ТУТМОС III (греческая транскрипция древнеегипетского Джехутимесу - "Тот родил его"), египетский фараон ок. 1490-1436 до н. э. (фактически у власти с 1468 до н. э.). Вел войны, в результате которых восстановил господство Египта в Сирии и Палестине.
Сын Тутмоса II и его наложницы Исиды. При жизни отца был жрецом в Карнакском храме и не считался наследником, поскольку согласно практике начала Восемнадцатой династии наследником Тутмоса II должен был стать муж его дочери от Хатшепсут Нефруры по достижении ею брачного возраста. Однако Тутмос II умер молодым, когда его дочь была еще в младенчестве. Наследником был провозглашен Тутмос III; сомнения в его правах на власть как сына наложницы были устранены фиванскими жрецами бога Амона-Ра с помощью оракула. Вступив на престол после смерти отца в 1490 до н. э., через год он был фактически отстранен от власти ставшей его соправительницей Хатшепсут. При жизни Хатшепсут Тутмос III стоял во главе египетской армии и проявил себя способным полководцем, совершив успешные походы на Синай, в Нубию и Палестину. Вероятно, уже в это время Тутмос III, опираясь на войска, приобретает большое влияние. Став ок. 1468 до н. э. единовластным правителем, он стремится стереть память о предшествующем царствовании, повсеместно уничтожая имена и изображения Хатшепсут (не трогая главного памятника ее времени - заупокойного храма царицы в Дейр-эль-Бахри).
К концу правления Хатшепсут влиянию Египта в Сирии-Палестине противостояла коалиция городов этого района, возглавляемая правителями Мегиддо и Кадеша и, очевидно, поддерживаемая главным противником Египта в Азии - государством Митанни (Северная Месопотамия). Стремясь восстановить контроль Египта над азиатскими владениями, Тутмос III в 1468 до н. э. начинает кампанию в Азии, подробно описанную в летописи его царствования. Быстрым (за 21 день) маршем войска Тутмоса III преодолели расстояние от востока дельты Нила до города Мегиддо (Северная Палестина), у которого были сосредоточены главные силы антиегипетской коалиции. Попытка взять город с ходу не удалась, и за ней последовала его семимесячная осада. После сдачи Мегиддо лидеры антиегипетской коалиции признали зависимость от Тутмоса III, и гегемония Египта в Сирии-Палестине была восстановлена. В дальнейшем, с 1466 по 1448 до н. э. Тутмос III совершил не менее 15 походов в Сирию-Палестину. По-видимому, одной из главных целей этих походов, обычно совершаемых во время сбора урожая, была военная добыча (пленные составляли лишь небольшую часть захваченного), большая часть которой передавалась храмам Амона-Ра в Фивах.
В 1458 до н. э. очередной поход привел к прямому столкновению Египта с Митанни: перейдя через реку Евфрат, Тутмос III опустошил западную часть этого государства. В 1456 до н. э. войска Митанни были разбиты в Северной Сирии. Границей сфер влияния двух "сверхдержав" Передней Азии стал Евфрат, что явилось максимальным в истории Египта расширением его владений в Азии. Действия Тутмоса III в Нубии ограничивались легкими карательными экспедициями. Южным рубежом Египта был район четвертого порога Нила. Строительная деятельность Тутмоса III велась по всему Египту и даже в его владениях в Азии и Нубии. Наиболее известен храм в честь празднества тридцатилетия правления фараона (хеб-седа), на стенах которого высечена его летопись (Анналы Тутмоса III), и другие постройки в Карнаке.
Назад
Вперёд
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цели урока:
Оборудование урока:
Оформление доски:
Учитель проводит проверку готовности учащихся к уроку, необходимо наличие атласов по истории Древнего мира на каждой парте. Объявляется тема урока, показанная на первом слайде презентации.
Проверка домашнего задания проводится в форме фронтального опроса. При этом используется второй слайд презентации к уроку, на котором последовательно появляются вопросы:
Деятельность учащихся на этом этапе предполагает ответы на данные вопросы в рамках информации, изложенной в учебнике:
Объяснение нового материала происходит с опорой на показываемую презентацию. Перед началом рассказа учителя обучающимся предлагается подготовиться к заполнению таблицы “Вооружение египетского воина”, предполагающее последующую устную проверку полученного результата в классе. Образец незаполненной таблицы показан обучающимся на слайде 3.
