Политическое участие. Политическое участие: формы, мотивы, проблемы Основной формой политического участия граждан являются

В каждом социально организованном и структурированном обществе существует определенная реальная вовлеченность граждан в политику. Общность различных методов практической деятельности людей в области использования государственной власти принято считать политическим участием.

Определение 1

Политическое участие – спланированные действия, которые предпринимаются отдельными гражданами для привлечения внимания к существующим проблемам со стороны государственной или общественной структуры.

Само определение «политическое участие» часто используется для обозначения различных форм неофициальной политической деятельности, когда представители политического общества, напрямую не связанные с функционированием правительственного аппарата, пытаются воздействовать на его работу.

Виды политического участия

На сегодняшний день различают такие виды политического участия:

  • принудительное и добровольное;
  • коллективное и индивидуальное;
  • пассивное и активное;
  • легитимное и нелегитимное;
  • новаторское и традиционное.

По масштабу указанный вид политической деятельности может проявляться на региональном, местном, национальном и мировом уровнях. В целом политическое участие представляет собой целенаправленные действия, выполняемые гражданами, которые имеют цель повлиять на существующую господствующую политику на любом уровне (государственном, региональном или местном).

Политическое участие зачастую организовывается спонтанно и хаотично, значительно реже – на постоянных условиях, которые основываются на законных методах. Политологи выделяют два ключевых типа данной деятельности: автономное в виде сознательного участия граждан, осведомленных в сфере политической жизни, и мобилизованное, т. е. вынужденное действие, когда участие в политике напрямую зависит от нелегальных стимулов, таких как подкуп и страх.

Замечание 1

Центральная роль в политическом участии предоставляется выборам в органы государственной власти.

Свободное голосование считается одним из наиболее эффективных и рентабельных способов разрешения политических конфликтов, надежным инструментом легитимации правительственного режима, а также методом грамотной политической социализации.

Формы политического участия

Формы и методы политического участия могут быть многогранными по направлению, значению и своей результативности:

  • действия граждан в политике, выступающие ответом на стороннее воздействие, которое исходит от других людей и государственных институтов;
  • систематическое участие во всевозможных выборах, политических кампаниях;
  • участие, напрямую связанное с передачей полномочий в отборе государственных лидеров;
  • активное участие в деятельности политических движений, организаций и партий;
  • обязательно выполнение всех политических обязанностей в пределах действующих государственных органов, помощь гражданам в реализации их функций и привлечение общественности к организации контрольных мероприятий за работой политических институтов;
  • посещение различных политических собраний, передача и освоение новой информации, участие в общественных дискуссиях;
  • прямое действие – непосредственное воздействие на изменение и функционирование политических систем через митинг акции протеста и так далее.

Функциональные свойства и принципы политической концепции можно выразить посредством конкретных форм, способов, видов, участия граждан в политике. Эти критерии являются хорошим результатом воздействия и формирования правильных политических интересов, расстановки приоритетов и определение всех особенностей политического режима, государственных структур, общественного сознания, культуры и традиций.

Для более авторитарных политических режимов характерно определенное стремление притеснить участие определенных сообществ и групп в политике. Для тоталитарной системы – предоставить мобилизационное и контролируемое вовлечение граждан в политику. Для демократических режимов основной задачей считается создание важных условий для свободного и широкого участия людей в политике.

Политическая культура

Определение 2

Политическая культура – это определенная часть духовной культуры общества, характеризующаяся общепринятой концепцией убеждений, взглядов, традиций и нравственных норм, которая регулирует поведение людей в институтах гражданского общества.

Указанная система состоит из политических идеалов, установок и ценностей, а также включает в себя все действующие нормы политической жизни. Если проводить анализ правительственной культуры на индивидуальном уровне, тогда она будет считаться культурой участия, поэтому в таком контексте можно определить роль политической культуры: формирование совокупностей образцов поведения и взаимоотношения власти и граждан.

Функциями политической культуры в современном обществе выступают идентификация, ориентация граждан в правительственной системе, реализация нужд человека в понимании своей групповой принадлежности и адаптация общества посредством приобщения к навыкам грамотного политического поведения.

