Многие люди страшно боятся авиаперелетов и готовы добираться до нужного места в несколько раз медленнее, только бы не садиться в самолет. Учтите, это психологическая проблема, которая не имеет никакого отношения к реальной ситуации перелета, ведь на самом деле самолет является самым безопасным видом транспорта. Статистика подтверждает, что пострадать в авиакатастрофе в три раза менее вероятно, чем попасть под обвал подъезда в жилом доме. Удивлены? Тогда давайте поговорим об особенностях авиаперелетов, ведь чем больше человек знает об объекте страха, тем меньше начинает бояться.
Прочитав эту статью вы узнаете о главных правилах безопасного поведения на борту самолета, поймете причину обязательных требований экипажа. А так же, что разрешается делать в самолете, а что нет?».
В состав экипажа самолета входят две группы людей. Первая группа – это летный экипаж, задание которого состоит в управлении самолетом. Вторая группа – кабинный экипаж, который занимается обслуживанием пассажиров. Давайте разберемся подробнее в функциях каждого члена экипажа.
Капитан воздушного судна (КВС). В любом гражданском самолете командир воздушного судна (сокращенно КВС) является главным человеком на борту. Он лично отвечает за безопасность авиалайнера, принимает все важные решения о взлете, сливе топлива, перемещении багажа и посадке самолета. Именно капитан является тем человеком, который имеет право отдавать приказы и распоряжения всех людям, находящимся на борту, в том числе и пассажирам. Выполнять распоряжения командира – обязанность каждого, игнорирование которой приводит к криминальной или административной ответственности, согласно законам Российской федерации и ряда других стран.
Второй пилот . помогает командиру в управлении воздушным судном.
Старший бортпроводник. На борту самолета этот человек является заместителем командира.
Стюарды (стюардессы). Эти лица создают комфортные условия авиаперелета, следят за выполнением обязательных правил безопасного полета. Важно помнить, что стюардессы – это не официанты и не девушки «по вызову», как некоторые могут подумать. К этим работникам следует относиться с уважением и пониманием, ведь именно они своей нелегкой работой делают ваш полет максимально легким и спокойным, готовы помочь в ситуациях любой сложности и даже спасти вам жизнь.
Согласно статистическим данным, значительная часть аварийных ситуаций случается во время взлета и посадки самолета. Этому есть простое объяснение – малое расстояние от земли и ничтожное количество времени для того, чтобы исправить ситуацию. Чем выше самолет поднимается в небо, тем безопаснее становится полет, и соответственно при сближении с землей возрастает опасность, связанная со снижением скорости.
Что же делать пассажиру?
Все просто — нужно быть внимательным и вовремя выполнить несколько простых действий:
Отключить мобильные телефоны, отрегулировать спинки кресел, чтобы они находились в вертикальном положении, пристегнутся ремнями безопасности, сложить раскладные столики, поднять шторки иллюминаторов и не слушать музыку в наушниках слишком громко.
Рассмотрим более детально, в чем необходимость этих мер:
Телефон является прибором, который способен отправлять и принимать сигналы высоких частот, что оказывает негативное воздействие на навигационную систему воздушного судна, создает помехи для диспетчеров и летчиков во время радиопереговоров. Можно только представить себе, как телефоны всех пассажиров на высоте 1 км начинают одновременно искать мобильную сеть там, где ее быть не может.
В таком случае возникает большая вероятность проблем с магнитным полем. Ранее таких случаев зафиксировано не было, но это совсем не означает, что такого не может случиться. Именно поэтому, просто выключите свой мобильный телефон или используйте специальный «самолетный» режим.
Если вдруг вы услышите сигнал об аварийной ситуации, и всем пассажирам нужно будет подняться со своих мест, то спинка в опущенном положении станет преградой для пассажира, сидящего позади вас, и он просто не сможет пройти.
В случае аварийной ситуации, высокой турбулентности, резкого торможения, «твердой» посадки вы можете просто оторваться от своего места и получить серьезные травмы, если не будете использовать ремень безопасности. Столкновение с разложенными столами, с летящими предметами в виде фотоаппаратов и видеокамер может привести к серьезным негативным последствиям для вашего здоровья. Именно по этой причине запрещается использование этой техники на данном этапе полета.
Внутри салона самолета и за его пределами существует огромная разница в освещении. В салоне может быть довольно темно, тогда как на улице светло и солнечно. Во время вынужденной эвакуации вы можете на короткое потерять зрение, а в таких условиях даже несколько лишних секунд могут играть решающую роль. По этой причине во время ночных перелетов свет немного приглушают с целью постепенной адаптации глаз к освещению. Также сквозь иллюминатор пассажиры могут заметить различные проблемы, например, возгорание двигателя, и сказать об этом стюардессе.
