Принадлежность для игры в бабки. Народные игры и забавы

Как-то вспоминали с вами детские игры в СССР. Много всего вспомнили. Но игру в бабки, вроде, никто не упомянул. А популярная игра когда-то была. Одна из самых любимых народных забав. Сохранилось свидетельство, что любили играть в бабки Петр I, Суворов, Пушкин. Популярность игры объясняется не только азартностью, спортивностью, но и тем, что добыть атрибутику игры не составляло никакого труда.

Игра в бабки. (В.Е. Маковский)


Бабки приготавливаются из подкопытных костей. Их обваривают в горячей воде, а самую большую, тяжелую, наливают свинцом: это — битка. Каждый игрок приходит на игру со своим запасом бабок и со своей биткой. В результате игры он может либо проиграть все свои запасы, либо пополнить их, став обладателем целого состояния из мослов. Случалось, что бабками и особенно битками торговали. Но играли все же не ради наживы, а ради спортивного интереса. Доказательством этому служит то, что играли не только один на один, но и командами: битки были у каждого свои, а бабки «коллективизировались».

Часто Суворов играл в бабки с ребятишками.

Играли так. В определенном месте выстраивали в один ряд бабки, их количество заранее оговаривали. Одинаковое количество бабок выставлялось с той и другой стороны — будь соперники индивидуальные или коллективные.

Игра в бабки в деревне, 1890.

Стоящие попарно бабки называются гнездом, а все гнездо коном. Мечта каждого игрока — одним ударом выбить гнездо, а то и два. Определяли расстояние, с которого полагалось бить, обычно это 7—8 метров. Выбившие половину бабок перемещались на другую линию боя — на 2—3 метра вперед.

Фото кон. 1890-х - нач. 1900-х гг. П. Левинского. Дети играют в бабки.

Потом решали, в какой очередности бить, т. е. бросать битки по бабкам. С этой целью — с одного места и в одном направлении — бросали битки: кто дальше всех забросит — тому начинать, кто поближе — тому быть вторым и т. д
Каждому по очереди разрешался один бросок. Выбитые из кона бабки считались выигранными — сколько выбьешь, столько и выиграешь. Не попадешь — значит, не только не выиграешь, но и проиграешь те бабки, которые поставил из своего кармана.

Когда выбьют весь кон, подсчитывают трофеи и потери и выставляют новый ряд бабок — все поровну. У кого не окажется нужного количества бабок, тот выбывает из игры: он — банкрот. И так играют до тех пор, пока кто-то не соберет все бабки в свой карман (если играли на один кон) или в общий котел одной команды (если играли двумя коллективами).

См.также:

Бабки

(Другие названия этой игры - «Козны», «Шугаи», «Панки», «Лодыжки» )

На Руси «Бабки» были широко распространены уже в VI-VIII вв. и являлись любимой игрой. Они сохранились кое-где до нашего времени. Следовательно, эта игра бытует среди русских около полутора тысяч лет. Попытки снова широко распространить «Бабки» предпринимаются некоторыми школами, Домами пионеров, пионерскими лагерями и др.

Эта игра известна также у других народов СССР - под равными названиями и с некоторыми изменениями в правилах.

Для игры берутся бабки - специально обработанные кости нижних надкопытных суставов ног коров, свиней, овец. У русских в наибольшем почете коровьи бабки: они более крупные и в них можно попасть с большого расстояния (до 40 м), тогда как по мелким бабкам и тем более по альчикам бьют обычно с 3-10 м. Играют обычно подростки, юноши и молодежь, от 2 до 10 человек. Раньше играли порой и люди зрелого возраста. У каждого своя бита и 3-10 бабок (по договоренности). В качестве биты берется наиболее крупная и увесистая бабка (внутреннюю полость ее часто заливают свинцом или оловом). Для игры требуется площадка размером до 60-70 м для мужчин и до 30-40 м для подростков. Если играют у стены (чтобы бабки не улетали от удара слишком далеко), то площадка может быть на 15-20 м короче.