С точки зрения указанной деятельности в политике как основной формы взаимосвязи политического сознания и поведения общества, культура участия состоит из четырех компонентов:

  • когнитивный или познавательный – это понимание различных сторон политической жизни общества;
  • аффективный – это определенные переживания и чувства, которые испытывает субъект политической культуры в связи с его активным участием в социально-культурной жизни общества;
  • аксиологический (оценочный) – это предварительно выработанные представителями политики по определенным критериям оценки важных политических отношений с позиций их полного соответствия или несоответствия всем поставленным целям социально-политическим нормам, ценностям и идеалам;
  • поведенческий – политическое воздействие как способ оперативного реагирования на происходящие в общественной и социальной жизни события.

Грамотный анализ культуры лидерства выдвигается на первый план, если понимать концепцию политической деятельности как один из методов анализа существующей правительственной системы. Тогда объектом исследования автоматически становятся качество всех составляющих политическую концепции институтов управления и власти, трактовка и оценка моделей правильного функционирования властных взаимоотношений. Это понятие комплексно отражает ключевые признаки концепции совокупности норм и ценностей, которые в общем определяют пределы и характер воздействия определенного лидера на граждан, а также демонстрирует уровень соответствия реального функционирования власти нормативному.

Одной из основных характеристик политического процесса является деятельность субъектов политики, т.е. политическая деятельность. Она представляет собой сознательные и целенаправленные действия субъектов политики по управлению государством и обществом, прямое или опосредованное их участие в политической жизни. Главной побудительной причиной политической деятельности являются жизненно важные интересы и потребности людей, наиболее важными из которых являются экономические и материальные. Именно в них коренятся самые глубокие побудительные мотивы участия людей в политике. Потребности становятся политическими интересами и вызывают определенные действия тогда, когда люди осознают, что удовлетворение их потребностей зависит от их влияния на власть или изменений в политической системе. Кроме интересов и потребностей, мотивационный компонент политической деятельности определяется также уровнем образования субъектов действия; умением анализировать сложившуюся ситуацию, в которой происходят события; системой ценностей и норм, существующей в обществе; эмоционально-психологической предрасположенностью участников событий.

Политическая деятельность имеет достаточно сложную структуру:

В качестве субъектов политической деятельности могут выступать: индивидуальные субъекты (рядовые граждане или профессиональные политики); групповые субъекты (общности, группы, коллективы, элиты); институциональные субъекты (организации и учреждения, выполняющие представительские и исполнительные функции в политической системе общества). Субъекты политической деятельности вступают в определенные отношения друг с другом - политические отношения. Они носят характер конкурентного взаимодействия, которое обусловлено взаимным стремлением субъектов к завоеванию и использованию государственной власти. В силу этого политические отношения часто отличаются напряженностью и конфликтностью. Основным объектом политической деятельности является существующая система социально-политического устройства общества, т.е. политическая система. Одни субъекты политики пытаются ее сохранить и упрочить, другие реорганизовать и тем самым приспособить. Для реализации своих интересов, третьи - подвергнуть кардинальному преобразованию. Средства и методы политической деятельности весьма разнообразны. К ним относят: митинги, демонстрации, выборы, речи, собрания, встречи, переговоры, восстания, революции, войны и т.д. Выбор методов и средств политической деятельности зависит от особенностей политической культуры общества.

Политическая деятельность состоит из целого ряда конкретных политических действий, под которыми понимаются определенные акции, шаги, поступки, намеренно или спонтанно предпринимаемые индивидами, социальными группами, общностями с целью получить некий политический результат. Эти действия могут быть:

позитивные (их целью является постоянное совершенствование политической системы или ее структурных компонентов, развитие в прогрессивном направлении) или негативные (они часто вызывают развитие конфликтов в обществе, кризисной ситуации, неэффективность государственного управления);

рациональные (отличаются тем, что субъекты имеют четкое представление о целях и используют все возможные методы и средства для их достижения) и иррациональные (для них характерно то, что субъекты не имеют четких представлений о целях);

инерционные (направлены на сохранение традиционных политических отношений и механизмов государственной власти, на воспроизводство принятых в обществе норм поведения) и творческие (вносят в политику перемены, обеспечивают совершенствование политической системы);

стихийные (действия, которые не управляются политическими институтами) и организованные (отличаются высокой сознательностью и целеустремленностью субъектов политики);

институционализированные (порядок осуществления таких действий регламентируется законами, уставами, положениями, инструкциями и т.д.) и неинституциона-лизированные (они связаны как с решением проблем, не предусмотренных официальным протоколом, инструкцией, сложившейся написанной традицией или уставом, так и с нарушением установленных норм).

