарности, фото с участия в конкурсах, состязаниях;
  • впечатления ребенка – от поездок, посещения кинотеатра и т.п.,
  • отзывы и пожелания родителей.

Как сделать портфолио студента

Молодым людям, поступившим в ВУЗы, стоит очень серьезно подойти к формированию систематизированного сборника своих достижений и приобретенных навыков. Грамотно оформленное портфолио поможет обрести первое рабочее место, а для некоторых профессий, например, для архитектора, без такого собрания работ трудоустройство по специальности фактически невозможно.

Как правильно оформить это досье студенту? В деловом стиле, лучше в виде бланков. Студенту надо указать:

  • на титульном листе – свои анкетные данные, название учебного заведения;
  • какие выполнялись курсовые, исследовательские работы;
  • перечень достижений за время учебы, к которому приложить заверенные копии документов, подтверждающие их;
  • уровень знаний;
  • как он проявлял свои профессиональные навыки и умения, например, во время семинаров, при написании рефератов и т.п.;
  • как участвовал во внеучебной деятельности вуза;
  • отзывы и рецензии педагогов.

Профессиональное портфолио работ

Такой способ систематизации наработок часто применяется представителями творческих профессий, ведь их деятельность подразумевает изыскание свежих решений, создание новых направлений в выбранной сфере деятельности. Чтобы не прерывать творческий полет мысли, такие профессионалы зачастую не любят, чтобы им устанавливали строгие рамки подготовки своего портфолио по специализации, но соблюдение определенных рекомендаций при систематизации результатов творческой работы должно присутствовать.

Далее рассмотрены примеры и общие правила, которые пригодятся для фрилансера в сфере дизайна, программирования, фотографии и для представителей других творческих профессий. Примерные разделы такого вида портфолио:

  • продуманно оформленный титульный лист;
  • краткая автобиография с указанием профессиональных достижений;
  • примеры самых удачных работ;
  • отзывы клиентов.

Копирайтера

Такое собрание работ, ранее сделанных для других заказчиков – хороший способ рекламы и продвижения своих услуг. Как оформить портфолио копирайтера? Обязательно надо рассказать об опыте работы, количестве написанных статей. Сделайте скриншоты с сайтов, где опубликованы ваши самые удачные статьи. Постоянно обновляйте свое досье, размещая там новые работы, чтобы заказчик имел понятие об уровне вашего профессионализма. Рассмотрите пример оформления аналогичных папок других копирайтеров.

Дизайнера

Понятие «портфолио дизайнера» весьма обширно, ведь такая папка или электронное досье есть и у оформителя интерьера домов, и у web-дизайнера, который проектирует интерфейс сайтов. Систематизирует свои наработки и графический дизайнер, сферой деятельности которого является создание визуально-коммуникативных образов. Если перефразировать известную поговорку, можно сказать, что книга работ дизайнера кормит, потому, кроме хорошо оформленного печатного варианта, досье стоит размещать на разнообразных тематических веб-ресурсах или персональном сайте.

Можно делать несколько портфолио, например, в одном поместить разнонаправленные работы с целью увеличения числа клиентов, а в другом собрать задания, интересные конкретному заказчику, с которым бы хотелось сотрудничать на постоянной основе. Отбирайте для всеобщего обозрения только лучшие проекты, можете даже включить работы, не принятые заказчиком, но в которых вы точно уверены, что в них есть смысл и они вас характеризуют как уникального специалиста.

Архитектора

Как оформить архитектурное портфолио? Для представителей такой точной профессии печатный сборник наработок лучше оформить в сдержанном деловом стиле, а для создания цифрового досье лучше выбрать формат и размер файлов, который будет удобно пересылать электронной почтой. Структурировать наработки рекомендуется по таким разделам:

  • студенческие работы;
  • профессиональные проекты, сделанные на работе;
  • личные проекты, характеризующие ваше виденье объектов.

У архитектора говорить должна графика, изображения, а не слова, поэтому минимально включайте в структуру портфолио текст, пользуясь им только для необходимых пояснений. Включайте зарисовки, сделанные от руки, они подчеркнут вашу индивидуальность. Грамотно систематизированные и правильно, последовательно изложенные наработки архитектора – это своеобразный графический рассказ о достижениях и творческих планах.

Модели

Готовый бук модели – это ее визитная карточка и обязательное условие, с него начинаются переговоры о ее участии в проектах, показах или съемках. Такое досье складывается не за одну съемку, оно состоит из набора фотографий, которые лучше заказать у профессиональных фотографов. Снимки должны отображать достоинства девушки, ее умение перевоплощаться. Мужской модельный бук менее распространен.

В такое качественно сделанное досье входят:

  • минималистические фото для оценки внешних данных девушки (такие снимки делают на нейтральном фоне, портретные и в полный рост в нижнем белье или купальнике);
  • портрет с необычной прической, макияжем;
  • снимки, показывающие, как модель умеет позировать, с акцентом на выгодные ракурсы тела;
  • фото рекламных постеров, журнальные снимки и фото для каталога, отображающие умение рекламировать товары.

Художника

Как оформить книгу работ представителю этой креативной профессии? Сборник художника может быть очень разным, потому что каждый из представителей этой профессиональной сферы имеет свое видение, а также заказчики требуют создания самых разнообразных изображений. Самым лучшим выходом будет портфолио, которое легко изменить в зависимости от аудитории. Как общую схему можно использовать такой примерный план досье художника, в котором указано:

  • резюме с автобиографией;
  • какой творческой концепции составитель придерживается;
  • образцы выполненных работ.