Если вы будете громко слушать музыку в наушниках, то пропустите важное сообщение или указание бортпроводников, что в зависимости от ситуации может иметь негативные последствия.
Когда самолет набирает высоту и снижается, он оказывается в одном из слоев атмосферы, которая называется тропосферой. Это место с сильными воздушными потоками, где рождаются разные облака, возникают циклоны и антициклоны. В этом месте развивается состояние «турбулентности».
Что же такое турбулентность и как с ней бороться?
Если лайнер попадает в вихревое турбулентное течение, его бросает в разные стороны (на языке пилотов, такое явление называется «болтанка»). Бывает, что при неблагоприятных погодных условиях таких как: облачность, град, порывистый ветер, туман, «болтанка» длится долго и изнурительно. В полномочия командира воздушного судна или старшего бортпроводника входит обязанность объявить пассажирам о необходимости быть пристегнутыми, и находиться на своих местах. Самое главное, не впадать в панику, несмотря на сильную тряску. Посмотрев в иллюминатор, создается впечатление, что крылья вот-вот отвалятся. Не волнуйтесь, успокойтесь, займите свое место, пристегнитесь ремнем безопасности и переждите турбулентность. Воздушные суда часто попадают в такие зоны и чем меньше самолет, тем больше мы чувствуем «болтанку».
А что касается впечатления о том, что у самолета оторвутся крылья, то оно совершенно не обосновано, таких случаев в истории авиации не было! Авиалайнер проходит заводские испытания при более колоссальных нагрузках. При работе самолета в среде перепадов давления и различных нагрузок, покачивание крыла говорит о его отличной функциональности.
Самое комфортное время полета, это когда судно наберет высоту, займет свое место в воздушном пространстве и возьмет курс горизонтально. Обычно пассажирские авиалайнеры летают в пределах 12 км над уровнем моря, где не летают птицы, спокойная погода, уши не заложены и мы ощущаем благодать от полета. Можно заняться чем душе угодно: сделать легкую зарядку, почитать, покушать, поработать за компьютером, просмотреть мультики или фильм. В общем, это время для своего удовольствия во время полета.
Однако иногда и в горизонтальном полете возможна турбулентность, особенно, это чувствуется при перелетах над Атлантикой.
Каждый современный дальнемагистральный лайнер имеет бортовую систему развлечений. У каждого пассажира есть персональный монитор, где можно просматривать фильмы, видеоклипы, развлекательные программы.
При приземлении самолета не надо моментально покидать свои места, доставать багаж и продвигаться к выходу! Конечно же, для многих пассажиров сам полет это уже стресс и приземлившись, хочется поскорее покинуть борт воздушного судна. Имейте терпение! Для бортпроводников это, пожалуй, самое трудное время за весь полет. Авиалайнер может резко притормозить, неожиданно развернуться и вы можете получить травму.
Во избежание таких инцидентов, в салоне горит предупреждающая таблица «Пристегните ремни». Самолет закончит руление к нужному терминалу, подадут к борту трапы и тогда спокойно и без суеты можно будет покинуть воздушное судно.
В заключение хочется пожелать всем мягкой посадки! Соблюдая самые элементарные правила поведения на воздушном судне, и прислушиваясь к рекомендациям членов экипажа, ваш полет пройдет как незабываемое путешествие! Летайте самолетами, вы сэкономите уйму времени и получите море удовольствия!
Когда-то давно, в начале своей истории, полет на самолете считался роскошью, доступной лишь немногим избранным. Имевшие привилегию путешествовать по воздуху, готовились к полету, как к особому событию. Сегодня полеты стали почти неотъемлемой частью нашей жизни и доступны большей части населения планеты.
Перелет в самолете, особенно на большие расстояния, может быть достаточно утомительным и трудным как физически, так и эмоционально. Поэтому особенно важно знать базовые правила поведения на борту самолета.
Есть две основные вещи, которые одинаково важны как на борту самолета, так и в повседневной жизни, - это вежливость и уважение. Все правила поведения в самолете можно условно разделить на две категории: правила безопасности (определяются авиакомпанией и принципами авиационной безопасности) и так называемый «этикет путешественников» , основанный на простых жизненных принципах, обеспечивающих бесконфликтные отношения с другими людьми.