Многообразие действий субъектов политического процесса предполагает существование различных типов политической деятельности. В зависимости от тех изменений, которые вызывают политические действия в сфере политико-властных отношений, выделяют следующие виды политической деятельности:

- политическая реформа - это изменение, переустройство в способе деятельности, в составе институтов, учреждений, не уничтожающее основ существующей политической структуры; постепенное проведение намеченных преобразований общества, в которых акцент делается на доведение этих преобразований до конца. Реформы проводятся, как правило, в законодательном порядке и сверху в целях совершенствования способностей политическои системы адаптироваться к меняющимся в ходе развития условиям ее функционирования. Проведение политических реформ свидетельствует об эволюционном и ненасильственном характере развития политического процесса, о способности определенной политической системы приспосабливаться к многообразным интересам и требованиям общества, новым экономическим, социальным, этническим, религиозным и иным факторам. Наиболее распространенными типами политических реформ являются конституционные изменения в сфере исполнительной власти, перестройка соотношения сил в партийной системе или парламенте и т.д.;

- революция - коренное, качественное изменение в развитии политической и социально-экономической структуры общества; коллективный, насильственный и осознанный захват власти какой-либо общественной группой. Кроме того, термин революция может использоваться и в переносном смысле для обозначения мощных тенденций, способствующих коренному преобразованию, перевороту в качестве какой-либо области жизнедеятельности обществ (научно-техническая революция, информационная революция и т.д.). Характерными признаками революций являются: коренные, всеохватывающие изменения основ общественного порядка; участие в них большого количества мобилизованных людей; сопровождение революционного процесса насилием. Результаты революций могут быть самыми различными: это насильственное изменение существующего политического режима; замена политической эли-ты^ неспособной управлять, другой, более действенной; кардинальные изменения практически во всех сферах жизнедеятельности общества - социальной, экономической, политической; радикальный разрыв с прошлым; внесение изменений в нравственные устои общества, воспитание нового человека;

- контрреволюция - политическая деятельность, осуществляемая отстраненными от власти в результате революционных событий группами. Целью контрреволюции является свержение новой элиты и восстановление прежних порядков. Для финансирования контрреволюционной деятельности часто используются средства эмигрантов, а также стран, которые заинтересованы в ликвидации революционного режима. В качестве методов борьбы с новыми порядками контрреволюционеры используют вооруженное насилие, экономический саботаж, политическую пропаганду. В случае успеха контрреволюции начинается этап открытой реставрации власти прежних политических сил.

- реставрация - процесс политических изменений, направленных на возрождение политического режима, ранее низвергнутого в ходе революции или государственного переворота. В большинстве своем реставрации носят реакционный характер, гораздо реже они содействуют установлению более демократического режима (например, республиканская реставрация, осуществленная Шарлем Де Голлем (1890-1970) во Франции в 1945-1947гг., способствовала значительному реформированию политической и социальной сфер французского общества);

- политическая модернизация - это совокупность процессов, в рамках которых появляются и развиваются новые типы политических требований и организаций, происходят постоянные преобразования во всех основных компонентах системы: экономике, социальных отношениях, культуре, образовании и т.д. Политической модернизации присущи четыре основные особенности: высокий уровень дифференциации политических ролей и институтов, единая централизованная политика с определенными задачами и ориентирами; расширение деятельности центральных административных и политических организаций и их проникновение во все сферы общественной жизни; высокая политическая активность граждан; ослабление традиционных элит и легитимности власти наряду с ростом ответственности правителей перед управляемыми, наделенными потенциальной властью, т.е. способными влиять на принятие решения и формулирование политики;

- государственный переворот - внезапный неконституционный захват власти, незаконная смена правящей элиты в целом (президента, правительства, штата государственных чиновников), которые не связаны с какими-либо коренными изменениями политического режима, социально-экономических отношений в обществе. Государственные перевороты так же, как и революции, отличаются коллективным и насильственным характером политической деятельности, а также стремлением с помощью пропаганды идеологизировать произошедшие события. Однако в отличие от революции государственному перевороту предшествует заговор, причем хорошо организованный, внутри самих государственных институтов. Главной целью государственного переворота является разрушение легитимности существующей власти и утверждение во главе государства другой политической силы, которая будет удерживать обретенные полномочия силой. Подобные политические действия чаще всего ведут к уничтожению стабильной формы правления и утверждению анархии или диктатуры. Примером подобного государственного переворота может служить переворот в Чили в 1973 году, приведший к власти диктатора Аугусто Пиночета Угарте;

бунт, восстание, мятеж - это различного рода возмущения масс действиями властей, чаще всего они носят вооруженный характер.