Маркетолога

Самое главное в презентации своих профессиональных знаний специалистами этой сферы – взять хороший для портфолио и четко объяснить преимущества сотрудничества конкретно с ним. Графики и диаграммы, приведенные далее, должны дополнять указанную информацию. Включите в портфолио материалы, свидетельствующие об умении разрабатывать маркетинговые стратегии для продвижения аналогичных продуктов. Претендуя на определенную должность, следует ссылаться на проекты, в которых вы принимали участие, с конкретным указанием вашей роли при их осуществлении.

Программиста

Сборник доказательств мастерства такого специалиста должен включать много скриншотов – примеров сделанных работ. Еще надо не забывать разъяснять специальные термины, чтобы тексты были легко читаемыми. Нужно говорить об используемых технологиях. Оставляя ссылки на сайты, в создании которых вы принимали участие, обязательно указывайте, какую часть работы делали вы. Если уже есть определенный опыт в этой профессии, создайте сайт-визитку, где в выгодном свете отобразите свои профессиональные данные.

Фотографа

Как фотографу оформить портфолио своих работ? Хотя эти специалисты зачастую принимают участие в создании досье такого рода для других людей, им тоже будет полезно узнать некоторые нюансы удачной презентации своего творчества. Говорить о мастерстве фотографа будут сделанные им снимки, но первое, что надо сделать – выбрать их оптимальное количество, чтобы клиент имел возможность сложить впечатление о работе мастера, но и не заскучал, листая объемный альбом однотипных снимков.

Делайте портфолио не за один день: отобрав удачные снимки, отложите их на несколько дней, а затем снова отфильтруйте похожие фото. Сделайте качественную печать фото, оформите их в альбом и одновременно сделайте электронную презентацию своих работ, например, как слайд-шоу. Можно сделать несколько разнонаправленных портфолио, например, детское фото, свадебная фотосъемка. Не забывайте менять и обновлять свое досье, помещая в него новые, стильные, удачные фотографии.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!

Обсудить

Советы по оформлению портфолио

С 2011 года практически во всех общеобразовательных учреждениях оформление портфолио ученика является обязательным. Составлять его необходимо уже в начальной школе. Понятно, что для первоклассника это будет трудным заданием, поэтому в основном приготовление этого документа ложиться на плечи родителей. И вполне естественно, что у многих из них возникнет вопрос, как оформить портфолио школьника.

Как выглядит портфолио школьника?

Портфолио называют собрание документов, фотографий, образцов работ, иллюстрирующих знания, умения, навыки человека в какой-либо деятельности. Детское портфолио для школьника дает информацию о самом ребенке, его окружении, успеваемости в школе, участии в различных школьных и внешкольных мероприятиях. Оно демонстрирует его успехи в творчестве, спорте, увлечении. Школа поясняет цель создания портфолио школьника начальных классов тем, что в процессе работы ребенок осмысливает свои первые достижения и возможности, у него появляется стимул дальнейшего развития способностей. Эта работа поможет ему при переходе в другую школу. Кроме того, портфолио одаренного ребенка дает в дальнейшем больше шансов при поступлении в высшее учебное заведение.

Существует 3 вида портфолио школьника:

  • портфолио документов , содержащее материал о достижениях ребенка в виде сертифицированных документов (аттестат, сертификаты, премии, награды);
  • портфолио работ , представляющее собой собрание творческих, учебных или проектных работ школьника;
  • портфолио отзывов , состоящее из характеристик отношения ученика к видам деятельности.

Наиболее информативным и распространенным является комплексное портфолио, включающее все перечисленные виды.

Как составить портфолио школьника?

Выполнить портфолио для школьника своими руками не так уж и трудно, понадобятся фантазия и желание творить, а также сотрудничество ребенка с родителями.

Структура любого портфолио подразумевает титульный лист, разделы и приложения. Вы можете купить готовые бланки в книжном магазине и заполнять их от руки. Как вариант, разработать дизайн самому в программах Photoshop, CorelDraw, или в Word.

Со временем портфолио ребенка необходимо пополнять новыми демонстрациями успехов и достижений.

Профессия дизайнера в настоящее время считается довольно популярной. Это действительно так, специалисты в этой области очень востребованы на рынке труда. Самих дизайнеров также очень много, учебные заведения уже давно открыли направление подготовки таких специалистов. Однако большое количество дизайнеров – это те, кто самостоятельно освоил все необходимые инструменты работы благодаря имеющейся на сегодняшней день информации. Она находится как в продаже, так и в свободном доступе. Конечно же, для любого специалиста, особенно начинающего, одним из самых важных моментов является создание портфолио дизайнера.

Немного о профессии

Дизайнеры – это очень многогранные специалисты, они требуются во многих областях. В каждой области имеются свои специфические особенности, которые обязательно нужно учитывать. Именно поэтому в профессии дизайнера очень важна специализация. Здесь это не просто слово, поскольку, например, дизайн интерьера очень сильно отличается от дизайна костюма. Можно сказать, что это абсолютно разные направления. Конечно, это не совсем так, поскольку всех дизайнеров объединяют общие базовые знания, такие как теория цвета, знание основ композиции и т. д.

Какие бывают специализации?

Направлений дизайна действительно много. Стоит отметить наиболее известные и востребованные специализации.

  • Дизайн среды

Это одно из популярных направлений дизайна. Основной его задачей является разработка решений по художественному оформлению интерьеров, помещений, идей по световому оформлению и многое другое.

  • Графический дизайн

Графический дизайн по праву можно признать самым востребованным направлением на сегодняшний день. К нему относятся полиграфия, брендинг, веб-дизайн, словом, все, что создается с помощью графических программ.

  • Промышленный дизайн

Также является важной областью. Здесь можно выделить дизайн бытовой техники, мебели, автомобилей и других товаров. Особенно интересно, что существует даже дизайн механизмов. Он позволяет сочетать необыкновенную точность и красоту.