После подготовки таблицы учитель начинает рассказ, обращаясь последовательно к слайдам 4 и 5. Примерный рассказ учителя может выглядеть следующим образом:
“Давайте познакомимся подробнее с военной службой вельмож, а заодно узнаем, куда и зачем отправляли в походы свои войска фараоны, кто становился простыми воинами, как эти люди были вооружены.
Начнем наше знакомство с военным делом Древнего Египта с его войска. Египет был объединен около 3000 г. до н.э., а в конце XVIII в. до н.э. страну захватили гиксосы, вторгшиеся из Азии. Они захватили дельту, а затем и Южный Египет. На 150 лет страна утратила независимость. Гиксосы вынудили египтян создать сильную армию. Во главе борьбы против них встали фиванские фараоны, освободившие Египет к 1600 г. до н.э.
Основу египетского войска составляла пехота. В войско забирали каждого десятого юношу после проведения переписи. Для изготовления оружия использовали сплав олова (1/10) и меди (9/10) – бронзу. По роду оружия пехота делилась на лучников и копейщиков. Распространенным оружием для рукопашного боя были боевые топоры. Защищали пехотинцев щиты. При их изготовлении на деревянную или тростниковую основу натягивали кожу. Металлические шлемы в Египте встречались не часто. Обычно воины надевали шапочки из льна или кожи, с закрепленными на них бляхами. Знатные воины могли иметь кожаный панцирь с нашитыми на него металлическими пластинами и кинжалы.
Еще одну часть египетского войска составляли колесничие. Боевая колесница – это легкая, двухколесная повозка, устойчивая на поворотах. Колесничие все были знатными и богатыми людьми: коней они получали на царских конюшнях, а колесницы, упряжь, панцири они покупали сами. В сражениях колесницы шли на прорыв, врывались в гущу вражеского войска, преследовали отступающего противника. Управлял лошадьми возничий, а владелец колесницы стрелял из лука или метал дротики”.
После этого рассказа проводится проверка заполнения учащимися таблица, для определения правильности ответов используется слайд 6.
Следующее задание классу отражается на слайде 7. Обучающимся предлагается найти в атласе по истории Древнего мира похожую карту и определить по ней направления военных походов фараонов и их цель. После устных ответов учащихся происходит сравнение их результатов с теми, что отражены на слайде 7. В последнем случае не указана цель походов египтян в Палестину, Финикию и Сирию. Это позволяет подробнее остановиться на походах Тутмоса III и дать возможность обучающимся попытаться самостоятельно сформулировать несколько разных целей завоевательных походов в этот регион.
Для закрепления материала организуется работа с текстом документа о завоеваниях Тутмоса III и подготовка устных ответов на вопросы к нему. В презентации используется слайд 8.
Его величество отправился на золотой колеснице, украшенный своим боевым оружием… И враги увидели, что его величество одолевает их, и бежали стремглав в Мегиддо с лицами полными страха. Они бросили своих лошадей и свои золотые и серебряные колесницы, и их втаскивали с помощью одежд в этот город… И вот, если бы войско его величества не возымело намерения пограбить имущество врагов, оно бы овладело Мегиддо в этот миг…
Тогда были захвачены их лошади и их золотые и серебряные колесницы… Их ратники лежали, простершись на спине, как рабы, а победоносное войско его величества считало своё достояние… И все войско ликовало, воздавая славу Амону за победу, дарованную им своему сыну в этот день. Они воздали хвалу его величеству, превознося его победы.
(Осада крепости продолжалась 7 месяцев). И вот владетели этой страны приползли на животах, чтобы поклониться мощи его величества, чтобы испросить дыхание для своих носов, потому что велика его сила, потому что велика власть Амона над всеми чужеземными странами… И вот все владетели были приведены пред мощь его величества с их данью: серебром, золотом, лазуритом, бирюзой, зерном и вином, быками и мелким скотом.