Большую опасность в современном мире представляет терроризм (от лат. terror - страх, ужас) - целенаправленная деятельность экстремистских организаций или отдельных индивидов, которые применяют насильственные методы и средства (угрозы, шантаж, похищения людей, убийства и др.) с целью запугивания правительств и мирных граждан. Существуют различные формы терроризма. Исторически первой формой терроризма явился индивидуальный террор. Со временем он стал дополняться или совмещаться с коллективно-организованным террором. В современных условиях формы терроризма модернизируются; террористическая деятельность становится все более изощренной, многообразной, бесчеловечной. Учащаются случаи угонов самолетов, взрывов общественных зданий, захвата заложников, в том числе стариков, женщин, детей, применения изощренных способов угроз, пыток. В конце XX - начале XXI века получил широкое распространение этнический и религиозный террор, усилился международный терроризм. После событий 11 сентября 2001 г. в США ряд государств - членов ООН стали координировать свою деятельность в борьбе против международного терроризма.

Политическое участие - это любые, по преимуществу добровольные, действия индивидов или групп, связанные с их непосредственным или опосредованным участием в разработке, принятии и реализации политических решений; проявление вовлеченности граждан в политико-властные отношения.

Политическое участие граждан может проявляться:

1) в осуществлении властных полномочий или противодействии их осуществлению (к примеру, в деятельности в представительных органах или в кампаниях гражданского неповиновения);

2) в деятельности формальных политических организаций (политических партий, общественных объединений);

3) в деятельности неформальных организаций (народных фронтов и т.д.);

4) в выборах и референдумах;

5) в виде прямого действия, т.е. участия граждан в публичных манифестациях с целью воздействия на органы власти (митингах, демонстрациях, политических беседах);

6) в чтении политической периодики и литературы, в прослушивании и просмотре политических передач с последующим обсуждением;

7) в выполнении политических обязанностей в рамках государственных органов, в оказании помощи общественности в реализации этих функций (к примеру, при охране правопорядка).

Характер и степень включенности граждан в политику, их политическая активность определяется значимыми для них причинами или факторами участия. Именно они непосредственным образом обусловливают деятельность людей, их политическое поведение.

Формы и типы политического участия граждан достаточно разнообразны. Наиболее часто современные политологи выделяют автономное и мобилизованное политическое участие. Автономное участие имеет добровольный характер и целерациональную мотивацию, подкрепленную развитыми представлениями о политике. При таком виде участия человек самостоятельно обращается к политическим формам защиты своих интересов и самостоятельно выбирает формы и каналы проявления своей активности. В свою очередь мобилизованное участие достигается средствами манипулирования, принуждением, насилием, экономическими и иными санкциями. Личность втягивается в политику помимо своей воли, часто становясь заложником воли отдельных политиков или политических сил. Мобилизованный тип политического участия чаще всего присущ тоталитарным режимам, которые стремятся к символическому вовлечению масс в политику для имитации своей общественной поддержки.

Кроме этого различают активное и пассивное, индивидуальное и коллективное (массовое), легальное (соответствует установленному законами порядку) и нелегальное (нарушает законы, противоречит установленным порядкам), традиционное (ориентировано на поддержание политической преемственности и стабильности) и инновационное (нацелено на развитие, изменения), постоянное (оно характерно для политиков-профессионалов) и эпизодическое (характерно для рядовых граждан, например, голосование на выборах), организованное и неорганизованное политическое участие.

Особое значение для государства имеют так называемые протестные формы политического участия. Политический протест является одной из разновидностей негативного воздействия индивида или группы на сложившуюся в обществе политическую ситуацию, а также действия властей. Он может протекать как в виде разрешенных властями демонстраций, пикетов или других акций (конвенциональная форма), так и в деятельности запрещенных политических партий, несанкционированных шествиях и т.д. (неконвенциональная форма).