  • Ландшафтный дизайн

Специалисты этого направления занимаются оформлением и благоустройством различных участков и территорий. Основные их занятия – создание искусственных и естественных ландшафтов, в некоторых случаях даже их реставрация, озеленение окружающей среды, флористика.

Немного о портфолио дизайнера

Чтобы найти постоянную работу или просто взаимодействовать с заказчиком, дизайнер обязан предоставить свои работы. Конечно же, они должны быть оформлены таким способом, который позволит заинтересовать работодателя и подтолкнуть его к выбору именно этого исполнителя. Задача действительно не из легких, но существует множество образцов портфолио дизайнера. Примеры можно легко найти в специальной литературе, также стоит попросить совета у более опытных коллег.

Если вернуться к самому термину, «портфолио» обозначает подборку образцов работ, которая за короткий срок позволяет ознакомиться с возможностями и стилистикой творческой деятельности специалиста.

Как правильно подойти к этому вопросу?

Позаботиться о подборе работ лучше заранее. Как только дизайнер начинает свою деятельность, он должен тщательно анализировать все свои работы на предмет того, стоит ли показывать их заказчикам в дальнейшем. Однозначного ответа на вопрос, как оформить портфолио дизайнера, не существует. Здесь каждый должен ориентироваться на собственные возможности и уровень профессиональной подготовки.

Что можно включить в портфолио?

Естественно, это должны быть лучшие работы дизайнера. Самое важное – правильно организовать их. Все работы должны быть разделены на категории: векторная графика, наброски, иконки и т. д. Можно также разработать сортировку по типам работ, например, расположить отдельно визитки, рекламные листовки, логотипы, брошюры, плакаты и другие материалы. К каждой работе желательно сделать небольшое описание и отметить, когда была сделана работа, для кого, какому проекту посвящена, какова цель ее выполнения, сколько на нее было затрачено времени. При таком подходе довольно быстро можно собрать полноценное портфолио дизайнера. Образец оформления всегда можно попросить у более опытных коллег, однако лучше будет разработать свою методику. Ведь индивидуальный творческий подход заметен не только в самих работах, но и в их организации. Чтобы выработать свой метод, стоит посмотреть лучшие портфолио дизайнеров, особенно известных.

Оформление портфолио дизайнера: какой способ выбрать?

Существует несколько путей оформления портфолио. Конечно, работодателю будет гораздо удобнее просматривать работы потенциального сотрудника в электронном виде. К тому же современные технологии позволяют реализовать свои задумки по поводу того, как сделать портфолио дизайнера необычно и оригинально. Многие до сих пор ориентируются на печатный вариант. Для дизайнера в сфере полиграфии такой способ тоже может быть неплохим, поскольку он может показать свои настоящие работы вживую. Например, предоставить работодателю визитки, буклеты, книги, которые специалист разработал.

Создать портфолио дизайнера в электронном виде возможно несколькими способами. Можно создать сайт, видеоролик, презентацию или просто сделать pdf-файл, который легко отправить по электронной почте.

Теперь стоит подробнее рассмотреть все достоинства и недостатки перечисленных методов.

Сайт с портфолио

Первое, на что нужно обратить внимание – не стоит пользоваться бесплатными сервисами для создания сайтов. Сайты, созданные таким способом, обычно заполнены огромным количеством рекламы. Также бесплатные средства обычно не позволяют создать полноценное оформление, которое не стыдно показать работодателям и заказчикам.

Как заполнить странички портфолио для школьника

1 страница - титульный лист
Фото - выбрать вместе с ребенком
Фамилия-
Имя-
Отчество-
класс-
школа-

2 страница - Автобиография -
В этом разделе можно поместить фотографии разных лет ребенка и подписать их.
Или написать вместе с ребенком автобиографию:
1) Начинается автобиография из представления – указания ФИО, даты и места рождения. Например: «Я, Михайлов Сергей Павлович, родился 19 марта 2000 года в г. Чехов Московской области».
2) После этого напишите адрес проживания (фактический и по прописке).
В автобиографии школьника можно написать об окончании детского сада (наименование и год выпуска).
3) Также необходимо указать название, номер школы, год поступления, профиль класса. 4) Желательно написать об основных достижениях в школе: участии в спортивных соревнованиях, олимпиадах, имеющихся дипломах, наградах.
5) Помимо этого, в автобиографии ученика можно рассказать об основных увлечениях, хобби, навыках владения ПК, знании иностранных языков.

ПРИМЕР - АВТОБИОГРАФИЯ

Я, Кулагин Сергей Максимович, родился 12 апреля 2001 года в г. Чехов Московской области. Проживаю по адресу: г. Москва, пр. Ленина, 45, кв. 49.

С 2003 по 2007 год посещал детский сад «Звездочка» № 5 в городе Чехов. С 2007 по 2009 год обучался в школе № 3 в городе Чехов. В 2009 году, в связи с переездом семьи в город Москва, состоялся мой переход в школу № 19 имени В.Г.Белинского, где я и обучаюсь по настоящий момент в 8-м классе.

В 2011, 2012 годах награждался грамотой за успехи в учебе. На районной олимпиаде по математике в 2012 году занял 3-е место.

Увлекаюсь спортом – посещаю школьную секцию по баскетболу, принимаю участие в школьных и районных соревнованиях.