Описание . Примерно в середине площадки чертят линию кона, на которую ставят собранные у всех игроков бабки в один или два ряда или же гнездами по 2, 3, 5 штук (рис. 10, А, а, в, г). Иногда строй бабок перпендикулярен к линии кона (рис. 10, А, б). Изредка строят из бабок замысловатые фигуры, например «рыбу» с раскрытым ртом (рис. 10, А, д) или, рассыпав бабки, ставят затем каждую на том месте, где она легла.

Определение очередности играющих само уже представляет интересный период игры. Обычно все выстраиваются вдоль кона и кидают свои биты в ту сторону, откуда договорились бить по кону. Метрах в двух-трех от кона проводится черта- «сало». Каждый бросает свою биту за «сало» на такое расстояние, какое считает наиболее подходящим для себя. При этом учитывают, что право бить первым получит тот, у кого бита ляжет дальше всех от кона. Поэтому рассчитывающие на свою силу и меткость стремятся забросить биту подальше. Нередко устраивается «гон» («гонка»), т. е. разрешается переносить свою биту еще дальше, и наиболее решительные игроки начинают переносить ее один дальше другого - в расчете на свои силы. Тот же, кто хитрит и бросает биту поближе (в расчете, что другие промахнутся издали и ему достанется бить вблизи), может не получить желаемого результата в случае меткости его товарищей, а бывает, что его наказывают: если его бита упадет ближе «сала», он должен будет бросать по кону не только последним, но и с закрытыми глазами. Сравнительно редко учитывается при определении очередности ударов положение упавшей на землю биты (Играющие могут договориться, например, что право бить первыми отдается тем, у кого бабка ляжет на «спинку», т. е. «брюшком» вверх («жок», «сак», «орел» и другие названия) (см. рис. 10, Б, б). Из них самым первым бьет тот, у кого бита легла дальше других лежащих в таком же положении. У кого она легла поближе, тот бьет вторым и т. д. Затем распределяются места тех, у кого бита легла на плоский «бок» («плоцка», «альча», «чик») (см. рис. 10, Б, г) и т. д. Иногда преимущество имеют другие положения бабки (рис. 10, Б, а, в)), и тем самым меньшая роль в русских разновидностях «Бабок» отводится случаю, везению, а большая - собственным достижениям играющих.

Иногда очередность играющих определяют более простыми способами: по жребию, по считалке, по уговору и др.

Завоевавший право бить первым подходит к месту, где лежит его бита, и бросает ее оттуда по бабкам, стоящим на кону. Если он собьет (повалит) своей битой бабку на кону, то выигрывает эту бабку или все гнездо, в которое она входит (в зависимости от договоренности). После этого бьет следующий по очереди. Когда на кону не останется бабок, игра прекращается. Если все пробили, а на кону еще остались бабки, то играющие договариваются или повторить игру с оставшимися на кону бабками, или поставить на кон дополнительно по определенному количеству бабок от каждого участника. Игра повторяется обычно по многу раз. Побеждает выигравший наибольшее количество бабок.

Правила существенно различались в отдельных видах «Бабок». В описанном выше виде игры соблюдались такие правила: 1. Бросать биту по кону надо каждый раз с того места, где лежала бита, делая не более 1- 3 шагов вперед. 2. Если бабка на кону задета битой, но не упала, она не считается выбитой. 3. Выбитые бабки фазу забираются с кона выбившим их игроком. 4. Можно бросать по кону 1-3 биты подряд (по договоренности). 5. Иногда вводится правило: начинать сбивать бабки, стоящие гуськом, можно только с последней пары, причем в случае падения других бабок они не считаются сбитыми.

Разновидность игры в «Бабки» - «Через кон» (Она известна еще под названиями «Из кона в кон», «Из поля, в поле» и др.). Все бьют по кону с одной черты, называемой «салом». Она проводится в 10-15 м от кона или дальше - по договоренности. Очередность определяется по жребию. Когда все пробьют с одной стороны, то идут на другую сторону кона к своим битам, перелетевшим через кон. Теперь каждый бросает свою биту по стоящим на кону бабкам с того места, где лежит его бита, причем первым бросает тот, чья бита лежит дальше от кона. У кого же бита при броске от «сала» не долетела до кона, тот бьет последним и притом с завязанными глазами. В остальном игра та же, что и предыдущая.