Итак, вы зашли в самолет. Проходя к своему месту, постарайтесь не задерживаться в проходе. Если вы путешествуете с ручной кладью, размещайте ее в верхнем отсеке над вашим креслом, не забывая при этом использовать пространство на полке экономно. То есть, если размеры вашего чемодана или сумки позволяют разместить его торцом вперед, именно так и стоит поступить. Не стоит класть верхнюю одежду на свободное место рядом с вашим чемоданом - возможно, это место будет необходимо занять вашему соседу по креслу. Сложите одежду поверх вашей сумки.
Немало вопросов вызывает использование мобильной связи и электронных устройств в процессе полете. Помните, что ваш мобильный телефон, ноутбук, планшет и другие электронные устройства должны быть обязательно выключены на период взлета и посадки самолета. Сигналы, принимаемые и посылаемые этими устройствами, могут внести помехи в работу навигации самолета. Использование техники во время полета обычно не ограничивается, поэтому вы можете спокойно скоротать время с любимой музыкой и фильмами.
Правила поведения на борту самолета подразумевают, что знак «Пристегните ремни» является обязательным требованием, и все пассажиры обязаны ему следовать. Сидеть пристегнутыми все время полета вам точно не придется, поэтому можно спокойно потерпеть несколько минут во время взлета, посадки и зоны турбулентности. Более того, это наверняка спасет вас от возможных травм, которые можно получить, разгуливая по салону и не удержавшись на ногах.
Решив встать с места, чтобы размять ноги или воспользоваться туалетной комнатой, не опирайтесь на спинку впереди стоящего кресла. Согласно опросам, это одна из наиболее раздражающих вещей на борту самолета. Сюда же относятся пинание кресла, резкое опускание спинки, и любое другое неожиданное вмешательство в личное пространство попутчика. Если вы хотите опустить спинку кресла, будет лучше предварительно предупредить человека, сидящего позади вас. Не забывайте, что на взлете и посадке, а также во время приема пищи спинка кресла должна быть поднята.
Соседей по креслу всегда нужно поприветствовать, но не стоит настаивать на продолжении общения, если человек явно в этом не заинтересован. Наушники или увлеченное чтение книги - уверенные сигналы того, что каждому из вас стоит заняться своими делами.
Совершенно точно не стоит отпускать в полете комментарии про авиакатастрофы. В салоне могут находиться люди, страдающие аэрофобией , а подобные темы спровоцируют приступ паники.
Не пользуйтесь на время полета резкими духами, дезодорантами, лаками для волос и другими ароматическими веществами. Неприятные запахи точно не сделают полет приятным. Свежий запах чистоты - оптимальный вариант.
Правила поведения в самолете строго запрещают курение на борту.
Если вы путешествуете с детьми, помните, что полет не лучшее время для отработки новых приемов воспитания. Убедитесь, что вы заранее объяснили ребенку, как вести себя в самолете. Громкий детский плач относится к самым раздражающим факторам в полете. Постарайтесь занять интерес ребенка мультфильмом, любимой книжкой или игрушками.
Теперь вы знаете, как вести себя в самолете. Надеемся, что все ваши полеты будут проходить комфортно!
Правила поведения пассажиров на борту воздушного судна ОАО «Авиакомпания «Уральские авиалинии»
1. Общие положения
1.1. Воздушный транспорт является отраслью, связанной с повышенной опасностью. Защита пассажиров и членов экипажей воздушных судов от актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации, а также обеспечение безопасности полетов являются главным приоритетом в деятельности авиакомпании и обеспечиваются широким комплексом мер, основой реализации которого является выполнение установленных норм, правил и процедур всеми участниками воздушных перевозок.
1.2. Настоящие «Правила поведения пассажиров на борту воздушного судна ОАО «Авиакомпания «Уральские авиалинии» (далее — Правила) разработаны и введены в действие в целях обеспечения безопасности полетов, повышения уровня комфорта пассажиров, предупреждения совершения различных правонарушений на борту воздушных судов Авиакомпании.
1.3. Поведение пассажира на борту воздушного судна и соблюдение им установленных правил являются важной составляющей обеспечения безопасности выполняемого полета.
2. Права и обязанности пассажира
2.1. Пассажир имеет право:
2.2. Пассажир на борту воздушного судна обязан:
2.3. Пассажиру запрещается:
Пассажир, совершивший указанные выше действия, а также не выполняющий требования членов экипажа по соблюдению норм и правил обеспечения безопасности полета и авиационной безопасности, признается нарушителем настоящих Правил.
За нарушение установленных Правил при выполнении полета на внутренних воздушных линиях Российской Федерации пассажир несет ответственность в соответствии с требованиями действующего российского законодательства, а при полетах на международных авиалиниях - в соответствии с требованиями воздушного международного права (международных конвенций) и законодательства страны назначения или страны промежуточной посадки, независимо от страны регистрации или эксплуатации воздушного судна.