Политическое участие оценивается как одна из основных характеристик демократии, как средство политической социализации и политического воспитания, борьбы с бюрократией и политическим отчуждением граждан. В этой связи определенную опасность для демократического устройства общества представляют кризисы политического участия. Под кризисами политического участия подразумевается ситуация, когда правящая элита не в состоянии создать институциональные условия для удовлетворения растущих потребностей граждан участвовать в политике. Они обусловлены, как правило, претензиями новых социальных групп на соучастие в управлении государством, в осуществлении властных полномочий, на вхождение в политическую элиту. В тех случаях, когда правящая элита считает нелегитимными требования этой новой социальной группы, стремящейся к активному включению в политический процесс, обычно и наступает кризис политического участия.

Существуют разные пути преодоления возникшего кризиса политического участия.

Наиболее эффективным способом разрешения кризиса политического участия является институциональная адаптация. Ее характерной особенностью является то, что в рамках определенной политической системы находится институциональное решение, а именно: обозначаются новые процедуры выборов и создаются электоральные институты, совершенствуется партийная система государства, формируются группы интересов. Только в этом случае можно прийти к соглашению между правящей элитой и контрэлитой, стремящейся к участию в принятии политических решений. Другим, противоположным, способом разрешения кризиса политического участия является авторитарный способ. Для него характерен отказ в расширении сферы политического участия различных групп населения или ее насильственное ограничение путем введения всевозможных запретов, применения репрессивных мер. Обычно это приводит к развитию форм принудительного, мобилизационного, имитационного участия граждан в политике. Третьим способом разрешения кризисов политического участия является умеренно-авторитарный способ. Он предполагает, что правящая элита, не готовая идти на значительные изменения характеристик политической системы, начинает создавать только иллюзорные формы политического участия, пытаясь, тем самым, направить возникшую новую политическую активность в нужное для себя русло, в рамки существующих традиционных структур. В этом случае оппозиционным силам предоставляется формальное право участвовать в политическом процессе, однако существующая система не дает им никаких шансов одержать победу.

Политическое поведение – это совокупность реакций социальных общностей, личностей на деятельность политической системы.

Политическая реакция – это совокупность действий субъектов, акторов, которые реализуют свои внутренние установки, внутренние позиции.

Политическое поведение:

1. Политическое участие:

Это вовлеченность членов определенной общности на разной основе (на индивидуальной или классовой, этнической, религиозной) в процесс политико-властных отношений. Участие осуществляется по-разному (идет на митинг). Если он нечаянно оказался там, это не участие. Это всегда сознательная деятельность. Разработали бихевиористы. Главным является определенный человек.

ü прямая/непосредственная форма;

ü представительная.

Типы по Маршу:

1. Ортодоксальное политическое участие (обеспечивает стабильность и устойчивость политической системы: разрешенные властями мероприятия);

2. Неортодоксальное политическое участие (несанкционированное поведения, протесты);

3. Политические преступления (деятельность с использование нелегитимного насилия: захват заложников, политические убийства, революции).

Также выделяют:

Ø автономное политическое участие (добровольность действий);

Ø мобилизационное политическое участие (квазиучастие) (имеет принудительный характер: стимулы страх и принуждение – потеря работы. Направлен на демонстрацию всенародного одобрения. Как в СССР).

Протестные формы – негативное проявление к политической системе (в целом или на конкретные действия властей).

ü митинги;

ü демонстрации;

ü шествия.

Протесты начинаются не тогда, когда люди живут плохо, а когда люди начинают жить лучше и хотят быстрее (революция ожиданий).

Две формы политического протеста:

1. конвенциональная (разрешенная властями);

2. неконвенциональная (запрещенные действия). Крайняя форма – политический терроризм (ужас). Ядро террористический организаций – лица от 20 до 30 лет.

Система, основанная на участии – где активистский тип участия народа, а элита ценит, что ее выбрали, и действует на благо народа.

Политическое действие – это вмешательство отдельного человека или группы в отношения власти в данной системе с целью приспособить ее к своим интересам, целям, идеалам, ценностям.