Другая разновидность игры в «Бабки». На площадке проводится линия «города», а в 6-8 м от нее параллельно ей чертится линия кона. Бабки ставятся на кон в один или два ряда (см. рис. 10, А).

Все играющие становятся за линию «города». Любым из известных им способов они определяют очередность в игре.

Каждый игрок по очереди делает один удар по бабкам. Его задача - сбить как можно больше бабок. Каждая сбитая бабка дает ему выигрышное очко. Когда первая фигура сбита, ставится вторая, затем третья и т. д. (см. рис. 10, А). Когда все бросят биту по одному разу, но не все бабки будут сбиты в установленных фигурах, играют второй раз. Когда все бабки будут сбиты, подсчитываются очки. Игру повторяют несколько раз. Каждый раз очередь бить по бабкам разыгрывается. Выигрывает набравший наибольшее количество очков.

Правила те же, что и в предыдущих разновидностях, но есть и отличие: бить надо не заступая за линию «города». В противном случае выбитая бабка ставится на прежнее место.

Знаете, откуда пошло выражение подбивать бабки? Сейчас расскажу...
Практически на любой деревенской пахоте встречаются кости крупного рогатого скота, и это не удивительно. Но иногда ничем не примечательная кость порождает четкий металлический сигнал поискового прибора, чего от нее совершенно не ожидаешь. Скорее всего, это означает, что под катушкой детектора - так называемая «бабка», вернее, начиненный свинцом биток для старинной игры, корни которой уходят аж в Древний Египет.

Игра в бабки похожа на игру в городки: играющие выставляют бабки «на кон» - по отдельности или в различных комбинациях, и по очереди сбивают их битком с определенного расстояния. Существует много разновидностей и вариантов правил игры в бабки. В России для игры традиционно использовались коровьи кости, а для получения битка в них забивали гвоздь или заливали свинцом.

Игра в бабки в деревне, 1890.

Вот один из вариантов игры, согласно книге И. Панкеева «Русские праздники и игры» (1999):
КОН ЗА КОН
Игроки ставят на ровном месте по гнезду на битку. Потом определяют условное расстояние - коны. Кому прежде бить и кому после, о том мечут жребий. Для этого игроки бросают вверх бабки с особенными уловками - выстилкою. Если бабка, упавшая на землю, ляжет на правый бок - то это будет плоцка - старшая по игре; если ляжет на спину, то будет жог - вторая по игре; если ляжет бабка на левый бок, то это будет ничка, моложе всех. Игроки, становясь на черту, бьют битками по старшинству. Если сшибут бабки, на кону стоящие, то их считают своим выигрышем. Когда они все пробьют, тогда каждый переходит за кон к своим биткам и бьет с того места, где лежит его битка; чья далее лежит, тот прежде начинает и бить, а остальные доканчивают игру по расстоянии своих биток.

Интересно, что в этой же книге упоминаются такие варианты игры, как «Об стенку (пристенок)» и «Кудачок (трясучка)». Я хорошо помню эти игры, только в школьные годы вместо костей мы играли монетами - полноценной советской мелочью. Это были очень азартные денежные игры, которые велись втайне от учителей и родителей. Кроме «пристенка» и «трясучки» была еще одна подобная игра - «монголка» (когда столбик монет перекидывали с ладошки на тыльную сторону кисти, иногда «на кулачок» и «с перехватом»), но вряд ли она имеет какое-то отношение к игре в бабки.

Группа крестьянских мальчиков. Игра в бабки. Фотограф В. Каррик. 1860-е гг.

Игра в бабки в старые времена была настолько популярна, что ее изображали на своих полотнах живописцы. Известно также стихотворение А.С. Пушкина «На статую играющего в бабки»:
Юноша трижды шагнул, наклонился, рукой о колено
Бодро оперся, другой поднял меткую кость.
Вот уж прицелился... прочь! раздайся, народ любопытный,
Врозь расступись; не мешай русской удалой игре.