3. Ответственность пассажиров за нарушение Правил поведения на борту воздушного судна и неисполнение требований в области транспортной безопасности
3.1. Ответственность пассажиров за нарушение требований по соблюдению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах предусмотрена ст. 263.1 Уголовного кодекса Российской Федерации и ст. 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях.
3.2. Для обеспечения безопасности пассажиров и членов экипажа воздушного судна, на основании статьи 107 Воздушного кодекса Российской Федерации,авиакомпания (перевозчик) имеет право в одностороннем порядке расторгнуть договор воздушной перевозки пассажира в случаях:
3.3. В соответствии с положениями статьи 58 Воздушного кодекса Российской Федерации командир воздушного судна имеет право:
3.4. В соответствии с Конвенцией «О преступлениях и некоторых других действиях, совершаемых на борту воздушного судна» (Токио, 1963г.) и сложившейся в международной гражданской авиации практикой ее применения любой член экипажа вправе:
В случае прекращения по инициативе авиакомпании (перевозчика) действия договора воздушной перевозки вследствие нарушения пассажиром подпункта «2» пункта 3.2. настоящих Правил, сумма, уплаченная за воздушную перевозку, пассажиру воздушного судна не возвращается.
Права, предоставленные командиру (членам экипажа) воздушного судна, указанные в п.п. 3.2 - 3.4 реализуются путем:
Авиатранспорт является самым безопасном способом передвижения. Пассажир больше рискует здоровьем и жизнью, когда садится в автомобиль, а не поднимается по трапу самолета. Однако это не означает, что пассажиры могут вести себя на борту, как вздумается. Даже заядлые путешественники не знают все правила перелета в самолете.
Правила поведения на борту авиационного судна едины во всех авиакомпаниях, причем как на внутренних, так и на международных авиарейсах. Условно их разделяют на две группы:
Соблюдение элементарных правил в самолете позволяет избежать конфликтов и обеспечить комфортные условия для всех пассажиров.
Воздушное судно в небе
Ручную кладь, перевозимую в салоне воздушного судна, размещают на верхних полках, расположенных над креслами. Пассажирам не следует занимать все отсеки, верхнюю одежду лучше сворачивать и класть поверх сумки, рюкзака или пакета.
Важно! Провоз жидкости в ручной клади допускает в контейнерах объемом менее 100 мл. Не забывайте интересоваться у авиаперевозчика о нормах перевозки багажа в ручной клади, дабы избежать конфликтных ситуаций перед вылетом. Например, у компании «Аэрофлот» норма для эконом класса — до 10 кг.
Кресла в эконом-классе располагаются рядом друг с другом, поэтому стоит заранее поинтересоваться, не помешает ли откинутая спинка пассажиру сзади. В этот момент человек может принимать пищу или работать за ноутбуком. Покидая своё место, не стоит резко хвастаться за спинку впередистоящего кресла: можно потревожить отдыхающего пассажира.
Не стоит настаивать на общении с соседями. Казалось бы, почему? Далеко не каждый человек любит вести задушевные беседы с попутчиками. Не нужно грубить пассажирам, особенно находящимся в состоянии алкогольного опьянения, так как агрессивное поведение может стать причиной конфликта или даже драки. В таких случаях лучше общаться к членам экипажа. Не стоит стремится занимать свободные кресла до тех пор, пока все пассажиры не зашли в салон. Не следует нарушать тишину, поэтому при прослушивании музыки и просмотре фильмов лучше использовать наушники.
Важно! Перед полетом спиртные напитки лучше не употреблять. Пассажиров с признаками алкогольного опьянения могут не пустить на рейс, к тому же в случае возникновения аварийной ситуации выпивший человек не сможет спастись.
В обеспечении безопасности полета не последнюю роль играет соблюдение ряда правил. Все пассажиры обязаны:
Совет! Музыку в наушниках слушать следует не на всю громкость: во-первых, можно прослушать важную информацию от стюардесс, а во-вторых, это создает дополнительную нагрузку на органы слуха.
Салон самолета
Взлет - это одна из самых опасных частей полета. Множество авиакатастроф происходят во время разгона по взлётно-посадочной полосе. Бортпроводники или пилоты в обязательном порядке предупреждают о том, что самолет готов к взлету. Почти все пассажиры испытывают легкое волнение до тех пор, пока самолет не наберет нужную высоту.
Стоит взять на вооружение памятку правила поведения в самолете во время взлета:
После того, как прослушан инструктаж от бортпроводника, читается инструкция с картинками, которую помещают в кармашек впередистоящего кресла.