3 страница - Моя семья.
Здесь можно рассказать о членах семьи, либо составить рассказ о своей семье
Для заполнения шаблона пишем состав семьи, можно сделать одну общую фотографию + общий рассказ о семье
или семейное дерево + фото каждого на отдельной странице + небольшой рассказ о каждом члене семьи (пишем вместе с ребенком - например папа со мной ходит на рыбалку, мама вкусно готовит и делает со мной уроки, сестра - играет)

ПРИМЕР 1: с одной общей фотографией:

Семья важна для каждого человека. Всем членам семьи
нужно проявлять тепло друг к другу, уважать родных и
близких. Нужно научиться жить с близкими - будешь
жить в мире и с другими людьми. Недаром русская
пословица гласит: «Лучший клад, когда в семье лад».
Мой папа- Кулагин Максим Иванович, преподаватель математики в школе № 19 имени В.Г.Белинского, 1975 года рождения.
Моя мама- Кулагина Лариса Сергеевна, бухгалтер ООО «Хлебодар», 1976 года рождения.

В моей семье есть бабушка – Владимирова Екатерина
Ивановна.
В нашей семье есть любимые праздники – это встреча
Нового года, Пасха, дни рожденья членов нашей семьи.
Я люблю с мамой лепить пельмени, заниматься уборкой.
Я люблю с папой рыбачить, купаться, но больше всего
я люблю ему помогать во дворе.
Наше любимое блюдо треугольники и
пельмени.

ПРИМЕР 2: каждый член семьи со своей фотографией-
Состав семьи:
Отец – Кулагин Максим Иванович, преподаватель математики в школе № 19 имени В.Г.Белинского, 1975 года рождения.
Мать – Кулагина Лариса Сергеевна, бухгалтер ООО «Хлебодар», 1976 года рождения.
Сестра – Кулагина Инна Максимовна, ученица 10-го класса школы № 19 имени В.Г.Белинского, 1997 года рождения.

4 страница - значение моего имени.
Может быть он назван в честь родственника, это можно указать.
В интернете можно найти значение имени.
Например:
Имя – это личное название человека, которое ему дают при рождении. У каждого имени есть своё толкование. Вот, что означает моё имя:
Марк произошло от греческого имени Маркос, которое в свою очередь произошло от латинского слова «маркус» - молот. Также есть вторая версия происхождения данного имени, что оно происходит от бога войны Марса. Сокращенные варианты: Маркуша, Марик, Маркуся, Мася.

Отчество на Руси появилось не сразу, его разрешали иметь только людям, заслуживающим доверие царя. Сейчас отчество имеет каждый и даётся оно по личному имени отца.
Моё отчество Андреевич

Фамилии долгое время были привилегией людей с положением, а для простых людей фамилия была «недоступной роскошью». Фамилия человека – это наследуемое семейное наименование.
Моя фамилия----

5 страница - Мои друзья -
фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях.
Фотография общая с друзьями или каждого отдельно с рассказом.

Примеры:
Это Коля. Я с ним подружился когда ходил в бассейн. Он переехал на нашу улицу недавно. Мы с ним играем и дружим.

Это Алеша. Я с ним подружился когда ходил в детский сад. Он живёт на соседней улице. Мы с ним очень хорошо дружим.

Это Миша. Я с ним дружу с детства. Он приходит к своей бабушке и мы там играем.

Это Андрей. Я с ним дружу очень давно. Мы любим играть в футбол.

6 страница - Мой город (или моя маленькая родина- для частного дома)
Фотография города и несколько строк напишите вместе с ребенком, чем примечателен ваш город.

Пример для \"моя маленькая родина\" + фотография дома:
Родина – это страна, в которой человек
родился, с которой связана жизнь его семьи и жизнь всего
народа, к которому он принадлежит. Существует два
понятия – «большая» и «малая» Родина. Большая родина –
это наша огромная страна с гордым названием Россия.
Малая Родина – это место, где ты родился, это дом,
в котором ты живешь. Недаром русская пословица гласит:
«Человек без Родины, что соловей без песни»

7 страница - Мои увлечения
(в каких секциях или кружках занимается)
Например: фото - ребенок рисует, играет в компьютер, занимается спортом, собирает лего и т.п.
Фото + подпись (я люблю рисовать, играть, заниматься спортом)

8 страница - «Мои впечатления»

Сведения о посещении театра, выставки, музея, школьного праздника, похода, экскурсии.

9 страница - Мои достижения
Этот раздел может включать рубрики:

«Творческие работы» (стихи, рисунки, сказки, фотографии поделок, копии рисунков, принимавших участие в конкурсах и т. д.),
«Награды» (грамоты, дипломы, благодарственные письма и т.д.)

Сведения об участии в олимпиадах и интеллектуальных играх
Сведения об участии в спортивных конкурсах и соревнованиях, школьных и классных праздниках и мероприятиях и пр.
Сведения об участии в проектной деятельности

10 страница – Общественная работа (Социальная практика)

Сведения о поручениях
- Оформить этот раздел можно с использованием фотографий и кратких сообщений на тему:
– Выпуск стенгазеты
– Участие в субботниках
– Выступление на торжественной линейке

Включает в себя данные обо всех видах внеурочной деятельности (социальные проекты, оказание помощи нуждающимся и т. п.).

11 страница - Моя первая учительница
Фото + вместе с ребенком написать несколько предложений о своей учительнице (как зовут, за что любим, строгая, добрая)
12 страница - МОЯ ШКОЛА
Фото школы + текст: номер школы и вместе с ребенком написать: почему ему нравится учиться в школе

Технология "Портфолио" – ведущий показатель целостной системы оценки качества образования

    Красноперова Татьяна Вадимовна , заместитель директора по научно-методической работе

Разделы: Администрирование школы , Внеклассная работа , Общепедагогические технологии , Классное руководство , Работа с родителями

Проблема оценки качества образования находится сегодня в зоне повышенного внимания всей российской общественности, государства в целом и, конечно же, семьи. Уровень понимания оценки качества образования для каждого из них имеет разностороннюю направленность, что не позволяет вынести однозначного решения. По мнению М.М. Поташника качество образования (КО) есть соотношение цели и результата, как меры достижения целей при том, что цели (результаты) заданы только операционально, а значит предельно конкретно и спрогнозированы в зоне потенциального развития школьника.