В.Е. Маковский "Игра в бабки" (1870) .

Наверное, в наше время маловероятно встретить в деревне играющих в бабки. По крайней мере, я никогда таковых не встречал, и ничего об этом не слышал. Но на просторах ЖЖ один человек вспоминает , как играл в эту игру несколько десятков лет назад, и даже не в деревне, а в городе. Правда, в качестве битков использовались не залитые свинцом кости, а « плитки» - «металлические фиговины … от банальных кусков арматуры до полированных вручную плоских «чибышей».

А.И. Корзухин "Игра в бабки" (2-я пол. XIX века).

Хотя игра в бабки практически исчезла как народное развлечение, память о ней осталась в русских словарях. Выражения «подбивать бабки» и «сшибать бабки» произошли вовсе не от жаргонного «бабки-деньги», а восходят к описываемой игре. Происхождение же слова «бабки» в смысле «деньги» туманно: одни производят его от женщин (бабок) на крупных имперских ассигнациях:), другие - от старинного названия способа укладки снопов. Получается, в выражениях «подбивать бабки» и «сшибать бабки» просто удачно сошлись две разные этимологические линии.

Оригинал взят у metalchemist в Бабки

Знаете, откуда пошло выражение "подбивать бабки"? Сейчас расскажу...

Взявший ножик по жребию бросает его в землю двумя пальцами, потом тремя и т. д., чтобы он воткнулся. Потом он кладет его на кулак поперек, затем - на ладонь и на кисть и с них бросает; потом, взяв за кончик и приложив к губам, бросает его в землю: после кладет ко лбу и оканчивает головой, с которой он сбрасывает, но всякий раз, чтобы воткнулся нож.

Не выполнивший всех этих действий должен вытаскивать зубами тоненький колышек, забитый в землю и чуть видимый.

Русская игра Мушка

Вбивают в землю палку длиной в аршин и более; вверху палки привешивают деревянный крючок, называемый мушкой, которую водит (караулит) один из играющих, и вешает ее всякий раз, когда собьют, а прочие, отойдя на несколько шагов, держат в мазлах (ямках) свои палки.

Между тем один кто-либо, не отходя от мазла, старается попасть своей палкой в мушку, или, по крайней мере, во вбитую палку; отлетевшую же его палку он оставляет лежать на том месте, где она упала, пока все не закончат бросать.

Но если бросающий надеется, что он сбегает скорее за палкой, чем поспеет водящий повесить мушку, то он бежит за ней. Если не надеется, то дожидается выкупа. Когда бьет последний, это значит выкупает, тогда все бегут за своими палками. Водящий же мушку должен повесить ее как можно скорее, захватить чье бы то ни было мазло во время их бега. Кто не успеет защитить свое мазло, тот водит мушку а прочие играют по-прежнему

Изворотливость побеждает умение.

Русская игра Чушки

Чертят сначала на земле два крута расстоянием друг от друга на 20 шагов и более; потом проводят по середине каждого круга по одной черте, называемой коном, и одну черту - между кругами, которая называется полуконом.

На конах каждого круга ставят по пять чушек (обрубки длиной и толщиной в 1/4 арш.) в таком порядке: одну чушку кладут вдоль кона, две - поперек продольной чушки, четвертую - вдоль двух поперечных, а пятую ставят стоймя между четвертой и двумя продольными. Играющие разделяются на две стороны, каждый игрок имеет по две палки, и начинают сбивать после конания. Игроки первой стороны бьют из своего первого круга в круг второй стороны: сначала одной палкой, а потом другой.

Если случится, что кто-то собьет с первого раза все чушки, то вторая сторона начинает сбивать чушки первого круга палками первой стороны. Нужно заметить, что при сбивании чушек игроки используют одни и те же палки. Если случится, что игроки первой стороны не все собьют или вовсе не собьют чушки второго круга, то начинает сбивать вторая сторона чушки первого круга, и таким образом продолжают играть обе стороны, пока не собьют чушек со своих конов.