Даже опытные пилоты нервничают во время захода на посадку. Волнение усиливается, когда авиалайнер сажают в сложных погодных условиях. Во время посадки действуют те же правила. Следует внимательно слушать указания стюардесс и не бежать к выходу, когда лайнер едва коснулся земли: самолет мчится по полосе на большой скорости и может в любой момент резко затормозить. Самое главное - это соблюдать спокойствие, даже если самолет ушел на второй круг.
Соблюдайте спокойствие при посадке
Дети также являются полноценными пассажирами. Чтобы ребенок чувствовал себя комфортно и не мешал окружающим, стоит следовать нижеприведенной инструкции:
Важно! Избавиться от заложенности ушей помогают леденцы и вода. Пить необходимо маленькими глотками.
Стюардесса
Находясь в воздухе, лайнер может оказаться в зоне турбулентности. Самолет начинает трясти при нахождении в тропосфере. Высота тропосферы за полярным кругом достигает десяти километров, в умеренных широтах - двенадцать километров, в тропиках высота доходит до восемнадцати километров. Именно в тропосфере формируются облака, циклоны и антициклоны. Воздушное судно, попавшее в турбулентное течение, кидает в разные стороны. Болтанка усиливается при сильном ветре и атмосферных осадках.
Все пассажиры лайнеры обязаны соблюдать следующие рекомендации:
Следование требованиям экипажа гарантирует спокойный полет без происшествий. Пассажир должен не только знать, как себя вести при возникновении аварийной ситуации, но и уважительно относиться к окружающим.
Инструкция безопасности в самолете гласит, что пристегиваться нужно при взлете и посадке, а также, желательно, быть пристегнутым и во время всего полета. Скептики могут возразить, что никакого толка от ремней безопасности в самолете нет - какая, мол, разница, на километровой высоте, пристегнут ты к креслу, или нет.
На самом деле, разница, конечно же есть. И пренебрежительное отношение к мелочам в воздухе может действительно стоить вам жизни, сообщает Day.Az со ссылкой на Don"tPanic . Ни авиакомпания, ни стюарды не желают пристегнуть вас к креслу только потому, что это доставит им меньше проблем. Вот несколько причин, по которым вы должны обязательно пристегиваться в самолете.
История
Ремни безопасности впервые появились как раз таки в самолете, а не в автомобиле, как думают многие. Первый полет на самодельном аппарате совершил французский инженер Адольф Пегу. Для того, чтобы исполнить знаменитую мертвую петлю и совершить длительный полет вверх колесами, он и придумал перестраховаться ремнями. Эти же ремни, со значительными модификациями, перешли затем и в наземный транспорт.
Столкновение с препятствием
Столкновение или слишком резкое торможение придает телу такую инерцию, что оно может буквально улететь вперед. Понятное дело, в самолете пространства для маневра немного. Но, поверьте, и нескольких метров с большой скоростью до препятствия вполне хватит человеку для того, чтобы разбиться насмерть.
Спокойствие пассажиров
Многие ритуалы, которые проводятся на борту самолета, призваны, в первую очередь, к успокоению пассажиров. Рутинные действия, совершаемые стюардами, плавные движения рук, указывающие на аварийные выходы при предвзлетном инструктаже - все это создает видимость рутины. Мозг подсознательно получает сигнал о том, что все в порядке. Пристегивание ремней лишний раз подтверждает телу, что ничего экстраординарного не происходит.
Турбулентность
Турбулентность является страшным кошмаром для многих пассажиров, боящихся летать. Надо сказать, что сама турбулентность очень редко приводит к катастрофам. Но вот во время тряски салона, повреждения (и довольно серьезные), могут с легкостью получить те пассажиры, которые пристегиваться не стали.
При взлете
Многие люди интересуются, зачем нужно пристегиваться в самолете, который идет на взлет. Отчасти, они правы - ведь перегрузка и так надежно прижимает спину человека к спинке кресла. Но пристегиваться все-таки нужно обязательно: пилоту может потребоваться резко затормозить еще на рулежной дорожке и тогда без травм обойтись не получится.
При посадке
Самая большая опасность подстерегает пассажиров, когда самолет уже идет на снижение, или даже коснулся шасси рулежной дорожки. По статистике, именно в эти моменты случается большинство катастроф. И печальный опыт показывает, что пассажиры гибнут в салоне самолета - не потому, что взорвались баки с горючим, а потому, что не пристегнулись и просто вылетели из своих кресел. Так что, в следующий раз, когда стюардесса попросит вас пристегнуть ремни - не нужно относиться к этому пренебрежительно. Здоровее будете.