Вопросы к тексту:
Ответы учащихся на данные вопросы предполагают прямые ссылки на текст источника.
При наличии времени проводится работа с иллюстрацией на слайде 9, показывающей фараона на поле боя. Отвечая на вопрос об особенностях изображения фараона на поле боя, обучающиеся могут указать на преувеличение роли фараона, на соответствии размера его изображения высокому статусу в государстве.
Высвечивается на экране на слайде 10.
При подготовке данного урока и презентации к нему использовались следующие источники информации:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Военные походы египетских фараонов История Древнего Мира, 5 класс Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Перегребинская средняя общеобразовательная школа №1» Октябрьского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
План урока Войско Древнего Египта. Завоевательные походы египетских фараонов. Тутмос III . Итоги и последствия завоеваний.
Проверка домашнего задания Как жили вельможи в Древнем Египте? Кому подчинялись вельможи? Какие поручения давал вельможам фараон? Кто подчинялся египетским вельможам?
Древний Египет
Основу египетской армии составляли пешие воины Египетское войско. Настенная роспись
Египетские пехотинцы
Египетские лучники
Боевые колесницы – ударная сила египетского войска Один воин управлял колесницей, а второй стрелял из лука и бросал дротики.
В 1750 году до н.э. Египет подвергся нападению кочевников-гиксосов. После их разгрома египетские фараоны сами начали завоевательные походы против своих соседей.
Фараон на колеснице. Восстановленная древнеегипетская роспись, показывающая мощь и величие фараона и Египта.
Самые крупные завоевания совершил фараон Тутмос III (ок. 1500 г. до н.э.)
Направления и цели военных походов Нубия – золото, рабы Ливия – козы, овцы, коровы Синайский полуостров – медная руда Палестина, Сирия – ценные породы древесины, благовония, украшения и т.д.
Значение военных походов египетских фараонов Военная добыча Присоединение новых территорий Увеличение числа подданных Увеличение налогов
Значение военных походов египетских фараонов военное могущество Египта и его превосходство над соседями Рост экономики Египта Могущество и величие Египта
Несли все тяготы военной службы. Военной добычи не получали. За время несения службы их хозяйства приходили в запустение Положение простых воинов
Назовите основные направления завоевательных походов фараонов Нубия – захват рабов и золота Ливия – захват скота Синайский полуостров – захват меди Палестина, Сирия – захват древесины, украшений, тканей, благовоний.
Домашнее задание § 9. Вопросы после § 9 – устно; составить рассказ «Один день из жизни египетского воина»
Вигасин А. А. История Древнего мира. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений /А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая. – 17-е изд. – М.:Просвещение, 2010. http://war-strategy.narod.ru/html/preancient/egypt.htm http://maxbooks.ru/vostok/antor67.htm http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000054/ http://ru.wikipedia.org/wiki/ Тутмос_ III Литература
Колесница была главной силой фараона и представляла собой грозную силу для врагов в военных походахКолесница была
главной
силой фараона и представляла собой
План
урока:
грозную силу для
врагов впеших
военных
походах
1).отряды
воинов
и
оружие
2). Состав египетского войска
3). Войско в походе
4). Боевые колесницы
5). Военные походы фараонов
6). Пленные
7). Золотая похвала
Бортникова Т.И.
Древний мир
Слайд 2
Около 1500 г. До н.э. Египтом правил фараон Тутмос. В те времена Египетское царство было так сильно, что никакие чужеземцы не угрожали ему. Фараоны использовали сильное войско для завоевания новых земель и удержания под своей властью покорённых стран.
Слайд 3
Большую часть войска составляла пехота. Исход войны во многом зависел от её выучки и выносливости. Набор в войско производили писцы по приказу фараона, большинство новобранцев было из земледельцев. Опытные командиры обучали воинов маршировать и бегать шеренгами, стрелять их лука, владеть копьём, топориком и кинжалом. Ленивых безжалостно избивали палками, раны от побоев на голове теле долго не заживали.