Когда кто-то собьет с кона хотя бы одну чушку, тогда прочие должны сбивать остальные уже с полукона. Если одна сторона не собьет своих чушек, то сбившая - ездит на ней от круга к кругу. Если обе стороны собьют свои чушки, то начинают снова играть, пока кто-то не собьет.

Игра эта, по-видимому, намекает на то, что кто в житии проворен, тот и успевает.

Русская игра Чиж или чижик

В начерченном на земле круге кладут чижика, или чижа,- заостренную с обеих концов палочку длиной в 1/4 арш. Начинающие играть сначала конаются, и потом бьют по порядку конания: от первого до последнего. Перед игрой уговариваются: если кто не сделает десять ударов палкой по чижику, то сколько раз должен бегать на кули и скачку? Кули означает бегать от круга до упавшего чижика и кричать не переставая: «На кули, кули!» Скачка - такое же беганье, только на одной ноге, сгорбившись и не переменяя ноги.

Первый игрок после конания начинает бить чижика с одного какого-либо заостренного конца и старается сделать еще несколько ударов на воздухе и потом отбивает чижика; за ним бьет второго, и таким образом бьют все по порядку. За отбитым чижиком бежит второй игрок, который кладет его в круг и начинает бить, как первый, а за отбитым бежит уже третий, и так все чередуются до конца игры.

Кто всех скорее сделает десять ударов, тот оканчивает бить чижика, и потом первый начинает бить уже на кули и скачку, но не раньше чем все не сделают до десяти ударов, соблюдая прежний порядок бить по очереди. Не сделавший десяти ударов бегает за чижиком, подает каждому палку, чтобы бить, и, обращаясь к кругу, кричит не прерывая голоса: «На кули, кули!» - и в это время скачет. Он кричит, и скачет столько раз от чижика к кругу, сколько было условлено. Затем снова начинают играть, если вздумают.

Неудача скачет, неудача пляшет, а крайность ни до чего не доводит.

Русская игра Кандалы

Мальчики становятся к стене или забору. Один из играющих, став против них, говорит: «Кандалы».

Ему отвечают: «Скованы».

Один из играющих говорит: «Раскуй».

Спрашивают: «Кого?»

Один из играющих отвечает: «Насыкай кулак (приготовляй)».

Спрашивают: «На чьи боки?»

Один из играющих: «На такого-то». Тогда все бросаются на названного им и бьют. Говоривший занимает потом место названного, а этот начинает спрашивать таким же образом, и продолжают забавляться, пока им не надоест. На кого навалится несчастье, на того - и люди.

Русская игра Шар или касло

Выбирают палки, которые бы имели на конце головку, как в кие, чтоб удобнее было гонять шар; потом выкапывают довольно большую яму, называемую касло. Вокруг него выкапывают небольшие ямки по числу игроков, называемые лунками. Выпавшему по жребию водить игру нужно загнать шар в лунку и когда другие будут отбивать, тогда стараться захватить чье бы то ни было место. Защищающие должны находиться при своих лунках, а когда водящий вгонит шар в касло, тогда они должны переменяться своими ямками, но чтобы не прозевать их.

Прозевавший же водит шар. Если водящий долго не вгонит в касло шар, то может бросить его вверх, но так, чтобы попасть в касло; прочие обязаны отбивать шар на лету. Отходящий от своей лунки должен зачурить ее, сказав: «Чур! Мое масло до вечера не погасло». Другие говорят: «Чур сала - масла, запечатано касло».

Забава эта довольно утешительная: в ней требуется проворство и искусство, особенно водящему шар.

Русская игра Ветчинка

Вбивают в землю колышек и привязывают к нему небольшую веревку. Около колышка кладут ветчинку - старые сапоги, башмаки или лапти. Один из игроков берет в левую руку веревочку, а в правую прут. Прочие подходят к нему и спрашивают: «Поспела ли ветчинка?» - «Нет». Потом через некоторое время: «Поспела ли ветчинка?»- «Нет». В третий раз: «Поспела ли ветчинка?» Тот отвечает: «Кипит, шевелит, продавать велит». При последнем слове похищают ветчинку, а тот, кто охраняет ветчинку, должен отгонять их прутом, и ударенный им заступает на его место. Если ветчинка расхищена без удара, то он сам подвергается наказанию: берут по пруту и бьют его.