Понятие формировалась в рамках марксистской политологии, где главным является не определенный человек, а классы. Их действия зависят от идеологии участников. В каждой системе есть правила игры. Основное Правило – Конституция. Правила игры обязаны все соблюдать. В нестабильных обществах часто меняются правила игры.

Политическое действие:

ü позитивное (делать что-то);

ü негативное (прекратить что-то);

ü рациональное (обдумываем способы);

ü иррациональное;

ü стихийные (импульсивные, действия масс);

ü организованные (действия элит).

По радиусу воздействия на общество:

Ø Революция . Свержение прежней элиты и преобразование общества в целом, отмена прежней Конституции. Это следствие серьезных противоречий в обществе. Главная причина – потеря властями легитимности (поддержки народа). Для революции всегда характерно насилие. Революции происходят в обществе, в котором не проводятся реформы.

· мирным путем;

· немирным путем.

Революции пожирают своих детей.

Жак де Местр

Ø Контрреволюция . Политическое движение, которое возглавляется теми, кто потерял власть в ходе революции и тех, кто отказался от революции. Цель: свергнуть новую элиту и вернуть себе власть.

Ø Реформа . Частичное изменение, самая лучшая политика. Она меняет общество, не затрагивая его основ. Классический пример: реформы капитализма в развитых странах в 20 веке (реформы Рузвельта: либеральная политика без отмены частной собственности). Активной силой были не рабочие, а капиталисты, им было что терять. Самое разумное действие, альтернатив пока нет. Надо чтобы в обществе было согласие по базовым ценностям.

Ø Бунт . Участие масс, которые недовольны местной властью. Зачастую они перерастают в погромы.

Ø Переворот . Направлены на перемены в сфере власти, на персональные перестановки во власти, конкретных личностей.

· Государственный переворот делает представитель власти;

· Путч – тот, кто оказался оторванным от власти;

· Мятеж – связан с военными.

Ø Мятеж . В основном связан с военными. Близок к перевороту.

Ø Восстание .

Ø Выборы и проведение избирательных кампаний . Должны быть периодическими и нефальсифицированными.

Ø Популизм . Деятельность, которая направлена на то, чтобы обеспечить популярность ценой пустых обещаний, демагогических лозунгов, заигрывания. Характерен для не очень развитой политической системы. В современной политике считается негативным явлением.

Любое действие содержит как рациональнее, так и иррациональные элементы.

Политический абстенционизм

Абстенционизм – непрепятствование событиям идти своим чередом, апатия, пофигизм.

Если вы не занимаетесь политикой, то политика занимается вами. На практике укрепляет определенную линию политики.

Он может быть:

Ø изнутри (внутренний) политической системы (люди отказываются от участия: моя хата с краю);

Ø извне (внешний) политической системы (поддержание нейтралитета).

Абсентеизм – отказ от участия в выборах. .

знать

  • понятия "участие", "политическое участие";
  • формы и типы, мотивы политического участия;

уметь

Осуществлять анализ причин, определяющих формы и уровень политического участия граждан, причины абсентеизма;

владеть

Методикой анализа факторов и мотивов политического участия в конкретных политических условиях.

Понятие, формы и мотивы политического участия

Участие граждан в политике является неотъемлемым атрибутом современного демократического общества. Оно дает людям возможность быть субъектами политики, влиять на решения важнейших общественных проблем и определять условия своего существования.

Политическое участие представляет собой разновидность политической деятельности. Политическое участие – это деятельность граждан с целью влияния на принятие политических решений и их осуществление.

Данное определение требует некоторых уточнений. Во-первых, говоря о политическом участии, мы имеем в виду политическую деятельность обычных (рядовых) граждан, а не лиц, обладающих государственной властью и (или) занятых выполнением своих должностных управленческих функций. К политическому участию не относится профессиональная деятельность людей, входящих в состав представительных, исполнительных, судебных, силовых структур власти; политическое участие профессиональных политиков и чиновников имеет место только в тех случаях, когда они действуют как рядовые граждане, например участвуют в процедуре голосования.

Во-вторых, политическое участие – это добровольная деятельность граждан, она не является для них обязательной и тем более принудительной. По этой причине многие формы активности в советском обществе не считались западными советологами (специалистами по СССР и другим социалистическим странам) политическим участием.