Слайд 4
По роду оружия пехота делилась на стрелков из лука – лучников – и копейщиков. Лук был основным видом дальнобойного оружия. Стрелы часто делались из тростника с бронзовыми наконечниками, их носили в особых футлярах – колчанах. Во время сражения лучники для быстроты и удобства вынимали сразу по несколько стрел и держали их в правой руке между большим и указательным пальцами.
Слайд 5
Египетское копьё состояло из длинного крепкого древка и бронзового наконечника. Защищались пехотинцы небольшими лёгкими щитами удобными в рукопашном сражении. Щиты состояли из деревянной и сплетённой из крепкого тростника основы, обтянутой кожей. Металлические шлемы в Египте были большой редкостью. Обычно воины надевали шапочки из кожи или льна, часто имевшие полосы.
Слайд 6
На древнеегипетской росписи художник прекрасно передал стремительное движение отряда копейщиков, его выучку и сплочённость. Все шагают в ногу, воины в полосатых шапочках вооружены щитами, копьями, топориками и искривлёнными мечами.
Слайд 7
Во главе армии стоял верховный властитель страны – фараон. Во всех важных сражениях он лично командовал войском. Льстивые и угодливые вельможи приписывали фараону все военные победы. «О, если бы не его величество, да живёт он, да здравствует, да будет благополучен! Мы никогда бы не разгромили вражеское войско».
Слайд 8
В середине второго тысячелетия до н.э. египтяне стали использовать боевые колесницы, запряжённые конями. Это позволило создать большое колесничное войско, игравшее огромную роль в египетской армии.
Слайд 9
У колесницы было два колеса со спицами. На оси между колёсами укреплена площадка, где стояли двое – один управлял конями, а другой стрелял из лука и бросал в противников короткие копья – дротики. Площадка крепилась к длинной палке – дышлу, за которое два коня везли колесницу. Вся колесница, включая колёса и спицы, изготавливалась из прочного дерева. На площадке делались обтянутые кожей борта, чтобы защитить ноги возницы и стрелка.
Слайд 10
Какая страна была завоёвана к югу от Египта?
В какую страну на запад от дельты Нила вторгались войска фараона?
Какой полуостров был захвачен войсками фараона к западу от дельты?
Какие страны к северу от Синайского полуострова покорили египетские войска?
На карте в учебнике найдите название реки, до которой доходили владения египтян на севере?
Слайд 11
Самые крупные завоевания совершил около 1500 года до н. э. фараон Тутмос.
Прочитаем описание одного из походов Тутмоса на с. 46.
Слайд 12
После каждого похода войска возвращались с добычей в столицу Египта, которой становится город Фивы.
Слайд 13
Из завоёванных стран египетские воины гнали толпы пленников. Победитель имел право убить побеждённого. Если же он пощадил пленника, то становился господином его жизни и смерти. Пленников могли превратить в рабов, заклеймить, как скот, и продать.
Сверху вниз - нубиец,
ливиец, житель Азии
Слайд 14
Одних египтян войны обогащали: фараоны щедро награждали военачальников и колесничих. Вельможи становились ещё богаче. Других египтян длительные войны доводили до обнищания. Войны разоряли основное население страны – её тружеников.
Слайд 15
Фараоны часто не доверяли египетским воинам. Для своей охраны они предпочитали наёмное войско из чужеземцев. Наёмники, получавшие плату из казны, казались фараону более надёжной опорой на случай заговора вельмож или возмущения простых египтян.
Интернет-ресурсы
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%83%D1%82%D0%BC%D0%BE%D1%81_III
http://www.husain-off.ru/hg7n/images1/drm5-069.gif
http://mathemlib.ru/books/item/f00/s00/z0000011/st027.shtml
http://www.ms77.ru/articles/fashionhistory/drmir/egypt/14917/
http://istoriya-ru.ucoz.ru/news/pokhody_tutmosa_iii_v_aziju/2011-01-31-132#
http://www.trinitas.ru/rus/doc/0211/008a/02111080.htm
http://bronexod.com/forum/lofiversion/index.php?t941.html
http://www.husain-off.ru/hg7n/hg7-a1-14.html
http://www.home-edu.ru/user/uatml/00000754/histbibil/faraon/faraon.htm
Посмотреть все слайды