Для того чтобы цель была направлена на конкретного субъекта (ученика, педагога), а результаты превратились в оценку их личностных достижений, требуется создание целостной системы организации и управления образовательным процессом. При этом используемое понятие “качество образования” будет означать качество образовательного процесса, выраженное в его результатах.

Где же можно увидеть эти результаты? Как следует их представить, чтобы путь продвижения по лестнице личностного роста всех субъектов образования стал наглядным и мотивировал других добиваться еще более высоких результатов в учебной и профессиональной деятельности?

В последнее время происходят кардинальные смещения акцентов в критериях качества образования. Так, количественные и знаниевые показатели приобретают компетентностную направленность. В этом случае возникает необходимость создания специальной образовательной среды, в которой появится возможность мотивировать субъектов на овладение соответствующими компетенциями, а также создания условий для деятельности, способствующей формированию и развитию этих компетенций. Практика показала, что в качестве возможного и достаточно эффективного инструмента по организации и управлению образовательным процессом следует рассматривать технологию “Портфолио”, с помощью которой складывается наглядная и целостная картина, отражающая систему оценки качества образования (СОКО).

Этимология понятия “портфолио” имеет свою давнюю историю и разностороннюю направленность. Оно появилось в Западной Европе еще в ХV-XVI вв. Архитекторы эпохи Возрождения представляли заказчикам готовые работы и наброски своих строительных проектов в особой папке, которую называли “портфолио”. Документы, представленные в этой папке, позволяли составить впечатление о профессиональных качествах претендента.

В настоящее время термин “портфолио” достаточно часто применяется в финансовой системе для обозначения состояния ценных бумаг предприятий или частных владельцев. Если рассматривать его шире, то можно заметить, что оно имеет в целом обозначение всех представленных достижений фирмы. У фотографов и фотомоделей этот термин обозначает альбом с фотографиями, а в повседневной жизни “портфолио” представляют как: визитную карточку (совокупность сведений о человеке, конкретной организации, учреждении); досье (собрание документов, образцов работ, фотографий дающих представление о предлагаемых возможностях и услугах); портфель учебных и профессиональных достижений человека.

Таким образом, процесс постижения смыслового значения термина “портфолио” позволил увидеть множество различных направлений, трактовок и характеристик, но общепринятого варианта данного понятия пока не установлено.

Однако мы не ставим своей задачей рассматривать портфолио во всех сферах и областях его применения. Цель данной статьи заключается в том, чтобы узнать глубину и значимость сущностного значения “портфолио” как педагогической технологии. Для этого необходимо понять: ЧТО такое “Портфолио”? ДЛЯ ЧЕГО и ЗАЧЕМ нужно создавать “Портфолио”? В ЧЕМ заключается важность и значимость “Портфолио” как технологии, образующей целостную систему оценки качества образования в учебном заведении? Наряду с этим также важно понять, что есть технология “Портфолио” – банк достижений или технология формирования системы этого банка?

Идея создания и использования портфолио в сфере образования возникла в середине 80-х годов в Соединенных Штатах Америки. Далее, после Америки и Канады данная идея становится все более популярной в Европе и Японии. Уже в начале ХХI в. идея портфолио получает широкое распространение и реальное практическое применение в России. Еще совсем недавно в российском образовании портфолио принято было рассматривать как продукт деятельности выпускника “на выходе” конкретной образовательной ступени, а также степень готовности педагога к профессиональной деятельности, представленной в “портфеле” (“папке специалиста”).

В результате углубления в сущность понимания термина “портфолио” было выявлено, что в переводе с итальянского языка слово портфолио означает “папка специалиста” или “папка с документами”. Современное российское образование трактует данный термин как “папку индивидуальных достижений ученика или учителя”. Вместе с тем “Портфолио” может рассматриваться и как “учебный портфель”, “рабочий портфель”, “портфель достижений”, “профессиональный портфель” и др. Это связано с разными факторами, обусловливающими целесообразность его создания, а именно: цель формирования самого портфолио; возрастная категория исполнителей участников, которой предстоит его создать; тип и вид учебного заведения, которое представляет свой продукт предметного и/или профессионального образования обществу.

В педагогической литературе отечественными учеными также представлены различные подходы к определению данного понятия. Согласно позиции Е.Е.Федотовой, Т.Г.Новиковой, А.С.Прутченкова термин “портфолио” трактуется как “учебный портфель”, что определяет целенаправленное собрание работ учащихся, определяющих усилия и потенциал, развитие и достижения в одной или нескольких образовательных областях в соответствии с учебным планом. Следовательно, “портфолио” – есть отчет или портфель достижений, с помощью которого фиксируются, накапливаются и оцениваются индивидуальные достижения учащегося в определенный период его обучения при определенных условиях.

Итак, в нашем понимании “Портфолио” – это документ, представляющий результативный пакет достижений ряда лет, который рассматривается и принимается многими его создателями в разных ипостасях, а именно как форма, метод, средство и даже технология, что значительно влияет на его структуру, содержательную составляющую, формирование отдельных тематических модулей, касающихся конкретного профиля и конкретной профессионально-специфической направленности.

В настоящее время в отечественном и зарубежном образовании портфолио является одной из наиболее часто применяемых разновидностей технологий, ориентированных на результат. Однако в связи с потребностью в объективном оценивании реальных достижений учащихся в определенных предметных областях и их способностей к дальнейшему профильному и профессиональному образованию данную технологию необходимо рассматривать как глобальное и значимое явление, представленное как продукт взаимодействия интеллектуального и творческого, полученного в результате креативной созидательной деятельности субъекта образования.