В-третьих, политическое участие граждан не есть "участие за деньги": если человек агитирует за партию или участвует в проводимых ею мероприятиях только потому, что за это платят, то данная деятельность не является политическим участием.

Альтернативой политическому участию выступает абсентеизм – уклонение от участия в политической жизни в силу отсутствия интереса к политике.

Формы политического участия многообразны. Наиболее популярными являются: массовые манифестации (митинги, демонстрации, забастовки, пикетирования), голосование на выборах и референдумах, участие в деятельности политических партий и групп давления, выражение своего мнения о тех или иных политических событиях или решениях через СМИ, письма и обращения в органы государственной власти, наказы депутатам, контакты с государственными служащими, контроль за деятельностью государственных и муниципальных органов власти и т.д. Самой распространенной формой политического участия является участие в выборах. В некоторых странах доля участвующих в национальных выборах доходит до 90% (Австралия), в большинстве стран развитой демократии она обычно колеблется от 50 до 80%. Остальные виды участия лишь в очень немногих случаях охватывают более 25% граждан.

В силу многообразия форм политического участия его можно классифицировать по различным основаниям. Политическое участие бывает: 1) легальным (участие, разрешенное законом) и нелегальным (запрещенные законом формы политической деятельности, например терроризм или не разрешенные властями акции протеста); 2) индивидуальным и коллективным; 3) постоянным (оно свойственно политическим активистам) и эпизодическим (обычно ограничивается участием в выборах); 4) традиционным (направленным на сохранение политической системы и поддержание стабильности) и инновационным (ориентированным на изменения и реформы); 5) на местном, региональном или высшем уровнях политической системы, и т.д. Формы участия различаются по своей направленности (на решение общественных целей или реализацию частных интересов), количеству усилий и ресурсов , требуемых со стороны участников, уровню конфликта с властями и степени оказываемого на них давления , объему необходимой кооперации и др. Например, протестная активность, как правило, очень конфликтная, может оказать сильное давление на власти и требует определенной кооперации со стороны участников; в то же время контакты с официальными лицами обычно неконфликтны, оказывают незначительное давление на власти и не требуют кооперации.

Мотивы политического участия

Почему люди участвуют в политике? В чем главное предназначение политического участия? В политической науке, как отмечает известный британский специалист в области политического участия Г. Пэрри, сложились три основных объяснения феномена участия. Наиболее распространенной является так называемая инструментальная модель политического участия. Политическое участие – это инструмент влияния на принятие политических решений, с помощью которого граждане реализуют свои цели. Основной мотив участия в политике – реализация индивидуальных и групповых интересов; участвуя в политике, люди добиваются от государственной власти таких решений и действий, которые им выгодны.

Коммунитарная модель политического участия в качестве его источника и главного мотива рассматривает желание людей способствовать совершенствованию общества и сто институтов. Людьми движет не собственный интерес, а чувство сопричастности с жизнью общности, с другими людьми.

В отличие от двух предыдущих концепций образовательная модель обращает внимание не столько на источники участия, сколько на его результаты. Политическое участие рассматривается прежде всего как важнейший элемент политической социализации. Люди приобретают политический опыт и знания в процессе участия в различных видах политической деятельности. При этом участие для некоторых из них становится важной частью их жизнедеятельности, формой самовыражения, возможностью реализовать свой потенциал и способности.

Хотя наиболее распространенными мотивами участия, как показали эмпирические исследования, являются рационально-инструментальные, другие мотивы также могут выступать в качестве его источников. Поэтому данные модели, по сути, отражают три основные функции политического участия – инструментальную, коммунитарную и образовательную.

В каждом государстве в зависимости от политического режима, уровня развития гражданского общества и политической культуры граждан, исторических традиций и других факторов складывается та или иная форма и степень вовлеченности граждан в политический процесс. Такое вовлечение простых граждан в политику называется политическим участием.

Политическое участие следует отличать от таких сходных по смыслу понятий, как политическая деятельность и политическое поведение.

Политическая деятельность представляет собой совокупность организованных действий субъектов политики, направленных на реализацию общих задач политической системы. Политическая деятельность - это реализация политической стратегии и тактики, осуществляемая прежде всего институционализированными субъектами политики (государственными органами, политическими партиями, группами давления и др.). Иными словами, это деятельность политических профессионалов, исполняющих свои функциональные обязанности. Хотя и непрофессиональных, и неинституционализованных участников из общей политической деятельности полностью исключить нельзя.