Не показывает ли эта игра беспечного хозяина, не радеющего о своей собственности?

Игра в «бабки»

Русская игра Бабки

Они изготовляются из подкопытной кости и составляют промысел мальчиков. Сначала кость обваривают в горячей воде, и потом выбирают самую большую и тяжелую кость для битки, которую наливают охотники свинцом. Каждый игрок ставит несколько пар своих бабок на ровном месте в один ряд; стоящие попарно бабки называются гнездом, а все гнездо - коном. Кому начинать бить, бросают из-за кона битки; чья упадет дальше, тому начинать. Сбивший несколько гнезд получает все себе; непопавший теряет свой выигрыш.

Игра в «бабки» имеет свои особые термины: кон за кон, плоцка, кудачек у кону, стенка и городок. Кто в игре кон за кон сшибет крайние бабки, тот их выигрывает. В плоцке нужно целить в одну из сторон: в правую или в левую. В кудачке нужно иметь особую ловкость, чтобы не зашибить своим битком чужого. В стенке бросают об стенку бабками, и чья ляжет ближе к другой, тот выигрывает. В коне ставят по шесть бабок, и кто собьет все, тому достаются все шесть. Для всех этих игр существуют разные правила и условия, потому что зависит от местности и нововведений самих игроков.

Игра в «бабки» собственно греческая и называлась астрагалос. От греков она распространилась по Европе, а русские так ее усвоили, что она поныне составляет первое удовольствие для мальчиков, и нет уголка во всей России, где бы не играли в нее. Нужно заметить, что в бабки любили играть татары Золотой Орды. При раскопках местности Сарая находили во множестве коньки и альчики (бабки из подколен овец), которые были очень хорошо обработаны. Иногда случалось видеть по нескольку десятков сложенных вместе.

Разнообразие игры в бабки, называемой в Калужской губернии ладышками, можно видеть на примере трех ее видов: плоцка, жог и кон за кон.

Выбирают ровное место, проводят на нем черту для кона и черту, из-за которой должно бить и гонять битой. Эти биты бывают простые бабки, свинчатки (налитые свинцом), чугунки и медянки (чугунные и медные бабки). Каждый за свою биту должен ставить на кон пару бабок, называемых гнездом. Установив кон, собирают все биты и бросают их на землю. Чья бита ляжет дальше всех, и притом плоцкою (на левый бок), тот имеет право раньше всех гонять и бить, за ним по порядку другие; после них жоги и нички. Жоги, чьи биты легли прямо на нижнюю сторону, а нички - на верхний бок или на правую сторону, но нички уже бьют с левой руки. Сшибаемые бабки кладут в свою казну, т. е. в карман, шапку, мешочек и за пазуху. Если с кона не все сшиблены бабки, то продолжают сбивать их по согласию или еще прибавляют к гнезду бабки.

В жог так же играют, как в плоцку. Разница та, что здесь гоняет и бьет раньше тот, у кого бита легла жогом, за ним - плоцка, а последний - уже ничка.

Установив кон, отходят на довольно большое расстояние; отсюда начинают забивать битами, это значит, чтобы бита непременно перебутела (перелетела) через кон. В противном случае берут пару ладышек, поставленных за биту. Этот промах поправляется установлением другой пары бабок, что называется уже посолить или наварить. После забоя бьют за коном. Сбитые бабки берут себе, которые продают потом или меняют на какие-нибудь вещи.

Играют еще бабками в пристенок. Ударяют бабкой об стену, ворота или камень, а вслед за ними чокаются бабками. Это значит, чтобы бабка дотронулась к чьей-нибудь или находилась бы на расстоянии от нее на пядень. Тогда это называется спядил игрок, который получает чокнувшиеся, или спядившиеся, бабки.

© 2024 staren.ru
Портал о ремонте