Именно технологический подход позволяет рассматривать “Портфолио” как педагогическую технологию. Слово “технология” произошло от греческих слов techne – искусство, мастерство и logos – учение. В результате чего термин “педагогическая технология” в буквальном переводе означает учение о педагогическом искусстве и мастерстве.

Особую актуальность в технологии “Портфолио”, по мнению Сметанниковой Н.Н., Полат Е.С., Шалыгиной И.В. приобретает самооценка собственной учебной деятельности учащегося или профессиональной деятельности педагога.

Дутко Н.П. делает акцент на профессиональных качествах и достижениях личности педагога и предлагает рассматривать портфолио как технологию оценивания профессионального роста учителя. Она считает, что это позволит решить проблему, объективного оценивания профессиональных качеств и достижений педагога. В ее понимании “портфолио учителя – индивидуальная папка, в которой зафиксированы его личные профессиональные достижения в образовательной деятельности, результаты обучения, воспитания и развития его учеников, вклад педагога в развитие системы образования России. Безусловно такое портфолио обеспечивает интеграцию количественной и качественной оценок, позволяющих быть средством мониторинга профессионального роста учителя в полной мере отражающих уровень его компетентности и конкурентоспособности; коллекцией дидактических и методических материалов, предназначенных для более совершенной организации учебного процесса”.

Такой взгляд подтверждает мысль о том, что с помощью портфолио как педагогической технологии, достаточно эффективно можно отслеживать сформированность ключевых компетенций и компетентностей учащегося и педагога как современного человека XXI века. На наш взгляд наиболее значимыми и востребованными были выделены следующие компетенции:

    информационная (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);

    коммуникативная (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);

    самоорганизационная (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);

    самообразовательная (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая при этом успешность и конкурентоспособность).

Мейер Д. рассматривает технологию “Портфолио” как целенаправленный продукт и коллекцию работ учащихся, демонстрирующую их усилия, прогресс, достижения в одной или более предметных областях различной направленности. Согласно предложенной им версии, технология “Портфолио” способна обладать широкими возможностями для реализации творческих способностей и познавательных интересов школьников в конкретных условиях. Использование данной технологии позволяет стимулировать учащихся, ориентировать их на достижение высоких учебных результатов, максимально развивать их познавательные и креативные способности.

Селевко Г.К. отмечает, что в научном понимании и употреблении термина “педагогическая технология” можно встретить большие разночтения, среди которых он выделяет четыре позиции:

    педагогические технологии как средство, т.е. как производство и применение методического инструментария, аппаратуры, учебного оборудования и ТСО для учебного процесса;

    педагогические технологии как способ, который следует рассматривать в качестве процесса коммуникации (способ, модель, техника выполнения учебных задач), основанный на определенном алгоритме, программе, системе взаимодействия участников педагогического процесса;

    педагогические технологии как научное направление, в котором рассматриваемая педагогическая технология выступает как обширная область знания, опирающаяся на данные социальных, управленческих и естественных наук;

    педагогические технологии как многомерное понятие, представляющее многоаспектный подход и рассматриваемое педагогические (образовательные) технологии как многомерный процесс.

Совершенно очевидно, что все представленные позиции имеют определенную значимость в каждом конкретном случае. В связи с этим, на наш взгляд, целесообразно рассматривать технологию “Портфолио” придерживаясь четвертой позиции, поскольку это есть: “система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и пространстве и приводящая к намеченным результатам” (Г.К. Селевко).

Вместе с тем, выстраивая поэтапную технологическую цепочку по представлению достижений в “Портфолио”, мы склонны рассматривать ее как систему конкретных выдающихся результатов учащегося, выпускника студента, педагога, которые были получены в совокупности последовательных действий взаимосвязи данных субъектов с целью получения образования, развития и формирования личности каждого из них.

В связи с этим, можно отметить, что весь этот процесс приобрел новую технологию, под которой следует понимать организацию педагогического процесса как совокупность действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между компонентами педагогического процесса, а также организацию педагогического процесса в соответствии с конкретной теоретической парадигмой (Стефановская Т.А.).

Возникает вопрос: в чем же заключается эта целостная система и как правильно ее создать? Суть вопроса заключается в том, что для любой технологии и технологии “Портфолио” в том числе характерны наличие и взаимосвязь ведущих компонентов (целевой, содержательный, организационный, экспертно-оценочный), которые и образуют целостную систему. Следовательно, рассматривать ее необходимо комплексно в тесной взаимосвязи с каждым из указанных компонентов. Вместе с тем важно учитывать тип, вид, цель и результат будущего портфолио, поскольку соотношение цели и результата способны констатировать реальную картину в целостной системе оценки качества образования учащегося, педагога, а также всего образовательного учреждения.

Некоторый практический опыт показывает, что сегодня существует достаточно много взглядов и подходов к созданию портфолио как ведущего показателя и главной оценки системы качества образования. В связи с этим для расширения диапазона возможностей эффективного использования технологии “Портфолио” опытные педагоги охотно дают рекомендации не только по его содержанию, но и по структуре оформления, представлению защиты и др..

Собственный практический опыт также позволяет сделать несколько, наиболее важных на наш взгляд, рекомендаций и ориентиров для успешной работы с портфолио.

Так, одним из важных моментов успешной работы по созданию портфолио необходима разработка индивидуальной программы деятельности составителя с конкретными этапами и графиком по ее реализации. По целям она может быть стратегической и/или тактической; во временном отношении - краткосрочной и долгосрочной и т.д.