Политическое поведение отражает качественную характеристику участия и деятельности, мотиванионную и эмоциональную составляющую в действиях индивида или группы, принимающих участие в том или ином политическом процессе.

Политическое участие - вовлеченность граждан в политический процесс, в тс или иные политические акции. Здесь речь идет прежде всего об участии в политике простых граждан, не претендующих на «звание» политиков-профессионалов, например участие рядовых избирателей в выборной кампании.

Вовлеченность граждан в политический процесс, как уже говорилось выше, зависит от многих факторов, в том числе и от уверенности конкретного избирателя в том, что его голос на выборах окажет положительное влияние на решение его личных проблем и на улучшение общей ситуации в стране. Однако в реальной жизни часть граждан, разочаровавшись в эффективности своего личного участия в политическом процессе, не желают в нем участвовать, другие не участвуют из-за своей пассивности, третьи игнорируют политические мероприятия по принципиальным соображениям; имеется категория граждан, не имеющих возможностей и средств для того, чтобы принимать участие в политическом процессе. Например, такие люди предпочитают в день выборов поработать на своем садовом участке. На эту проблему указывал еще Аристотель. Он, в частности, сетовал на то, что люди среднего достатка (наиболее стабильные и уравновешенные в обществе) мало занимаются политикой, так как вынуждены зарабатывать себе на жизнь, когда другие митингуют.

В политической теории выделяют, в частности, следующие причины вовлечения индивида и групп в политический процесс:
стремление получить выгоду от политического участия;
участие как стремление защитить свои интересы, например предотвратить сокращение производства в определенной отрасли промышленности;
участие как выражение лояльности существующему режиму власти или как акт поддержки той или иной политической партии, движения;
желание жизненного успеха и общественного признания через участие в политике;
понимание общественного долга и реализация собственных гражданских прав;
понимание (осознание) общественной значимости предстоящего политического мероприятия;
мобилизационное участие - использование различных способов принуждения или поощрения для того, чтобы привлечь граждан к участию в том или ином политическом мероприятии. Например, во времена СССР человека, отказывавшегося пойти на голосование или митинг, могли лишить тринадцатой зарплаты или отодвинуть очередь на получение жилья. На проходивших в конце 2001 г. выборах президента Якутии избирателей завлекали на избирательные участки ценными подарками.

Существуют две основные формы политического участия граждан в политическом процессе: прямое и опосредованное. Прямое участие имеет место, когда индивид или группа лично участвует в том или ином политическом мероприятии, например в выборах депутатов парламента. Опосредованное участие осуществляется через своих представителей. Например, всенародно избранный парламент от имени своих избирателей формирует правительство, издает законы, т. е. осуществляет политическое управление страной.

Исследователи делят различные виды участия на три основные типа:
1) участие-солидарность, направленное на поддержку существующей политической системы;
2) участие-требование или протест, направленное на частичное или радикальное изменение существующего курса развития общества;
3) девиантное участие - использование неконституционных, в том числе и насильственных методов с целью свержения существующего режима.

Роль, значение и формы политического участия во многом зависят от типа политической системы, политического режима власти. В демократической системе политическое участие является одной из форм участия граждан в управлении государством. Оно выполняет такие функции, как выдвижение требований для принятия необходимых политических решений, координация политического курса правительства и президента, контроля за исполнением тех или иных политических решений. Политическое участие может также подтвердить или опровергнуть легитимность существующего политического режима. Наиболее важной функцией политического участия в демократическом обществе является участие в выборах с целью формирования государственных органов власти. Кроме всего прочего, политическое участие является эффективной формой политической социализации граждан.

В тоталитарной политической системе, как правило, допускается лишь одна форма политического участия граждан - мобилизационная. Несанкционированные властью инициативы там наказуемы. Обычно для очередной демонстрации единства народа и правящей элиты (партии или вождя) проводятся парады, шествия, митинги, выборные компании число участников, формы проведения и результаты которых заранее предопределены правящим режимом. Такое мобилизационное участие является одним из способов политической манипуляции и имитацией реального участия граждан в политическом процессе.

© 2024 staren.ru
Портал о ремонте