Портфолио можно классифицировать по следующим направлениям:

    по ведущим субъектам образования: портфолио ученика, учителя, семьи;

    по видам деятельности каждого субъекта: портфолио ученика с конкретной профильной направленностью; портфолио учителя-предметника с конкретной предметной направленностью; портфолио классного руководителя;

    портфолио педагога дополнительного образования; портфолио педагога-организатора; портфолио социального педагога; портфолио по работе с одаренными детьми и др;

    по типам (Селевко Г.К.), в зависимости от целей создания: папка достижений; рефлексивное портфолио; тематическое портфолио;

    комбинированные варианты, соответствующие поставленной цели: проблемно-исследовательское; портфолио-антология; презентация.

Представленная классификация портфолио позволяет сделать вывод о том, что варианты его использования могут быть самым различными и широкими по назначению. Прежде всего, это: инструмент для обсуждения результатов обучения и личностного развития школьников среди одноклассников, родителей, педагогов; подготовка и обоснование целеполагания будущего профиля, выбранного учащимся; документ, индивидуальная карта учащегося, в которых отражено его развитие, система отношений и результаты самовыражения; широкая возможность для выбора темы портфолио учащимся (тематическое портфолио); показатель собственных изменений, представленных в различных формах рефлексивного анализа; сравнительная характеристика по установлению связи предыдущих и новых знаний.

Безусловно, что все указанные выше показатели проявляются в конкретной деятельности, результатом которой становится определенный продукт. В связи с этим портфолио обязательно должно включать продукты деятельности субъектов образовательного процесса в соответствии с выбранной классификацией, которые можно подразделять на учебные и профессиональные.

Как правило, учебное портфолио в общем понимании представляет не только форму, но и процесс организации образцов и продуктов учебно-познавательной деятельности обучаемого, что необходимо для всесторонней количественной и качественной оценки уровня обученности конкретного ученика и дальнейшей коррекции процесса обучения в целом.

При формировании портфолио важно учитывать возрастные особенности, чтобы, отмечая успехи в учебной, творческой, спортивной и общественной деятельности учащегося представить их ярко, наглядно и понятно для каждого ученика, в особенности ученика начальной школы. Систематическая работа с портфолио поможет учителям и родителям совместно со школьником решать важные задачи следующего характера: своевременно отмечать успехи ученика; диагностировать и проводить мониторинг индивидуального роста успешности учащегося; поддерживать интерес школьника к получению качественного образования и освоению им, в полной мере, универсальных учебных действий (УУД); формировать самооценку школьника в процессе учебной и внеучебной деятельности; способствовать формированию умения добиваться решения поставленных задач.

В этом случае портфолио используется как метод независимого рейтингового оценивания результатов, достигнутых обучающимися в конкретных предметных областях и других сферах учебной, внеучебной и внешкольной деятельности, свидетельствующей о наличии у школьников определенных способностей к дальнейшему продолжению образования в профилях.

При формировании профессионального портфолио следует учитывать, что одной из главных задач современного образования является повышение его качества в рамках реализации стандартов нового поколения, а также готовность обучающихся к осознанному подходу и сбору материалов для дальнейшего оформления своего портфолио в рамках будущей профессиональной деятельности. Безусловно, это станет основой для определения образовательного рейтинга выпускника основной школы и конкурентоспособности будущего специалиста среднего и высшего профессионального образования, в том числе и педагога.

Рассмотрим примерные продукты деятельности учащегося и педагога.

В учебные портфолио могут быть включены различные категории и наименования продуктов учебно-познавательной деятельности, а именно: работы ученика (классные самостоятельные и домашние работы); оригинальные решения или выполнение сложных занимательных учебных заданий по конкретной теме (по выбору учащегося); выполнение заданий самостоятельно сверх учебной программы; рефераты различной направленности и сложности; наглядные пособия, изготовленные по конкретной тематике; краткие эссе или резюме о прочитанных книгах по данной учителем теме; дневник личностного роста учащегося; задания для одноклассников, составленные самим учащимся по конкретной теме; фотографии, представленные по направления деятельности; описание проведенных мини экспериментов и лабораторных работ; аудио и видеоматериалы с выступлениями учащегося; работы, имеющие интегративные связи со смежными дисциплинами; дипломы, поощрения, награды, благодарственные письма по конкретным предметам.

В профессиональные портфолио могут быть включены категории и наименования продуктов педагогической деятельности, а именно: индивидуально-творческие работы педагога; эвристические задания для классных и домашних самостоятельных работ учащихся; методические рекомендации для решения (выполнения) сложных занимательных заданий по конкретной теме, предлагаемой учащимся; подбор и разработка заданий для самостоятельной работы учащихся сверх учебной программы; примерная тематика реферативных работ по различной направленности и сложности; разработанные цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) по конкретной тематике; дневник личностного профессионального роста педагога; фотографии, представленные по направлениям деятельности; описание проведенных мини экспериментов и лабораторных работ с учащимися; аудио и видеоматериалы с выступлениями педагога на различных уровнях; дипломы, поощрения, награды, благодарственные письма по конкретным предметам; мониторинг оценки качества образования по конкретной учебной дисциплине; пакет диагностических процедур для отслеживания результатов личностного роста учащегося и самого учителя.

Все разнообразие видов портфолио определяется целью его использования. Так, после определения цели решаются вопросы основных и специфических компонентов портфолио, процесса его оценки, внешнего оформления и обсуждения. Педагог, использующий эту технологию, может создать портфолио преподавателя по предмету, портфолио-методист, портфолио-исследователь, портфолио-классный руководитель и др.

Внедрение технологии “Портфолио” в учебном заведении требует большой и систематической работы по повышению квалификации и профессионального роста личности педагога, его компетентности в вопросах образования. Необходимость ее внедрения очевидна, поскольку требует у педагогов готовности понять и принять эту технологию как очередную инновацию, с помощью которой появится возможность для раннего формирования у учащихся универсальных учебных действий.

Наряду с этим, следует отметить важность имеющейся структуры, содержания и формы портфолио как педагогической технологии, которой в обязательном порядке присущи конкретные теоретические положения и подходы, лежащие в основе учебной и профессиональной деятельности каждого конкретного субъекта. Для обоснования этих положений, необходимо достаточно подробно рассматривать указанные выше ведущие структурные компоненты (целевой, содержательный, организационный, экспертно-оценочный), образующие данную технологию.

В связи с этим, собранный банк необходимых материалов для портфолио важно грамотно и логично структурировать и при этом помнить, что портфолио это не просто банк достижений. В данном случае ценность представляет технология формирования системы этого банка (логичная, содержательная, целесообразная). Понятно, что при всем том многообразии вариантов портфолио его структура должна оставаться разнообразной, легкой для восприятия и осознания достижений субъекта любого возраста, состоять из нескольких сущностно важных разделов. На наш взгляд обязательными разделами должны быть уже имеющие официальные сертифицированные документы (“Портфель документов”), курсовая подготовка педагога, курсы по выбору и творческие работы учащегося и педагога (“Портфель работ”), а также отзывы, рекомендации, самоанализ.

В качестве рекомендаций и уточнений следует отметить, что подраздел “Курсы по выбору” можно представить в виде зачетной книжки, в которой указываются пройденные курсы с оценкой и формой зачетных мероприятий: “зачет”, “реферат”, “исследовательский проект”, баллы.

При формировании подраздела “Творческие работы” необходимо дать перечень и аннотированное описание работ в различных видах деятельности, желательно приложить рецензии, если таковые имеются. В качестве результатов деятельности могут быть представлены различные проекты, научные исследования, рефераты, доклады, статьи, различного рода изобретения, работы по искусству и др.

В качестве примера, подтверждающего качество образования педагога, можно предложить следующие, достаточно эффективные виды используемых нами в процессе педагогической деятельности профессиональные портфолио педагога: демонстрирующие собственные достижения, развивающие личностные и профессиональные качества, отчетные по обобщению передового педагогического опыта, электронные как целостная система оценки качества образования в виртуальной педагогической среде.

Результатом представления портфолио, как правило, является итоговая оценка. Она определяется суммой баллов по всем представленным разделам. В практике оценивания портфолио, как продукта деятельности выпускников, имеется достаточно большой опыт, представленный на всех ступенях образования (школа, профессиональное училище, вуз и др.). Это показатель успешных достижений выпускника в процессе конкретного временного периода, фиксирование и накопление им индивидуальных достижений собственного прогресса. Такой подход позволяет говорить о некоторой уже сложившейся системе, которая должна иметь преемственные связи на всех ступенях обучения.

В связи с этим, следует отметить, что достаточно важно и целесообразно начинать работу с портфолио еще в школе. Именно там начинает формироваться первый опыт учащегося по созданию своего “шедевра успеха” как части личностной траектории развития выпускника и будущей карьеры начинающего специалиста. Представление им своих результатов с помощью портфолио позволяет проанализировать не только процесс, но и результат конкретной образовательной деятельности, проделанной в конкретные временные сроки, оценить степень сформированности его личностных качеств. При этом понятно, что на каждом из этапов должны стоять свои задачи, максимально способствующие повышению качества образования в целом, а значит и продукта – конкурентоспособного специалиста.

В настоящее время кардинальные изменения вносят на рынок труда существенные коррективы по отношению к человеку к его профессионально-квалификационным характеристикам и выдвигают все новые и более жесткие требования к продукту его профессионального труда. В связи с этим основными морально-психологическими качествами работника становятся инициативность, самостоятельность, креативность, способность сотрудничать и взаимодействовать с другими субъектами общества, высокая мотивация к карьерному росту, повышению квалификации и профессиональному переобучению. Именно эти качества позволяют человеку быть мобильным и конкурентоспособным на рынке труда, а технология “Портфолио” как эффективный инструмент и ведущий показатель системы оценки качества образования позволяет наглядно представить целостную картину о степени сформированности личности как успешного, компетентного и делового ЧЕЛОВЕКА.

ЛИТЕРАТУРА

    Красноперова Т.В. Технология формирования интереса к музыке у учащихся 1-8 классов гимназии. //Материалы региональной научно-практической конференции “Непрерывное образование личности в условиях модернизации общества”. Улан-Удэ. 2008. 75-81 с.

    Новикова Т.Г., Прутченков А.С., Пинская М.А., Федотова Е.Е. Папка личных достижений школьника – “Портфолио”: теория вопроса и практика реализации/ Под ред. Т.Г. Новиковой. – М.: АПК и ПРО, 2004. – 112 с.

    Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров/ Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е.Петров; Под ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр “Академия”, 2001. – 272 с.

    Поташник М.М. Качество образования: проблемы и технология управления (В вопросах и ответах). – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 352 с.

    Селевко Г.К. Опыт системного анализа современных педагогических систем / Г.К. Селевко “Школьные технологии”, 1996. № 6. – С. 3-43.

    Стефановская Т.А. Концепт-доктрина педагогического исследования: региональный компонент. – Иркутск: ИГЛУ, 2000. – 70 с. С. 14).

    Федотова Е.Е., Новикова Т.Г., Прутченков А.С. Зарубежный опыт использования портфолио// Методист. – 2005. - №5. – С. 27-33.

    Шалыгина И.В. Портфолио – педагогическая технология школьной оценки//Естествознание в школе. – 2004.- № 2. – С.51-54.

© 2024 staren.ru
Портал о ремонте